УДК 376.37 ББК 4437
ГСНТИ 14.29.25 Е. С. Бабина,
Н. М. Трубникова
Екатеринбург, Россия
Код ВАК 13.00.03 E. S. Babina N. M. Trubnikova
Ekaterinburg, Russia
ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ
THE ORGANIZATION, CONTENTS AND REZULTS OF LOGOPEDIC WORK DEVOTED TO LEXIS FORMATION OF PRE-SCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT
Аннотация. Статья посвящена формированию лексики у дошкольников, имеющих нарушения зрения. Представлены организация и содержание логопедической работы с учетом результатов констатирующего эксперимента.
Ключевые слова: лексика, формирование словаря, дети с нарушением зрения.
Сведения об авторе: Бабина Елена Степановна, аспирант кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза.
Место работы: Уральский государственный педагогический университет, Институт специального образования, г. Екатеринбург.
Сведения об авторе: Трубникова Наталья Михайловна, кандидат педагогических наук, профессор.
Место работы: кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург.
Контактная информация: E-mail:
Annotation. The article describes the process of lexis formation of preschool children with visual impairment. It presents the organization and contents of logopedic work taking into account the results of stated experiment.
Key words: lexis, vocabulary formation, children with visual impairment.
About the author: Babina Elena Stepanovna, Post-graduate Student of the Chair of Speech Therapy and Clinic of Dysontogenesis.
Place of employment: The Ural State Pedagogical University, Institute of Special Education, Ekaterinburg.
About the author: Trubnikova Natalia Mikhailovna, Candidate of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Chair of
Speech Therapy and Clinic of Dysonto-genesis, Institute of Special Education, The Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
Зрение играет огромную роль в формировании речи. Зрительные образы качественно обогащают ее содержательную сторону. В силу нарушения деятельности зритель© Бабина Е. С., Трубникова Н. М., 2011
ного анализатора у слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, которое выражается, в большинстве случаев, в нарушении всех структурных компо-
нентов языка (З. Г. Ермолович, Н. А. Крылова, Н. С. Костючек, Н. Б. Лурье, Л. И. Моргайлик, Т. П. Свиридюк, В. А. Феоктистова и др.).
Таким образом, зрительный дефект становится первичным, влияющим на формирование речевых и неречевых функций. Сочетание нарушений зрения и речи создают сложную структуру дефекта и значительно снижают возможности полноценного развития детей, имеющих зрительно-речевой дефект и препятствует их социализации в условиях современного общества, что определяет актуальность темы исследования.
Наше исследование посвящено изучению лексики, которая играет существенную роль в развитии языковой компетентности и речевой коммуникации дошкольников с косоглазием и амблиопией. Выбор данной категории детей обусловлен тем, что они составляют самую многочисленную и постоянно пополняющуюся группу старших дошкольников с нарушением зрения (Э. С. Аветисов, Л. А. Григорян, Е. А. Лапп, Л. И. Плаксина и др.).
В структуре недоразвития речи дошкольников с амблиопией и косоглазием отмечается недостаточная сформированность словарного запаса, поэтому они нуждаются в особой организации логопедической помощи, направленной на его формирование. В связи с этим необходимо раннее выявление таких детей и организация своевременного коррекционного воздействия, что обусловило необходимость
комплексного изучения детей рассматриваемой категории.
Алгоритм обследования дошкольников с нарушением зрения, методики и результаты констатирующего эксперимента подробно описаны в статьях, опубликованных в журнале «Специальное образование» № 3/2009, с. 13—20; № 2/2010, с. 4—13.
Для характеристики результатов логопедического обследования была разработана балльно-уровневая система оценки. Это позволило уточнить структуру речевого дефекта и оценить степень выраженности нарушений разных сторон речи, определить направления коррекционной работы, а в дальнейшем отследить динамику речевого развития детей и оценку эффективности коррекционного воздействия.
При обработке полученных данных абсолютное значение переводилось в процентное выражение, которое соотносилось с одной из 4-х степеней успешности, предложенных Т. А. Фотековой. Степени представлены в таблице.
Результаты констатирующего эксперимента, отражающие распределение детей по степени успешности выполнения заданий по всем исследуемым параметрам представлены в рисунке 1.
Из данных гистограммы видно, что результативность выполнения заданий по всем исследуемым разделам оказались наименьшей при исследовании зрительно-вербальных функций и лексико-грамматических средств языка. Именно
при выполнении проб данных блоков большое количество детей обладают низшей степенью успешности (IV), что позволяет сделать вы-
вод о том, что наименее сформированными оказались лексико-грамматические средства языка и зрительно-вербальные функции.
