Научная статья на тему 'ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД! АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА: ПОИСК ПУТЕЙ И РЕШЕНИЙ'

ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД! АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА: ПОИСК ПУТЕЙ И РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИУМ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Календжян Анжела Мелконовна, Синельникова Виктория Васильевна

В статье рассматриваются проблемы адаптационного периода детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД! АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА: ПОИСК ПУТЕЙ И РЕШЕНИЙ»

8. Schneider M, 2002. Do School Facilities Affect Academic Outcomes? [Electronic Resource]. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED470979.pdf/ (date of access: 28.05.2021).

ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД! АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА:

ПОИСК ПУТЕЙ И РЕШЕНИЙ

1 2 Календжян А.М. , Синельникова В.В.

Календжян Анжела Мелконовна - воспитатель; 2Синельникова Виктория Васильевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 26 «Петушок», г. Туапсе

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы адаптационного периода детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Ключевые слова: адаптация, социум, социальные контакты, адаптационный период.

Поступление ребенка в детский сад означает переход из семейного, достаточно замкнутого пространства в широкий социум. Такой переход означает новый виток в развитии ребенка: психики, эмоций, физического роста, социальных контактов. Изменения в жизни ребенка при поступлении в дошкольную образовательную организацию создают серьезную нагрузку на его общее развитие. Поэтому одной из важнейших задач современной психолого-педагогической науки и практики дошкольного образования является поиск путей и условий оптимизации процесса адаптации детей к детскому саду.

Чтобы избежать тяжелых последствий адаптационного периода, педагогам необходимо учитывать не только общие закономерности процесса адаптации, но и возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста (табл. 1).

Таблица 1. Возрастные особенности детей и принципы организации периода адаптации (по

Тимофеевой Л.Л., Бережной О.В.)

Возрастные особенности детей 2-3 лет Принципы организации периода адаптации

Дети не приспособлены к отрыву от родителей Присутствие в группе мамы или другого значимого для ребенка взрослого

Интенсивное физическое развитие ребенка Последовательное преодоление факторов дезадаптации (заблаговременный перевод ребенка на режим дня детского сада, развитие детской самостоятельности)

Ребенок очень эмоционален Обеспечение комфортной обстановки в детском саду, эмоциональная поддержка родителей, организация знакомых и понятных видов деятельности

Ребенок испытывает потребность ориентироваться в окружающей среде Минимизация времени нахождения в группе, постепенное знакомство с ней, привнесение в группу знакомых ребенку предметов

Ведущий вид деятельности - предметный Организация детского экспериментирования, помощь в освоении разнообразных действий с предметами

Ранний возраст является «доигровым» периодом развития Создание игровых условий, формирование у детей игровых умений

Педагогам необходимо знать определенные факторы риска, связанные с особенностями темперамента детей. Так, для холериков, которые нередко очень бурно выражают свои эмоции, характерно сильное переутомление вплоть до истощения нервной системы. В отличие от них флегматики ведут себя внешне достаточно спокойно. Это выражается в сдерживании себя, выполнения просьб воспитателя, отстраненность от других детей и взрослых в группе. Ребенок не плачет, держит все в себе. Данное состояние ребенка определяется как очень сложное, поскольку сопровождается сильным нервным напряжением. Самая тяжелая форма адаптации к детскому саду наблюдается у детей-меланхоликов. Такие дети не едят, не спят, не играют с другими детьми, не идут на контакт. Их практически ничем невозможно заинтересовать. Такое состояние может длиться неделями, негативно сказываясь на общем эмоциональном и физическом развитии ребенка.

Какие практические формы и методы могут помочь детям успешно адаптироваться к поступлению в детский сад? В нашей группе была создана картотека проблемных ситуации для оказания помощи детям и взрослым в период адаптации. Вот некоторые из них.

«Мамочкина ладошка»

Мама показывает малышу ладошку, которую нарисовала для него (обвела карандашом и вырезала из бумаги). Мама говорит малышу: «Вот моя ладошка, будешь раскрашивать ее вместе с воспитателем. Посидишь на занятии - раскрасишь один пальчик; поиграешь с детками - второй пальчик; погуляешь - третий пальчик». Можно придумать и другие варианты: собрать домик, потанцевать, помочь покормить кукол и так далее. Вырезанную ладошку вкладываем в файл и закрепляем на дверце шкафчика малыша.

«Секретики»

Перед уходом домой воспитатель предлагает малышу сделать маленький «секретик» на завтра (коробочка с фантиком, листик, принесенный с прогулки, цветочек и другое). «Секретик» малыш сам убирает в шкаф. На следующее утро воспитатель предлагает вспомнить, где его секрет, и посмотреть, не нашли ли его другие. Если ребенок захочет, то можно предложить ему поделиться «секретиком» с детьми.

«Экскурсия для куклы»

Большинство детей в период адаптации приходят в детский сад с любимой игрушкой. Можно предложить ребенку провести для нее экскурсию. Воспитатель предлагает ребенку: «Давай покажем твоей кукле, где мы кушаем, где играем, где спим».

«Первый помощник воспитателя»

Воспитатель предлагает ребенку стать его главным помощником. Он может первым помочь детям убрать игрушки, поставить ровно книжки в библиотеке, выбрать самому книгу для чтения перед сном, показать, как правильно садиться за стол и так далее.

«Самое интересное дело»

В жизни детей в группе происходит много интересных событий, занятий. Можно предложить ребенку посетить разные игровые зоны и найти для себя самое интересное дело или занятие, а потом обязательно показать маме. Это может быть собранный пазл, вылепленный колобок (самый красивый на свете только у ребенка), первый рисунок (самостоятельный или с кем-то из детей).

Предложенные ситуации могут быть использованы в разные периоды адаптации детей с учетом их темперамента и личностных особенностей. Данные ситуации могут увлечь одного ребенка и не заинтересовать другого. Поэтому при выборе мы руководствуемся всеми перечисленными в статье психологическими особенностями детей.

Таким образом, данный практический опыт способствует не только успешной адаптации ребенка к детскому саду, но и расширению социокультурного опыта деятельности и общения детей.

Список литературы

1. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников // Учебное пособие. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. 264 с.

2. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Выбор форм и методов работы с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду // Детский сад: теория и практика, 2013. № 7. С. 6-14.

3. Федоринова С.С. Ритуалы расставания как средство адаптации малышей к детскому саду // Современный детский сад, 2015. № 6. С. 63-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.