Научная статья на тему 'ВКЛАД УЧЕНЫЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ'

ВКЛАД УЧЕНЫЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1660
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛ / ГЕОЛОГИЯ / МЕДИЦИНА / ХИМИЯ / ИСТОРИЯ / МЕТАЛЛ / ЭТИКА / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбонов Бахром Рахмонович, Сангинова Ракиба Иномовна

В статье приводятся сведения о вкладе ученых Мавераннахра и Хорасана таких как Джабир ибн Хайян, Мухаммад Закария Рази, Абунасра Фороби, Абурайхана Беруни и другие, которые вынесли вклад в формировании и развитии истории науки посредством эксперимента и научно-теоретических достижений. Внесли большой вклад в историю науки и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД УЧЕНЫЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ»

ВКЛАД УЧЕНЫЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ

НАУКИ И ТЕХНИКИ

Курбонов Б.Р., Сангинова Р.И.

Таджикский государственный университет коммерции

Интенсивное развитие наук в Средней Азии и гений ее народов выдвинули целую плеяду ученых-энциклопедистов, среди которых особо следует отметить Джабир ибн Хайян, Мухаммад Закрия Рази, Абуали ибни Сино, Абурайхона Бируни , Абунасра Фороби , Абуабдуллах Нотили и Абумансур Муваффак, Мухаммад ал-Хоразми и др.

Джабир ибн Хайян (721-815 гг.) считается одним из величайших ученых Востока. Его с уверенностью можно назвать отцом (прародителем) современной химии, потому что именно ему удалось искусство химии (химическое искусство) довести до практической науки, которая находится в его философской теории. Его научные успехи уже несколько веков были популярны в Испании, и именно оттуда его произведения распространились и по всей Европе, и именно в Западной Европе он получает переделанное в латынь имя Гебер (Джабир). В новой исламской энциклопедии, которая вышла в свет в 1965 г. в Голландии, о нем дают следующие сведения: «Джабир ибн Хайян ибн Абдуллах ал Куфи ас Суфи - один из представителей известных древнейшей химии араба. Его биографию написал известный историк Ибн ан Надим в своем популярном произведении «Фехрист», где собраны биографии популярных людей стран Аджама и Араба до Х века, и относительно деятельности Джабир ибн Хайёна тоже говорит, что считает не Абу Мусо, а Абу Абдуллах Ибн ан Надим приводит и такие слова Закария Рази: «Учитель Абу Мусо Джабир говорит...» [1,с.235].

Абунаср Мухаммад ибн-Мухаммад Фороби родился в городе Васидж округа Фараб (позже Отрар) на Сырдаре. Считаю, что начальное образование он получил на согдийском и на фарси-дари, побывал в Чаче и Самарканде, некоторое время учился и работал в Бухаре, побывал в ряде городов Ирана и, наконец, поселился в Багдаде во время правления аббасидского халифа Муктадира. В столицу халифата тогда стекались люди науки, литературы, искусств со многих стран, в том числе и из Средней Азии. Здесь Фороби приступил к изучению разных приступил к изучению разных наук и языков, учился у ученого и переводчика с древнегреческого христианина Абубашара Батта, у медика и логика христианина Юханна ибн-Хайлана (Жийлона) Куннаи, у астронома и философа Абубакра ибн Сироджа [8,с.435].

Фороби обладал универсальным складом ума, незаурядными способностями и вскоре стал одним из величайших мыслителей раннего средневековья, одним из основоположников восточного рационализма, ученым-энциклопедистом. Судя по его сочинениям, он владел многими языками - от иранских и санскрита до арабского, греческого и латинского. В период своей жизни в Багдаде Фороби побывал в Средней Азии и по просьбе саманидского эмира написал работу «Ат-таълим ас-сани» («Второе учение»). В 941 г. он переселился из Багдада в Дамаск, где закончил свой фундаментальный труд «Китоб аро ахл ал-мадинат ал-фазила» («Книга о началах воззрения жителей идеального города»), затем отправился в город Халеб (Алеппо), где сосредоточивались большие научные силы.

