Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ'

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1250
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / эмоциональные реакции / медико-педагогическая проблема / взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием / правильная организация воспитательного процесса. / adaptation / emotional reactions / medical and pedagogical problem / interactions between the family and public education / proper organization of the educational process.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дремлюга Светлана Валериевна

в статье освещаются вопросы, как адаптировать детей раннего возраста в детском образовательном учреждении. Тема «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, что помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF YOUNG CHILDREN TO THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATION

the article highlights the issues of how to adapt young children in a children's educational institution. The topic "Adaptation of young children in a children's educational institution" is relevant, since the problem of adaptation of children 2-3 years of life to the conditions of kindergarten is of great importance. How the child gets used to the new regime, to strangers, depends on his physical and mental development, helps to prevent or reduce morbidity, as well as further well-being, existence in kindergarten and family.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ»

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Дремлюга С.В. Email: Dremlyuga6116@scientifictext.ru

Дремлюга Светлана Валериевна - педагог дошкольного образования высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Весёлые гномики» № 17, с. Небуг, Туапсинский район

Аннотация: в статье освещаются вопросы, как адаптировать детей раннего возраста в детском образовательном учреждении. Тема «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, что помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. Ключевые слова: адаптация, эмоциональные реакции, медико-педагогическая проблема, взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, правильная организация воспитательного процесса.

ADAPTATION OF YOUNG CHILDREN TO THE CONDITIONS OF PRESCHOOL

EDUCATION Dremlyuga S.V.

Dremlyuga Svetlana Valerievna - preschool Teacher of the highest qualification Category, MUNICIPAL BUDGETARY PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION KINDERGARTEN "FUNNY GNOMES" № 17, V. NEBUG, TUAPSE DISTRICT

Abstract: the article highlights the issues of how to adapt young children in a children's educational institution. The topic "Adaptation of young children in a children's educational institution" is relevant, since the problem of adaptation of children 2-3 years of life to the conditions of kindergarten is of great importance. How the child gets used to the new regime, to strangers, depends on his physical and mental development, helps to prevent or reduce morbidity, as well as further well-being, existence in kindergarten and family.

Keywords: adaptation, emotional reactions, medical and pedagogical problem, interactions between the family and public education, proper organization of the educational process.

УДК 373.2 3 73.24

Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как низкая сопротивляемость организма к заболеваниям и его повышенная ранимость.

Каждое заболевание, перенесенное ребенком, сказывается на его общем развитии, поэтому в период адаптации к детскому саду важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду.

Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т.д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.

С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. [Смирнова Е. О. 50; 12; 13.]

Адаптационный период может оказаться серьезным испытанием для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

> Лёгкая степень адаптации

> Средняя степень адаптации

> Тяжёлая степень адаптации

При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1 -2 недели налаживается сон. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в

течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

При средней степени адаптации нарушения у ребёнка в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким -эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) - в течение полутора-двух недель.

При тяжёлой степени адаптации ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная [Алямовская В. С. 23-30]

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой малыш - медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Если ребёнок умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

> Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;

> Наличие у ребенка своеобразных привычек;

> Неумение занять себя игрушкой;

> Несформированность элементарных культурно -гигиенических навыков;

> Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

Как помочь ребёнку приспособиться к детскому саду?

> Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми

> Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками

> Поиграйте с ребёнком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим Вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив - вначале в детский, потом в школьный, а затем уже и взрослый.

> В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной, домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает - это ему необходимо;

> Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада;

> Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребёнка, о том, как он ведет себя среди сверстников;

> Одна из самых распространенных проблем - утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Сократите «сцену прощания». И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно;

> В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте ребенка;

> На заметку! Если в первый день ваш ребенок не плачет, играет, с интересом осматривает помещение, это не значит, что он адаптировался и готов остаться в саду на весь день. Первый день не показатель для процесса адаптации [Грановская Р.М. С. 5;23-27].

Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода, а может и год. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша. На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке. Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Список литературы /References

1. Грановская Р.М. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. М.: Учитель, 2004.

2. Алямовская В. Ясли - это серьёзно. М.: Линка-Пресс, 1999.

3. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание, 2006. № 1. С. 34-37.

4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. М., 2006.

5. Дремлюга С.В., Радько И.А. Сценарий экологического праздника «посвящение в эколята-дошколята» (в рамках реализации природоохранного проекта «эколята-дошколята»). Вестник науки и образования, 2019. № 3 (57). С. 69-74.

6. Дремлюга С.В. Родителям о ребенке дошкольного возраста (психологический портрет). Вестник науки и образования, 2020. № 17(95). Ч. 1. С. 63-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.