УДК 373
Е.А. ОЛЬХИНА, кандидат психологических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail - [email protected]
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
EA.Olkhma
INNOVATIVE ACTIVITY PRESCHOOL VISUAL CULTURE ON THE FORMATION OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS
В статье представлен анализ многолетней работы кафедры специальной педагогики и психологии по реализации программы городской экспериментальной площадки по теме «Формирование зрительной культуры у слабовидящих дошкольников в процессе подготовки к школе» в рамках сетевого партнёрства дошкольными организациями г. Н. Новгорода. Ключевые слова: дети с нарушениями зрения, зрительная культура.
The article presents an analysis of long-term work of the Department of Special Education and Psychology for the program of urban experimental site on the topic "Creating a visual culture among the visually impaired preschool children in preparation for school" within a network partnership pre-school organizations of Nizhny Novgorod. Key words: children with visual impairment , visual culture .
Данные современной статистики свидетельствуют о неуклонном росте числа детей с нарушениями зрения, что обусловливает необходимость всестороннего их изучения с учетом последних достижений науки и практики. В коррекционной педагогике и специальной психологии особенности и закономерности развития детей с нарушениями зрения дошкольного возраста рассмотрены достаточно полно. Была определена специфика чувственного познания в условиях зрительной недостаточности. Доказано, что сужение сенсорной сферы оказывает влияние на всю психическую деятельность, обусловливает своеобразие личностного развития и коммуникативной деятельности ребенка [5, 9, 12, 17].
Наиболее выраженно последствия зрительных нарушений проявляются в своеобразии восприятия и познания окружающей действительности, скорости, точности и полноте формирования образов-представлений. Современная тифлопедагогическая наука располагает достаточно обширным арсеналом методов и средств коррекции недостатков сенсорного опыта детей с нарушениями зрения. Однако эффективность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена активным включением самого ребенка в этот процесс. Доказано, что компенсаторные механизмы успешно функционируют при условии использования незрячими и слабовидящими детьми полисенсорной основы восприятия. Рациональное включение в предметно-практическую деятельность дошкольниками с нарушениями зрения сохранных анализаторов и потенциала зрительных возможностей позволяет минимизировать пробелы в чувственном познании.
Однако, как показывает практика и свидетельствуют исследования, слабовидящие дети дошкольного возраста не умеют активно пользоваться сохранными анализаторами, опираясь в процессе восприятия на нарушенное зрение [4, 8, 11, 15]. По мнению, Л.И.Плаксиной [13], дети недостаточно используют бисенсорные и полисенсорные возможности при восприятии окружающего. Осложняет ситуацию низкий уровень сформированности представлений детей о своих сенсорных возможностях. При этом у детей дошкольного возраста может быть сформирована способность к оценке своих возможностей рационально использовать зрение в практической деятельности.
Несмотря на острую необходимость, решение данной проблемы затруднено недостаточно полным программно-методическим сопровождением ДОУ. Традиционная система сенсорного воспитания слабовидящих детей в дошкольном учреждении не формирует у них осознанного использования сенсорных функций, что негативно сказывается на качестве получаемой информации об окружающем мире [3, 7, 13]. У них наблюдаются дискретные, фрагментарные суждения об органах чувств, их функциональном назначении и возможностях сохранных анализаторов обеспечивать наиболее полную информацию. Дошкольники с нарушениями зрения еще не осознают своих анализаторных возможностей и особенностей зрительного восприятия, из-за чего их сенсорный опыт значительно беднее, чем у нормально видящих детей.
Неумение детей использовать свое зрение во многом предопределено недостаточным вниманием специалистов детского сада к проблеме рационального использования нарушенного зрения. Необходимо отметить, что в содержании и реализации коррекционных курсов эти вопросы представлены фрагментарно. Необходимость совершенствовать работу в этом направлении подтверждает опыт работы учителей начальных классов, которые подтверждают наличие низкого уровня сформированности умений детей использовать свои сенсорные возможности, что пагубно сказывается на учебной деятельности. Практики испытывают острую потребность в доступном научно-методическом обеспечении работы в этом направлении [10].