Умер Фороби и похоронен в Дамаске на кладбище Боб ас-Сагир. Очень точная характеристика ученого дана Е. Э. Бертельсон: «Наследие Фороби необычайно велико и разнообразно. Он изучал все известные в то время отрасли знания, политику, психологию, естествознания, музыку, но на первом месте у него стояла, конечно, философия. Огромный интерес представляет работа Фороби «Последние о взглядах население совершенного города». Этот трактат, сложившийся не без влияния онтичных трактатов о государстве, тем не менее вполне оригинален и пытается дать ответ на ряд важнейших вопросов: о происхождении государства, о причинах социального неравенства. Фороби был хорошим математиком, знал всю теоретическую сторону тогдашней медицины. Он создал так же ряд работ по теории музыки, пользовался известностью как композитор и изобрел новый музыкальный инструмент» [8,с.246].

Большим авторитетом пользовался Фороби прежде всего в философии, логике, этике, физике, математике и общем естествознании. В целом его мировоззрение рационалистическое, хотя он признавал первопричиной мироздания творца. В своих естественнонаучных суждениях он в основном придерживался диалектических и материалистических принципов. В философских трудах много комментировал положения Аристотеля, Платона, Евклида, стремился примирить Платона с Аристотелем. Фороби является одним из основоположников восточной ветви неоплатонизма. Он признавал принцип статистической закономерности,

подчеркивал необходимость постановки экспериментов, которые и сам осуществлял, например, в области физики звуковых колебаний на своих музыкально-теоретических занятиях. В трактате «О происхождении наук» Фороби весьма большое знание придавал естествознанию, а в трактате «О том, что нужна знать прежде чем изучать философию» отмечи, что до изучения философии следует изучать науку о природе и основную сущность природы -вечнодвижущуюся субстанцию [4,с.367]. Основной материального мира он считал общий субстрат, первичную материю, которые состоят из четырех «корней» (первичных элементов) -земли; воды, воздуха и огня. Он допускал существование пятого элемента - эфира, слагающего межзвездное пространство.

Замечателен и оригинален труд Фороби «Фусул ал-хикам» («Жемчужина премудрости»), служивший учебным пособием в университетах Востока в течение всего средневековья. Им написано несколько математических трактатов, в том числе «Комментарий к трудностям во введениях к первой и пятой книгам Евклида», в котором, защищая Аристотеля и критикуя Евклида, он проводит материалистическую основу происхождения математических понятий, что впоследствии привлекло внимание Абуали ибни Сино и Омара Хайяма. В трактате «О том, что должен предшествовать изучению философии» геометрии подана в качестве основного фундамента научно-философского мышления.

Ученый занимался много астрономией и астрологией. Им написаны «Книга приложений» к «Алмагесту» Птолемея» и «Трактат о том, что правильно и неправильно в приговорах звезд» [1,с.68]. Наряду с арифметикой, геометрией и музыкой астрономию он относил к категории воспитательных наук, вместе составляющих традиционную архиструктуру мироздания. Серьезное внимание уделял географии, бывал во многих городах и странах мусульманского Востока. Занимался и медициной и как врач - ботаникой, минералогией и алхимией.

Фороби был одаренным музыкантом и композитором, конструктором музыкальных инструментов и теоретиком музыки. Его многотомный труд «Большая книга о музыке» («Китоб ал-мусики ал-кабир») был впоследствии переведен на многие языки и оказал большое влияние на развитие теории музыки в средние века и новое время. Козегартен в 1840 г. трактаты Фороби считал введением к своему знаменитому труду «Книга песен», а французский историк музыки Р. Д. Эрланже отмечал разительное превосходство Фороби в определении музыки, теории звука и интервала над многими теоретиками музыки, писавшими на арабском языке в последующие века [9,с.126].

