Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста'

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1673
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доброва Ю. В.

В статье рассматривается проблема укрепления и сохранения здоровья воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях, пути их реализации с формированием устойчивой положительной мотивации к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доброва Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

140

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Доброва Ю.В.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

В статье рассматривается проблема укрепления и сохранения здоровья воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях, пути их реализации с формированием устойчивой положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, возрастной период, методические приемы, модель.

В процессе исторического развития неоднократно принимались попытки создания науки о здоровье, здоровом образе жизни. Работы И.И. Мечникова, П.Ф Лесгафта, Н.А. Семашко свидетельствуют о том, насколько прочный фундамент этой науки был заложен в нашей стране. И все же здание долгое время оставалось не достроенным. Проблема в том, что для большинства людей понятие «здоровье» ассоциируется с термином «медицина» и «здравоохранение», несмотря на то, что еще Гиппократ провозгласил формулу «Здоровый образ жизни - это недопущение болезней!» [1, с. 20].

Наиболее емким следует признать определение Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С.М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции [2, с. 78].

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В. Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина. Анализ работ В.А. Деркунской, Л.Г. Касьяновой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка проявляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности [3 с. 7].

Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент

* Магистрант Института непрерывного педагогического образования. Руководитель: Жуйко-ва Т.П., доцент, кандидат педагогических наук.

здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8 % зависит от здравоохранения, в то же время на половину - от его образа жизни. Четко установлено, что 40 % заболеваний взрослых истоками уходит в детский возраст, 5-7 лет. По данным Научно исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, уве-дичилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания [4, с. 19].

Забота о здоровье становиться национальным проектом и важной задачей дошкольных образовательных учреждений, потому что развивать и обучать можно только здорового ребенка. Основы здорового образа жизни у детей определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдении режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и умении реализовывать их в поведении доступными для ребенка способами [5, с. 4].

У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- активно сохраняются психические процессы;

- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;

- дети старшего возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания; прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности [6, с. 32].

На физиологическое состояние детей дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.

Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать при реализации работы по формированию здоро-

142

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

вого образа жизни через занятия, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Широко используется художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша - растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», а также народные песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка - муравка» и др. Беседа после прочитанной книги усугубляет ее воспитательное воздействие. Важное место занимают игры, моделирование различных ситуаций, психогимнастика, самомассаж, физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т.д. При проведении такой работы у дошкольников более осознанно формируются представления о здоровом образе жизни. Кроме, того особое место должно уделяться работе с родителями. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей [7, с. 23].

Колбанов В.В. рекомендует, при формировании здорового образа жизни демонстрировать ребенку известный аналог (модель). В идеале для детей такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов, знаменитых деятелей науки и исскуства. Таких моделей, к сожалению, ребенок не может найти ни в семье, ни в средствах массовой информации. Поэтому детский сад должен стать для ребенка «школой здоровья», где он сможет приобрести знания, практические умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья [8, с. 63].

Таким образом, мы можем резюмировать, что положительное влияние при обучении здоровому образу жизни, у ребенка устанавливаются психологические контакты с окружающими его близкими людьми, друзьями, воспитателями, формируются положительные межличностные отношения в семье и детском коллективе, что позволяет решать вопрос сохранения и укрепления здоровья детей.

Список литературы:

1. Рыбак Е.В. Современные подходы к созданию здоровьесозидающего образования // Информационно-методический журнал АОИППК РО «Северная Двина». - Архангельск, 2001. - № 3. - С. 20-24.

2. Шлат Н., Прадун И. Проектирование целостного здоровьесберегаю-щего образовательного процесса в детском саду // Детский сад от А до Я. -2013. - № 1. - С. 78-85.

3. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: дисс. канд. пед. наук. - Шад-ринск, 2004. - 219 с. РГБ ОД, 61:05-13 / 438.

4. Торохова Е.И. Валеология: словарь / УИ. Торохова. - М.: Флинта: Наука. - 1999. - 31 с.

5. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. - Ростов-н/Д: Феникс, 2011. - 215 с.

6. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. - М.: Гардарики, 2008. - 164 с.

7. Маханева М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М. Махнева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2. - С. 22-24.

8. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 63.

О ВЛИЯНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ИГРОВЫХ ФУНКЦИЙ МИНИ-ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ

© Иванов Д.А.*

Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова,

г. Ишим

Командный характер игры в мини-футболистов обусловливает повышенные требования к взаимодействиям игроков в процессе соревновательной деятельности. Физический контакт стимулирует более интенсивное взаимодействие между членами команды, часто приходится сочетать свои действия с действиями своих товарищей, чтобы они дополняли одно другим, а не мешали выполнению общей задачи.

При этом характер игрового взаимодействия как многосторонний процесс общения включает в себя непосредственно коммуникацию, перцептивные и интерактивные компоненты и в значительной степени отражает спортивное мастерство [1], как отдельного мини-футболиста, так и команды в целом. Знание социально-психологических основ формирования личностных качеств, управления спортивной группой помогает тренеру сделать более стабильными результаты игроков в игровых условиях [5].

Однако анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о недостатке теоретических знаний о степени влияния определенных наборов личностных качеств на стабильность игровых навыков игроков в условиях соревновательной деятельности, которые бы могли использовать тренеры-

* Студент. Научный руководитель: Поливаев А.Г., старший преподаватель кафедры ТиМФК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.