Научная статья на тему 'ОНТОЛОГИЧЕСКИХ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ АЛЬ-ФАРАБИ'

ОНТОЛОГИЧЕСКИХ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ АЛЬ-ФАРАБИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
253
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ж. С. Раматов, М. Ҳасанов

Абу Наср аль-Фараби является одним из крупнейших персидскотаджикских философов Х в. который известен своим философским рационализмом и энциклопедическим умом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОНТОЛОГИЧЕСКИХ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ АЛЬ-ФАРАБИ»

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

ОНТОЛОГИЧЕСКИХ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ АЛЬ-

ФАРАБИ

Ж. С. Раматов, М. Х,асанов

Ташкентский государственный университет путей сообщения

Абу Наср аль-Фараби является одним из крупнейших персидско-таджикских философов Х в. который известен своим философским рационализмом и энциклопедическим умом. Как ученый-энциклопедист и один из главных представителей восточного аристотелизма, он заложил основу перипатетизма на Ближнем и Среднем Востоке. 1 Абу Наср аль-Фараби является великом мыслителем, представителем Средноазиатской цивилизации 1Х-Х вв. Он был не простым комментатором древних греческих философов. Фараби значительно трансформировал древнегреческую, древнеиранскую научно-философскую мысль, открыл дверь греческой философии для народов Центральной Азии. 2 Его полное имя - Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг Абунаср аль-Фараби, родился он в 870 в г. Фарабе на Сыр-дарье при впадении в нее реки Арысь. Происходит из семьи знатного военачальника, что явствует из термина «тархан». По мнению А.Х.Касымжанова, «аль-Фараби родился в семье одного из представителей конной гвардии в округе Фараб, в городке Васидж, где и прошло его детство».3

Крупнейшие историки культуры и науки Ближнего и Среднего Востока, такие, как Ибн Халикан, Табари и др., отмечали величие и уникальность фигуры Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социальная философия и этика, медицина, психология и право - таков перечень его научных интересов. Видимо, еще в молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах Арабского халифата - в Бухаре, Мерве, «Стремясь удовлетворить свои разносторонные культурные запросы, - пишет А.Х.Касымжанов, - аль-Фараби покидает родные места. По одним сведениям, он ушел в юности, по другим - в возрасте окола сорока лет. Аль- Фараби направляется в города, насыщенные богатой интеллектуальной жизнью».

Многие годы жизни он провел в Багдаде - политическом и культурном центре Арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей «Дома мудрости» («Бейт аль-хикма») - переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее место среди них благодаря нравственной

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

высоте и силе мысли. Как считает М.М.Хайруллаев, именно здесь ему был присвоен титул «Муаллим ас-сони» - «Второй учитель». Звание

«Второго учителя»2 подразумевало наличие «Первого учителя», под которым имелся в виду Аристотель.

Аль-Фараби проявляя исключительную независимость в своем мышлении, последовательно отстаивал свои научные и философские убеждения. По заключению Ибн Халликана, зависть, и неприязнь заставили его покинуть Багдад. Последние годы своей жизни мыслитель провел в Алеппо и Дамаске. Пользуясь покровительством Сайфу-д-Давля Хамадани, аль-Фараби предпочитал жить вдали от дворцовой суеты, довольствуясь скромным жалованием в четыре дирхема. В 950 г. в возрасте 80 лет аль-Фараби умер и был похоронен в Дамаске за так называемыми Малыми воротами.

после себя огромное наследие, изучаемое исследователями Востока и Запада и по-разному интерпретируемое ими на протяжении уже более чем одиннадцати веков».1 Аль-Фараби и другие представители перипатетической школы хорошо понимали значение греческой мудрости для рационалистической и логической интерпретации явлений бытия, для свободы мышления и его творческого развития и поэтому они уделяли большое внимание, пропаганде достижений античной философии используя их для обоснования своих передовых идей. В истории персидско-таджикской философии в этом чрезвычайно важном деле виднейшую роль сыграли именно аль-Фараби и другие представители аристотелизма-ар-Рази, Ибн Сина, Н.Туси, М.Давани.

Свою научную деятельность по пропаганде греческой античной философской мысли Фараби, осуществлял двумя способами: во-первых, писал комментарии к крупным сочинениям древнегреческих мыслителей, стремясь сделать их доступными и понятными читателям, объясняя трудные места, зачастую излагая их своими словами; во-вторых, он посвящал специальные сочинение анализу и раскрытию общего содержания и направления отдельных важных трудов греческих философов Платона, Аристотеля, Плотина и др. Те сочинения, к которым аль-Фараби предпослал свои комментарии, весьма ярко характеризуют его научные интересы.

