Научная статья на тему 'Режимные моменты в жизни семьи ребенка раннего возраста после кохлеарной имплантации'

Режимные моменты в жизни семьи ребенка раннего возраста после кохлеарной имплантации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ / COCHLEAR IMPLANTATION / EARLY CHILDHOOD / ROUTINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олешова Варвара Васильевна

В статье рассматриваются ежедневные режимные моменты семьи ребенка раннего возраста как основа успешной абилитации. На основании проведенных исследований автор выделяет основные принципы взаимодействия с ребенком раннего возраста после кохлеарной имплантации с учетом его изменяющихся слуховых возможностей после операции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олешова Варвара Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROUTINES IN THE FAMILY LIFE OF A YOUNG CHILD AFTER COCHLEAR IMPLANTATION

The article discusses the daily routines of the family of a young child as the basis for successful habilitation. Based on the research, the author identifies the basic principles of interaction with a young child after cochlear implantation, taking into account his changing auditory capabilities after the operation.

Текст научной работы на тему «Режимные моменты в жизни семьи ребенка раннего возраста после кохлеарной имплантации»

Педагогика

УДК 376

аспирант Олешова Варвара Васильевна

Московский городской педагогический университет

Институт специального образования и комплексной реабилитации (г. Москва)

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ В ЖИЗНИ СЕМЬИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ

КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются ежедневные режимные моменты семьи ребенка раннего возраста как основа успешной абилитации. На основании проведенных исследований автор выделяет основные принципы взаимодействия с ребенком раннего возраста после кохлеарной имплантации с учетом его изменяющихся слуховых возможностей после операции.

Ключевые слова: кохлеарная имплантация, ранний возраст, режимные моменты.

Annotation. The article discusses the daily routines of the family of a young child as the basis for successful habilitation. Based on the research, the author identifies the basic principles of interaction with a young child after cochlear implantation, taking into account his changing auditory capabilities after the operation.

Keywords: cochlear implantation, early childhood, routines.

Введение. В настоящее время кохлеарная имплантация является самым эффективным методом помощи при глухоте и выраженной степени тугоухости, позволяющая при своевременном проведении операции и начале коррекционных мероприятий перейти глухому ребенку на путь естественного развития слышащих сверстников.

В России с 2006 года начали проводить операции по кохлеарной имплантации детям раннего возраста. С тех пор, по данным ФГБУ РНКЦ Аудиологии и слухопротезирования ФМБА России, ежегодно оперируется порядка 70-75% детей младенческого и раннего возраста с глухотой и выраженной степенью тугоухости.

Современные исследователи подчеркивают необходимость своевременного проведения комплекса специальных (ре)абилитационных мероприятий после кохлеарной имплантации, отмечая при этом важность раннего включения родителей в коррекционно-педагогический процесс, а также необходимость обучения их адекватным способам взаимодействия с ребенком в каждодневной деятельности [1, 3, 4]. После кохлеарной имплантации родители с помощью специалистов становятся главными «учителями» ребенка в новом мире звуков: учат его слушать и слышать, выделять звуки и ориентироваться в них, понимать речь и говорить, закладывают предпосылки для формирования навыков и умений, которые сами по себе у ребенка не появятся.

Отечественные и зарубежные исследователи выделяют следующие составляющие распорядка дня ребенка, на которые должна опираться вся абилитационная работа: ежедневные жизненные ситуации, которые включают повседневные жизненные дела семьи дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников; свободную деятельность ребенка и занятия, которые должны быть регулярными и соответствовать изменяющимся слуховым возможностям и уровню развития ребенка [2, 5, 6, 8]. В отечественной литературе встречаются следующие термины, характеризующие составляющие режима дня и являющиеся синонимами (или имеющие незначительные смысловые отличия): естественные жизненные ситуации, рутины, режимные моменты, повседневные дела, естественные ситуации, режим [1, 2, 3, 4, 5].

Зарубежные авторы выделяют следующие виды рутин: игровые ситуации, ситуации с активным участием родителей, промежуточные ситуации [6, 8].