В «Большой книге о музыке» целые разделы посвящены принципам физической основы звука, его распространения, измерения, причем при обосновании звуковых интервалов применены арифметические, алгебраические и графико-геометрические принципы. Использований ученым принцип непрерывной пропорции в своем дальнейшем развитии способствовал зарождению метода дифференциального исчисления Лейбница и др. Таким образом, Фороби в своих музыкально-теоретических исследованиях успешно пользовался прикладной математикой и физикой. Он был крупным лингвистом, теоретиком общего языкознания и поэтики, поэтом. Им написаны трактаты по правописанию, каллиграфии, стихосложению, риторике, ему принадлежит глубокие научно-философские стихи [5,с.257].

Абунаср Фороби был глубоко гуманным человеком, скромным и очень простым в быту и обращении с людьми, старался быть независимым от придворных обязанностей, которые нередко ему навязывали те или иные правители. Его знаниями и помощью пользовались многие его современники, он был в контакте со многими учеными, воспитывал научную молодежь. Его непосредственными учениками были Абулханифа Аскафи, уроженец Марва, впоследствии известный философ второй половины Х в., Абу Закария Яхья бин Ади и др. Высоко ценили труды Фороби и почитали его Абу-Али ибн-Сина, Бируни, Маймонид, Ибн-Рушд, Хайям, Джами и другие на Востоке, Бэкон, Леонардо да Винчи, Коперник, Лейбниц и другие - на Западе. Фороби был одним из титанов раннесредневековой восточной мысли .

Крупный ученый Х11- Х111 вв. З. Байхаки писал: «Абу Наср был прозван «вторым учителем» в знак уважения к его учению, в исламе не родился человек равный ему. В мире было четыре крупных ученых: два до ислама, а именно: Аристотель и Александр Великий (Афродезийский) и два в исламе - Абу Наср и Абуали ибни Сино. Абуали ибни Сино очень много пользовался работами Абу Насра». А известный немецкий востоковед А. Мюллер в Х1Х в. писал: «Величайший мыслитель всего мусульманского Востока Ал-Фороби... совершил гигантский труд, которого его предшественники лишь поверхностно коснулись. Этот гениальный человек сумел объять и прозреть до самых крайних изгибов наитруднейшие задачи греческой философии. Поэтому настоящим установителем строго научной разработке на Востоке философии следует считать никого иного, как именно только его» [6,с.179].

Однако Абунасру Фороби, ученому с берегов Сырдарьи, первенствовать в восточной науке пришлось недолго. Через десятилетние после его смерти на берегу соседней реки -Зарафшан родился другой сын среднеазиатской земли, впоследствии крупнейшей энциклопедист средневекового Востока и общепризнанный ученый на Западе, таджик Абуали Хусайн ибн-Абдуллах ибн-Сино, известный в Европе как Авиценна. Он родился около 960 г. в селении Афшана близ Бухары; его отец Абдуллах, таджик из Балха, служил финансовым чиновником саманидского дивана. Как поветствует предание, Абдуллах был исмаилитом и вся его семья общалась с исмаилитами. Под влиянием одного ученого-исмаилита, часто повещавшего их дом, у Ибн-Сино и появился интерес к философии.

Жизнь и деятельность другого выдающегося энциклопедиста Востока, уроженца города Катя в Хорезме, Абурайхона Бируни относится к последней четверти половине Х1 в. и несколько выходит за хронологические рамки нашего исследования. Практически многогранное творчество этого младшего современника Абуали ибни Сино приходится на первую половину Х1 в. Однако Бируни (973 - 1048) учился на традициях среднеазиатской науки эпохи Саманидов [5, с.178].

