Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФАРОБИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФАРОБИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
социально-философская / наука / разум / знание / совершенство / добродетельное общество / философия / теология / интуиция / мышление

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ўралова Одина Равшановна

В статье на основе доступных источников анализируется вклад известного ученого, философа и ученого Абу Насра Фараби в развитие восточной философской мысли и развитие науки. Классифицированы основные направления научно-просветительского наследия мыслителя. Выделены ведущие принципы и практическое значение нравственно-воспитательных воззрений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФАРОБИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

"Oriental Art and Culture" Scientific-Methodical Journal / ISSN 2181-063X Volume 4 Issue 2 / April 2023

ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФАРОБИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Уралова Одина Равшановна Жиззах давлат педагогика университети

Аннотация: В статье на основе доступных источников анализируется вклад известного ученого, философа и ученого Абу Насра Фараби в развитие восточной философской мысли и развитие науки. Классифицированы основные направления научно-просветительского наследия мыслителя. Выделены ведущие принципы и практическое значение нравственно-воспитательных воззрений.

Ключевые слова: социально-философская, наука, разум, знание, совершенство, добродетельное общество, философия, теология, интуиция, мышление

THE SIGNIFICANCE OF FAROBI'S WORKS IN THE PROCESS OF

EDUCATION

Oralova Odina Ravshanovna Jizzah State Pedagogical University

Abstract: Based on available sources, the article analyzes the contribution of the famous scientist and philosopher Abu Nasr Farobi to the development of Eastern philosophical thought and the development of science. The main directions of the scientific and pedagogical heritage of the thinker are classified. Highlighted the guiding principles and practical value of ethical and educational views.

Keywords: socio-philosophical, science, intellect, knowledge, perfection, noble society, philosophy, theology, intuition, thinking

Фараби был поистине человеком мирового масштаба, изучившим и синтезировавшим в своих творческих достижениях арабскую, персидскую, греческую, индийскую и собственную турецкую культуру.

По имеющимся данным, Фараби написал более 160 произведений. Но большинство из них до нас не дошло. За глубокое знание греческой философии, комментарии к ней и продвижение в мир, а также большой вклад в развитие наук овладением науками своего времени. Фараби родился в семье военного офицера, принадлежащего к тюркскому племени, в местечке Фароб (О'трор) на берегу Сырдарьи. В то время Мовароуннахром правила династия Соманидов. Получив начальное образование в Отроре, будущий философ продолжил обучение в

I fcOl^^^^HI http://oac.dsmi-qf.uz

Ташкенте, Самарканде и Бухаре. Фараби отправляется в Багдад, чтобы углубить свои знания. Ученый побывает в крупных городах Ирана, Рэе, Хамадане, Исфахане и других местах. В Багдад съехались студенты и ученые из стран Ближнего и Среднего Востока. Здесь выдающийся ученый познакомился с фузалосами, познакомился с представителями греческой философской школы, различных областей науки, познал у них тайны науки. Например, Абу Башар изучал греческий язык и философию у Матты ибн Юнуса (870-940), а медицину и логику - у Юханны ибн Хийлана (860-920). Согласно некоторым историческим источникам, Фараби знал более 70 языков.

Ученый стал бедствовать в Дамаске в 941 году. Тем не менее он занимается наукой, проводит исследования в области философии и других наук. Он завоевал благосклонность и уважение правителя Алеппо (Алеппо) Хамдамида (годы правления 943-967). Он был известен как покровитель ученых. Губернатор приглашает Форби в свой дворец, но он предпочитает жить вольной жизнью, чем идти во дворец. Тем не менее плодотворной была жизнь ученого в Алеппо, где он написал многие свои работы. Фараби жил в Египте в 949-950 годах, затем в Дамаске, где провел последние дни своей жизни. Похоронен на кладбище «Баб Асгир» в Дамаске.

По имеющимся данным, Фараби написал более 160 произведений. Но большинство из них до нас не дошло. Тем не менее, одни только его существующие трактаты указывают на то, что он был великим ученым.

Основные труды Фараби: «О том, что нужно знать перед изучением философии», «Философские вопросы и ответы на них», «Часть раздела по логике из энциклопедии», «Таликат» (комментарии), «Трактат об органах человека», «Статья о пустоте», «Основания мудрости», «Смысл и происхождение философии», «Органы, функции и возможности животных», «Предисловие к трактату о логике», «Введение в науку логики». », «О происхождении наук», «Великая книга музыки», «О достижении счастья», «Суть дел», «Изречения великих людей», «Ихса алулум», «Смыслы мудрости», «Об уме», «Добродетели наук и искусств», «Книга законов», «Слово о субстанции», «О непрерывности небесного движения», «Слово о стихах и рифмах», « Книга о риторике», «Слово об объеме и количестве», «Слово о музыке», «Книга о методах физики», «Добродетельные поступки», «Мысли жителей добродетельного города», «О происхождения тел и случайностей», «Аристотель», «Мета о цели книги «Физика» и др.