Таблица
Степени успешности выполнения заданий, %
Степень успешности Процент правильно выполненных заданий
I 100—80
II 79,9—65
III 64,9—50
IV 49,9 и ниже
^ Общая Мелкая Артикуля- Зрительно- Лексические Грамматическ
^ моторика моторика ционная вербальные средства ие средства
□ I степень успешности 53,3 46,6 46,6 6,6 6,6 20
□ II степень успешности I 13,3 I 26,7 I 46,6 I 13,3 I 6,6 I 20
□ III степень успешности 33,4 26,7 6,8 33,4 40 26,6
IIV степень успешности
0
0
0
46,7
46,8
33,4
Параметры исследования
Рис. 1. Распределение детей по степени успешности выполнения заданий по исследуемым параметрам, %
Из данных гистограммы видно, что результативность выполнения заданий по всем исследуемым разделам оказались наименьшей при исследовании зрительно-вербальных функций и лексико-грамматических средств языка. Именно при выполнении проб данных блоков большое количество детей обладают низшей степенью успешности (IV), что позволяет сделать вы-
вод о том, что наименее сформированными оказались лексико-грамматические средства языка и зрительно-вербальные функции.
Детальный анализ ответов дошкольников рассматриваемой категории, позволил обнаружить корреляцию между дефектами зрения и выявленными речевыми ошибками, которые проявляются при слабости процессов:
1) программирования и контроля (трудности спонтанного извлечения слов и образов, инертность, упрощение вербального и перцептивного словарей);
2) переработки слуховой и зрительной информации. При этом диссоциация в развитии зрительных и вербальных функций проявляется по-разному:
а) диффузность, неточность и неконкретность образов, бедность и неконкретность словаря;
б) предельная бедность и недиф-ференцированность зрительных образов и достаточно обильный словарь с неточной предметной семантикой и предпочтением абстрактных слов.
Таким образом, анализ результатов логопедического обследования, проведенного нами с целью определения степени сформиро-ванности словаря у детей с нарушением зрения, с достаточной достоверностью показал низкий уровень развития у них лексических навыков, своеобразие лексической системы, проявляющееся в ограниченности объема активного словаря, в затруднениях, связанных с актуализацией лексики в самостоятельной речи, в несформированно-сти морфологических форм словоизменения, что говорит о стойкости имеющихся у данной категории детей нарушений и о трудностях их самостоятельного преодоления. Выявленные особенности перцептивной деятельности дошкольников с нарушением зрения обуславливают отмеченные трудности в словаре. Полученные данные подтвержда-
ют, что у детей с патологией зрения существуют трудности зрительного и пространственного восприятия в определении предметов, установления связи между зрительным и вербальным образом, актуализации нужного названия предмета, которые тормозят оформление речевого высказывания, делают его неосмысленным, ошибочным, неконкретным.
Такое состояние речи у детей со сложным зрительно-речевым дефектом не только не может служить средством компенсации зрительного дефекта, но и усугубляет имеющуюся патологию зрения, что ставит их в особо сложные (изоляционные) условия в сравнении с другими сверстниками.
Данные констатирующего эксперимента выявили острую необходимость проведения специальных коррекционно-развивающих мероприятий по формированию лексики у дошкольников с амблиопией и косоглазием с учетом выявленных трудностей, клинической формы зрительного дефекта, структуры речевого дефекта, индивидуальных психологических особенностей детей, обусловленных зрительной-речевой недостаточностью, ведущей деятельности данного возраста и развития речи в онтогенезе с соблюдением офтальмо-гигиеничес-ких условий.
Несмотря на ясное представление об актуальности данной проблемы, многие аспекты работы над лексикой у данной категории детей остаются недостаточно разработанными. Нарушения речевого выска-
зывания многоаспектно изучены и описаны у различных категорий аномальных детей (А. К. Аксенова, Р. А. Лалаева, В. Г. Петрова,
A. В. Ястребова и др.). Применительно к детям с речевой патологией дошкольного возраста разработаны методические аспекты данной проблемы (Л. Н. Ефименкова,
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).
Вопросы коррекционной направленности методов обучения детей с нарушением зрения раскрываются в работах Л. П. Григорьевой, Л. А. Дружининой, И. С. Моргулиса, Л. И. Плаксиной, Л. И. Солнцевой и др.
Разработаны теоретические основы развития зрительного восприятия у детей с сенсорными нарушениями Л. П. Григорьевой, В. П. Ермаковым, С. В. Сташевским и др.