Хорезм - родина Бируни - являлся одной из развитых частей тогдашней Средней Азии. В Южном Хорезме еще в VIII в. образовалось новое владение, которое в Х в. со столицей во вновь возникшем городе Гургандже стало успешно соперничать с древним Афригидским государством, а затем в 995 г. вовсе ликвидировало его и во главе Мамуном ибн-Мухаммадом создало государство хорезмшахов. Хорезмшах Мамун I и его преемники стали активно вмешиваться в политическую, экономическую, культурную и идеологическую жизнь приаральских племен, Хазарского каганата, Булгарского царства, старались завязать политические контакты с Киевской Русью. Хорезм стал играть важную роль связующего звени Средней Азии с Поволжьем и Восточной Европой в торговле, культурном обмене и политике. В Хорезме были живы традиции древнехорезмийской культуры и науки, особенно астрономии и истории. Из этого края происходил уже выше охарактеризованный крупнейший астроном и математик К в. Мухаммад ибн-Муса ал-Хоразми и крупный математик и астроном Х в. Абунаср Мансур ибн-Ирак.

Однако эти благоприятные условия омрачались часто для ученых и невзгодами политических событий и перетрясок. Бируни видел крушение древнего дома Африга, кратковременный взлет Мамунидов, гибель династии Алтунташа и Хоруна. Он трижды был вынужден оставлять Хорезм: в 995 г. бежал в Рей, а затем вторично уехал в Гургандж, к его правителю меценату КАбусу ибн-Вашмгиру, в 1017 г. был насильно увезен в г. Газну всемогущему правителю Газнийского государства Махмуду, вновь оказался там же в 40-х годах Х! в., где и умер на чужбине. Он видел все ужасы разрушений и убийств, творимые Махмудом во время его захватнических походов в Индию.

Бируни вначале учился на своей родине у математика и астронома Абунасра Мансури ибн-Ирака, а затем в Рее под руководством работавшего там таджикского астронома и конструктора Абумахмуда Худжанди усовершенствовал свои познания в области конструирования астрономических инструментов. К числу первых трудов Бируни относятся «Рассказ об инструменте, Фахриевых секстантов» (описание изобретенного Худжанди секстанта), «Книга о проектировании на плоскость созвездий и изображении на плоскости стран» (сокр. «Картография»), «Исчерпания возможных методов конструирования астролябий» (сокр. «Астролябия»). Находясь на Гургандже (998-1004), Бируни пишет свой знаменитый историко-хронологический труд «Памятники минувших поколений» (сокр. «Хронология»), трактат по сферической тригонометрии и «Книгу ключей науки астрономии о том, что происходит на поверхности сферы» (сокр. «Сферика»).

По возвращении в Хорезм, в Гургандж, он занимается измерениями удельных весов минералов, металлов и жидкостей, а также астрономией и геодезией и пишет «Книгу об отношениях между металлами и драгоценными камнями по объему и весу» (собр. «Удельные весы»). После переезда в Газни он заканчивает знаменитый труд «Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами» (сокр. «Геодезия»), совершает во время походов Махмуд путешествия по Индии, знакомится с ее наукой, изучает санскритский язык, переводит с санскрита на арабский язык математические, астрономические труды индийских ученых, в частности философскую «Книгу Патанджалы об освобождении от уз» и астрономические таблицы «Блеск зиджей» («Каранатилака») Виджаянандина, а с арабского на санскрит - «Начала» Евклида, «Алмагест» Птолемея и свой труд «Астролябия» [5, с.264].

Далее одна за другоя появляются очередные книги Бируни: «Трактат об определений хорд в круге при помощи ломаной линии, вписанной в него» (сокр. «Хорды»), посвящен доказательству геометрических теорем, «Выделение (всего) сказанного по поводу о тенях» (сокр. «Тени») -

трактат о тангенсах и котангенсах и о применении теоремы тангенсов к задачам астрономии, «Подготовка надежной основы для уточнения понятия прохождений (светила)» (сокр. «Прохождения») - трактат по астрономии и «Книга об индийских рашиках» (сокр. «Рашики») -математический трактат. Он пишет популярное сочинение по математики и астрономии в виде 530 вопросов и ответов - «Книгу вразумления начаткам науки звезд» (сокр. «Наука звезд»), где даны определения и факты по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, говорится о пользований и об «искусстве» астрологических предсказаний, разоблачает методы астрологов, высмеивает шарлатанов.

