Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ВЕНЧУРНОГО КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

ПРАВОВАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ВЕНЧУРНОГО КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
венчурное инвестирование / венчурный капитал / венчурные фонды / старап-проекты / инвестор / генеральный партнер / акции. / venture investment / venture capital / venture funds / start-up projects / investor / general partner / shares.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асаля Сулонмуродовна Каюмова

В статье дается анализ правового и практического положения венчурного инвестирования в Республике Узбекистан, предлагаются рекомендации и предложения по укреплению правового статуса венчурных инвестиций, венчурных правоотношений в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND PRACTICAL POSITION OF VENTURE CAPITAL IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article discusses an analysis of the legal and practical position of venture investment in the Republic of Uzbekistan is given, recommendations and proposals are proposed for strengthening the legal status of venture investments, venture legal relations in general.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ВЕНЧУРНОГО КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

ПРАВОВАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ВЕНЧУРНОГО КАПИТАЛА В

РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Асаля Сулонмуродовна Каюмова

Студентка Ташкентского государственного юридического университета

направления «Бизнес права» [email protected]

В статье дается анализ правового и практического положения венчурного инвестирования в Республике Узбекистан, предлагаются рекомендации и предложения по укреплению правового статуса венчурных инвестиций, венчурных правоотношений в целом.

Ключевые слова: венчурное инвестирование, венчурный капитал, венчурные фонды, старап-проекты, инвестор, генеральный партнер, акции.

LEGAL AND PRACTICAL POSITION OF VENTURE CAPITAL IN THE

REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article discusses an analysis of the legal and practical position of venture investment in the Republic of Uzbekistan is given, recommendations and proposals are proposed for strengthening the legal status of venture investments, venture legal relations in general.

Keywords: venture investment, venture capital, venture funds, start-up projects, investor, general partner, shares.

На пути становления и развития Республки Узбекистан по сей день проводятся ряд различных экономических реформ, позволяющих поэтапно выдвигать экономику на новый уровень. Для реализации данной цели, особое внимание уделяется внедрению новой структуры финансового капитала -венчурного, который является выскодоходным видом финансовой деятельности. Правительством непосредственно приняты ряд нормативно-правовых актов, программ для развития данной формы инвестирования, которые в последующем будут обсуждаться.

Важным толчком для развития венчурного инвестирования в Республике Узбекистан послужило утверждение Стратегии действий по пяти приоритетным

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 гг. от 07.02.2017г. №УП-4947. Данная стратегия включает в себя раздел развития и либерализации экономики, охватывая активное ведение инвестиционной политики направленное на развитие инновационной сферы, модернизацию и техно-обновление производства, реализацию проектов производственной, транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктуры, что позволит укрепить макроэкономическую стабильность и сохранить высокий темп роста экономики страны1. Также, на основании данной стратегии 2019г. - объявлен годом активных инвестиций и социального развития.

Как отметил Президент Ш.Мирзиеев в своем послании Олий Мажлису "Стабильности и конкурентоспособности национальной экономики достигает лишь та страна, которая ведет активную инвестиционную политику"2.

В данном 2019 году, был принят Указ Президента Республки Узбекистан "О государственной программе по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год активных инвестиций и социального развития"" от 17.01.2019г. № УП-5635, в котором указано, обеспечение наличия венчурного капитала и его внедрения, отвественность исполнения которого возлагается на Агенстово по

"5

развитию рынка капитала Республики Узбекистан (однако, на сегодняшний день оно упразднено и все обязанности переданы Министерству финансов на основании Постановления Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы регулирования рынка капитала" от 13.04.2021г. № ПП-50734).

Ранее до 2019 года, в 2018 году Президент Республики Узбекистан подписал указ "О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов финансирования проектов в сфере предпринимательства и инноваций", в котором впервые были введены понятия "венчурные проекты", "венчурные фонды", "венчурные финансирования" в национальном законодательстве. В данном указе раскрывается правовой статус венчурных фондов следующим образом: это инвестиционная компания, находящаяся под управлением управляющей

Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 07.02.2017г. №УП-4947//www.lex.uz

2 Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева Олий Мажлису//https://president.uz/ru/lists/view/2228

3 Указ Президента Республки Узбекистан "О государственной программе по реализации стратегии действий по пять приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год активных инвестиций и социального развития"" от 17.01.2019г. № УП-5635//www.lex.uz

4 Постановление Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы регулирования рынка капитала" от 13.04.2021г. № ПП-5073//www.lex.uz

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

компании, предназначенная для инвестирования аккумулированных денежных

Также следует отметить, что для создаваемых венчурных фондов, софинансирующие высокотехнологичные предпринимательские проекты-стартапы, и для самих стартапов до 1 января 2023г. предоставляется возможность не уплачивать все виды налогов и обязательных платежей, кроме единого социального платежа6.

