Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кутовая Д.В.

Адаптационный период является очень важным периодом в жизни не только детей, но и их родителей. Приходя в детский сад, ребенок попадает в условия, существенно отличающиеся от домашних, в связи с чем для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада, необходима предварительная подготовка со стороны взрослого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ»

УДК 37

Кутовая Д.В.

педагог-психолог МАДОУ д/с №42, г. Белгорода

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Аннотация

Адаптационный период является очень важным периодом в жизни не только детей, но и их родителей. Приходя в детский сад, ребенок попадает в условия, существенно отличающиеся от домашних, в связи с чем для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада, необходима предварительная подготовка со стороны взрослого.

Ключевые слова:

Адаптация, физическая адаптация, психологическая адаптация.

Адаптация ребенка к детскому саду - это волнительный момент, как для родителей, так и для самого малыша. Не все дети легко адаптируются к новым условиям.

В психологическом словаре дается следующее определение понятию «адаптация»: это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами [1].

Начав посещать детский сад, то есть место, в котором все для него ново (отсутствие близких рядом, свои правила, режим), малыш испытывает стресс. Ребенку необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть к незнакомым обстоятельствам. Специалисты разделяют процесс адаптации на физический и психологический компоненты.

Физическая адаптация включает в себя: привыкание к режиму дня, питанию, прогулкам на новом месте.

К психологической адаптации относятся: расставание с мамой (и другими близкими людьми), постоянный контакт с большим количеством сверстников, необходимость следовать новым правилам, слушать воспитателя, привыкание к самостоятельности [2].

Сейчас мы подробнее рассмотрим некоторые условия, которых следует придерживаться родителям в период адаптации ребенка к детскому саду:

1. Спокойная мама — спокойный ребенок. Тревога мамы передается и ребенку. Если дети видят, что родители очень волнуются и переживают, они сами начинают тревожиться, что негативно сказывается на адаптации ребенка к детскому саду. Со временем это может привести к тому, что ребенок будет постоянно тревожиться, идя в детский сад.

2. Посещайте детский сад регулярно. В адаптационный период регулярность имеет огромное значение. Очень важно регулярно водить ребенка в детский сад, пропуская дни только по причине болезни. Если же ребенок очень часто пропускает детский сад, он дольше будет привыкать к установленному в детском саду режиму дня, к воспитателям и сверстникам. Чем чаще ребенок будет посещать детский сад, тем быстрее он адаптируется к нему.

3. Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Ритуал прощания с ребенком также играет важную роль. Если родитель привел ребенка в детский сад, провел «ритуал прощания», ребенок будет знать, что родитель ушел и скоро вернется. Если же родитель передал ребенка воспитателю, при этом не попрощавшись с малышом, у ребенка не будет понимания того, что родитель ушел из детского сада, такие дети могут часто вспоминать о родителях в процессе игр или прогулок, выходить в раздевалку, искать родителей. Такие дети будут больше плакать и дольше привыкать к детскому саду. «Ритуалом прощания» могут стать слова родителей, объятия, прощальный жест рукой в окошко перед уходом (воздушный

поцелуй, взмах рукой).

4. Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке - заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, что является частичкой дома, ребенок будет чувствовать себя гораздо спокойнее.

5. Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

6. Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку, чтобы они отводили малыша в детсад. Чаще всего малыш больше привязан именно к маме, поэтому процесс прощания с ней является для ребенка более болезненным. В связи с этим мы рекомендуем по возможности периодически приводить ребенка в детский сад папе, бабушке или дедушке, так как с ними ребенку будет легче проститься. Но также не следует забывать о прощальном ритуале.

Таким образом, соблюдая все вышеперечисленные условия, каждый родитель сможет помочь своему ребенку легче и быстрее перенести период его адаптации к детскому саду. Список использованной литературы:

1. Кондаков М.И. Психологический словарь. - М.: Слово, 2000. - 265 с.

2. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.: Академия, 2002. - 219 с.

© Кутовая Д.В., 2022

УДК 159.9

Цветкова М.В.

студент магистратуры ЛГУ им. А.С. Пушкина г. Санкт-Петербург, РФ Марихин С.В. канд. психол. наук, доцент ЛГУ им. А.С. Пушкина г. Санкт-Петербург, РФ

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НА ВЫБОР УСПЕШНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В УСЛОВИЯХ СТРЕССА

Аннотация:

В статье рассматривается взаимосвязь между индивидуальными характеристиками личности и выбором копинг-стратегий. Показаны краткие теоретические аспекты понятия копинг-стратегии и адаптивного поведения. Приведены данные отечественных эмпирических исследований по данной теме. Выявлена корреляция выбора типа совладающего поведения и индивидуально-психологических особенностей личности.

Ключевые слова:

копинг, личностные характеристики, копинг-стратегия, адаптация, совладающее поведение, локус контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.