Научная статья на тему 'Аль Фараби и философские основы иранского градостроительства'

Аль Фараби и философские основы иранского градостроительства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
412
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬ ФАРАБИ / ТРАКТАТ О ВЗГЛЯДАХ ЖИТЕЛЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА / АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ ДОБРОДЕТЕЛЬНЫХ ГОРОДОВ / AL FARABI / TREATISE ON THE VIEWS OF RESIDENTS VIRTUOUS CITY 'S / ARCHITECTURAL DESIGNS VIRTUOUS CITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кешмири Хади

В последние годы в Иране наблюдается значительная градостроительная активность. В связи с этим возникает множество проблем градостроительного плана. Естественно, что в этой ситуации повышается интерес и к национальным проблемам истории. Одна из них изучение работ Аль Фараби, написавшего " Трактат о взглядах жителей добродетельного города" в котором Фараби в качестве примера считал, что у города есть геометрическая и определённая гармония. Улицы перпендикулярно пересекают друг друга. Если парки и общий сад не оставляют между светлыми домами, весь город кажется одним домом. Интересно, что Аль Фараби уделяет основное внимание не городской структуре, как например Платон в "Атлантиде", а жизни людей, форме управления, социальным, религиозным аспектам. Введение в научный оборот идей Аль Фараби даёт нам уникальную возможность проследить становление иранской градостроительной философии с 9 века нашей эры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AL FARABI AND THE PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF THE IRANIAN URBAN

Last years in Iran considerable town-planning activity is observed. In this connection there is a set of problems of the town-planning plan. It is natural that in this situation interest and to national problems of history rises. One of them studying of works of Al Farabi which have written "the Treatise about sights of inhabitants of a virtuous city" in which Farabi as an example considered that the city has a geometrical and certain harmony. Streets perpendicularly cross each other. If parks and the general garden do not leave between the light houses, all cities seems one house. It is interesting that Al Farabi pays the basic attention not to city structure, as for example Platon in "Atlantis", and lives of people, to a form of government, social, religious aspects. Introduction in a scientific turn of ideas of Al Farabi allows to us unique possibility to track formation of the Iranian town-planning.

Текст научной работы на тему «Аль Фараби и философские основы иранского градостроительства»

АЛЬ ФАРАБИ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ИРАНСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

Х. Кешмири

Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия

В последние годы в Иране наблюдается значительная градостроительная активность. В связи с этим возникает множество проблем градостроительного плана. Среди них экономические политические, законотворческие, организационные, кадровые и т.д. Естественно, что в этой ситуации повышается интерес и к национальным проблемам истории. Одна из них - изучение работ Аль Фараби, написавшего " Трактат о взглядах жителей добродетельного города".

Рис. 1. Памятник Аль Фараби

Аль-Фараби Абу-Наср Ибн Мухаммед, философ, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с неоплатонизмом.

Основные сочинения: "Геммы мудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", «Трактат о классификации наук». Аль Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж. Первоначальное образование Фараби получил на родине (Самарканд, Бухара). Продолжать образование философ отправился в Багдад, крупный культурный центр Арабского халифата, а затем и в Дамаск. Здесь ему удалось обрести знания в области естествознания, математики, медицины, теории музыки, логики. Будучи тюрком по происхождению, Аль Фараби сумел овладеть арабским, персидским, греческим, сирийским и многими другими языками (утверждают, что он знал свыше 70 языков). (Рис. 2)

Рис. 2.Тюркское происхождение Аль - Фараби делает его исключительно популярным в странах Средней Азии. В Казахстане, например, ему поставлен памятник (рис. 1), а профиль помещён на денежный знак.

Фараби - автор комментариев к сочинениям Аристотеля, отсюда его почётное прозвище «Второй учитель» (после Аристотеля). Работал он также и над комментариями к сочинениям Платона. Трактаты Аль Фараби по философии посвящены определению предмета философии, анализу основных законов и категорий бытия; форм, ступеней и способов познания; исследованиям по логике. Испытав на себе преимущественное влияние философии Аристотеля и Платона, «Второй Учитель» стремился сопоставить, в какой-то степени примирить и синтезировать учения двух великих греков.