В 1030 г. на основе огромного фактического материала Бируни завершает свой фундаментальный труд - «Книгу, содержащую разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» (сокр. «Индия»), в котором приводит много материалов об Индии и ее науке, говорит об учениях индийцев, сравнивая их с научными достижениями других народов. Около 1037 г. Бируни закончил свой главный труд «Канон Маъсуда по астрономии и звездам» - «обстоятельное изложение астрономии и связанных с ней вопросов математики, хронологии и географии с полными математическими доказательствами и экспериментальными обоснованиями всех утверждений и с подробными таблицами всех соответственных функций».

В последние годы жизни Бируни заканчивает «Книгу собрания сведений для познания драгоценностей» (сокр. «Минералогия») - энциклопедический свод сведений о металлах и минералах с указанием названий на разных языках, о их сортах, добыче, применении и «Книгу о медицинских лекарствах» (сокр. «Фармакогнозия») - энциклопедию растительных веществ.

Бируни написано множество фундаментальных трудов, что, казалось бы, невозможно сделать за одну человеческую жизнь. Но секрет этого был раскрыт еще современником Бируни Мухаммадом Шахразури, писавшим несколько лет спустя после смерти энциклопедиста в своем труде «Сад радостей и отрада душ» следующее: «Бируни твердо придерживался обычивая довольствоваться лишь самым необходимым. Будучи безразличным к материальным благам и пренебрегая обыденными делами, он всецело отдавался приобретению знаний, сгибаясь постоянно над составлением книг. Он, раскрывая врата их (наук), искал разрешения их трудностей и (тем) делал их доступными (для понимания). Его рука никогда не расставалась с пером, глаза постоянно делали наблюдения, а сердце было устремлено к размышлению. Только в течение двух дней (в году) - в день Нового года и праздника Михрджана - он отдавался заботам по приобретению запасов пищи и одежды. В остальные дни года он их (заботы) отгонял от себя. С лица своего он сбрасывал завесы трудностей и локти свои он держал свободными от стесняющих их рукавов» [3, с.47-49].

Вся жизнь Бируни была подвигом, проявлением подлинного мужества, которое, по словам самого Бируни, «заключается в презрении к смерти, все равно - выражается ли оно в речи или действии». Им написано 150 сочинений, из которых до нас дошло только 26. Бируни прежде всего был астрономом. Этой науки он посвятил «Канон Маъсуда» (в 11 книгах) и «Науку звезд», а также многие разделы в других трудах. Он был не менее выдающимся математиком, основателем высшей геодезии, его труды посвящены математической географии, геологии, физике, химии, биологии, истории, этнографии, философии и науковедению. Исследования Бируни выполнены на основе тщательных наблюдений и экспериментов и глубокого анализа. В своем мировоззрении он придерживался деизма, т. е. считал бога первопричиной, творцом мира, но отрицал его повседневное вмешательство в жизнь природы и общества, почти всегда четко разграничивал научные и религиозные представления. Природу он считал материальной, независимой от сознания и постигаемой чувствами, признавал действие в природе закона причинности, высказывал мысль о постоянных изменениях в природе. Его стремление отдельной науки от религии, объяснение явлений природы естественным путем, без вмешательства бога - далеки от догм официального ислама.

Это важная заслуга Бируни в борьбе против суеверия и невежества. Вместе со своим предшественниками Абулаббасом ал-Ираншахри и ар-Рази в философской борьбе на средневековом Востоке был продолжателем материалистической линии Демократа. Среди великих мыслителей арабского Востока почетное место занимает имя выдающегося хорезмского ученого Абурайхона Мухаммада ибн Ахмада ал-Беруни (973-1048 гг.), составившего целую эпоху в истории мировой науки. Его перу принадлежит более 150 сочинений, относящихся почти ко всем отраслям знаний, существующих в то время, большинство из которых не сохранились до настоящего времени.

