Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ АБДУЛЛЫ АВЛОНИ «ТУРКИЙ ГУЛИСТАН ЁХУД АХЛОК»'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ АБДУЛЛЫ АВЛОНИ «ТУРКИЙ ГУЛИСТАН ЁХУД АХЛОК» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
277
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Туркий гулистан йохуд ахлок» / образование – воспитание / просвещение / «Гулистан» / нравственность / гармония тела и души / воспитание мысли / Родина / воспитание совершенного поколения. / “Turkish Gulistan Yohud Ahlok” / education upbringing / enlightenment / “Gulistan” / morality / harmony of body and soul / education of thought / Motherland / education of a perfect generation.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Асатуллоев Аброрхон

Важное влияние на формирование духовной среды в обществе оказывает сфера воспитания молодежи нации, и ее важность подчеркивается также следующими предложениями в творчестве Абдуллы Авлони, одного из зрелых представителей просветители: «Туркий гулистан йохуд ахлок»: «Образование – это вопрос жизни – или смерти, или спасения – или разрушения, или счастья – или катастрофы». По этой причине процесс воспитания молодежи в нашей стране, особенно духовного воспитания, так актуален, важен и даже поднят на уровень государственной политики. Это факт, что система образования, не отвечающая требованиям времени, должна быть полностью реформирована с первых дней независимости нашей страны. Из работы Абдуллы Авлони в виде брошюры мы видим, что моральные нормы, необходимые для формирования нравственных качеств при воспитании молодого поколения, имеют систематизированную форму. Если в XX веке период национального возрождения имел большое значение в развитии идей, то в XXI веке он будет иметь особое значение в создании Ушиншинского Возрождения в Новом Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE WORK OF ABDULLAH AVLONI “TURKISH GULISTAN YOHUD AKHLOK”

The sphere of education of the nation’s youth has an important influence on the formation of the spiritual environment in society, and its importance is also emphasized by the following sentences in the works of Abdullah Avloni, one of the mature representatives of the Enlightenment: “Turkish Gulistan Yohud Ahlok”: “Education is a matter of life or death, or salvation or destruction, or happiness or disaster." For this reason, the process of educating young people in our country, especially spiritual education, is so relevant, important and even raised to the level of state policy. It is a fact that the education system, which does not meet the requirements of the time, must be completely reformed from the first days of independence of our country. From the work of Abdullah Avloni in the form of a brochure, we see that the moral standards necessary for the formation of moral qualities in the education of the younger generation are in a systematic form. If in the 20th century the period of national revival was of great importance in the development of ideas, then in the 21st century it will be of particular importance in the creation of the Ushinsha Renaissance in New Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ АБДУЛЛЫ АВЛОНИ «ТУРКИЙ ГУЛИСТАН ЁХУД АХЛОК»»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(9), September, 2023

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ АБДУЛЛЫ АВЛОНИ «ТУРКИЙ

ГУЛИСТАН ЁХУД АХЛОК»

Аброрхон Асатуллоев,

Доктор философии по философским наукам (PhD), Начальник управления контроля качества образования, Гулистанский государственный педагогический институт,

Узбекистан, abshah. uz1992@gmail. com

АННОТАЦИЯ

Важное влияние на формирование духовной среды в обществе оказывает сфера воспитания молодежи нации, и ее важность подчеркивается также следующими предложениями в творчестве Абдуллы Авлони, одного из зрелых представителей просветители: «Туркий гулистан йохуд ахлок»: «Образование

- это вопрос жизни - или смерти, или спасения - или разрушения, или счастья

- или катастрофы». По этой причине процесс воспитания молодежи в нашей стране, особенно духовного воспитания, так актуален, важен и даже поднят на уровень государственной политики. Это факт, что система образования, не отвечающая требованиям времени, должна быть полностью реформирована с первых дней независимости нашей страны.

Из работы Абдуллы Авлони в виде брошюры мы видим, что моральные нормы, необходимые для формирования нравственных качеств при воспитании молодого поколения, имеют систематизированную форму. Если в XX веке период национального возрождения имел большое значение в развитии идей, то в XXI веке он будет иметь особое значение в создании Ушиншинского Возрождения в Новом Узбекистане.