По данным Королевой И.В., при наличии речевой среды спонтанное научение может происходить у ребенка с нарушенным слухом 16 часов в день, в то время, как целенаправленное обучение происходит только в процессе занятий с педагогом и/или родителями и занимает в раннем возрасте в среднем 15-20 минут в день [3]. Таким образом, большую часть знаний ребенок получает в процессе ежедневных режимных моментов в естественном взаимодействии с родителями.

Основной точкой запуска и условием развития слухового восприятия и понимания устной речи ребенком после кохлеарной имплантации является становление и усложнение его эмоционального диалога с близкими взрослыми, как это протекает у нормально развивающегося ребенка первого года жизни. Только в процессе развивающегося эмоционального взаимодействия с близкими взрослыми в течение дня, у ребенка появляется потребность использовать слух и речь для общения [1]. Такие события в течение дня как умывание, прогулка, прием пищи являются привычными для ребенка, создавая тем самым ощущение безопасности и стабильности, что особенно важно в первые годы жизни для нормального физического и психического развития ребенка.

Привычная каждодневная деятельность, как отмечают исследователи, является важной базой для приобретения и закрепления новых навыков, так как она предсказуема для ребенка, функциональна и повторяется изо дня в день [5, 6]. Именно поэтому необходимо учить родителей взаимодействовать с ребенком в течение дня с учетом его изменившихся слуховых возможностей, использовать любую возможность для формирования навыков восприятия устной речи, ее понимания в естественной коммуникации и, как следствие, воспроизведения.

В данной статье мы остановимся на ежедневных режимных моментах, под которыми мы пониманием компоненты режима дня, занимающие почти весь день ребенка, повторяющиеся ежедневно в определенной последовательности, имеющие определенную структуру и цель. Такие события в течение дня, как прогулка, прием пищи являются важной базой для спонтанного развития эмоционального взаимодействия между родителями и ребенком, а также естественного понимания речи и развития слухового восприятия.

Нашей целью является выявление особенностей взаимодействия родителей c детьми раннего возраста после перенесенной операции кохлеарной имплантации, а также определение основных режимных моментов и обучающих ситуаций, которые можно использовать в течение дня для развития понимания речи и слухового восприятия ребенка.

На первом этапе для выявление особенностей взаимодействия родителей c детьми после перенесенной операции кохлеарной имплантации, в период с октября 2015 по май 2017 года, нами было

проконсультировано 175 родителей 95 детей раннего возраста после кохлеарной имплантации в рамках подключения и настроек речевого процессора кохлеарного импланта на базе ФГБУ РНКЦ АиС ФМБА России. Среди родителей было 145 женщин, 30 мужчин, средний возраст составил 28,5 лет ± 7.9, при этом у 115 (66 %) было высшее образование, у 60 (34%) - среднее образование. У 2 родителей была ученая степень кандидата наук.

Основной задачей консультаций в рамках подключения и настроек речевого процессора, помимо выявления совместно с аудиологом оптимального уровня настроек речевого процессора кохлеарного импланта, было изучение взаимодействия родителей с ребенком и выделение основных направлений работы в процессе беседы с родителями.

На втором этапе были определены основные режимные моменты, на основании которых должна строиться комплексная система абилитации. Нами были проанализированы данные, полученные в ходе консультативной работы с семьями детей раннего возраста после кохлеарной имплантации в рамках сурдопедагогического сопровождения. В этом этапе исследования участвовало 17 семей. Всего в исследовании приняло участие 48 человек, среди них было 19 детей с тяжелыми нарушениями слуха в возрасте от 5 месяцев до 3 лет. 17 из них была сделана операция кохлеарная имплантация, 2 являлись кандидатами на операцию. Среди 29 членов семей было 17 матерей, 6 отцов, 3 бабушки, 1 старший брат, 2 старших сестры.

