Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ И ИНЫХ ЛИЦ, ОБРАЗОВАННЫХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ И ИНЫХ ЛИЦ, ОБРАЗОВАННЫХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
финансовый мониторинг / экономические преступления / государственные корпорации / Департамент / контроль / инновации / технологии.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ф. Б. Мамаражабов

В настоящей научной статье рассматриваются особенности и направления совершенствования механизмов противодействия преступлениям в сфере экономики, связанных с деятельностью государственных корпораций и иных лиц, образованных с государственным участием. В ходе проведенного научного исследования, автор пришел к выводам о том, что в практике противодействия преступлениям в сфере экономики, которые связаны с деятельностью государственных корпораций, есть практические аспекты, нуждающиеся в совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ И ИНЫХ ЛИЦ, ОБРАЗОВАННЫХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ»

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ И ИНЫХ ЛИЦ, ОБРАЗОВАННЫХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ

В настоящей научной статье рассматриваются особенности и направления совершенствования механизмов противодействия преступлениям в сфере экономики, связанных с деятельностью государственных корпораций и иных лиц, образованных с государственным участием. В ходе проведенного научного исследования, автор пришел к выводам о том, что в практике противодействия преступлениям в сфере экономики, которые связаны с деятельностью государственных корпораций, - есть практические аспекты, нуждающиеся в совершенствовании.

Ключевые слова: финансовый мониторинг, экономические преступления, государственные корпорации, Департамент, контроль, инновации, технологии.

Введение. Преступность в сфере экономической деятельности - комплекс противоправных, причиняющих значительный материальный ущерб, корыстных действий, направленных на нарушение порядка управления экономикой. Конфликт экономических интересов выступает причиной совершения многих рассматриваемых преступлений.

В постоянно меняющемся мире преступления в сфере экономики становятся реальной угрозой для государства, его безопасности в части экономических отношений, а также для граждан1, что может повлечь за собой не только неблагоприятные последствия в виде материальных потерь, ну и участить случаи коррупции и должностных преступлений.

Распространение процесса цифровизации сопровождается ростом проникновения инноваций во все отрасли экономики. Деятельность

1 Цепелев В.Ф. Уголовно-политическая обусловленность противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности // Преступления в сфере экономики: российский и европейский опыт: материалы российско -германского круглого стола, 17 окт. 2012 г. / под ред. А.И. Рарога, Т.Г. Понятовской. М.: МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2013. - С. 118-123.

Ф. Б. Мамаражабов

Ташкентский государственный экономический университет (ТГЭУ)

АННОТАЦИЯ

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

государственных корпораций, процедуры финансового мониторинга не являются исключением.

Научная разработанность темы исследования. Вопросами, которые раскрывают особенности и направления совершенствования механизмов противодействия преступлениям в сфере экономики, связанных с деятельностью государственных корпораций, занимались такие ученые, как Е.Е.Мелюханова, Е. Е. Черных, Ю.А.Воронин И.М.Беляева, Т. В.Кухтина и многие другие.

Основная часть. Многие правонарушения экономической направленности, которые могут совершаться в государственных корпорациях, представляют собой непосредственную угрозу экономической безопасности России, так как в качестве деструктивных факторов безопасности имеют широкий диапазон негативных проявлений и постоянно трансформируются. В связи с этим на основе анализа возможного изменения характера и содержания преступления экономической направленности необходимо выбрать соответствующие способы, приемы, методы противодействия, защищающие экономику государства от реальных и потенциальных угроз или направленные на их ликвидацию, а если необходимо, то создать инновационные методы и принципиально новый механизм их предотвращения.

Внедрение инноваций в правоохранительную деятельность правоохранительных органов не ограничивается развитием и использованием информационно-аналитической составляющей налоговых расследований, и иных механизмов по борьбе с экономическими правонарушениями.

Учитывая современные тенденции развития финансовых отношений, на данный момент проходит очередная техническая революция, которая сопровождается преобразованием услуг финансового сегмента. Это непременно связано с внедрением цифровых технологий, которые индустриализируют процессы, сокращают издержки и обеспечивают соответствие запросам регуляторов.

Так, наиболее распространенной инновационной технологией, применяемой в различных корпорациях, является финансово-технологическая система, получившая название «ФинТех», которая применяется в кредитных учреждениях, коммерческих компаниях, банках и форумах.

Большую популярность приобрела финансово-технологическая цифровая платформа Dassault Systemes, что обеспечивает трансформацию внутрених банковских операций и услуг по обслуживанию клиентов.