Г.В.Ф.Гегель в третьей книге «Лекции по истории философии» пишет, что «арабы, в общем, очень усердно штудировали произведения Аристотеля и в особенности пользовались как его метафизическими и логическими сличениями, так и его «Физикой». Главная их работа состояла в многообразном комментировании этих произведений и дальнейшем развитии абстрактно -логического момента. Из произведений этих комментаторов многие существуют

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

еще и в настоящее время. Такого рода произведения известны на Западе, переведены также на латинский язык и напечатаны, но из них немногому можно научиться. Арабы разработали рассудочную метафизику и формальную логику. Знаменитые арабы жили отчасти уже в восьмом и девятом веках. Эта разработка, следовательно, шла чрезвычайно быстрым темпом, в то время как западный мир еще очень мало сделал в этой области.

Аль-Кинди, комментатор «Логики», жил около и после 850 г. в царствование Аль Мамуна. Аль-Фараби умер в 950 г. Он написал комментарий

«Органону» Аристотеля; этим комментарием очень усердно пользовались схоластики. Кроме того, он написал произведение под названием «О происхождении и разделении наук». О нем рассказывают, что он сорок раз прочел от доски до доски книгу Аристотеля о «слухе», а его «Риторик» двести раз, и это ему ни малейше не надоело».1

Кстати, аль-Фараби написал комментарии не только к тем книгам Аристотеля, о которых пишет Гегель, но почти ко всем сочинениям греческого философа.

Нет никаких сомнений в том, что комментарии аль-Фараби оказали серьезное влияние на самого Ибн Сину, равно как и на других комментаторов Аристотеля на мусульманском Востоке.

По мнению большинства исследователей философии эпохи средневековья, в 1Х-Х вв. в странах Ближнего и Среднего Востока были известны три вида комментариев:

а) великие комментарии, где по каждым главам и разделам комментируемого сочинения отдельно приводятся цитаты - высказывания автора, а затем даётся объяснение к ним;

б) средний комментарий, где цитируются только первые слова текста

каждого параграфа комментируемого сочинения, а остальные -объясняются;

в) малый комментарий - парафраз (греческое paraphrasis - говорит то же самое, но другими словами), или анализ комментируемого произведения, где комментатор говорит от своего собственного имени. Он излагает учение комментируемого философа, прибавляя что-либо или опуская, приводя из других трактатов то, что может пополнить данную мысль, устанавливая порядок по своему выбору.

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

Парафразом также может называться частичный пересказ текста. Комментарии аль-Фараби в форме «парафраза» отражают не только тематику и общее содержание сочинении Платона, Аристотеля и других античных философов, но и мысли, воззрения, идеи самого аль-Фараби. Очевидно, аль-Фараби преследовал две цели: во-первых, просветительную - ознакомить научно -философскуюи богословскую страду из стран Ближнего и Среднего Востока с произведениями древнегреческой естественнонаучной и философской мысли; во -вторых, интерпретация этих трудов служила лучшим средством для выражения имсвоих прогрессивных идей. Исходя из этого, комментарии аль-Фараби к этим произведениям не только способствовали широкому распространению идей Аристотеля и древнегреческой философии, но и в пределах тематики Первого учителя произведений давали богатый материал для изучения общественно-философских учении самого аль-Фараби. Эти парафразы отражают как отношение Абу Насра аль-Фараби к Аристотелю, так и его отношение к различным философским проблемам.

По справедливому замечанию автора «Философия калама», Ибрагим Т. И. аль-Фараби не просто комментировал философские работы Аристотеля, а рассматривал их в духе неоплатонизма, разработивал концепции разума и души, рассуждал о счастье и целях метафизики. Подобно Кинди, в своих произведениях он предпринял попытку примирить философские учения

Аристотеля и Платона. Вместе с тем он написал фундаментальные труды, опровергая взгляды аль-Кинди, Рази и ар-Рованди. 1

Одни только труды аль-Фараби, посвященные поиску и установлению соответствия между теориями двух корифеев античной философии, сами по себе говорят о нелепости утверждения о том, что мусульманская философия есть не что иное, как пересказ философии Аристотеля. В действительности дело обстоит совершенно иначе. Мусульманские философы были уверены в том, что рассуждения Аристотеля не противоречат идеям Платона, поэтому, подобно александрийским философам, они приложили значительные усилия для установления соответствия между двумя мыслителями. Внимание аль-Фараби и аль-Кинди к вопросам логики стимулировало интерес самих мусульман к этой науке.

