Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖЬ И ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ'

МОЛОДЕЖЬ И ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
170
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ж. С. Раматов, М. Ҳасанов

Проведенные за годы независимости широкомасштабные реформы заложили прочный фундамент национальной государственности и суверенитета, обеспечения безопасности и правопорядка, неприкосновенности государственных границ, верховенства закона, прав и свобод человека, межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе, создали достойные условия жизни для населения и реализации созидательного потенциала граждан Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖЬ И ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

МОЛОДЕЖЬ И ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ

Ж. С. Раматов, М. Х,асанов

Ташкентский государственный университет путей сообщения

Проведенные за годы независимости широкомасштабные реформы заложили прочный фундамент национальной государственности и суверенитета, обеспечения безопасности и правопорядка, неприкосновенности государственных границ, верховенства закона, прав и свобод человека, межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе, создали достойные условия жизни для населения и реализации созидательного потенциала граждан Узбекистана.

А также, целью Стратегии действий разработанный Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым являются коренное повышение эффективности проводимых реформ, создание условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, модернизация страны и либерализация всех сфер жизни [1] а также достойной, благополучной жизни человека.

Духовное и нравственное воспитание молодого поколения в условиях глобализации является важным фактором развития общества. Сегодня слово «глобализация» является одной из наиболее широко используемых концепций. Мы живем в мире, полностью окруженном в информации.

Целый ряд проблем возникает в связи с процессами глобализации, ускорения потока информации. Самое плохое то, что возникают различные силы, пытающиеся расширить сферу своего влияния различными идеологическими средствами, завоевать душу и сознание молодежи.

Молодежь жалуется на некоторые проявления душевного неблагополучия (неврозы, депрессии, страхи, фобии и т.п.), выясняется, что их причиной часто является информация.

В современном мире на первом месте среди источников информации находится телевидение, которое обладает неограниченными возможностями информационного воздействия. Зрительный канал является ведущим каналом получения информации из внешнего мира, более 90% информации получаем мы с его помощью.

Возникла серьезная проблема влияния компьютеризации на психику молодежи, на его душевную организацию. Психологи отмечают серьезные изменения в познавательной и коммуникативной сферах личности человека, чья

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

деятельность связана с использованием компьютера. Человек часто не в состоянии проверить достоверность получаемой информации, увлекаясь «знаковой информацией», он теряет «смысловую чувствительность», у него появляется безучастность к происходящему в мире. Психотерапевты и психологи очень обеспокоены появлением интернет-зависимости, которая уводит личность в виртуальный мир, когда человек страдает маниакальным стремлением часами бродить по киберпространству, и молодежь попадает под влияние кибертерроризма. Особенно их волнует чрезмерное увлечение компьютерными играми - компьютерная игромания, увлечение общением через Интернет -чатомания, от которых нередко трудно избавиться.

В настоящее время наши идеологические противники, против нашей духовности, пытаются организовать информационные атаки на наших людей, особенно нашу молодежь, и оказывают серьезную угрозу и влияние в форме «массовой культуры».

Мы можем сказать, что одним из наиболее негативных аспектов процесса глобализации сегодня является массовая культура. Интерес индивида в основном обусловлен внешним и неконтролируемым потреблением. Это один из уродливых примеров «массовой культуры». Вместо того, чтобы поднимать массы к истинной культуре Запада, сама «культура» приспосабливается к вкусу нации народа и трансформирует, упрощает и изменяет подлинно образованного человека, индустрия «массовой культуры» превращается в робота-человека.

Согласно X. Ог^а-ьОаББе^ «общественная культура» заставит общественность отрицательно оценить антропологию. Разговор о «самом серьезном кризисе европейских народов и культур». [2,с.6]. При этом психологическая психология не соответствует своим обязательствам, а определяет конкретное поведение потребителя, то есть «поведенческое» поведение материалистических ценностей и ценностей с точки зрения потребительских отношений и обязанностей. Поэтому первый президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в своей книге писал «Высокая духовность - непобедимая сила»: «Естественно, под маской «массовой культуры «маски этических нарушений и насилия, индивидуализма и эгоцентризма, богатство тысячелетних традиций и ценностей других народов, духовная основа их образа жизни и опасность их свержения » . [3, с.19.]

В настоящее время практически не подвергается сомнению тот факт, что молодое поколения для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности. Прекращение информационной связи может вызывать различные психические аномалии вплоть до психических заболеваний. На человека оказывают огромное влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой или его отсутствие, но и количество, объем, содержание и структура поступающей и перерабатываемой информации.[4]

При наложении на информационно-психологическое взаимодействие исходные базовые защитные установки как и в случае межличностного взаимодействия можно трансформировать в следующие формы защиты человека с соответствующим изменением их содержания: уход, изгнание, блокирование, управление, затаивание, игнорирование.

Анализируя понятие психологической безопасности, которая рассматривается как одна из сфер национальной безопасности, некоторые исследователи раскрывает его через использование понятий "психическое здоровье" и "угроз". При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние психики населения Узбекистана, при котором обеспечивается успешное психическое развитие, и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью.