Многие корпорации взяли за основу технологию «блокчейн», которая лежала в основе создания биткойна. Ввиду этого развитие получил мобильный

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

банкинг. Наряду с ним развитие получили новые маркетинговые сервисы, в частности такие, как:

Insight & Target - данная технология обеспечивает персонифицированный подход к каждому клиенту;

Uniken - технология по идентификации посетителей контактного центра корпорации;

Jifee - технология, с помощью которой возможно использование телефона в качестве платежного терминала, что сокращает расходы на дополнительное оборудование;

Nanopay - данная технология уменьшает риски трансграничных платежей и сокращает расходы при данных операциях.

В целом, инновационные технологии в государственных корпорациях позволяют обеспечивать не только маркетинговую эффективность, сколько безопасность и отслеживание рисков совершения экономических правонарушений.

Но следует отметить ограниченность исследований именно касательно инновационных технологий в финансовом мониторинге. Инновационные технологии на данный момент исследуются в основном в маркетинге, что не совсем дает возможность именно с правовой точки зрения описать весь их потенциал в финансовом мониторинге государственных корпораций.

Исследователи, обращаясь к экономическим разработкам, выделяют два направления их применения. Первое направление - «позитивный экономический подход к праву, в соответствии с которым определяется степень соответствия правовых норм требованиям экономической эффективности. Второе направление осуществляется в рамках нормативного экономического подхода, где на основании выводов экономической теории вносятся предложения по внесению изменений в правовые нормы»2.

Считаем нужным проявить солидарность с мнением Б.В.Яцеленко , который под рассматриваемыми нами преступлениями описывает «преступные действия, запрещенные уголовным законодательством, в своей сущности посягающие на общественные отношения в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг».

В своих работах Б.Свенссон отмечает, что экономическая преступность не определена четкими уголовно-правовыми границами и включает целый ряд

2 Мелюханова Е.Е. Экономический подход к уголовному наказанию: постановка вопроса // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XV Межд. науч.-практ. конф. М., 2018. С. 166.

3 Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Пол ред. А.И. Рарога. М. 1996. - С. 143.

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

4

явлений различного рода .

Наиболее правильной представляется позиция, что к экономической преступности следует относить преступления в сфере экономической деятельности, различного рода мошенничества, причинение имущественного ущерба путем обмана, а также преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях5 и многие другие.

Как правильно было отмечено Президентом Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёевым, при реформировании уголовного законодательства прогрессивному законодателю необходимо руководствоваться правилом экономии репрессии и приоритетным значением предупредительной деятельности6. В связи с этим становится очевидным дальнейшая необходимость правильной организации работы по обеспечению порядка и дисциплины,

7

уважения законов, спокойствия населения .

Вместе с тем стоит отметить, что в уголовно-правовой политике борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности наблюдаются две противоположные тенденции: криминализация одних составов преступлений, и декриминализация других. Неуклонно прогрессирующий уровень кибермошенничества, компьютерного шантажа требует разработки и практического осуществления мер, направленных на эффективное противодействие дальнейшему развитию этих тенденций как в общеуголовной преступности, а значит - диктует необходимость усиления государственного

о

контроля над состоянием информационно-цифровой среды . Отсутствие адресности и комплексности мер по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, а также эффективности выявления и выработки мер по устранению причин и условий, способствующих совершению системных правонарушений, не дают ожидаемых результатов, а также недостаточная инициативность уполномоченных органов, отсутствие должного межведомственного взаимодействия, несогласованность реализуемых

4 Свенссон Б. Экономическая преступность. М., 2007. - С.26.

5 Черных Е. Е. Понятие и правовая сущность экономической преступности в современной России и за рубежом. Журнал «Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России». 2014 ВАК // Источник: https://cyberleninka. т

6 Тухташева У.А. Рустамбаев М.Х. Судебная власть и судебно-правовая реформа в Республике Узбекистан: научно-публицистическое издание. - Ташкент: Издательство ТГЮИ, 2008. - 538 с.

7 Мирзиёев Ш.М. Критически проанализирована деятельность органов внутренних дел. Дата: 12.02.2021 г. // Источник: https://president.uz/ru/lists/view/4164

8 Воронин Ю.А., Беляева И.М., Кухтина Т. В. Современные тенденции преступности в цифровой среде. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2021 г. // Источник: https://cyberleninka.ru

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=2223P

мероприятий9.

Одним из факторов, влияющих на уровень преступности, считается состояние экономики10. Существует теория, согласно которой преступник всегда взвешивает риски и возможные приобретения в результате совершения преступления11. Исходя из этой теории основную угрозу могут представлять проблемы, вызывающие бедность в обществе.