Трактаты аль-Фараби исследователи его творчества разделили на группы согласно содержанию:

1) По общефилософским проблемам, т.е. труды, посвященные общим свойствам, законам и различным категориям;

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=2223Q

2) По философским аспектам познавательной деятельности человека о формах, ступенях и способах познания;

3) По философской тематике посвященные изучению количественных, пространственных и объёмных отношений материи, т. е. арифметика, геометрия, астрономия, музыка;

4) О различных свойствах материи и её видах, свойствх неорганической природы, животных и человеческого организма, т.е. работы по естественным наукам: физике, химии, оптике, медицине, биологии и др;

5) По лингвистике, поэтике, риторике, каллиграфии;

6) Посвященные общественно-политической жизни, особенностям

социального строя, вопросам государственного управления, нравственности и её категориям, проблемам воспитания, т. е. работы по государствоведению, политике, этике, педагогике и др.1

В философских произведениях аль-Фараби, в которых в совокупности представлены его концепции по онтологии, гносеологии, социальной философии и антропологии, рассматриваются проблемы о происхождении и сущности человека, его месте и роли в мироздании, анализируются вопросы о психофизической природе человека, генезисе его души и тела, разумно-интеллектуальной природе человека, нравственных и духовных основаниях его бытия, этических добродетелях и аффектах его души, изучаются проблемы человеческого счастья, о свободе воли и выбора, самосовершенствовании характера личности, общественной природы человека, вопросы о человеке как субъект политики и его месте в идеальном государстве и т.д.

Эти и другие вопросы, касающиеся человека вообще, составляют сердцевину философской антропологии аль-Фараби. Если рассматривать философию Фараби во всей ее целостности, то можно видеть, что в центре ее стоят проблемы человека, его природы и сущности, его совершенства и развития, вопросы его судбы. 2 Сам Фараби говорил, что «главное предназначение философии состоит в указании человеку пути постижения высшего совершенства. Благодаря философии, пишет он, мы достигаем счастья».3

С целю соблюдения логической последовательности в раскрытии сущности его доктрины о человеке, на наш взгляд, анализ необходимо начать с проблемы происхождения и сущности человека в контексте его онтологии, так как этот вопрос был одним из главных вопросов, он вызывал самые горячие споры между каламистами, перипатетиками, суфиями и другими философско- религиозными школами эпохи аль-Фараби.

CENTRAL ASIAN ACADEMIC JOURNAL ISSN: 2181-2489

OF SCIENTIFIC RESEARCH VOLUME 2 I ISSUE 6 I 2022

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

Вопросы бытия, его структуры и категорий особенно подробно излагаются им в трактатах «Существо вопросов», «Трактат о различиях», «О началах существования акциденции и тел».

Согласно аль-Фараби, построение бытия строится на двух принципах. Первый принцип: иерархичность построения бытия.

Второй принцип: взаимосвязь различных уровней бытия, где определяющая роль принадлежит верховной сущности.

Мир, по аль-Фараби - это эманация, или истечение бытия из самой сущности «Первого Сущего».

Сама по себе данная эманация многочисленна и все они делится на множество других эманаций, распределяющихся по ступеням иерархической лестницы: первую ступень бытия занимает «Первый Сущий», за ним следуют: вторые сущие, деятельный разум, душа, материя, форма. Другими словами, бытие состоит из шести ступеней, которые одновременно являются основами всего существующего. В рамках данной иерархии все связано причинно-следственными отношениями.

В философской системе аль-Фараби все, что существует, и всё, что известно человеку в этом мире, исходит из этих шести начал, причём всё существующее, в том числе и эти основы, по своему характеру, принципам и возможностям разделяется на два вида. К первому принадлежат вещи, из сущности которых не эманирует с необходимостью их существование. Вещи этого вида называются «возможносущими» («мумкину-л-вуджуд»). К другому виду относятся вещи, из сущности которых всегда и необходимо эманирует их существование. Вещи этого вида называются «необходимосущими» («вужуду- л-вожиб»), т.е. существующими сами по себе.

Анализ проблемы «необходимосущего» и «возможносущего» в философских трактатах аль-Фараби с очевидностью показывает, что позиция мыслителя свидетельствует о его зависимости в этом вопросе от учения Плотина, и в его учении представлена конструкция мира с сильнейшим пантеистическим уклоном, утверждающая неразрывную связь Бога и мира.