Как уже говорилось, информационная среда приобретает для молодежи характер второй, субъективной реальности. Ту ее часть, которая содержит информацию, неадекватно отражающую окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, которые затрудняют или препятствуют адекватности восприятия и понимания человеком окружающего и самого себя, можно условно обозначить как "иллюзорная реальность". Несмотря на свою иллюзорность, и даже в силу своей иллюзорности, но в форме кажущейся реальности, она является основным внешним источником угроз информационно-психологической безопасности молодого покаления. Таким образом, в информационной среде в причудливых сочетаниях и многообразных формах переплетены адекватная и иллюзорная субъективные реальности 5].

В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз информационно-психологической безопасности и их источников. Это связано с новизной и сложностью этой проблематики, а также с тем, что сама процедура и результат классификации зависят от тех задач, которые необходимо решить, и в связи с этим - от избираемых оснований и критериев, которые используются при классификации. [6]. Основной целью предпринятого нами анализа является выделение основных источников угроз информационно -

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=2223Q

психологической безопасности с позиций отдельного человека для определения способов и механизмов его психологической защиты. С учетом этого хотелось бы в первую очередь выделить следующие основные источники угроз информационно-психологической безопасности молодого поколения, которые можно разделить по отношению к человеку на две группы: внешние и внутренние [7]. Общим источником внешних угроз информационно-психологической безопасности молодежи является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин не адекватно отражает окружающий человека мир. Информация, которая вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяет адекватно воспринимать окружающее и самого себя.

Все это определило направленность и проблематику данной работы, в которой предпринята попытка решения следующих основных задач:

1. Определить современное понимание информационно-психологической безопасности молодого поколения.

2. Выделить угрозы информационно-психологической безопасности молодежи и их основные источники.

3. Рассмотреть сущность психологических манипуляций как механизма скрытого психологического принуждения личности.

1. http://www.uza.uz/ru/documents/o-strategii-devstviv-po-dalnevshemu-razvitivu-respubliki-uzb-08-02-2017

2. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: СПб.: Пер. с исп. / Х.Ортега-и-Гассет.-Москва: ООО «Издательство АСТ», 2001. С.15.( Ortega-i-Gasset X. Demonstration of mass: SPb.: Translate from Spanish X. Ortega-i-Gasset. Moskov: OAS "Publisher AST", 2001, p.15).

3. Каримов И.А. Юксак маънавият - енгилмас куч. - Тошкент: Маънавият. 2008.-Б.237.(1.А. Karimov. High moral culture is unconquest power. - Tashkent: 2008.- Р. 237)

4. В. Левицкий http://www.partner-inform.de/partne r/detail /2007/6/272/2445

5.U Ruzigul, J Nasirjan, A Dilmurodkhakim, H Mirshod. RATIONALE AND HISTORY OF HUMAN REFLECTIONS IN THE MUSLIM PHILOSOPHY. // International Journal of Advanced Science and technology, 2020. 1453-1458.

6. Рахимова, М. И., & Хасанов, М. Н. (2020). Роль среднеазиатской философии в развитии мировой и европейской науки. Вестник науки и образования, (4-1 (82)), 38-41.

7. Н. Ж. Назарова & М. Н. Хасанов (2022). ТАЛАБАЛАРДА БУШ ВАКТДАН САМАРАЛИ ФОЙДАЛАНИШ КУНИКМАЛАРИНИ ШАКЛЛАНТИРИШ. Academic

REFERENCES:

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

research in educational sciences, 3 (6), 752-758.

32. Миршод Нумонович Дасанов (2022). ЯНГИ УЗБЕКИСТОН ТАРАК^ИЁТИ БОСКИЧИДА ЁШЛАРНИНГ МАЪНАВИЙ ВА МАДАНИЯТИНИ ЮКСАЛТИРИШНИНГ УСТИВОР ВАЗИФАЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3 (6), 791-798.

8. Ж. С. Раматов, & М. Н. Дасанов (2022). АБУ НАСР ФОРОБИЙНИНГ ЖАДОН ИЛМ-ФАН ТАРАККИЁТИГА КУШГАН ДИССАСИ ВА УНИНГ БУГУНГИ КУНДАГИ АДАМИЯТИ. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 648-653.

9. М. Н. Дасанов, С. У. Бошмонов, & Т. О. Жонибеков (2022). АБУ НАСР ФОРОБИЙНИНГ ИЛМ-ФАНЛАР ТАСНИФИДА АДЛОКИЙ ВА ДИНИЙ КАРАШЛАРИНИНГ ТАДЛИЛИ. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 608-613.

10. М.Н.Дасанов, А.А.Азимбаев, Далилов У., & Каримов Б. (2022). АБУ НАСР ФОРОБИЙНИНГ ШАХС МАЪНАВИЙ КАМОЛОТИГА ДОИР КДРАШЛАРИ . JOURNAL OF NEW CENTURY INNOVATIONS, 4(3), 147-153. Retrieved from http://wsriournal.com/index.php/new/article/view/629

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.