Незадолго до кончины, в возрасте 70 лет, Аль Фараби завершил " Трактат о взглядах жителей добродетельного города", в котором попытался воссоздать схему развития мироздания от начала до возникновения человеческого общества и изложить свое видение идеального общественного устройства, творчески переработав при этом идеи Аристотеля и Платона.

Как мы уже отмечали, ряд социально-этических трактатов Фараби посвящен учению об общественной жизни. Наиболее значимые из них: «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Указание путей счастья» и другие небольшие трактаты. Опираясь на политические и этические идеи греческих философов, прежде всего Платона и Аристотеля, и, используя социальные идеи древнего Востока, Фараби разработал стройную теорию общественного устройства. Во главе добродетельных городов (Ал-мадина, Ал-фазила) по его мнению, должны находиться правители-философы, выступающие одновременно и в роли предводителей религиозной общины. В добродетельных городах люди стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, а не только для себя. В этих городах господствует добро и справедливость, осуждаются алчность и зло. Добродетельным городам Фараби противопоставляет невежественные города (Ал-мадина, Ал-джахилия), правители и

Рис. 3. Сократ и Платон. Гравюра 12 века

жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству.

В трактате «О взглядах жителей добродетельного города» в главе 26 «О потребности человека в объединении и взаимопомощи» Фараби писал, что величайшее благо и высшее совершенство могут быть достигнуты в первую очередь городом, но никак не обществом, стоящим на более низкой ступени совершенства. Город, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом, и общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество.

Добродетельный город подобен совершенному, здоровому телу, все органы которого помогают друг другу с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной. Кроме того, в добродетельном городе должен быть определенный человек-глава и люди, приближающиеся к этому главе по определённым ступеням. Каждый человек, согласно положению и способностям, осуществляет то действие, которого требует преследуемая главой цель и ступень, на которой он находится.

Люди являются членами городского объединения не только благодаря положению, но и благодаря тем возникающим в них свойствам, которые имеют своим источником волю, любовь к искусству и тому подобное. Их способности аналогичны органам тела. Уподобление деятельности людей органам тела человека также указывает на античное происхождение этих идей.

В главе «О главном члене городского объединения» Фараби пишет: «Глава данного города должна существовать в первую очередь, как гарант существования городского объединения и его членов. Он же является причиной возникновения в них тех свойств, которые имеют своим источником волю, так что, если приходит в расстройство один из членов городского объединения, то именно глава города обеспечивает устранение этого расстройства».

В главе «О добродетельном городе» он опять говорит, что во главе города не может стоять любой, какой случится человек, так как управление зависит от двух вещей: во-первых, от того, чтобы человек по своей природе был готов к управлению, во-вторых, от положения и способностей, имеющих своим источником волю.

В главах «О качествах главы добродетельного города» Фараби выделает эти качества. Прежде всего, он отмечает главу упомянутого сообщества.

"Глава - человек, который ни одному из людей не подвластен. Это - имам. Он первый глава добродетельного города. Он - глава добродетельного народа и глава всей обитаемой части земли. Подобным человеком может стать только тот, кто соединит в себе целый ряд врожденных природных качеств".

Человек должен иметь, во-первых, абсолютно совершенные органы чувств, силы которых настолько хорошо приспособлены для совершения тех действий, которые они должны выполнять, что, если этот человек предпринимает какое-либо действие с помощью какого-либо органа, то выполняет его с легкостью; уметь от природы отлично понимать и представлять себе все, что ему говорится, осмысливая сказанное ему в соответствии с тем, что имеет в виду говорящий, и с тем, как обстоят дела сами по себе; хорошо сохранять в памяти все, что он понимает, видит, слышит и воспринимает, не забывая из всего этого почти ничего; обладать умом проницательным и прозорливым, так, чтобы, заметив малейший признак какой-либо вещи, он мог быстро решить что с ней делать . Кроме того, он должен обладать выразительным слогом и уметь излагать с полной ясностью все то, что он задумает; иметь любовь к обучению и познанию, достигать это легко,не испытывая ни усталости от обучения, ни мук от сопряженного с этим