Различные аспекты психологических и возрастных закономерностей развития детей с нарушением зрения исследованы в работах М. И. Земцовой, А. Г. Литвака,
B. А. Лониной, Л. И. Солнцевой и др.
Целесообразность и специфика системного подхода при коррекции и компенсации нарушений зрительного анализатора была обоснована в исследованиях О. Л. Алексеева.
Особенности логопедической работы у дошкольников, имеющих нарушения зрения, отражены в исследованиях О. В. Дорошенко, Е. А. Лапп, Л. Н. Лиходедовой,
C. А. Покутневой и др., но акцент сделан на развитии связной речи.
Вопросам формирования лексики посвящены исследования
Т. В. Васильевой, Л. И. Дмитрие-
вой, Н. В. Замараевой, С. А. Захаровой, Л. В Лопанициной и др., но специфика отражаемой в них работы касается детей школьного возраста с различными формами дизонтогенеза, среди которых зрительная патология не рассматривается.
Таким образом, в специальной литературе имеются попытки решения проблемы речевого развития детей с амблиопией и косоглазием, но вопрос об особенностях логопедической практики по формированию лексики у детей, имеющих данную патологию зрения, освещен пока еще недостаточно.
Коррекционная работа предполагала обучение осознанному и активному использованию сохранных анализаторов, что помогает расширить сенсорную ориентацию ребенка с нарушением зрения, развить способность к полисенсорно-му восприятию и образованию по-лимодального образа, обеспечивающего точность и полноту отражения внешнего мира.
Выявленные трудности в ходе логопедического обследования определили направления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими частичное выпадение зрительной функции:
1) организация комплексной помощи детям со зрительно-речевым дефектом (применение лечебной и коррегирующей гимнастики, массажа с целью коррекции выявленных дефектов и компенсации нарушенных функций; постоянный медицинский контроль, осуществление лечения выявленных у детей
отклонений в состоянии зрения и здоровья);
2) повышение уровня знаний педагогов в области тифлопедагогики и логопедии;
3) координированная работа всех педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения (совместная работа учителя-логопеда, тифлопедагога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателя по преодолению комплексного дефекта у дошкольников с амблиопией и косоглазием с учетом полисенсорного характера обучения);
4) организация эффективного взаимодействия с родителями, имеющими детей со зрительно-речевой патологией (повышение компетенции родителей в вопросах тифлопедагогики и логопедии, психологическая поддержка родителей, обучение родителей взаимодействию с ребенком);
5) специально организованный комплекс логопедических занятий по уточнению, расширению и активизации словарного запаса дошкольников с патологией зрения на полисенсорной основе с использованием каналов различных модальностей, который включает:
а) формирование моторной базы речи (развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики);
6) формирование психологической базы речи (развитие внимания, памяти, мышления);
в) формирование перцептивной базы речи (развитие зрительного, слухового, осязательного, про-
странственного восприятия, обонятельных, вкусовых и двигательных ощущений);
г) обогащение пассивного и активного словаря ребенка через по-лимодальный характер обучения (включение различных видов перцепции, сохранных анализаторов), которое предусматривало:
- развитие предметной функции слова (формирование зрительнопредметной основы слова, установление взаимосвязи между зрительным и вербальным образом слова, формирование вербальной памяти);
- формирование пространственных представлений (формирование представлений о пространстве собственного тела, формирование представлений о пространстве объектов, вербализация пространственных представлений, квазипространст-венные представления);
- развитие значений слов (уточнение номинативного словаря, развитие структурного аспекта лексических значений слов);
- развитие функций словообразования и словоизменения (уточнение значений разбираемых слов, обогащение словаря с помощью пополнения новых слов, формирование умения сопоставлять и сравнивать слова по их морфологическому составу, формирование умения выделить в словах общий корень и осознать общие семантические особенности этих слов);
- развитие валентностей слов;
- формирование и расширение семантических полей слов (формирование представления о предмете, его признаках, действиях, уточне-
ние и расширение понимания значений);
- расширение коммуникативных возможностей.
Структурно-функциональная схема логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с нарушением зрения представлены ниже.
Для оценки эффективности разработанного нами содержания логопедической работы по формированию лексики в структуре преодоления системного недоразвития речи у дошкольников с патологией зрения был проведен сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп, полученных в ходе повторного обследования по методике констатирующего эксперимента.
Повторное логопедическое обследование включало в себя изучение наименее сформированных психических функций, выявленных на этапе констатирующего эксперимента: исследование зрительновербальных функций и лексикограмматических средств языка. Итоговая диагностика оценивалась по той же пятибалльной системе, разработанной на стадии констатирующего эксперимента.
Анализ результатов, полученных в ходе диагностики зрительновербальных функций, показал уменьшение количества вербальных, перцептивно-вербальных и перцептивно-близких ошибок.