Джефф Гроггер, профессор University of California, считает, что

преступность возникает тогда, когда сокращаются размеры зарплат. Преступный

12

промысел становится альтернативой честной бедности . Мы считаем, что с данным мнением есть все основания согласиться, т.к. ухудшение жизни человека может привести его к криминально-настроенным действиям.

Современная преступная деятельность в сфере экономики внешне сходна с правомерной и зачастую совершается именно под видом законной деятельности, законных хозяйственных операций, поэтому выявить преступные посягательства

13

без специальных познаний практически невозможно .

Как известно, сегодня в мире царят острая борьба и конкуренция, усиливается столкновение интересов. В сознание людей, особенно молодежи разными способами внедряются эгоцентризм, беззаботное отношение к труду, семье, потребительская культура14. Учитывая данные тенденции, становится необходимым на деле обеспечить постоянную и планомерную профилактическую и просветительскую работу с представителями всех слоев общества, не только молодежи.

Сами по себе экономические отношения относятся к одним из самых развивающихся, динамичных в государстве, что обусловливает непрерывное изменение уголовного закона в этой части. Эффективная экономика зависит, в том числе и от грамотной уголовно-правовой политики государства.

На практике необходимо прекратить изжившую себя практику предъявления обвинения в создании преступного сообщества и назначения

9 Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью» от 14 марта 2017 г., № ПП-2833 II Источник: https://lex.uz/docs/3141184

10 Икрамова М.Н. Уголовно-правовая борьба с наркоманией. - Ташкент, Фан. 1982 г.

11 Двусмысленная связь: преступность и экономический кризис. 30.10.2008. http://www.washprofile.org/ru/node/8127.

12 An economic model of recent trends in violence Jeff Grogger. The Crime Drop in America. Cambridge Studies in Criminology. Editors: Alfred Blumstein, David Farrington. JAMA, August 4, 1999—Vol 281, No. 5 ©1999 American Medical Association.

13 Каминский A.M., Овчинникова Д.А. Использование электронных криминалистически неупорядоченных банков данных в раскрытии преступлений II Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2020. Т. 30, вып. 1. С. 91-98.

14 Mирзиёев ШМ. Если экономика - организм, обеспечивающий жизнедеятельность общества, то духовность - его сердце и душа. Дата: 19.01.2021 г. II Источник: https:IIpresident.uzIruIlistsIviewI4089

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=2223Q

жесткого наказания в отношении всех членов субъекта предпринимательства, являющегося юридическим лицом15. В этом смысле руководство страны преследует более четким образом реализовать принцип индивидуализации наказания.

Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев поручил в первом квартале 2020 года контролирующим органам всех уровней на основе передового опыта внедрить новую современную систему проведения проверок хозяйствующих субъектов16.

Экономические преступления причиняют серьезный ущерб всем участникам рыночных отношений. Зачастую они носят скрытый (латентный) характер. Поэтому чрезвычайно важно постоянно совершенствовать механизмы предотвращения и раскрытия данных правонарушений, особенно в государственных корпорациях.

Необходимо обеспечить действие механизма взаимодействия между МВД и Центральным банком, который позволит подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, напрямую получать в кредитных организациях информацию об операциях, в том числе осуществленных без согласия клиента, оператора по переводу электронных денежных средств и услуг платежной инфраструктуры.

Немаловажное влияние на эффективность работы по противодействию экономической преступности способно оказать наличие возможности быстрого доступа к информационным базам данных, единым государственным

17

автоматизированным информационным системам .

Кроме того, целесообразно обеспечить оперативный доступ сотрудников службы Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан к информационным базам ГНК, ГТК и интернет-провайдеров, что позволит осуществлять контроль отдельных объектов экономики в режиме реального времени (как, например, осуществляется налоговый мониторинг).

Разработка эффективной методики по расследованию данного преступления является одной из приоритетных задач учёных, решение которой во многом обусловливается раскрытием криминалистической характеристики преступления,

15 Мирзиёев Ш.М. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. Дата: 24.01.2020 г. // Источник: https://president.uz/ru/lists/view/3324

16 Мирзиёев Ш.М. Выдвинуты новые инициативы по развитию предпринимательства, повышению благосостояния населения. Дата: 24.01.2020 г. // Источник: https://president.uz/ru/lists/view/3318

17 Лёвин М. Ф. Экономические и коррупционные преступления: совершенствование мер по противодействию им. Журнал «Образование. Наука. Научные кадры». 2021 г. ВАК // Источник: https://cyberleninka.ru

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

а в первую очередь таких его элементов, как способы (схемы) легализации преступных доходов. Учитывая то, что в настоящее время процессы теневой экономики усложняются, приобретая характер международных и трансграничных

явлений, что подтверждается активным использованием офшоров при

18

легализации денежных средств, которые добыты незаконным путем .