труда; быть воздержанным в еде, в употреблении напитков и в совокуплении. От природы избегать азартных игр, и испытывать отвращение к возникающим из нее удовольствиям. Любить правду и ее поборников, ненавидеть ложь и тех, кто прибегает к ней; обладать гордой душой и дорожить честью: его душа от природы должна быть выше всех низких дел и от природы же стремиться к деяниям возвышенным; презирать дирхемы, динары и прочие атрибуты мирской жизни; любить от природы справедливость и ее поборников, ненавидеть несправедливость и тиранию и тех, от кого они исходят; быть справедливым по отношению как своим людям так и к чужим, побуждать - к справедливости и возмещать убытки жертве несправедливости.

Совмещение всего этого в одном человеке - вещь трудная, и вот почему люди, одаренные подобной природой, встречаются очень редко и составляют лишь меньшинство. Так что если подобный человек обнаружится в добродетельном городе, что подобного человека не окажется в тот или иной момент, то он должен вырастить преемника, отвечающего этим качествам. Качеств всего шесть:

Первое - быть мудрым.

Второе - быть знающим, хранящим в памяти законы, правила и обычаи, установленные для города первыми имамами, и следовать им во всех своих действиях.

Третье - проявлять изобретательность в том, относительно чего не сохранилось от его предшественников соответствующего закона, следуя при этом примеру первых имамов.

Четвертое - обладать проницательностью и догадливостью, позволяющими ему познавать в любое время, как существующее положение вещей, так и будущие события, каковые не могли быть угаданы первыми имамами; в действиях же этих своих он должен ставить своей целью улучшение благосостояния города.

Пятое - уметь словом своим направлять людей к исполнению законов первых имамов и тех законов, которые он создал: после них, следуя их примеру.

Шестое - обладать телесной силой, необходимой для «ведения военных дел», знать при этом военное искусство - как искусство служебное и как управляющее искусство.

Если же не обнаружится такого человека, который один соединял бы в себе эти качества, но нашлись бы двое таких, из которых один был бы мудрым, а другой удовлетворял бы остальным условиям, то таковые оба стали бы главами города. Если же эти качества распределяются среди представителей целой группы людей, так что один обладает мудростью, другой - еще одним качеством, третий - еще одним, четвертый - еще одним, пятый - еще одним, шестой - еще одним, то в случае, если все они договорятся между собой, они все будут добродетельными главами. Если когда-нибудь случится так, что в руководстве будет отсутствовать мудрость, то пусть, даже если оно и удовлетворяет всем остальным условиям, добродетельный город останется без государя, и глава, управляющий городом, не будет уже в этом случае государем, а городу самому будет угрожать гибель.И если не найдется какого-нибудь мудреца, которого можно было бы приставить к этому главе, город через некоторое время неминуемо погибнет.

Далее Аль Фараби указывает, что добродетельный город противоположен невежественному городу, городу безнравственному, городу обмена и заблудшему городу. Равным образом ему противоположны и отдельное люди - представители этих городов. Невежественным городом является тот, жители которого никогда не знали счастья, и им и в голову никогда не приходило к нему стремиться. Они никогда его не ведали и никогда в него не верили. Что касается благ, то они знают лишь те из них, которые только по видимости слывут в мнениях людей за блага и которые лишь в мнении людей выступают как цели жизни, таковы телесное здоровье, богатство, наслаждения, свобода

предаваться своим страстям, почести и величие. Каждое из этих благ является уже счастьем в глазах всех жителей невежественного города.

Величайшее же и полное счастье состоит в соединении всех благ. А благам этим противолежат несчастья - такие, как болезни тела, бедность, отсутствие наслаждений, невозможность следовать своим страстям и отсутствие почестей. Невежественные города подразделяется на несколько типов.