Итак, в иерархии бытия аль-Фараби существует некое изначальное звено причинных связей:

- первая ступень - первопричина (ас-сабабу-л-аввал), вторая ступень -вторая причина (ас-сабабу-с-сони), третья ступень - третья причина, деятельный разум (ал-аклу-л-фаол), четвёртая ступень - четвёртая причина, душа (ан-нафс), пятая ступень - форма (ас-сурат), шестая ступень - материя (ал-модда).

542

UZBEKISTAN | www.caajsr.uz

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=2223Q

По мнению аль-Фараби, «...все начинается с наиболее совершенного, продолжается это посредством того, что менее совершенно, и, таким образом, следует от несовершенного к еще менее совершенному, завершаясь бытием, вне которого невозможно никакое другое существование и вне которого, следовательно, нет более бытия».2

В иерархии бытия аль-Фараби «Первый Сущий» «есть первопричина существования всех существ в целом». 3 Он вечен, и Его существование предшествует всему прочему. Он не нуждается в причине для своего существования. Его бытие не материально и абсолютно лишено субъективности. Кроме того, Он не имеет формы, так как форма существует только в материи. Для Него несуществует никакого определения. Он не имеет ни подобных себе, ни противоположных, а, следовательно, Он един. Он есть актуальный интеллект, Он есть Истина, Он есть Живое и Жизнь. Он не имеет недостатков, следовательно, Он совершенен. По его мнению «бытие Первого Сущего есть как бы истечения бытия в бытие других вещей. Для истечения другого бытия из Него Ему не нужно иметь что-то, кроме Своей сущности, также Ему не нужны акциденции или движение, придающие Ему форму, ни чуждые Ему орудия».

В результате эманации или истечения «любой предмет исходит от Него и восходит к Нему», 2 - считает мыслитель. Видный историк философии А.Х.Касымжанов видит в теории эманации разумов желание отождествить существование всего бытия со знанием, поэтому, по его мнению, Единый неоплатоников и Первая причина аль-Фараби представляют собой постановку вопроса о тождестве мышления и бытия. 3 Если теологи ислама приравнивали

«знание» к вере в Коран, т.е. философы под «знаниям» подразумевали рациональных постижение мира. 4 В иерархической лестнице эманации аль-Фараби вторыми сущими являются небесные сферы. Из Первого Разума, по его мнению, происходит «высшая сфера со своей материей и присущей ей формой -душой». 5 Но материя и форма сфер отличаются от материи и формы четырех элементов, «хотя все они имеют в качестве общего свойства телесность, поскольку предполагается, что у них три измерения».6

Помимо Первой Причины, или Первого Разума, аль-Фараби вводит в небесный разум десять разумов, которые он иногда называет «вторыми

причинами», располагая их в девяти сферах: первом небе сфере неподвижных звезд, Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия и Луны, десятый - деятельный разум не имеет сферы. 1

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=2223Q

Согласно аль-Фараби, «бытие небесных тел заканчивается на сфере Луны».2 Небесные сферы умопостигают себя и Первопричину. Все небесные сферы находятся в циклическом движении. Движение сферы имеет своим источником душу. Оно является непрерывным и постоянным. Через движение познается несовершенство сфер.

Мыслитель считает, что последний интеллект в «сфере Луны»- это деятельный интеллект. Известный польский историк философии В. Татаркевич по этому поводу, в частности, пишет, что «в Х в. главным аристотеликом был аль-Фараби. Он начал эманативно интерпретировать систему Аристотеля. Его концепция мира носила не мистический, а эманационный характер. Он полагал, что любое бытие исходит из Бога, но не может с ним соединяться. В аристотелевской доктрине аль-Фараби делал акцент на том, что было существенно важно для религиозно настроенного философа: на Боге и на

«деятельном» разуме. В силу этого, среди арабских философов было принято аристотеловское доказательство существования Бога (в таком виде: мир не случаен, поскольку в не себя он должен иметь причину, а этой причиной является Бог), и поэтому постоянным объектом дискуссии становится проблема «деятельного» разума».3

Как мы уже отметили, в иерархии бытия аль-Фараби «деятельный» разум, или «интеллект» не имеет сферы. Ему соответствует подлунный мир с его материальным субстратом, формами и четырьмя элементами. Это - мир изменения, возникновения и уничтожения, которому предшествует непорочный божественный мир. Первопричина умопостигает только Саму Себя, но не совокупность всех понятий и тем более не чувственно воспринимаемые индивидуальные вещи. Таким образом, в онтологии аль-Фараби, как считает А.Х.Касымжанов, «метафизически-теологическая концепция мира, в силу интерпретации разумов как двигателей сфер, превращается в космологию и астрономию. В рамках космологии, представляющей преобразованное учение об эманации, развивается учение аль-Фараби о «подлунном мире».

