Научная статья на тему 'Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушенным зрением'

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушенным зрением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
943
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Генералова Е. Ю.

Статья посвящена одному из актуальных вопросов дошкольного образования – воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей с нарушенным зрением. В ней акцентируется внимание на применении игровых технологий в процессе привития дошкольникам основных гигиенических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушенным зрением»

4. Дидактическое наполнение, сочетающее теоретическую, методическую и практическую подготовку с набором разделов, одинаково эффективно решающих задачи спортивной тренировки и оздоровительной физической подготовки и пользующихся популярностью у студентов.

5. Использование разнообразных форм организации процесса физического совершенствования (обязательных учебных, факультативных и самостоятельных занятий и др.) с учетом образовательной зрелости объектов воспитания.

6. Широкое внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию технологий оздоровительной физической подготовки.

Список литературы:

1. Исаев А.П. Информационные технологии в здравостроении, образовании и формировании современного человека // Проблемы и перспективы здравостроения: сборник научных работ / Под ред. А.П. Исаева. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ 2000. - Вып. II. - С. 84-85.

2. Павленко С.Н. Уровень здоровья студентов I курса: исследование физического развития и физической подготовленности / С.Н. Павленко, И.Р. Стовба, Н.В. Столярова // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: сб. материалов / под ред. В.С. Быкова / Челябинск: Издательство ЮУрГУ 2009. - С. 102-106.

3. Раевский, Р.Т. Совершенствование двигательной активности студенческой молодёжи в XXI веке: стратегия, проблемы и пути их решения [Текст] / Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский, А.Г. Рыбковский // Здоровье и образование: проблемы и перспективы: материалы междун. науч.-практ. конф. - Донецк: ДонНУ 2008. - С. 6-10.

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ

© Генералова Е.Ю.*

Детский сад № 14, г. Белово

Статья посвящена одному из актуальных вопросов дошкольного образования - воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей с нарушенным зрением. В ней акцентируется внимание на применении игровых технологий в процессе привития дошкольникам основных гигиенических навыков.

* Воспитатель.

Условием успешной адаптации слабовидящего ребенка в детском саду и его последующей социализации является овладение навыками самообслуживания. Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого в значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

Одной из важнейших проблем в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с патологией зрения, является создание специальной модели управления процессом развития личности ребенка. Решение этой проблемы непосредственно связано с формированием личности в деятельности, где основным формирующим фактором выступают такие ее виды как игра, учение, труд, Также как и для зрячих детей дошкольного возраста, активной самостоятельной деятельностью для слабовидящих является игра. В то же время сама игра детей с нарушением зрения отличается своеобразием.

Педагогическая практика показывает, что дети с нарушением зрения активно включаются в игру, предложенную взрослыми. Главное условие - регулярность занятий, неоднократность повторения действий, единство требований воспитателей, родителей и дополнительные действия, направленные на то, чтобы ребенок лишний раз убедился в качественно выполненной процедуре. Например, ребенок должен внимательно осмотреть себя в зеркале после умывания или одевания или посмотреть последовательно на правую и левую руку и т.п. Все занятия должны вызывать у ребенка только положительные эмоции. При этом можно использовать стихотворения, рассказы, иллюстрирующие словесные образы действий и поведения человека. Слово довольно часто в играх детей становится регулятором их поведения и действий. Только в этом случае сформированные у слабовидящих детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

В группе слабовидящих детей процесс умывание всегда сопровождаем игрой и стихами. Дети вслед за воспитателем выполняют движения и хором проговаривают стихи:

Ай, лады, лады, лады Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Все мы улыбаемся. Водичка, водичка, Умой мое личико

(вода набирается в ладошки и умывается лицо).

Чтоб глазки блестели, Чтоб щечки краснели. В зеркальце посмотрим

(ребята должны посмотреть в зеркало, поворачивая голову и осматривая все лицо)

Себе мы поразим Как личико помыли И про ручки не забыли. Чистая водичка Умоет Анечке ладошки А пальчики Антошке

(при этом ребята моют руки и проверяют насколько чисто их помыли).

Воспитатель в этом случае не только показывает как надо делать, но и контролирует правильность выполнения действий детьми. Умывание, а затем вытирание лица, каждого пальчика на руках заставляют ребенка совершать активные двигательные действия, что непосредственно развивает тонкую моторику рук, способствует облегчению двигательной координации, преодолению зажатости, скованности, улучшает мышление, чуткость, оптико-пространственное восприятие, наблюдательность, фантазерство, зрительную и двигательную память и речь.

В соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» дети к четырем годам должны научиться следить за своим внешним видом. С учетом того, что часть детей в группе слабо видит, а у некоторых детей зрение ограничено только одним глазом, были разработаны мероприятия, позволяющие им не только самостоятельно одеваться, но и обязательно осматривать себя после данного процесса для того, чтобы убедиться в правильности совершенных действий. В ходе реализации данных мероприятий использовали такие методы как: личный пример, схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов), положительная эмоциональная атмосфера, игровые моменты.

Существенной частью педагогического процесса по формированию навыков правильного одевания у детей младшего дошкольного возраста являются игры-занятия с куклой, такие как, например, «Кукла Катя одевается». Здесь особо следует обратить внимание на то, что кукла должна обязательно себя осмотреть в зеркале. Будет очень хорошо, если все эти действия сопровождаются потешками, прибаутками. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест. Например:

Надеваем маечку: Девочке - с бусинкой, Мальчику - с зайчиком.

А потом колготки Мы с тобой наденем, Каждую ножку В домик свой поселим. Вот и до рубашечки Добрались с тобой. Здесь у каждой ручки Домик тоже свой. А теперь штанишки Смело одевай. В них свою рубашечку Умело заправляй.

Систематические занятия, упражнения, их целенаправленность, игровая форма способствуют успешной и правильно организованной методической и воспитательной работы по формированию у детей с нарушенным зрением культурно-гигиенических навыков.

Проведенные исследования показали, что игровые моменты, стихотворное сопровождение процессов, приводит к тому, что дети начинают опрятнее и охотнее одеваться, следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки. Начинают замечать неполадки во внешнем виде друг друга и корректно делать замечания. Специально организованное воспитание и обучение детей с нарушениями зрения способствуют минимизации негативного влияния нарушений развития на эмоциональную сферу. Слияние предметно-игровых действий со словом ведет к более полному формированию образов предметов и действий с ними.

Список литературы:

1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 11. - С. 21.

2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение. 1991. - 207 с.

4. Богина Т.Л. Режим дня в детском саду [Текст] / Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова. - М.: Просвещение, 1987. - 95 с.

5. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 240 с.

6. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект [Текст] / Е.Ю. Конина. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 12 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.