Ключевые слова: «Туркий гулистан йохуд ахлок», образование -воспитание, просвещение, «Гулистан», нравственность, гармония тела и души, воспитание мысли, Родина, воспитание совершенного поколения.

ABSTRACT

The sphere of education of the nation's youth has an important influence on the formation of the spiritual environment in society, and its importance is also emphasized by the following sentences in the works of Abdullah Avloni, one of the mature representatives of the Enlightenment: "Turkish Gulistan Yohud Ahlok": "Education is a matter of life - or death, or salvation - or destruction, or happiness -or disaster." For this reason, the process of educating young people in our country, especially spiritual education, is so relevant, important and even raised to the level of

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

state policy. It is a fact that the education system, which does not meet the requirements of the time, must be completely reformed from the first days of independence of our country.

From the work of Abdullah Avloni in the form of a brochure, we see that the moral standards necessary for the formation of moral qualities in the education of the younger generation are in a systematic form. If in the 20th century the period of national revival was of great importance in the development of ideas, then in the 21st century it will be of particular importance in the creation of the Ushinsha Renaissance in New Uzbekistan.

Key words: "Turkish Gulistan Yohud Ahlok", education - upbringing, enlightenment, "Gulistan ", morality, harmony of body and soul, education of thought, Motherland, education of a perfect generation.

ВВЕДЕНИЕ

На нашей Родине Республика Узбекистан отметила славное 32-летие своего независимого развития под лозунгом «Это новая жизнь, это Новый Узбекистан» как самый большой и дорогой праздник. Этот период был поистине великим периодом в истории нашей страны, написанным золотыми буквами.

Вот уже тридцать два года наш народ идет по пути великого развития, не сворачивая.

В частности, за прошедший период была проведена образцовая работа в сфере воспитания молодежи, воспитания ее знающих, умелых и профессиональных, поднятия морального духа молодежи, повышения ее политического сознания и правовой культуры. В 1992 году принят первый в нашем независимом Узбекистане Закон «Об образовании», в 1997 году -Национальная программа подготовки кадров, в 2016 году - Закон «Об основах государственной политики в сфере молодежи в Республике Узбекистан», В 2018 году - решение «О мерах по воспитанию молодежи в духовно, нравственном и физическом совершенстве, поднятию качества их системы образования на новый уровень», в 2020 году «Молодёжи в Республике Узбекистан указ о радикальной реформе» государственной политики в сфере молодежи и мерах по ее выводу на новый уровень», в 2021 году приняты и реализованы на практике решения «Об утверждении концессии на развитие государственной политики в сфере молодежи в Узбекистане до 2025 года». быть примером нашего мнения выше.

В частности, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев уделяет особое внимание вопросам воспитания молодых людей, психически

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

зрелых, физически здоровых, духовно зрелых, являющихся продолжением нашей жизни.

«Известно, что наши предки считали знания, образование и обучение бесценным богатством, важнейшим условием и залогом человеческой зрелости и развития нации. Конечно, образование - продукт сознания, но в то же время уровень сознания и его развитие - важнейший фактор, формирующий и обогащающий духовность. Образование нельзя отделить от образования, а образование нельзя отделить от образования - это восточный взгляд, восточная философия жизни», - сказал наш первый президент Ислам Каримов1.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Именно поэтому наши великие предки уделяли вопросам образования особое внимание, какой бы отраслью науки они ни занимались. Например, «Город добродетельных людей» Фараби, «Птичий трактат» Ибн Сины, «Реликвии Древние народы», «Кутадгу Билиг» Юсуфа Хоса Хаджиба, «Кобуснома» Кайковуса, «Хибат уль хакаик» Ахмеда Юнгнаки, «Гулистан» Садия, «Махбуб уль кулуб» Алишера Навои, «Хайрат уль Аброр». нравственное воспитание человеческой личности.

К этой группе относится и произведение Абдуллы Авлани «Туркий гулистан йохуд ахлок».

Размышляя об образовании в нашей стране, мы вспоминаем значимые слова Абдуллы Авлани: «Образование - это вопрос жизни, смерти, спасения, разрушения, счастья или катастрофы».