На основании вышеприведенного указа Президента, Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан утверждено Положение о деятельности инвестиционных и управляющих компаний от 17.05.2019г. №414. В данном положении помимо интерпритации венчурных фондов, раскрывается понятие венчурных проектов с высокой степенью рисков - проекты, несущие в себе коммерческий характер с долгосрочным получением ожидаемой прибыли, находящиеся, на начальном этапе развития, либо на стадии расширения деятельности, в которых наблюдается высокая вероятность потери финансовых средств.

В данном положении венчурный фонд выступает отдельным институтом его функционирования, который охватывает:

1. правовой статус венчурных фондов;

2. указывает на наличие формирования уставного капитала венчурных фондов инвестиционной компании и аккумулирования денежных средств непосредственно в венчурные высокорисковые проекты;

3. расписывает основные виды деятельности венчурных фондов;

4. указывает на два вида целевого финансирования инновационных проектов - специализированные (определенные) и универсальные (различные) венчурные фонды;

5. устанавливает основание взаимоотношений учредителей венчурного фонда - учредительный договор,

6. указывает основные положения включающиеся в устав венчурного фонда: ограничение инвестиционной деятельности фонда, сведения о правах и обязанностях управляющего инвестиционными активами венчурного фонда, его ответсвенности перед фондом и его акционерами, порядок привлечения средств, принятия решений об инвестировании инновационных проектов, о выходе из проинвестированных предприятий, выплате дивидендов.

5 Указ Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов финансирования проектов в сфере предпринимательства и инноваций" от 24.11.2018г. №УП-5583//www.lex.uz

6 Указ Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов финансирования проектов в сфере предпринимательства и инноваций" от 24.11.2018г. №УП-5583//www.lex.uz

средств исключительно в высокорисковые венчурные проекты .

5

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

7. имеет право начать функционировать, только после полного формирования первоначального уставного фонда и заключением договора с управляющей компанией о передаче ей в доверительное управление инвестиционных активов фонда .

Также следует отметить, что так как деятельность венчурных фондов заключается в инвестировании, следующие приведенные нормативно-правовые акты будут являться базой и предоставят общее представление о порядке финансировании, формирования ООО для венчурных фондов, к их числу можно отнести: Закон Республики Узбекистан "Об инвестициях и инвестиционной деятельности" от 25.12.2019г. №ЗРУ-598, Закон Республики Узбекистан "Об инвестиционных и паевых фондах" от 25.08.2015г. №ЗРУ-392, Закон Республики Узбекистан "О рынке ценных бумаг" от 03.06.2015г. №ЗРУ-387, Закон Республки Узбекистан "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответсвенностью" от 06.12.2001г. №310-П. Цель приведенных законов, заключается в том, что деятельность венчурных фондов связана с инвестированием, выход с проинвестированных предприятий будет производиться, по средством передачи или продажи активов, и в заключении что касается ООО, то как было выше указано, венчурный фонд учреждается в форме ООО, и следовательно приведенный закон будет служить основой.

В последующем в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.01.2019г. №17 учережден Технологический парк программных продуктов и информационных технологий, и для достижения таких целей как предоставление эффективности организации деятельности Техно-парка, определение порядка регистрации юридических лиц в качестве его резидентов, применение налоговых и таможенных льгот, поддержки "стартап-проектов" - на основе венчурного инвестирования, принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по организации деятельности технологического парка программных продуктов и информционных технологий" от 15.07.2019г. №5898.

Также, в Республике Узбекистан в 2020 г. начал свою деятельность первый национальный венчурный фонд "UZVC" на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по организации деятельности национального вечнурного фонда "UZVC" от 03.11.2020г. №684, который зарегистрирован 15.12.2020г. в форме Общества с ограниченной ответсвенностью

7 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении положения о деятельности инвестиционных и управляющих компаний» от 17.05.2019г. №414//www.lex.uz

8 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по организации деятельности технологического парка программных продуктов и информционных технологий" от 15.07.2019г. №589//www.lex.uz

CENTRAL ASIAN ACADEMIC JOURNAL ISSN: 2181-2489

OF SCIENTIFIC RESEARCH VOLUME 2 I ISSUE 5 I 2022|

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

с целью создания инновационных идей и инфраструктуры для поддержки стартап-экосистемы, с первоначальным уставным капиталом в 15 млрд. сумов. В данном постановлении расписывается функционирование «UZVC», например: финансирование венчурных проектов может осуществляться в партнерстве с физическими и юридическими лицами, в том числе и с иностранными субъектами, расходы осуществляются за счёт собственных средств, уставной фонд полностью передается Агентству по управлению государственными активами, также одним из условий венчурного инвестирования выступает привлечение равных по объему выделяемых из фонда средств частного сектора и

9

В свою очередь также следует отметить, что с января 2020 года начала свою деятельность Ассоциация Венчурного Инвестирования Узбекистана (АВИУз), в форме ННО, основная цель которой заключается в поддержке развития венчурной экосистемы в Республике Узбекистан10.