Изложение основного материала статьи. На первом этапе исследования, непосредственно на запускающем этапе абилитации после кохлеарной имплантации, нами были выявлены следующие проблемы во взаимодействии родителей с детьми раннего возраста: речь взрослых неэмоциональна; родители не понимают, как общаться с ребенком; обращаются к детям сложным фразами, либо, наоборот, молчат при взаимодействии с ребенком; не пытаются добиться понимания ситуации, выполнения поручения или реакции на сказанное; в момент диалога взрослый не смотрит на ребенка. При этом родителям самостоятельно сложно выделить основные акценты, которые необходимо делать ребенку в течение дня для запуска понимания речи.

Согласно проведенному исследованию взаимодействия родителей с детьми раннего возраста после кохлеарной имплантации, родители могут перечислить ежедневные режимные моменты ребенка, но не могут определить, как их можно использовать в коррекционно-развивающих целях каждый день. Необходимо обучать родителей анализу каждого режимного момента в течение дня, который может быть простыми, однокомпонентными (например, поцелуй папы при прощании) и сложным, многокомпонентным (например, умывание) [8]. В соответствии с количеством компонентов каждого режимного момента, выделяются коррекционно-развивающие задачи, характерные для каждой ситуации.

Родителям детей раннего возраста после кохлеарной имплантации для успешной абилитации детей необходимо: поддерживать эмоциональное общение с ребенком в течение всего бодрствования; организовывать эмоционально насыщенные ситуации с интересной для ребенка деятельностью для запуска понимания речи, развития слухового восприятия и собственной речи ребенка; использовать простые стихи, потешки и песенки в определенных режимных моментах, повторять их изо дня в день, пока ребенок не начнет понимать и эмоционально реагировать на них; в общении с ребенком использовать простые, емкие по содержанию фразы.

На втором этапе исследования в процессе встреч в условиях надомного визитирования семей, были сформулированы основные принципы коммуникации с детьми раннего возраста после кохлеарной имплантации:

• в момент общения взрослый должен смотреть на ребенка, призывая тем самым к диалогу;

• необходимо выдерживать паузы для ответной реакции ребенка;

• взрослый должен говорить с ребенком короткими, емкими по содержанию фразами, повторяющимися изо дня в день. Таким образом, постепенно ребенок начинает ориентироваться в знакомых ситуациях, понимать обращенную речь и говорить;

• речь взрослого должна быть эмоциональной;

• в процессе знакомых ребенку ситуаций взрослый должен удивлять его неожиданными действиями, например: надеть папин ботинок ребенку на ногу, вместо детского. Таким образом, мы создаем дополнительные ситуации для формирования эмоциональной реакции ребенка на ситуацию, тем самым побуждая его говорить.

• необходимо эмоционально комментировать свою деятельность в течение дня, эмоционально вовлекать в нее ребенка, намеренно утрируя ритмико-интонационную сторону речи (например: «Фу! Ботинки грязные! Надо помыть ботинки!», «А! Чай горячий! Дуй!», «Мммм! Вкусно!», «Оеееей! Миша упал! Пожалей Мишу!»).

• в процессе повторяющихся изо дня в день режимных моментов (прием пищи, прогулка) важно создавать для ребенка обучающие ситуации, закреплять полученные знания и знакомить с новым материалом.

В процессе проведенного исследования были выявлены следующие основные режимные моменты у детей раннего возраста после кохлеарной имплантации:

• игровые ситуации: рисование, лепка, танцы под музыку, игры на прогулке, конструирование, подвижные игры дома, простые сюжетные игры.

• ситуации с активным участием родителей: гигиенические процедуры, надевание/ снимание слухового аппарата и/или речевого процессора кохлеарного импланта, смена одежды, прием пищи, отход ко сну, прогулка.

• промежуточные ситуации: встреча знакомых, внезапный дождь/снег, случайно разбитая чашка и т.д.

Перечисленные ситуации должны сопровождаться положительными эмоциями и определенными

действиями, имеющими результат, а также должны постепенно переводить ребенка из зоны ближайшего в зону актуального развития.