Данный результат был достигнут в ходе организации полисенсорного
характера обучения, что существенно укрепило связь «зрительный образ — слово». Полученные результаты свидетельствуют о том, что осуществляя зрительно-пространственный анализ и синтез в процессе восприятия предметных изображений, дошкольники экспериментальной группы выполняют его более успешно, чем дети контрольной группы.
При исследовании лексикограмматических средств языка дети экспериментальной группы так же показали более высокие результаты по сравнению с экспериментальной группой. Сократилось число лексических замен, увеличилось количество правильных ответов. Из словаря детей практически исчезла замена слов описанием признака или действия, использование жестов вместо слов, ответ словосочетанием, что характеризует диффе-ренцированность значений слов в словаре дошкольника и сформиро-ванность зрительных представлений (одному слову соответствует один конкретный зрительный образ). Употребление приставок в глаголах пространственного значения не доставляет трудностей детям экспериментальной группы, что объясняется успешным овладением навыками зрительно-пространственного анализа и синтеза. Познакомившись с грамматическими традициями, дошкольники постепенно увеличили число правильных ответов при выборе словоформ.
Структурно-функциональная схема логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с нарушением зрения
При подборе антонимов дети, обучаемые на полисенсорной основе, уже не использовали слова с частицей -не, а подбирали слова на
основе выделения дифференциальных признаков предмета. Увеличилось число подбираемых синонимов. Если в контрольной группе
чаще всего ответы были в виде отказов, то в экспериментальной группе дети подбирали по 1-2 синонима к слову, что свидетельствует об умении детей дифференцировать существенные признаки, оттенки значений, о положительной динамике не только количественного, но и качественного состава словаря дошкольников с нарушением зрения.
Для сопоставительного анализа по исследуемым параметрам (зрительно-вербальные функции, лексические и грамматические средства языка) результаты детей экспериментальной и контрольной групп занесены в сводную гистограмму, рис. 2 (экспериментальная группа) и гистограмму на рис. 3 (контрольная группа).
Из гистограмм 2 и 3 видно, что большая часть дошкольников экс-
периментальной группы имеют достаточный уровень (1-111) сфор-мированности изучаемых функций, что приближает их к возрастной норме и является показателем положительной динамики в развитии этих функций, а в контрольной группе большая часть детей показали низкий уровень (IV степень успешности) перцептивных и речевых функций. Несмотря на то, что процент детей в экспериментальной группе, имеющих I степень успешности при выполнении проб на исследование зрительно-вербаль-
ных функций, невысок, это также является вполне закономерным и достаточно высоким результатом, учитывая наличие у данной категории детей на начальном этапе сложного зрительно-речевого дефекта.
□ I степень успешности
□ II степень успешности
□ III степень успешности ■ IV степень успешности
' гшш
Зрительно -вербальные функции
6,6
20
53,4
20
Лексические средства языка
26,7
20
33,4
20
Г рамматические средства языка
33,4
13.3 40
13.3
Параметры исследования
Рис. 2. Распределение детей экспериментальной группы по степени успешности выполнения заданий по исследуемым параметрам, %
0
-£в
Ж
н
и
о
V
к
ч
о
60
40
20
Зрительно-вербальные Лексические средства функции языка
□ I степень успешности 0
□ II степень успешности 6,6
] III степень успешности 40
6,6
13,4
26,7
Г рамматические средства языка
13.3
13.3
33.4
IIV степень успешности
53,3
53,3
40
Исследуемые параметры
0
Рис. 3. Распределение детей контрольной группы по степени успешности выполнения заданий по исследуемым параметрам, %)
Таким образом, результаты обследования изучаемых функций у детей экспериментальной группы были выше показателей итоговой диагностики этих же функций у детей контрольной группы, что свидетельствует об эффективности организованной нами логопедической помощи детям со сложным зрительно-речевым дефектом.
Проведенная работа дала положительные динамику перцептивного и речевого развития детей с амблиопией и косоглазием, приблизив их к возрастным нормам, что является важной задачей их адаптации и дальнейшей социализации в условиях современного общества.
Литература
1. Ахутина, Т. В. Диагностика развития зрительно-вербальных
функций : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. /Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. — М. : Академия, 2003. — 64 с.
2. Лапп, Е. А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты / Е. А. Лапп. — М. : ТЦ Сфера, 2006. — 256 с.
3. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. — М. : Полиграф сервис, 2000. — 250 с.
4. Фильчакова, Л. И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция : метод. пособие / Л. И. Фильчакова, М. Э. Вернадская, О. В. Парамей. — М. : Экзамен, 2007. — 190 с.