Рассматривая онтологические проблемы в их соотнесенности с «подлунным миром», аль-Фараби приходит к выводу, что субстрат природных тел способен принять в себя определенную форму и ее противоположность с одинаковым успехом. В зависимости от того, являются ли «смеси» элементов менее сложными или более сложными, можно говорить и о степени остроты противоречия в них. Аль-Фараби по этому поводу указывает, что «бытие, возникшее из малосложной системы смеси, содержит в себе незначительные противоречия и уменьшенные и слабые силы». 2 И наоборот,

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=2223Q

«чем сложнее бытие, чем больше они содержат в себе противоположностей и составных частей последних, тем острее противоположность сложных предметов и тем могущественнее силы [возможности] противоположностей и тем большие силы воздействуют одни на других. Так как те, бытие которых сложнее, составлены из неоднородных частей, ничто не препятствует тому, чтобы они содержали какую-то противоположность».

1.Философский словарь/ Авт. сост. С.Я.Подопригора, А.С.Подопригора. - Изд. 2-е, - Ростова/ Д.: Феникс, 2013. - С.467.

2 История таджикской философии. С древнейших времен до XV в. в 3-х т. Душанбе, 2012. -Т. 2. - С. 419.

3 Касымжанов А.Х. Абу Наср аль-Фараби. - М.: Мысль, 1982. - С.7. История таджикской философии. С древнейших времен до XV в. в 3-х т. -Душанбе, 2012. -Т. 2. - С. 387.

4.Касымжанов А.Х.Абу Наср аль-Фараби. - С.172.

5.U Ruzigul, J Nasirjan, A Dilmurodkhakim, H Mirshod. RATIONALE AND HISTORY OF HUMAN REFLECTIONS IN THE MUSLIM PHILOSOPHY. // International Journal of Advanced Science and technology, 2020. 1453-1458.

6. Рахимова, М. И., & Хасанов, М. Н. (2020). Роль среднеазиатской философии в развитии мировой и европейской науки. Вестник науки и образования, (4-1 (82)), 38-41.

7. Н. Ж. Назарова & М. Н. Дасанов (2022). ТАЛАБАЛАРДА БУШ ВАКТДАН САМАРАЛИ ФОЙДАЛАНИШ КУНИКМАЛАРИНИ ШАКЛЛАНТИРИШ. Academic research in educational sciences, 3 (6), 752-758.

32. Миршод Нумонович Дасанов (2022). ЯНГИ УЗБЕКИСТОН ТАРАККИЁТИ БОСКИЧИДА ЁШЛАРНИНГ МАЪНАВИЙ ВА МАДАНИЯТИНИ ЮКСАЛТИРИШНИНГ УСТИВОР ВАЗИФАЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3 (6), 791-798.

8. Ж. С. Раматов, & М. Н. Дасанов (2022). АБУ НАСР ФОРОБИЙНИНГ ЖАДОН ИЛМ-ФАН ТАРАККИЁТИГА КУШГАН ДИССАСИ ВА УНИНГ БУГУНГИ КУНДАГИ АДАМИЯТИ. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 648-653.

9. М. Н. Дасанов, С. У. Бошмонов, & Т. О. Жонибеков (2022). АБУ НАСР ФОРОБИЙНИНГ ИЛМ-ФАНЛАР ТАСНИФИДА АДЛОКЩ ВА ДИНИЙ КАРАШЛАРИНИНГ ТАДЛИЛИ. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 608-613.

REFERENCES

CENTRAL ASIAN ACADEMIC JOURNAL ISSN: 2181-2489

OF SCIENTIFIC RESEARCH VOLUME 2 I ISSUE 6 I 2022

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

10. M.H.X,acaHOB, A.A.A3HM6aeB, X,anunoB y., & KapHMOB E. (2022). AEy HACP OOPOEHHHHHr mAXC MALHABHH KAMO.HOTHrA AOHP KAPAm^APH . JOURNAL OF NEW CENTURY INNOVATIONS, 4(3), 147-153. Retrieved from http://wsriournal.com/index.php/new/article/view/629

546

UZBEKISTAN | www.caajsr.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.