Некоторые компоненты режимных моментов и обучающие ситуации, разработанные нами для обучения родителей взаимодействию с ребенком раннего возраста после кохлеарной имплантации в течение дня, представлены в таблице № 1.

Таблица №1

Примеры обучающих ситуаций для использования родителями с детьми после кохлеарной

имплантации в течение дня

Режимный момент Основные компоненты Игровые и обучающие ситуации

Утреннее пробуждение - Надевание речевого процессора и/или слухового аппарата; - Приветствие ребенка; - Надевание одежды; - Зарядка; - Проводы папы (мамы, бабушки) на работу. - После включения процессора приветствие ребенка и обсуждение комфортности звучания: «Как ты слышишь?» - Рассказ стихотворения с движениями: Кто проснулся, потянулся, Маме с папой улыбнулся! - Обсуждение элементов одежды, ее цвета, размера. Намеренное утрирование ритмико-интонационной стороны речи, например: «У мамы БОЛЬШИЕ (низкий голос) штаны, а у Вани маленькие (высокий голос)!» Свобода выбора одежды ребенком, побуждение ответа на вопрос: «Что ты наденешь?», «Что ты надеваешь?», «Что мама надела?». - Создание неожиданных, эмоционально окрашенных ситуаций. Например, вместо маленьких носков ребенка, дать ему большие папины носки. Дождаться реакции удивления, эмоционально обсудить: «Ой! Мама перепутала! Дала большие носки! Оееей! А где твои маленькие носки?» - Сопровождение упражнений зарядки простыми стишками или песенками, например: Рано утром на полянке, Так резвятся обезьянки: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх, Кто поднимет выше всех? - При проводах членов семьи на работу придумывать неожиданные эмоционально окрашенные ситуации, когда папа «случайно» надевает, например, мамину шапку: «Ой! Папа перепутал!», или забывает телефон, возвращается за ним и просит ребенка дать ему телефон: «Где мой телефон але-але (изображает)? Тут нет, тут нет! Вот он! Дай, дай телефон але-але!».

Гигиенические процедуры - Умывание (компоненты: вошли в ванную, включили свет, включили воду, взяли щетку, выдавили зубную пасту, почистили зубы, прополоскали рот, умыли лицо, выключили воду, вытерли лицо полотенцем, положили все на место, вышли из ванной, закрыли дверь, выключили свет) - Стараться давать ребенку больше поручений: включи свет, включи воду, возьми щетку, помой руки и т.д. - Создавать эмоционально окрашенные ситуации: включить холодную воду: «Ай! Холодная!», спрятать зубную щетку или придумать, что зубную щетку унес Мишка, предложить ребенку найти ее: «Тут нет, тут нет! Вот она! Миша взял! Аяяяяяй, Миша! - Рассказ тематических стихов и потешек про умывание. Например: Водичка, водичка, умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтобы смеялся роток И кусался зубок!

Завтрак - Сервировка стола: достаем чашку, ложку, тарелку и т.д.; - Обсуждение пищи, которая будет на завтрак; - Прием пищи, кормление игрушек; - Помощь маме в уборке после завтрака; - Обсуждение посуды, выполнение ребенком простых поручений: «Где чашка? Вот чашка. Поставь чашку на стол». - Выбираем, чем будем кушать кашу: ложкой/вилкой/ половником и т.д. - Эмоционально обсуждаем характеристики пищи, например, что каша: «Ай! Горячая!». - Во время/ после приема пищи рекомендуется «кормить» игрушки: «Дай кашу Мише/ Ляле», создавая игровые, эмоционально насыщенные ситуации, в которых игрушка не хочет кашу или, наоборот, хочет добавки. - После завтрака эмоционально обсуждаем, что игрушки грязные: «Фу! У Ляли грязный рот! У Миши грязное ухо!», даем поручения: «Вымой

Ляле рот! Вымой Мише ухо!». Умываем игрушки, вытираем полотенцем: «Ляля чистая! Ляля говорит: «Спасибо, ... (имя ребенка), помыл меня!».