В связи с этим на базе МБДОУ детский сад компенсирующего вида №93 Московского района г.Н.Новгорода в рамках городской инновационной площадки с 2008 года разрабатывается комплексная программа «Формирование зрительной культуры у слабовидящих дошкольников в процессе подготовки к школе».
Предлагаемая программа органично вписывается в систему существующей коррекционной помощи и одновременно заполнит недостающие звено в работе по развитию и рациональному использованию полисенсорной основы восприятия и зрительных возможностей. Внедряемая программа позволяет объединить усилия специалистов ДОУ по формированию умения рационально использовать нарушенное зрение в построении зрительного образа. Необходимо подчеркнуть, что сенсорно-перцептивная организация ребенка объединяет в единую функциональную систему разные органы чувств. Однако ведущую роль в этой системе играет зрительный анализатор. Границы чувственного познания человека можно значительно расширить, оптимизируя режим наблюдательной деятельности, осуществляя отбор наиболее эффективных перцептивных действий. Поэтому предлагаемая программа в качестве приоритетного направления реализует работу по формированию зрительной культуры как совокупности процессов восприятия и построения зрительного образа окружающего мира.
В нашем понимании зрительная культура является неотъемлемой частью сенсорной культуры, понятие которой было впервые введено в дошкольную педагогику М.Монтессори. В современных исследованиях сенсорная культура ребенка рассматривается не как результат упражнений органов чувств ребенка, а как способ усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Становление зрительной культуры дошкольников, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
В условиях современного информационного общества к ребенку предъявляются чрезвычайно высокие требования по умениям и навыкам ориентировки в потоке информации, ее понимании и осознании. В широком смысле зрительная культура является неотъемлемой частью общей культуры личности, азы которой необходимо постигать в дошкольном возрасте. Возможность грамотно и адекватно воспринимать, дифференцировать и ориентироваться в огромном массиве информации особенно значима для детей с нарушениями зрения.
Зрительная культура слабовидящего ребенка основывается на его умении пользоваться нарушенным зрением, сохранными анализаторами, умении смотреть и видеть, а также бережном отношении к собственному зрению. Проблема охраны зрения и профилактика его дальнейшего ухудшения также недостаточно представлены в коррекционно-развивающей работе ДОУ. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. В связи с этим существует острая потребность в разработке конкретного содержания и методики коррекционной работы по формированию зрительной культуры слабовидящих дошкольников, развитию их потенциальных возможностей в процессе ориентации в окружающем мире.
Задача специалистов ДОУ - научить «искусству видеть», так как в разношерстном информационном визуальном потоке мало ориентиров, на которых учится глаз. Овладение этим искусством в процессе обучения и воспитания обусловливает появление у детей собственной зрительной культуры как составляющей социально-гуманитарного развития человека. В этом процессе важно обогатить зрение — приемами и методами визуального восприятия образа. В процессе взаимодействия с детьми взрослые учитывают его офтальмо-медицинские показатели (диагноз, время наступления и характер патологии, этапы лечения, рекомендации врача-офтальмолога и пр.), индивидуально-психологические и личностные и познавательные особенности.
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована цель программы -сформировать у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста основы зрительной культуры в процессе подготовки к школьному обучению.
Программа помогает решать комплекс задач, связанных с формированием зрительной культуры слабовидящих старших дошкольников:
1. Сформировать у слабовидящего дошкольника представления об органе зрения, его функциональном значении и собственных зрительных возможностях как основы зрительной культуры.
2. Развивать у детей с нарушенным зрением умения и навыки рационального использования нарушенного зрения и сохранных анализаторов в различных видах деятельности.
3. Совершенствовать у слабовидящих детей основные зрительные навыки и функции, зрительное внимание, навыки зрительной работы и т.д.
4. Формировать у дошкольников с нарушениями зрения бережное осознанное отношение к собственному зрению.
Основу предлагаемой программы составил диагностический комплекс, позволяющий выявить уровень сформированности зрительной культуры слабовидящих дошкольников. При его разработке учитывались современные принципы диагностики, удобство и эффективность практического использования. Предлагаемый комплекс охватывает все компоненты зрительной культуры и применяется с учетом тифлопедагогических требований к процедуре проведения и стимульному материалу [6, 14]. Были определены четкие критерии и показатели зрительной культуры и описаны уровни ее сформированности. К ним были отнесены:
1. Уровень сформированности умений и навыков, связанных с работой зрительного анализатора.