В 70-х и 80-х годах 20 века труды Фараби издавались на русском языке под названиями «Философские трактаты», «Логические трактаты», «Математические трактаты», «Социально-этические трактаты», «Исследования и переводы» в Ташкенте и Алматы. .

ГГлЦ^^Ш! 806 http://oac.dsmi-qf.uz

Фароаби подчеркивает, что интеллект есть, с одной стороны, духовная сила, т.е. врожденная, а с другой стороны, образование есть продукт воспитания. Фараби считает, что необходимо действовать на основе суждения разума в управлении государством, следовании законам, в межличностных отношениях, в соблюдении правил этики и поведения, в воспитании. Одной из ценных идей Фараби является его интерпретация учения о мирском духе и мирском разуме и их существовании. По мнению мыслителя, душа и разум человека не исчезают после смерти, а сливаются с земной душой и разумом. Поэтому душа и разум человека уходят в вечность. Но они никогда не возвращаются и никогда не появляются. Покинув тело, они образуют единое целое, разум и душа аккумулируют все духовное богатство, приобретенное ими при жизни, и образуют живую мирскую душу и разум. В этом учении мыслителя есть четкие представления о вечности мира, бессмертии рода человеческого, преемственности человеческого знания и разума, развитии духовной культуры человечества. В его интерпретации ментальное знание становится настоящей наукой с помощью разума вселенной. Фараби - великий мыслитель, основавший рациональный способ познания. Он выдвинул замечательные для своего времени идеи в области философских разработок, наблюдений, дебатов, методов познания, эмоциональных наблюдений.

Идеи, выдвинутые Фараби, с большим интересом изучались учеными мусульманских стран в XVI-XX веках. Наследие, оставленное мыслителем, распространилось не только в странах Востока, но и в Европе и оказало значительное влияние на развитие социально-философской мысли.

Говоря об умном человеке, Фараби пишет: «Умные люди - это те, которые добродетельны, остроумны, преданы полезному делу, имеют большой талант открывать и изобретать нужные вещи, воздерживаться от дурной работы». Таких людей называют умными. Тех, кто имеет разум выдумывать злые дела, нельзя назвать разумными, их следует называть обманщиками и обманщиками».

На формирование мировоззрения Фараби в основном повлияли традиции древней передовой культуры Востока, народные движения против Арабского халифата, достижения средневекового естественнонаучного мышления, философское наследие Греции. Прежде всего Фароби пытался восстановить, обосновать и развить передовые аспекты учения Аристотеля на основе новейших научных достижений, создав течение восточного аристотелизма. Он разработал стиль, важные вопросы, категории потока.

Итак, хотя мысли Фароби о добродетельном обществе, счастье совершенного человека, взаимопомощи, мудром руководителе и равенстве кажутся несколько мнимыми по сравнению с реальной жизнью, это учение, направленное на духовное освобождение человека, раскрытие его возможностей,

I ГсОТ^^^^Н http://oac.dsmi-qf.uz

и установление гуманистического направления является передовой общественной мыслью, внесшей большой вклад в ее развитие. Высказал общечеловеческие стремления. Его высокие социально-педагогические идеи создали подходящую почву для развития науки следующего периода. Она была разработана благодаря научной и творческой деятельности великих мыслителей: Абу Райхана Беруни, ибн Сины, ибн Рушда, Бахманьяра, Низами, Саади, Абдуррахмана Джами, Алишера Навои, Бедиля, Икбала, Ахмеда Дониша, Абдурауфа Фитрата, Абдуллы Авлони и другие. Научно-духовное наследие, высокие гуманистические идеи, нравственно-воспитательные взгляды этого великого ученого, созданные несколько веков назад, всегда сохраняют свою актуальность и бросают вызов своим исследователям.

Фойдаланилган адабиётлар

1. Зуннунов А. Педагогика тарихи. // Олий укув юртлари учун дарслик. - Т.: "Шарк", 2004.

2. Форобий А.Н. Фозил одамлар шахри. -Т.: "Халк мероси", 1993.

3. Форобий А.Н. Рисолалар. -Т.: "Фан", 1995.

4. Хайруллаев М. Маънавият юлдузлари. Абдулла Кодирий номидаги халк мероси нашриёти, Тошкент, 1999.

5. Хасанбаева О. Педагогика тарихидан хрестоматия. -Т.: "Укитувчи", 1993.

6. Абу Наср Форобийнинг педагогик карашлари. AKADEMICIA An International Muitidisciplinary Research Jornal (Doble Blind Refereed & Peer Reviewed Journal) ISSN 2249-7137 Vol 10 Issue 11 November 2020 Impakt Faktor SJIF 2020= 7.13 -

808

http://oac.dsmi-qf.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.