Из числа сохранившихся до настоящего времени научных трудов этого ученого-энциклопедиста пять работ издано в арабском оригинале и в переводах на других языках. Это

«Хронология», «Индия», «Геодезия», «Минералогия» и «Тафхим» («Астрология»). Главный труд по астрономии, математике и географии- «Канон Маъсуда»-опубликован в арабском оригинале, и осуществлены его переводы на русский и узбекский языки. Среди сочинений Беруни самим значительным по содержанию и объему является его последний труд «Китоб ас-сайдана фи-т-тиб» («Книга фармакогнозии в медицине»).

С целью изучения образа жизни, культурных и научных ценностей народов Индии Беруни вместе с войсками султана Махмуда Газнави несколько раз побывал в этой стране и изучил древнеиндийский язык - санскрит. В 1030 г. им было завершено знаменитое сочинение об Индии «Моли-л-Хинди».

Еще раньше, в 1025 г., им был закончен другой не менее известный труд - «Геодезия». Он создал капитальный труд по минералогии и в конце своей жизни сочинил «Сайдана». Знание греческого языка позволило Беруни глубоко изучить труды Фалеса и Пифагора, Галена и Гиппократа, Эвклида и Птолемея, Платона и Аристотеля. Одна из выдающихся заслуг Беруни заключается в том, что им был выработан оригинальный научный метод познания природы и общества, который тесно связывает человека с реальной действительностью.

«. Предварительно необходимо,- пишет Беруни, - очистить свою душу от дурных свойств, которые портят большинство людей, и от причин, делающих человека слепым для истины, то есть от укоренившихся привычек, пристрастий, соперничества, покорности страстям, борьбы за власть и тому подобного» [3,с.47-49].

По его мнению, в объяснении явлений природы следует исходить из самой природы и остановиться на закономерностях, существующих в ней самой; необходимо исходить из фактов, из опыта. Он отмечает, что для выявления сущности предмета надо начинать с изучения элементов, из которых состоит данный предмет. При этом нужно руководствоваться дедукцией, основываясь на чувственных данных, а затем идти дальше. Им впервые показана роль логического рассуждения, анализа и обобщения при выполнении научных исследований. Большое значение Беруни придает в своем научном методе наблюдению, сравнению, сопоставлению различных данных, мнений с другими таковыми, что приводит к установлению истины. Согласно Беруни, в проведении исследования надо исходить от известного к неизвестному, от близкого к далекому. Нужно отметить, что впервые зависимость плотности воды от температуры с очень большой точностью была определена этим выдающимся ученым (0.958). Эта величина приблизительно равна современному значению 1.0000 г/см3, найденному при 40С. Им также были определены плотности и других жидкостей, в частности, человеческой крови, коровьего молока, вина, оливкового масла и др., а с использованием гидростатического давления воды Беруни определил значение плотности металлов, минералов и драгоценных камней.

Беруни разделял учение о притяжении тел к центру Земли и гелиоцентрическое учение, намного опередив при этом Коперника. Им впервые была высказана мысль о впадении реки Амударьи в былые времена в Каспийское море. Беруни с величайшей точностью подсчитал окружность Земли (41550 км по современной системе мер). Эту величину существенно не поколебали последующие многочисленные измерения, в том числе с помощью космической техники (различие составляет 110 км) [7, с.56].

Весьма важными для науки являются учения Беруни о движении материков, горообразовании и перемешивании рек, озер и морей. Исследуя природные богатства Средней Азии, Беруни делает выводы о наличии значительных запасов золота в горах Каратегина и Шугнана, драгоценных камней в Бадахшане, ртути и серебра в Зерафшане и крупных месторождений нефти в Ферганской долине. Предсказания Беруни впоследствии были подтверждены полностью. Подвергая сомнению утверждение Аристотеля о шарообразности небесных тел, Беруни предполагает возможность существования их в виде эллипсоидной формы. И, действительно, современная наука утверждает, что форма Земли является не идеально шарообразной, а несколько сплюснутой.