Хотя эти ободряющие слова нашего прадеда, обещавшего изменить общество посредством просвещения, были сказаны 100 лет назад, наука и новые технологии значительно продвинулись вперед, расширились мировоззрение, понимание и воображение людей, образование Даже сегодня, когда система образования вышел на новый уровень, он не потерял своего значения. Итак, каким бы технологически развитым ни было общество, каждый исторический период ставит новые и сложные вопросы, касающиеся духовно-образовательного развития человека и воспитания молодежи. Человечество осознает, что эта проблема всегда была в центре внимания ученых, философов и политологов, педагогов и тренеров.

Абдулла Авлани высказывает следующие мысли по поводу написания своего произведения «Туркий гулистан йохуд ахлок». В работе он говорил, что взял модель из «Гюлистана» Саади: «В школах Туркестана нет идеальной книги

1 Каримов И.А. «Высокая духовность - непобедимая сила». Т., «Духовность», 2008. -С. 60-62.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

«Ахлок», написанной на нашем диалекте, дело в том, что африканская нация жаждет и нуждается в таком работы, включая самого учителя, любовник, как известно, умер.Поэтому, после опыта этих слепых времен, я счел достойным написать на манер уважаемого писателя Шейха Сади, даже если это трудная задача , для меня это святая задача и пережить этот недостаток.

С чего автору следует начать с хорошего образования? задает вопрос и улучшает нравственность! дает следующий ответ морали:

Мораль - это наука, побуждающая людей делать добро и отталкивающая их от зла. Книга, которая объясняет добродетель хорошего поведения и вред плохого поведения с помощью доказательств и примеров, называется этикой2. «Мораль» — это на самом деле слепота слова «поведение». Поведение у всех разное. Но есть одно общее: в любом поведении есть достоинства и пороки. Другими словами, в каждом человеке в той или иной степени есть и добро, и порок. Вот почему мораль совершенствуется и украшается посредством образования. Целью воспитания должно быть максимальное избавление от пороков и пороков и дальнейшее совершенствование добродетелей и добродетелей.

Великий просветитель выдвигает идею гармонии тела и души в воспитании. Он сравнивает эти два явления с аурой (верхом) и подкладкой (работой) одной и той же одежды. «Тело и душа подобны правой и неправильной сторонам одного меча. Если тело не украшено чистотой, если оно не сохранено от вредных привычек, это все равно, что мыть подкладку после того, как на нее наложили соль, и грязь на ней всегда попадет на работу. Образование мышления необходимо для крепкого и здорового тела. Поэтому родителям не следует проявлять беспечность, когда их дети болеют, и их следует как можно скорее отвести к врачу»3.

Великий просветитель, размышляя о том, кто должен осуществлять образование, сказал: «Кто занимается образованием? Где это делается? возникает вопрос. В этом вопросе первым является домашнее образование. Это материнский долг. Во-вторых, школьное и медресе образование. Это обязанность отца, учителя, наставника и правительства», и один человек сказал: «О каких матерях вы говорите, о матерях, которые необразованны, имеют плохую голову и глупы? Они дадут образование, которого у них нет». Здесь это слово разбивает человеку сердце и обжигает его сердце. Если мы скажем, что насчет его отца, то какого отца? Вы говорите об отцах, которые не знают цены

2 Абдулла Авлони. Турецкий гулистан йохуд ахлок. Т.: 2004. -С. 1-2.

3 Та работа. -С. 8.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

знаниям, которые не знают цены знаний, которые не знают времени? Прежде всего, необходимо их воспитывать и воспитывать, - говорит он. Вот пример этого слова, которое тонет в реке удивления.

А как насчет учителей, какой учитель? Вы говорите о студентах, чьи цели высоки, чьи цели высоки, чьи уроки не являются строгими и которые никогда не были близки к реформе? Они должны знать свои обязанности, избавиться от своего эго, реформировать свои уроки в соответствии со временем и преподавать одновременно с экзаменом, говорит он4.

После этого на сцену выходит образование мысли. Автор считает, что «разум совершенен и единственный бог людей». Ум совершенствуется на основе знаний и опыта. Чем больше он видит, тем ценнее он становится.

Воспитание мысли есть самая необходимая, священная задача, данная нам издревле и вверенная вниманию учителей и их совести. Мысль делает человека добрым и восторженным. Это образование нуждается в помощи учителей на следующей ступени, от образования учителя зависит сила, красота и широта мысли5.