2. Уровень сформированности представлений детей о сенсорных эталонах.
3. Уровень сформированности зрительного внимания слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
4. Уровень сформированности навыков зрительного анализа и синтеза.
5. Уровень сформированности глазодвигательных функций и прослеживающих движений глаз.
6. Уровень сформированности зрительно-моторной координации.
7. Уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти.
8. Уровень восприятия изображений сложной формы и сюжетной картины.
9. Анализ свойств зрительного восприятия в условиях слабовидения.
10. Анализ представлений слабовидящих детей о собственных зрительных возможностях и понимании бережного отношения к зрению.
Для объективной оценки динамики формирования зрительной культуры дошкольников с нарушениями зрения была разработана технологическая карта мониторинга. В нем отражены параметры диагностики, показатели, характер выполнения ребенком задания и диагностический инструментарий. Для количественно-качественной оценки диагностируемых показателей описаны уровни их сформированности. Методическое сопровождение диагностической программы составляет также индивидуальная карта развития зрительной культуры слабовидящего ребенка дошкольного возраста и карта освоения программы (групповая).
Таким образом, диагностический этап предлагаемой программы позволяет расширить научные представления о сенсорной готовности слабовидящих детей к школьному обучению, уточнить особенности зрительного восприятия в условиях слабовидения, проанализировать специфику развития зрительных умений и навыков, изучить представления слабовидящих дошкольников о потенциальных возможностях зрения и бережного отношения к нему. Количественно-качественный анализ полученных результатов позволит усовершенствовать и расширить коррекционную и лечебно-профилактическую работу в этом направлении.
Процесс совершенствования коррекционно-развивающего процесса в ДОУ нуждается в организации и реализации продуманной, научно обоснованной стратегии инновационной деятельности. Сегодня внедрение инноваций становится неотъемлемой частью имиджа и статуса образовательного учреждения. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагогов и воспитанников.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных педагогов и целых коллективов. Этот процесс не протекает стихийно, он нуждается в управлении и систематизации, особенно если речь идет о детях с ОВЗ. В качестве содержания инновационной деятельности в МБ ДОУ детский сад компенсирующего вида №93 г.Н.Новгорода с учетом данных диагностики была реализована программа по формированию зрительной культуры дошкольников с нарушениями зрения.
В программе определены основные направления коррекционно-педагогической работы, позволяющие обеспечить целостность, комплексность и всесторонность развития зрительной культуры слабовидящего ребенка. Она включает 9 разделов, обеспечивающих общеразвивающую и коррекционную направленность воспитания и обучения.
В первом разделе «Наше зрение» основная содержательная нагрузка определяется организацией работы по развитию представлений детей о строении зрительного анализатора, его функциях и значении в жизни человека. Она предполагает формирование у детей понимания зависимости получения информации из окружающей действительности от целенаправленной работы органа зрения. Во втором разделе «Как мы воспринимаем мир с помощью зрения» организуется работа по развитию базовых зрительных показателей.
Основной акцент в разделе «Умело используем свое зрение, чтобы лучше видеть мир» акцент сделан на коррекции недостатков восприятия и представлений слабовидящих старших дошкольников и развитию у них гностических зрительных функций. Основное содержание раздела «Помощники нашим глазам» ориентировано на знакомство с органами
чувств человека и их функциональным значением для формирования полисенсорной основы восприятия.
Основной содержательный компонент раздела «Учимся внимательно видеть и смотреть» определяется необходимостью развития у детей зрительного внимания, которое способствует формированию у ребенка активных форм восприятия и способности выделять из окружающей среды значимые и существенные свойства. В разделе «Бережём свое зрение» и «Чтобы глазки не устали» ключевые позиции занимают вопросы гигиены и ухода за глазами и очками, знакомство с элементарными правила охраны зрения и пр. Реализация этих знаний на практике является важнейшей задачей данного раздел программы. Особое внимание уделено развитию зрительных навыков и зрительных функций. В программе осуществляется работа и по формированию умений использовать зрения в предстоящей учебной деятельности, в том числе чтения и письма. Учитывая специфику зрительной работы слабовидящих детей, мы уделили особое внимание охране зрения, профилактике его ухудшений и формированию у детей бережного отношения к собственному зрению.