Проведенный выше анализ позволяет в последующем дать оценку нынешнему состоянию законодательной базы по регулированию венчурного инвестирования и указать пробелы в нормативно-правовых актах по данному направлению.

Прежде всего, хочется отметить, что в национальном законодательстве на сегодняшний день даны общие понятия венчурных фондов, выделенные отдельным институтом, однако следует также отметить, что если исходить из того, что венчурный фонд составляет инвестиционная компания, находящаяся под управлением управляющей компании11, то данное положение меняет ситуацию. Т.е. уже уделяется не просто институт, а целый нормативно-правовой акт, что тоже недостаточно для развития и внедрения венчурного инвестирования.

В первую очередь, это заключается в том, что недостаточно предоставляется правовая защита субъектам венчурных правоотношений - это может быть исправлено посредством внесения дополнений в уже имеющиеся нормативно-правовые акты, либо создание определенного нормативно-правового акта, который будет охватывать:

1. общие положения венчурного инвестирования;

2.порядок учреждения венчурных фондов;

3.уставной фонд (капитал) венчурного фонда;

9 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по организации деятельности национального вечнурного фонда "ГОУС" от 03.11.2020г. №684

10 http://uzvca.uz/

11 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении положения о деятельности инвестиционных и управляющих компаний» от 17.05.2019г. №414//www.lex.uz

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=2223Q

4.управление фондом;

5.инвестиционная деятельность фонда (с включением стратегии выхода с проинвестируемого предприятия);

6.ликвидация венчурного фонда.

При этом следует внести изменения в Гражданский кодекс Республики Узбекистан, т.е. дать вкратце правовой статус венчурных фондов и их деятельность.

Что касается Налогового кодекса Республики Узбекистан, то выше мы указали, что для учреждаемых венчурных фондов финансирующих в высокорисковые проекты-стартапы до 2023г., обеспечено освобождение от уплаты налогов и обязательных платежей, помимо единого социального платежа. Но если учесть, что данная льгота имеет свой срок, то в Налоговый кодекс необходимо внести изменения касательно во-первых, расчёта налогооблагаемой базы для малых предприятий; во-вторых, ввести налоговые льготы для субъектов венчурных инвестиционных правоотношений.

Далее, усовершенствование защиты интеллектуальной собственности, что позволит развить и совершенствовать экономику, основанную на знаниях. Это нужно для того, чтобы обеспечить безопасность интеллектуальной собственности стартапов, в которые венчурные капиталисты инвестируют.

Также, для того чтобы обеспечить целевое использование инвестируемых денежных средств стартапами, необходимо ввести ответственность, либо в венчурный договор заключенный между сторонами, либо в нормативно-правовой акт, специализируемый на венчурно-инвестиционной деятельности.

Следует помнить, что наука, инновации, предпринимательсво содержат в себе гибкий характер, следовательно должны отсутствовать строгие рамки и ограничения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1.1. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 07.02.2017г. №УП-4947;

1.2. Указ Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов финансирования проектов в сфере предпринимательства и инноваций" от 24.11.2018г. №УП-5583;

1.3. Указ Президента Республки Узбекистан "О государственной программе по реализации стратегии действий по пять приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год активных инвестиций и социального развития"" от 17.01.2019г. № УП-5635;

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=4.63) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22230

1.4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении положения о деятельности инвестиционных и управляющих компаний» от 17.05.2019г. №414;

1.5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по организации деятельности технологического парка программных продуктов и информционных технологий" от 15.07.2019г. №589;

1.6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по организации деятельности национального вечнурного фонда "UZVC" от 03.11.2020г. №684;

1.7. Постановление Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы регулирования рынка капитала" от 13.04.2021г. № ПП-5073;

1.8. Малашенкова О.Ф. Венчурное инвестирование в мире: опыт и тенденция развития

1.9. Макулов Б.А., Саликаева Ю.К. Развитие отечественного и зарубежного венчурного инвестирования

1.10. Никулина О.В., Яхшибекян А.А. Совершенствование механизма финансирования инновационных проектов в форме создания и развития стартапов [Электронный источник] . - URL:

1.11. http s : //www.tadviser.ru/index. php/

1.12. www.lex.uz

1.13. https://nesrakonk.ru/dragalongrights/

1.14. https://president.uz/ru/lists/view/2228

1.15. https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-3-642-27966-9 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.