Научная статья на тему 'РОЛЬ ТРУДОВ ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И АКСИОЛОГИЧЕСКИХ МАТРИЦ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

РОЛЬ ТРУДОВ ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И АКСИОЛОГИЧЕСКИХ МАТРИЦ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
великие мыслители / духовно-нравственная культура / национальная ценность / общечеловеческая ценность / разрушение личности / воспитание молодежи / социальная проблема. / great thinkers / spiritual and moral culture / national value / universal value / destruction of personality / education of youth / social problem

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юнусова, Г.С., Сайидова, С.Ё.

Данная статья освещает глобальную проблему, которая затронула все стороны жизни общества. Они встречаются, как в поле зрения педагогической аксиологии, так и в духовно-нравственной культуре нашего народа. Здесь идет речь о господствующих аспектах материальных ценностях над духовными, которые искажают представление о доброте, милосердии, справедливости, великодушии и любви к своему народу и своей Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE WORKS OF GREAT THINKERS IN THE EDUCATION OF NATIONAL AND AXIOLOGICAL MATRIXES IN A TECHNICAL UNIVERSITY

This article highlights a global problem that has affected all aspects of society. They are found both in the field of view of pedagogical axiology and in the spiritual and moral culture of our people. Here we are talking about the dominant aspects of material values over spiritual ones, which distort the idea of kindness, mercy, justice, generosity and love for one's people and one's Motherland.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТРУДОВ ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И АКСИОЛОГИЧЕСКИХ МАТРИЦ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 11 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

РОЛЬ ТРУДОВ ВЕЛИКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И АКСИОЛОГИЧЕСКИХ МАТРИЦ В

ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Д.ф.н. Юнусова Г.С., Сайидова С.Ё., старший преподаватель,

Бухарский инженерно-технологический институт, Республика Узбекистан

АННОТАЦИЯ

Данная статья освещает глобальную проблему, которая затронула все стороны жизни общества. Они встречаются, как в поле зрения педагогической аксиологии, так и в духовно-нравственной культуре нашего народа. Здесь идет речь о господствующих аспектах материальных ценностях над духовными, которые искажают представление о доброте, милосердии, справедливости, великодушии и любви к своему народу и своей Родине.

Ключевые слова: великие мыслители, духовно-нравственная культура, национальная ценность, общечеловеческая ценность, разрушение личности, воспитание молодежи, социальная проблема.

ABSTRACT

This article highlights a global problem that has affected all aspects of society. They are found both in the field of view of pedagogical axiology and in the spiritual and moral culture of our people. Here we are talking about the dominant aspects of material values over spiritual ones, which distort the idea of kindness, mercy, justice, generosity and love for one's people and one's Motherland.

Keywords: great thinkers, spiritual and moral culture, national value, universal value, destruction of personality, education of youth, social problem.

ВВЕДЕНИЕ

Современная действительность имеет особую актуальность

трансформации в структуре науки и технологии. Во второй половине ХХ века

человечество столкнулось с глобальными проблемами, которые затронули все

стороны жизни общества и поставили под угрозу само существование человека

(экологические катастрофы, социально-экономический кризис,

террористические акты, межнациональные конфликты). Но самая большая

опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики,

не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные

ценности господствуют над духовными, поэтому у детей искажены

192

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 11 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гуманности и любви к своей Родине. Прославленная общественность уже давно пришла к представлению о том, что истинный двигатель цивилизации - это не техника, ни оборудование, аппараты и экономика, а молодое поколение -будущий работник, который в будущем создает всё, что надобно для дальнейшего формирования цивилизационного государства. Страна, вкладывающее ресурсы в молодёжные организации, её образованности, грамотности, развитие, цивилизацию и здоровье - инвестирует своё прогрессивное будущее. Они во многом предопределяет не только настоящее, но и завтрашний день государства. Молодое поколение -стратегический и кадровый ресурс, сила нашей державы. На сегодняшний день на молодежь совершается очень высокая ставка, чтобы обеспечить будущее нашего государства, будущее грядущего поколения. Рассчитывая на это, президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев доверительно относится к нынешнему поколению и протягивать руку помощи все на молодежные инициативы. А главная задача молодого поколения - непрестанное разыскивание, самосовершенствование, духовное воссоздание. У нашей молодёжи есть страна, оказывающая поддержку своему подрастающему поколению! Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своём докладе на 72-сессии Генеральной Ассамблеи ООН говорил: «Завтрашний день и благосостояние нашей планеты зависят от того, какими становятся и достигают совершенства наши дети. Наша главная задача - создать необходимые условия для проявления молодёжью своего потенциала» [1].

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Действительно, сегодняшние дети в будущем будут определять судьбу страны. Поэтому для каждого общества становится обязательным воспитание сильной и интеллектуальной молодежи. Молодежь страны - это её сила. У них есть безграничное запасы энергии, воли, способностей, рвения и энтузиазма, и они способны сформировать судьбу нации.

Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в безразличности, без духовности, несерьезности, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна. Решение этой проблемы требует поиска новых путей развития цивилизации в направлении внутреннего преобразования человечества, переориентации его с идеологии иждивенчества на духовно-нравственное возрождение.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 11 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Наряду с широкомасштабными реформами, проводимыми в модернизирующемся Узбекистане, духовная сущность национальных и общечеловеческих ценностей уходит в далекое прошлое. Когда мы глубоко анализируем научные наследия, которые нам оставили после себя такие мыслители и ученые, как Алишер Наваи, Хорезми, Аль-Бухари, ат-Тирмизи, Абдулла Авлани, Абдулкадир Гилони, Абдулхалик Гиждувани, Ахмад Яссави, мы можем понять, что оно имеет значение для воспитания, улучшения религиозных и мирских знаний молодого поколения. Дополнив список таких великих мыслителей, мы можем говорить о научных наследиях Кинди, Фараби, Бируни, Авиценна, Аверроэс, Туси, Ибн-Халдун и др., которые рассматривали педагогические проблемы не как абстрактную теорию, а как часть живого процесса развития человечества. Такой подход во многом объясняет и значительное влияние мыслителей Востока на европейских просветителей последующих эпох [2,с.185].Я считаю, что великие труды социально-этических, философских взглядов, созданные этими шейхами, некоторые из которых переведены и заслуживают изучения для будущих поколений, имеют большое место и значение в воспитании молодого поколения. Один из мыслителей востока Бахауддин Накшбанд показывался проповедником довольства маленьким и добровольной бедности. Он был сторонником простоты и непритязательности вплоть до аскетизма, и отвергал обряды и показную набожность. Он зарабатывал на хлеб своим трудом, удовлетворялся старой циновкой и разбитым кувшином и считал грехом для суфия иметь слуг или рабов. После смерти Накшбанда был признан святым и ходатаем перед Богом, чудодеем и покровителем Бухары. Он считал, что задача учителя - учить. Чтобы учить, он должен принять во внимание все привязанности и предубеждения своих учеников. Например, он должен говорить языком Бухары с бухарцами и языком Багдада с багдадцами.

Это проблема является одним из основных социологических, этических, философских исследованиях в Узбекистане для устойчивого развития современного и молодого поколения. Наряду с учебными заведениями в формировании совершенствовании духовности любого народа роль и влияние семьи не сравнимы, так как самые невинные и искренние чувства, которые свойственны человеку, первые представления о жизни, отношение к родним и близким, отношение к окружающему миру, формирующее прежде всего в семье. Там же пробуждаются и божественные критерии, устанавливающие идеология и нрав подрастающего молодого поколения как совершенного,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 11 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

безукоризненного, безупречного человека в будущем. Духовность семьи олицетворяться во взаимном уважении, взаимопомощи, взаимной поддержки, старшего и молодого поколения, манерах, воспитании и других человеческих чувствах ее членов. В противном случае этакие обстоятельства, как болезненная семейная атмосфера, неумение находить общий язык между членами семьи, отрицательно отражаются на формировании фамильной духовности. Члены семьи, особенно молодое поколение, проявляют и другие негативные черты, такие как обман, предательство и неуверенность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данное время наряду с учебой, главная цель образования в школе воспитать — формирование высоконравственной, гармоничной, свободномыслящей, имеющий своего мнения, физически развитой и духовно и физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.

Духовное воспитание молодого поколения проходит на любом этапе урока. В процессе обучения такое влияние может оказать сам педагог, как личность-его поведение, его речь, жесты, манера общения с ним и другими студентами, в разных обстоятельствах, его общение с другими педагогами и манера одеваться. От требовательности и организованности педагога зависит результат воспитания и у них формируется основа нравственного поведения, духовной культуры. Это может осуществляется через содержание наглядного материала, через программного содержания, в самом начале (оргмомент) или в течение всего урока. Каждый педагог при своем деятельности выступает и в роли воспитателя, который требует от своих студентов-воспитанников аккуратности, ответственности, дисциплинированности.

REFERENCES

1. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/4545887/ (дата обращения: 12.04.2021).

2. Yorikulovna, S. S. (2022). Spiritual and Moral Foundations of Heroism in Sufism. European Journal of Life Safety and Stability (2660-9630), 15, 31-37.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 11 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

3. Сайидова С.Ё. Духовно-философское мировоззрение в рамках ислама,Бухоро мухандислик-технология институти, «Узбек тили ва адабиёти» кафедраси, «Накшбандия-камолот йули» 2022 й.26 март.с.115.

4. Yunusova, G. S., & Qodirova, M. (2021). THE DOCTRINE OF ABDULQADIR GIYLANI AND QADIRIYA. NVEO-NATURAL VOLATILES & ESSENTIAL OILS Journal NVEO, 9583-9590.

5. Yunusova, G. S., & Kazimova, G. K. (2020). WRITTEN SPEECH AS A TYPE OF SPEECH ACTIVITY WHEN LEARNING A LANGUAGE. Theoretical & Applied Science, (5), 218-220. https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.05.85.45

6. Yunusova, G. S. (2018). The viewpoints of Abdulkadir Giloni about the human and man conceptions. Theoretical & Applied Science, (9), 176-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.