К каждому разделу предлагаемой программы дана развернутая характеристика приемов и методов коррекционной работы. Методическое сопровождение представлено календарно-тематическим планированием, построенным на принципе взаимодействия педагога-психолога, учителя-логопеда и тифлопедагога. Данный подход позволяет органично включить программу в систему коррекционно-развивающей работы ДОУ. В помощь специалистам предложены требования к организации педагогического процесса с учетом зрительной патологии ребенка и конспекты занятий.
Таким образом, данные мониторинга эффективности реализации программы с 2009 по 2013 гг. свидетельствуют о положительной динамике формирования зрительной культуры детей с нарушениями зрения дошкольного возраста. Это позволяет сделать вывод о том, что реализация инновационной деятельности на базе МБДОУ в рамках сетевого сотрудничества можно считать успешной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов, Н.А. Азбука тифлопедагога/ Н.А. Антонов, А.С. Колдаков // Школьный вестник. - 2013. - № 11. - С. 1-18.
2. Борозинец, Н.М., Евмененко, Е.В., Полчанинова, О.Н. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях предшкольного образования: метод. рекомендации. - Ставр.: СГПИ, 2009. - 108 с.
3. Бутко, Г.А. Проблема повышения профессиональной компетентности педагогов-дошкольников в вопросах помощи детям с ОВЗ / Г.А. Бутко // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2013. - № 3. - С. 25-28.
4. Дружинина, Л.А., Осипова, Л.Б. В помощь тифлопедагогу ДОУ: учеб. для студентов пед. вузов / Л.А.Дружинина, Л.Б. Осипова.- Челябинск.: Цецеро, 2010. - 117 с.
5. Земцова, М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения; монография / М.И. Земцова. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с..
6. Дружинина, Л.А. Комплексное изучение дошкольников с нарушениями зрения: монография / Л. А. Дружинина. - Челябинск.: Цицеро, 2007. - 115 с.
7. Дружинина, Л.А., Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения: монография / Л.А. Лружинина. - М.: Экзамен, 2006.-231 с.
8. Дорофеева, Т.А. Пути оптимизации сенсорного воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением зрения: дис. ... канд. пед. наук/ Т.А. Дорофеева.-М. , 2003.-194 с.
9. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие для студентов пед. вузов / А.Г.Литвак.- СПб.: КАРО, 2006.- 328 с.
10. Никулина, Г. В., Фомичева, Л. В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: метод. Рекомендации / Г.В. Никулина, Л.В.Фомичева. - СПб.: Дество-пресс, 2002.- 128 с.
11. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения: метод. пособие / под. ред. Л. М. Шипициной.- СПБ.: Образование, 2000.- 203 с.
12. Осипова, Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с нарушениями зрения: дис. ... канд. пед. наук / Л.Б. Осипова. - Челябинск., 2010. - 263 с.
13. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования: монография / Л.И. Плаксина. - М., 1991.- 203 с.
14. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения: монография / Л.И. Плаксина. - М.: ГороД, 1998. - 262 с.
15. Психология лиц с нарушениями зрения: учеб. для студентов пед. вузов / под. ред. Н.В. Скоробогатовой. - Шадринск. : Исеть, 2006. - 197 с.
16. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефектология. - 2001.- № 2.- С. 84-88.
17. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства: монография / Л.И. Солнцева. - М.: Полиграф сервис, - 2000. - 249 с.
18. Тихонова, Г.Н. Кто как видит: Зрительный анализатор: От одноклеточных до человека: монография / Г.Н.Тихонова, Н.Ю.Феоктистова.- М.: Чистые пруды, 2006.- 132 с.
19. Фомичева, Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: учеб. для студентов пед. вузов / под. ред. Л.В. Фомичевой. - СПб.: КАРО, 2007. - 245 с.
20. Фильчикова, Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста: диагностика и коррекция: метод. рекомендации / Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей. - 2-е изд. - М. : Экзамен, 2004. - 190 с.
© Ольхина Е.А., 2014