Родина. Город-страна, где родился каждый человек, называется его родиной. Каждый любит место, где он родился и вырос, больше своей жизни. Даже у животных есть чувство Родины. Если животное потеряет родину, оно не будет жить так комфортно, как на своей земле, жизнь его будет несчастна, а любовь к Родине всегда будет в уголке его языка.

Как мы, туркестанцы, любим свою родину больше, чем свою жизнь, арабы любят Аравию, самые холодные снежные и ледяные земли больше, чем другие земли. Если бы им это не нравилось, они бы покинули родину и эмигрировали в места с хорошим воздухом и легкой жизнью.

Наши деды говорили: «Не будь султаном в чужой стране, будь пастухом в своей стране».

Я не виноват, моя страна, мои горы,

Я ушел слишком рано, мои дорогие.

Развод заставляет меня скитаться

Мои дни и ночи полны печали6.

Эти мысли нашего великого просветителя Абдуллы Авлони не потеряли своего значения и сегодня. Формирование патриотизма у молодежи связано с пониманием ею общности национальных и общечеловеческих ценностей. В формировании патриотизма особо важными ценностями считаются обычаи,

4 Абдулла Авлони. Турецкий гулистан йохуд ахлок. Т.: 2004. -С. 6-7.

5 Та работа. -С. 9-10.

6 Абдулла Авлони. Турецкий гулистан йохуд ахлок. Т.: 2004. -С. 30-31.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

обряды, традиции, связанные с национальным развитием, историей, культурой, искусством и литературой, образом жизни, нравственностью, верой и социальным духом народа. . Также среди ценностей, оказывающих сильное влияние на формирование патриотизма у молодежи, - родной язык и литература, национальные и религиозные праздники, различные национальные обряды, семейная жизнь, детство, родители, соседи, родственники - род, соседство, любовь, уважение к пожилым людям, доброта, сострадание, честность, верность, вера, вдохновение прекрасной природой нашей страны, наличие культуры ее сохранения.

Сегодня, в условиях бурного развития науки и техники, по мере того, как каждая страна строит свои планы на будущее, требованием времени является уделить особое внимание развитию способностей к реализации этих планов, повышению интеллектуального потенциала, к духовному обогащению. По этой причине в нашей стране проводится масштабная работа по воспитанию зрелого поколения и защите его прав. В частности, тот факт, что 60 процентов государственного бюджета на 2022 год направлено на социальную сферу, является ярким выражением заботы о наших будущих наследниках. Ведь необходимо, чтобы молодежь формировалась как поколение, которое воплотит в жизнь наши нынешние намерения, обеспечит развитие нашей страны, в полной мере проявит свой талант во всех сферах.

Президент нашей страны сказал: «Молодые люди с высокой квалификацией, современными знаниями, образованные в соответствии с современными требованиями, являются залогом решения наших экономических проблем».

В обществе всегда существовала потребность в способных, деловой, зрелых кадрах. История развития общества свидетельствует о потребности в квалифицированных кадрах для удовлетворения его потребностей и решения существующих проблем. На основе кадровой политики этого общества требуется непрерывная работа в области духовности и просвещения, регулярное развитие личности. Под совершенным человеком мы понимаем прежде всего просветленных людей, способных мыслить самостоятельно и стать примером для других.

Концепция воспитания идеального поколения имеет философский, политический смысл и содержание, а также основные элементы социальной политики, прежде всего коренные реформы в процессах взаимоотношений между политическими и социальными институтами.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

Совершенное поколение и новое поколение кадров имеют гармоничное взаимопонимание, при котором:

1) новый человек самостоятелен, обладатель нового мышления и сознания;

2) освобождены от влияния единой господствующей идеологии;

3) воспитаны в духе национальных и общечеловеческих ценностей, получили знания, основанные на новых национальных образовательных стандартах, основанных на достижениях современной науки, строго готовили или совершенствовали свою квалификацию;

4) зрелое новое поколение - это новый слой, ценящий демократические принципы, обладающий высоким потенциалом, вооруженный современными достижениями науки и техники, полностью осознающий ответственность за внесение практического вклада в повышение социально-экономического потенциала страны. .