Следует в полной мере поддержать изменения, внесенные законодателем в рассматриваемой сфере исследования. Например, справедливо отмечена необоснованность исключения конфискации имущества из перечня наказаний, поскольку это необоснованно и существенно снижает уровень эффективности борьбы с преступлениями экономического характера19.

Ряд других видных ученых тоже неоднократно отмечалась целесообразность придания статуса уголовного наказания - конфискации.

ФАТФ для целей усиления продуктивной борьбы с легализацией незаконных доходов предполагает следующие рекомендации для учреждений банковского сектора. В рамках финансового контроля финансовый мониторинг может рассматриваться как государственный финансовый контроль, так и как негосударственный контроль, осуществляемый непосредственно субъектом финансового мониторинга20.

При этом, необходимо отметить, что невозможность по имплементации некоторых положений по основополагающим международным актам в области борьбы с организованной преступностью, также связывается с отсутствием в системе законодательства, института конфискации имущества, как такового (лат. - «in rem»), или «вещная конфискация», законное происхождение которого не было доказано21.

Заключение. Об эффективной национальной системе финансового мониторинга можно говорить при наличии четко определенных направлений деятельности государственных органов. Следовательно, в Республике Узбекистан важно повысить прозрачность финансовой деятельности и усилить контроль за обращением наличных денежных средств, особенно в зонах с высоким уровнем риска совершения преступлений, а также формирование позитивного отношения общественности, субъектов хозяйственной и финансово-банковской деятельности

18 Правовые основы Российского государства: Учеб. пособие для вузов / Н.А. Машкин [и др.]; Под ред. проф. Н.А. Машкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 222 с. - С.118.

19 Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва. - М.: Русский проект, 2014. - 316 с. - С.131.

20 Прошунин М. М. К вопросу о месте финансового мониторинга в системе финансового права // Вестник Российского университета дружбы народов. 2019. № 3. С. 15

21 Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва. - М.: Русский проект, 2014. - С.132.

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=2223Q

к требованиям и процедурам в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

С этой целью, считаем оптимальным предложить следующую методику определения перспективных направлений борьбы с легализацией преступных доходов (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Методика определения перспективных направлений борьбы с легализацией преступных доходов

№ Мероприятие Ответственные лица Организационная основа

1. Обновить действующее законодательство в сфере легализации преступных доходов с учетом требований цифровой реальности Кабинет Министров, Министерство Финансов Республики Узбекистан Принятие ряда НПА в новой редакции (от 2022 г.)

2. Установить минимальный порог финансовых операций, подлежащих наблюдению (в порядке ФМ) Центральный банк Республики Узбекистан Принять специализированное Положение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Определение рисков совершения преступлений в государственных корпорациях Каждый государственный орган Создание подразделения внутреннего контроля и аналитического департамента при каждом государственном органе

4 Расширение международного сотрудничества и повышение прозрачности результатов мероприятий по предупреждению легализации преступных доходов для общества Каждый государственный орган Создание интернет-сайтов, в которых есть возможность искать по категориям поиска информацию о деятельности государственного органа, оставлять отзывы за недостоверную или слишком краткую информацию.

Учитывая то, что Республика Узбекистан ратифицировала Соглашение «О евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма» (Москва, 16 июня 2011 года) № ЗРУ-307 от

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

13.12.2011 г. и иные документы, необходимо отметить следующее. Для стран с развитой рыночной экономикой, на наш взгляд, наиболее важно осуществить переход от выявления, раскрытия и пресечения отдельных преступлений к комплексным упреждающим процедурам по нейтрализации и пресечению деятельности преступных сообществ, причастных к легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Обеспечить решение данных задач позволят меры по совершенствованию информационного обеспечения государственных органов и организаций, участвующих в ПОД/ФТ, а также создание многоуровневой системы подготовки кадров для государственных органов и организаций, участвующих в ПОД/ФТ. В этой части очень актуальным будет дальнейшее совершенствование Закона «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» 660-11 от 26.08.2004 г. с учетом требований норм международного права, в частности, Рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

На наш взгляд, все преступления в сфере экономики предусмотреть невозможно, сколько реально отразить в содержании УК и потребовать от законодателя адекватной реакции на частоту совершения тех или иных преступлений, а также усиления административной ответственности за их совершение, вплоть до законодательного установления уголовной ответственности.