Город необходимости - это такой город, жители которого стремятся ограничиться лишь необходимыми вещами, то есть теми, которые нужны телу для его существования,- едой, питьем, одеждой, жилищем, половыми сношениями и помощью друг другу в достижении этого.

Город обмена - тот, жители которого стремятся помогать друг другу для достижения зажиточности и богатства, но не как средства для достижения чего-то другого, а как цели всей жизни.

Город низости и несчастья - это тот город, жители которого стремятся к наслаждениям - в еде, питье, половых сношениях, короче - они стремятся к такому наслаждению, которое действовало бы на чувства и воображение, стремятся возбудить веселье и - утешаться забавами во всех их видах и проявлениях.

Фараби считал, что архитектурные проекты добродетельных городов, должны обладать определенными характеристиками. Он писал, что добродетельный (идеальный) город должен располагаться среди природы, например, на острове, окруженном морем или на обширной равнине вдалеке от густых лесов, то есть в таком месте, до которого невозможно добраться и где всегда спокойно.

Архитектурная организация такого города является совершенным планом, который предусматривает что связь человека с городом настолько крепка, что никто и никогда не приказывает человеку. Он поступает всегда разумно и свободно. Другими словами, люди населяют город также гармонично, как звёзды располагаются во Вселенной. У жителей города должно быть одинаковое жильё и все должны чувствовать себя детьми города-матери. В таком городе везде светло, даже в шахтах и в подземных коридорах нет тёмных мест.

Фараби писал, что у города есть геометрическая и определённая гармония. Улицы перпендикулярно пересекают друг друга. Если парки и общий сад не оставляют промежутков между светлыми домами, весь город кажется одним домом. Добродетельный город является примером внешнего мира и в то же время является отдельным миром, и его жителям никогда не нужен внешний мир.

Все добродетельные города располагаются в специальных местах или на островах в морях или спокойных океанах, а люди этих городов не знают вообще ни бурь, ни штормов, никакого страха. Если такой город находится не на острове, значит, он отделился от других территорий и кто-то помогает ему.

В этих рассуждениях нельзя не заметить влияния "Атлантиды" Платона. Тот же остров окруженный морем, то же идеальное общественное устройство. Тот же моноцентризм. Но призыв к созданию "перпендикулярно пересекающихся" улиц указывает на знание Аль Фараби структуры греческих малоазийских полисов, например, Милета или Приены. Ряд социальных идей философа так же может быть связан со структурой управления самодостаточных античных городов - государств.

Интересно, что Аль Фараби уделяет основное внимание не городской структуре, как например Платон в "Атлантиде", а жизни людей, форме управления, социальным,

религиозным аспектам. Введение в научный оборот идей Аль Фараби даёт нам уникальную возможность проследить становление иранской градостроительной философии с 9 века нашей эры.

Литература

1. Аль-Фараби. Философские трактаты. Трактат о взглядах жителей добродетельного города. М.: Наука, 1970. - 430 с.

2. Гафуров Б.Г., Касымжанов А.Х. Ал-Фараби в истории культуры. М.: Наука, 1975

3. Аль-Фараби Абу Наср Муххамед. О разуме и науке. Алма - Ата. М.: Наука,1975. - 113 с.

4. Хайруллаев М.М. Фараби и его философские взгляды. М.: Знание, 1975.

5. Чалоян В.К., Восток-Запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1979.

6. Ardakani Reza Davari. Farabi the founder of Islamic philosophy. Tehran, Institute for humanities and cultural studies ,1998 , 175 c.

7. Fakhry Majid, Al-Farabi, Founder of Islamic Neoplatonism: His Life, Works, and Influence, Oxford: Oneworld Publications, (2002).

8. Lynch K., Mozayeni M, (translated into Persion), The image of the city, Tehran, Tehran University Publications ,1993 , 231 p.

9. Falamaki M.Mansur. Farabi and the CITIZENSHIP PROCESS in Iran. /2nd edition / Tehran, Faza scientific and cultural Institute , 2006, 335 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.