- Просим ребенка помочь убрать грязную посуду и оставшиеся продукты после завтрака, эмоционально выделяя характеристики предметов: «Дай мне ГРЯЗНЫЕ ложки».

Выводы. Таким образом, необходимо обучать родителей взаимодействию с имплантированным ребенком раннего возраста в процессе привычной каждодневной деятельности. Благодаря правильно выстроенному взаимодействию между родителями и ребенком с нарушенным слухом, ребенок будет получать качественную коррекционно - развивающую поддержку постоянно, а не только во время занятий со специалистом.

Разработанные рекомендации позволяют формировать понимание речи и естественное слуховое поведение у ребенка путем вовлечения всей семьи в процесс абилитации, что влияет не только на развитие ребенка, но и в дальнейшем на выбор для него образовательной организации.

Литература:

1. Дети с кохлеарными имплантами: научно-популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. - М.: Издательство «Национальное образование», 2017. - 208 с.: ил. - (Антология образования). - (Инклюзивное и коррекционное образование).

2. Ермолаева Е.Е., Казьмин А.М., Мухамедрахимов Р.Ж., Самарина Л.В. О ранней помощи детям и их семьям // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. No 2. С. 4—18.

3. Королева И.В. Научно-методологические основы реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации. Часть 1 «Слуховой метод» / Российская отоларингология №2 (51) 2011, с. 88-98.

4. Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. Задания для родителей глухих и слабослышащих дошкольников, воспитывающихся и обучающихся в семье по методу Леонгард. Издание 2-е дополненное и переработанное. Москва, 2018. - 333 с.

5. McWilliam, R.A. Routines-based early intervention: Supporting young children and their families. Baltimore, MD: Paul H. Brookes. - 2010.

6. Woods, J., Kashinath, S., Goldstein H. Children's communication outcomes. Journal of Early Intervention, 26, 2004, 175-193.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты - URL https://fgos.ru

8. Семейное вмешательство, основанное на рутине (FGRBI), и воспитатель, обеспечивающий уход / The Florida state university-URL http://fgrbi.fsu.edu

Педагогика

УДК 371

соискатель Олиндер Марина Владимировна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» (г. Оренбург)

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СО СТАРШЕКЛАССНИКОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье представлен анализ практики организации профориентационной работы в довузовской подготовке. Автор раскрывает проблемы, связанные с формирование профессиональной ориентации, профессиональной направленности и выбора профессии старшеклассником. Проведен анализ реального состояния исследуемого процесса. Сделаны перспективные выводы на основе выявленных проблем профориентационной работы со старшеклассниками. В результате проведенного исследования даются рекомендации для организации довузовской подготовки.

Ключевые слова: профориентационная работа, довузовская подготовка, профориентация старшеклассника.

Annotation. The article presents an analysis of the practice of organizing career guidance work in pre-university training. The author explores the problems associated with the formation of vocational guidance, professional orientation and choice of profession by a high school student. The analysis of the real state of the process under study. Perspective conclusions were made on the basis of the identified problems of vocational guidance work with high school students. As a result of the study, recommendations are made for the organization of pre-university training.

Keywords: career guidance work, pre-university training, vocational guidance of a high school student.

Введение. Стремление государства создать передовое развитое общество требует обоснования теоретических основ для выработки стратегии подготовки кадрового потенциала страны. Сознательный выбор профессии - важнейшая задача государственной политики и педагогической практики, поскольку от него зависит успешность повышения трудовых показателей в экономике страны, снижение текучести кадров, пополнение кадрового потенциала мотивированными специалистами. Ошибочный профессиональный выбор на этапе поступления в высшее учебное заведение становится в дальнейшем причиной отсутствия трудовой мотивации, ухода из профессии, отсева студентов на разных этапах обучения, смены профиля деятельности. Неоправданные затраты государства на образование молодежи наносят ущерб экономическому развитию страны, а вместе с тем и деятельности высших учебных заведений. В этой связи становится актуальным рассмотрение проблемы профориентационной работы со старшеклассником в довузовской подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.