Научная статья на тему 'Рекомендации по организации трудовой деятельности детей с нарушенным зрением в дошкольном образовательном учреждении'

Рекомендации по организации трудовой деятельности детей с нарушенным зрением в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лупанова Л. Г.

Статья посвящена одному из актуальных вопросов дошкольного образования – воспитанию трудовых навыков у детей с нарушенным зрением. В ней акцентируется внимание на применении игровых технологий в процессе привития дошкольникам основных трудовых навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лупанова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по организации трудовой деятельности детей с нарушенным зрением в дошкольном образовательном учреждении»

писать какие-то отдельные наблюдения, касающиеся учащихся, работы группы.

Аудиозапись или видеозапись занятия. Современные технические средства позволяют произвести аудиозапись или даже видеозапись урока или внеклассного мероприятия. Это помогает учителю в анализе собственного стиля преподавания, особенностей вербального и невербального общения, взаимодействия со школьниками и многих других параметров, касающихся преподавательской деятельности.

Итак, саморефлексия может позволить преподавателю сознательно развивать собственный репертуар педагогических стратегий и техник, повысить осознание различных путей обучения. Периодический анализ собственной деятельности, саморефлексия - полезная привычка, которая способствует мониторингу профессионального роста и повышению чувства самоэффективности.

Выше перечисленные педагогические действия эффективно применять с учащимися начиная с четвертого класса, а рекомендации отведенные специально для учителей, необходимо использовать с первых дней осуществления трудовой деятельности.

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Бес-палько. - М.: Педагогика, 1989.

2. Горшкова В.В. Гуманитарная природа образовательных технологий в межсубъектной педагогической реальности. - Владивосток, 1999. - С. 83-85.

3. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность / М.В. Кла-рин. - Рига: «Эксперимент», 1999. - 180 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 255 с.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Лупанова Л.Г.*

Детский сад № 14, г. Белово

Статья посвящена одному из актуальных вопросов дошкольного образования - воспитанию трудовых навыков у детей с нарушенным зрением. В ней акцентируется внимание на применении игровых технологий в процессе привития дошкольникам основных трудовых навыков.

* Воспитатель.

236

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и семье, должны стать повседневными. Особое внимание в дошкольных образовательных учреждениях необходимо уделять детям с ослабленным зрением. Слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на процесс формирования и развития личности ребенка. У детей с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социально-психологической адаптации и интеграции в общество. Поэтому на раннем этапе развития ребенка с патологией зрения возникает необходимость в индивидуальной коррекцион-ной работе по формированию способов трудовой деятельности с тем, чтобы обеспечить возможность успешного включения его в коллективную деятельность в соответствии с требованиями программы его возрастной группы.

На первое место выходит развитие у детей необходимой координации движений, ориентировке в пространстве. Доброжелательность, ненавязчивая помощь, пояснение как правильно надо выполнять те или иные действия и непременный контроль со стороны воспитателя позволяют малышу постепенно осваивать трудовые навыки. Специфичным является и то, что формирование и совершенствование трудовых навыков протекает сопряжено с уточнением, коррекцией и обогащением представлений и понятий о качествах и свойствах предметов, с которыми соприкасается слабовидящий ребенок.

И здесь незаменимым средством становится игра. Наблюдая за деятельностью взрослых, дети получают информацию о различных видах труда, профессиях, о роли техники в работе и жизни человека, о результатах и продуктах труда и т.д. Все это затем становится сюжетом игр детей, в которых они стремятся подражать взрослым. Такую игру необходимо поощрять, мотивируя и направляя ее в нужное русло.

Ознакомление с трудом взрослых подчинено в первую очередь воспитания у детей подлинного интереса и уважения к нему, формирование стремлений быть похожими на взрослых. Развитие правильных представлений о труде взрослых и выработка у детей трудовых умений и привычек, дает нужный воспитательный эффект, если созданы условия для доступного и убедительного знакомства с живыми образами подлинных примеров, образцов труда. Взаимосвязь знаний, представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности детей обеспечивает успех трудового воспитания.