Проведенное исследование позволило выделить следующие направления совершенствования механизмов противодействия преступлениям в сфере экономики, связанных с деятельностью государственных корпораций и иных лиц, образованных с государственным участием:

- минимизация рисков, выявленных на национальном уровне, и дальнейшее укрепление государственной политики в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

- обеспечение соответствия национальной системы в данной сфере международным документам, а также имплементации стандартов ФАТФ и международно-правовых актов в законодательство Республики Узбекистан;

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

- дальнейшее развитие сотрудничества и налаживание системного диалога с международными организациями и зарубежными странами22;

- широкое внедрение современных ИКТ при формировании целостной системы всех статистических данных, сборе, обработке, анализе и их использовании, а также повышении эффективности обмена информацией в данной сфере;

- повышение профессионализма работников государственных органов, занимающихся противодействием легализации преступных доходов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. An economic model of recent trends in violence Jeff Grogger. The Crime Drop in America. Cambridge Studies in Criminology. Editors: Alfred Blumstein, David Farrington. JAMA, August 4, 1999—Vol 281, No. 5 ©1999 American Medical Association.

2. Воронин Ю.А., Беляева ИМ., Кухтина Т. В. Современные тенденции преступности в цифровой среде. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2021 г. II Источник: https://cyberleninka.ru

3. Двусмысленная связь: преступность и экономический кризис. 30.10.2008. http : //www.washprofile. org/ru/node/8127.

4. Икрамова M.K Уголовно-правовая борьба с наркоманией. - Ташкент, Фан. 1982 г.

5. Каминский A.M., Овчинникова Д.А. Использование электронных криминалистически неупорядоченных банков данных в раскрытии преступлений II Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2020. Т. 30, вып. 1. С. 91-98.

6. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва. -M.: Русский проект, 2014. - 316 с.

7. Левин M. Ф. Экономические и коррупционные преступления: совершенствование мер по противодействию им. Журнал «Образование. Наука. Научные кадры». 2021 г. BAК II Источник: https://cyberleninka.ru

8. Mелюханова Е.Е. Экономический подход к уголовному наказанию: постановка вопроса II Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XV Mежд. науч.-практ. конф. M., 2018. С. 166.

22 Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии развития национальной системы Республики Узбекистан по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», от 28.06.2021 г. № УП-6252 // Источник: https://lex.uz/ru/docs/5482739

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=2223Q

9. Мирзиёев Ш.М. Выдвинуты новые инициативы по развитию предпринимательства, повышению благосостояния населения. Дата: 24.01.2020 г. // Источник: https://president.uz/ru/lists/view/3318

10. Мирзиёев Ш.М. Если экономика - организм, обеспечивающий жизнедеятельность общества, то духовность - его сердце и душа. Дата: 19.01.2021 г. // Источник: https://president.uz/ru/lists/view/4089

11. Мирзиёев Ш.М. Критически проанализирована деятельность органов внутренних дел. Дата: 12.02.2021 г. // Источник: https: //president.uz/ru/lists/view/4164

12. Мирзиёев Ш.М. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. Дата: 24.01.2020 г. // Источник: https://president.uz/ru/lists/view/3324

13. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью» от 14 марта 2017 г., № ПП-2833 // Источник: https://lex.uz/docs/3141184

14. Правовые основы Российского государства: Учеб. пособие для вузов / Н.А. Машкин [и др.]; Под ред. проф. Н.А. Машкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 222 с. - С.118.

15. Прошунин М. М. К вопросу о месте финансового мониторинга в системе финансового права // Вестник Российского университета дружбы народов. 2019. № 3. С. 15

16. Свенссон Б. Экономическая преступность. М., 2007. - С.26.

17. Тухташева У.А. Рустамбаев М.Х. Судебная власть и судебно-правовая реформа в Республике Узбекистан: научно-публицистическое издание. - Ташкент: Издательство ТГЮИ, 2008. - 538 с.

18. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Пол ред. А.И. Рарога. М. 1996. - С. 143.

19. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии развития национальной системы Республики Узбекистан по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», от 28.06.2021 г. № УП-6252 // Источник: https://lex.uz/ru/docs/5482739

20. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии развития национальной системы Республики Узбекистан по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», от 28.06.2021 г. № УП-6252 // Источник: https://lex.uz/ru/docs/5482739

21. Цепелев В.Ф. Уголовно-политическая обусловленность противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности // Преступления в сфере экономики: российский и европейский опыт: материалы российско-германского круглого стола, 17 окт. 2012 г. / под ред. А.И. Рарога, Т.Г. Понятовской. М.: МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2013. - С. 118-123.

22. Черных Е. Е. Понятие и правовая сущность экономической преступности в современной России и за рубежом. Журнал «Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России». 2014 ВАК // Источник: https://cyberleninka.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.