«Сайдана» состоит из двух частей: в первой части дано определение слову «Сайдана», а вторая часть охватывает 1116 статей, каждая из которых посвящена отдельному конкретному лекарственному средству. Из них 880 - это описания лекарств растительного, 107 - минерального, 101-животного происхождения, также 381 противоядия, 35 наименований растительных масел. Научная ценность этого труда состоит также в том, что в нем приведены названия географических пунктов, откуда происходило то или иное лекарственное сырье [2,с.344].

Беруни в «Сайдана» впервые упоминает о том, что хлорид аммония (нашатырь) можно использовать в качестве компонента для охлаждающих смесей. Он отмечает, что если эту соль смешивать с водой, то она охлаждает воду, и если этот раствор вылить в снег, то она превращает его в лед. Здесь же указаны заменители нашатыря для осуществления этой задачи. В настоящее

время такие охлаждающие смеси широко используются в криогенной технике, химической технологии, в коммунальном хозяйстве, для предотвращения образования гололеда на автодорогах и на зеленых полосах аэродромов. Беруни впервые приводит способ получения огня с использованием окисления органического удобрения, а также метод получения нашатыря путем сухой перегонки волос [7,с.67].

Беруни систематизировал названия лекарственных средств, их синонимов и отличительные свойства в единую номенклатуру, которая использовалась на огромной территории арабского Востока и устранила все затруднения и путаницу, существующую среди разноязычных народов этой части света. Эта номенклатура действует и в настоящее время среди народных целителей Востока.

Исходя из полученных и изложенных данных, можно сделать вывод. Что химическая наука Востока эпохи Средневековья была представлена целым рядом известных и выдающихся ученых, таких как Холид ибни Язид, имам Джафар Садик, Абуюсуф Яъкуб ибни Исхак ал-Кинди, Ибни Умаил, Абуабдуллах Нотили, Ибни Вахшиён, Абунаср Фороби, Абумансур Муваффак, Абуали ибни Сино, Абурайхан Беруни и многих других. Каждый их них в разное время вносил свою неоценимую лепту в химическую науку на основе собственных проб и ошибок, экспериментов и наблюдений, изучения научных трудов своих предшественников. Оставляя после себя многочисленные научные произведения, средневековые ученые Востока тем самым развивали и совершенствовали не только химию как науку, но и другие области знания: философию, арифметику, астрономию, неометрию, космалогию, медицину, алгебру, мораль, политологию, орнотологию, ествествознание, психологию, педагогику, религию, философию и т.д.

Литература:

1. Ахмад Ором, Амирхусайни Ориёнпур. Таърихи тамаддуни Машрикзамин-гахвораи тамаддун. Чопи чахорум.Техрон.1382, 95- 609 с.

2. Зубов В.П. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961, 420 с.

3. Кимсанов Б.Х., Хусейнов К.Б., Рахманкулов Д.Л. Научное наследие Абу Райхана Беруни//История науки и техники. 2004, № 1, с. 47 - 49.

4. Матвиевская Г.П., Резенфельд Б. А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (XIII-XVII вв.) кн. 2. Москва, Наука, 1983 - 648 с.

5. Н.Н. Негматов. Государство Саманидов. Душанбе: «Дониш». - 1977.

6. Нуралиев Ю.Н. Медицина эпохи Авиценны. Душанбе, Ирфон. 1981 - 190 с.

7. Сираджинов С.Х., Матвиевская Г.П. Абу Райхан Беруни и его математические труды М., Просвещение, 1978 - 95 с.

8. ^JJJJ ^и^лИ ¿^С. ¿JJ Jле

9. Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии от древнейших времен до начало XIX в. Москва. Наука, 1969 - 307 с.

ВКЛАД УЧЕНЫХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ

НАУКИ И ТЕХНИКИ

Курбонов Б.Р., Сангинова Р.И.