Например, в младшем дошкольном возрасте при знакомстве с трудом повара можно предложить малышам помочь ему: поломать макароны, вермишель, перебрать фрукты. При этом важно вызвать у детей ощущение сложно-

сти труда, в процессе практического действия дети убедятся, что нужны умения, силы, чтобы выполнить эту работу. В данном случае повар выступит и в качестве координатора действий ребенка, что усилит эмоциональную составляющую и позволит проконтролировать последовательность и правильность действий слабовидящего ребенка. Шутки и прибаутки повара, такие как:

«Люли, люли, люли, Макароны положи, Раз сломай и два сломай И маслице открывай. Мы их бросим в сковородку, Скушаем потом в охотку»

сделают процесс ломки макарон более увлекательным.

Такой подход обеспечивает не только реальность представлений о труде взрослых, он способствует развитию у малышей желание трудиться, уважение и понимание ценности труда, формирует представление о труде взрослых, как социально значимом явлении, как необходимости для удовлетворения определенных потребностей людей.

Для формирования у слепого ребенка чувства долга и ответственности перед взрослым за выполнение задания необходимо постепенно усложнять поручения и подкреплять возникающий интерес положительной, доброжелательной оценкой: «Хорошо, что ты помогаешь мне, мы быстрее все сделаем».

Большие возможности для формирования самостоятельности содержит в себе труд на природе. Не все виды труда в природе доступны ребенку с остаточным зрением (прополка, окучивание растений). Однако есть вполне доступные трудовые процессы:

- посильное участие в перекопке земли, разбивание грядок и клумб, посев крупных семян, высадка рассады;

- подготовка корма и кормление зимующих птиц;

- уход за комнатными животными.

Все эти действия можно выполнять с детьми используя дидактические игры «Кто как работает?», «Наши помощники», «Огород», «Мы строим дом», «Кому, что нужно для работы». Начинать эти игры необходимо с ознакомления с орудиями труда, не забывая сопровождать словесными пояснениями и тактильным обследованием предметов. И только затем ребенок, сначала совместно со взрослым, а затем под его контролем при словесном сопровождении действий, может выполнять несложные трудовые операции в саду. Положительные эмоции вызовет у ребенка потешки, такие как:

Ножки, ножки, где вы были? За семенами в сад ходили. Ручки, ручки, что вы делали? Мы семена в землю садили.

238

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

А вы глазки, помогали? Мы искали, да смотрели Все грядочки оглядели.

При обучении слабовидящих детей трудовым умениям и навыкам большое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики рук. Возможности для этого имеются при изучении каждой программной темы. Полезны наклеивание мелких деталей, сборка (разборка) простейших моделей из деталей «Конструктора», выполнение поделок из небольших по размеру природных материалов (крылатки ясеня, хвоя сосны и ели) и многие другие виды работ. Незаменимой для тренировки пальцев рук является работа с пластилином. Поэтому занятия лепкой развивают у детей с нарушениями зрения объёмное представление о предметах, более полное понятие об окружающем мире. Развивается также усидчивость, концентрация внимания, развивается мелкая моторика пальцев рук, что улучшает тактильную чувствительность и общее развитие.

Педагогическая практика подтверждает, что занятия различными видами трудовой деятельности не только доступны детям с нарушенным зрением, но и стимулируют саморазвитие их творческих способностей, служат источником формирования личности. Коррекционно-развивающая направленность трудового воспитания в условиях дошкольного учреждения обеспечивает детям поэтапный переход от состояния социальной дезадаптации к состоянию адекватного взаимодействия с реальной действительностью.

Список литературы:

1. Григорьева Л.П. Особенности опознания изображений слабовидящими школьниками [Текст] / Л.П. Григорьева. - М., 1984.

2. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. - М.: ГороД, 1998. - 262 с.

3. Плаксина Л.И. Коррекционно-воспитательная работа по развитию пространственных преставлений у детей с амблиопией и косоглазием [Текст] / Л.И. Плаксина // Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей. - М.: ВОС, 1980. - С. 12-19.

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Мингазеева Н.В.*

Центр развития ребенка - детский сад № 550 «Академия Успеха», г. Екатеринбург

Изменения, происходящие в обществе, порождают новые требования к воспитанию и образованию детей. Педагоги больше внимания ста-

* Музыкальный руководитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.