Подготовка идеального поколения кадров ярко проявляется в демократическом характере государственной политики. Оно неразрывно связано с целями реализуемых демократических социальных и политических реформ, а Узбекистан, вставший на путь построения демократического общества, представляет собой новую политическую реальность.

В воспитании идеального поколения всегда используются в гармонии друг с другом два понятия:

1. Понятие образование - это дидактическая деятельность, осуществляемая совместно преподавателем и обучающимися в целях обеспечения развития личности путем достижения образовательного и образовательного уровня. Это система дидактических мероприятий, направленных на обеспечение психического развития человека.

2. Понятие образование - это социальная функция, обеспечивающая развитие людей нового поколения путем передачи им социально-исторического опыта старшего поколения, имеющая конкретную цель формирования, принятия решений, обогащения и совершенствования субъективно-исторического опыта. Личностный и духовный мир человека находится под влиянием социальных институтов, направленного, систематического и сознательного процесса.

Короче говоря, образование - это главное звено социализации, которое тесно связано с воспитанием, это составная часть системы образования. Наши предки издревле считали знания, образование и обучение важнейшим условием и залогом человеческого совершенствования и развития нации. Исходя из этой идеи, с первых лет независимости вопрос образования и обучения

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

рассматривается как приоритетное направление нашей государственной политики, а уровень эффективности, достижения и недостатки системы образования и обучения, науки и образования рассматриваются как

Проанализировано профессиональное обучение по всей стране. В целях совершенствования системы образования, полностью отвечающей требованиям современного развития, был принят ряд законов, постановлений и указов. Их суть направлена на воспитание зрелого поколения, и в нем определены следующие задачи. В частности, воспитывать молодое поколение зрелым на основе духовно-нравственного воспитания, широко и эффективно использовать средства массовой информации в воспитании и формировании духовности учащихся на основе национальной идеи, любить Родину и люди в молодежи, бороться за благополучие страны, гуманизм, Образовательные вопросы, такие как осознание природы, национальная гордость, национальная гордость, уважение к людям других национальностей и их ценностей, свобода совести, знаний, нравственность, физическая зрелость, самостоятельность мышления у молодежи выполняются как приоритетная задача. повышается.

Поэтому богатое наследие, оставленное Абдуллой Авлони, напрямую считается духовным достоянием нашего народа. Нам приятно узнать больше о том, что наши просвещенные предки, которые были национальными лидерами такого высокого уровня в тот сложный колониальный период, самоотверженно творили, своей практической деятельностью вносили свой вклад в повышение просвещения нации, и наслаждаются полнотой своих произведений. только честь независимости позволила нам быть такими. Зная эту историю, наслаждаясь жизнью и творчеством таких самоотверженных людей, примерами их творчества, наше духовное развитие сегодня происходило не само собой, этому способствовали наши великие предки, люди-патриоты, подобные Авлони, даже всей своей жизнью. Он призывает нынешнее и будущие поколения знать, ценить и учиться у него тому, что он сделал в своем даре.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)

1. Каримов И.А. «Высокая духовность - непобедимая сила». Т., «Духовность», 2008. -С. 176.

2. Абдулла Авлони. Турецкий гулистан йохуд ахлок. Т.: 2004. -С. 96.

3. А. Авлони. История бывшей узбекской временной печати. В книге: Национальное пробуждение. Т.: Университет, 1993.

4. Балдауф И. Очерки узбекской литературы ХХ века. - Ташкент: Духовность,

приоритетное направление нашей государственной политики.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

2001.

5. Долимов У. Авлони - учёный-методист//Национальное пробуждение. - Т.: Университет, 1993.

6. Зия Саид. Материалы по истории узбекской временной печати. Избранные труды (издательство Шерали Турдиева).-Ташкент: Узбекистан, 1974.

7. Abrorkhon Asatulloev, Kendjaev Shavkatdjon, Ravshanova Gulkhayo. In the twentieth century, Turkestan national media outreach ideas published by Abdurakhmon Sayyoh Tashkendy, entitled "Rule of Law". International journal of advanced science and technology. 2020, vol. 29, № 5. Pp. 1781-1784 http: //sersc.org/j ournal s/index.php/IJAST/article/view/10308

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.