В статье приводятся сведения о вкладе ученых Мавераннахра и Хорасана таких как Джабир ибн Хайян, Мухаммад Закария Рази, Абунасра Фороби, Абурайхана Беруни и другие, которые вынесли вклад в формировании и развитии истории науки посредством эксперимента и научно-теоретических достижений. Внесли большой вклад в историю науки и техники.

Ключевые слова: минерал, геология, медицина, химия, история, металл, естествознания, астрономия, этика, психология

CONTRIBUTION OF MIDDLEAGE SCIENCES IN FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE HISTORY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY

Kurbonov B.R., Sanginova R.I.

There is an information about the contribution of screntists of Maverunnahr and Kharosan, like Yabir ibn Khayan, Muhamad Zakariya Rasi, Abunasri Farabi, Aburaykhan Beruni and others who made a great contribution in formation and development of the history of science by the way of experiments and serentific- theoretic achievements in the arlice.

Key words: mineral, geology, medicine, chemistry, history, metal, natural science astronomy, ethics, psychology.

Сведения об авторах: Курбонов Бахром Рахмонович - кандидат исторических наук, доцент, заведующей кафедрой истории и филологии Таджикский государственный университет коммерции, тел.(+992) 934 444152;

Сангинова Ракиба Иномовна - к.ф.н., ст.преподаватель кафедры истории и филологии, Таджикский государственный университет коммерции, (+992) 934 444252.

Information about authors: Kurbonov Bahrom Rahmonovich, candidate of historical sciences, associate professor, Chair of history and philology, Tajik State University of Commerce, tel.: (+992) 934 444152;

Sanginova Raqiba Inomovna, Ph. D. in philology, senior lecturer, - к.ф.н., ст. преподаватель departments of history and philology, Tajik State University of Commerce, tel.: (+992) 934 444252.

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ХИМИИ И МЕДИЦИНЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА НА ВОСТОКЕ И В

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Курбонов Б.Р.

Таджикский государственный университет коммерции

Целенаправленная практическая деятельность человека невозможна без знания объективных законов природы и общества, она требует высокого уровня организации исследовательской деятельности. Кроме того, наука посредством достигнутых знаний в данный исторический период также оказывает огромное влияние на мировоззрение, которое включает в себя совокупность взглядов человека на окружающий мир, таких как философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественнонаучные и другие. Без развития науки невозможно представить развитие современной цивилизации. Мировоззрение в свою очередь имеет чрезвычайно важное практическое значение, так как определяет отношение человека к окружающей действительности и служит руководством к действию, поэтому можно отметить, что изучение истории химической и медицинской наук мусульманского средневековья является одним из основных и ведущих направлений науки. В настоящее время в разных книгохранилищах мира хранятся десятки миллионов рукописей ученых стран ближнего и среднего Востока, которые до сих пор не изучены и их содержание никому неизвестно. Это вероятно в большой степени объясняется тем, что здесь требуются не только всесторонние знания предмета науки, но и глубокие знания основных языков, истории, культуры, литературы народов, населявших эти страны. И в первую очередь совершенное знание арабского языка, так как после арабских завоеваний этот язык в странах ислама играл роль международного языка ученых, как и греческий язык в эллинистических государствах, и латынь в средневековой Европе. Кроме греческой философской культуры, арабы передали Западу научно-практические знания по средневековой химии, фармакологии, медицине, которые быстро распространились в широком кругу искателей философского камня и способствовали расширению знаний о соединениях и препаратах, необходимых для медицины, фармакологии и производства бытовых товаров.

В К-Х вв. наибольшее развитие получили также медицина и врачебная практика. Практика врачебного дела, интенсивные разработки полезных ископаемых, производство красок, стекла, бумаги, отделка кожи и многие другие отрасли производства обусловили развитие химических знаний, что привело к успехам этой науки и выдвижению ряда замечательных химиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.