Научная статья на тему 'Особенности периода адаптации детей 2 лет с задержкой речи в условиях дошкольного учреждения'

Особенности периода адаптации детей 2 лет с задержкой речи в условиях дошкольного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
316
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ADAPTATION / EMOTIONAL SUPPORT / EARLY AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шемякина Ольга Владимировна

Статья посвящена описанию психологических особенностей детей раннего возраста в период адаптации. Большое внимание уделяется помощи детям в этот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the period of adaptation to kindergarten of 2 years children with delayed speech

The article describes the psychological characteristics of small children in the period of adaptation. Much attention is paid to children during this period.

Текст научной работы на тему «Особенности периода адаптации детей 2 лет с задержкой речи в условиях дошкольного учреждения»

вательного процесса в вузе.

2. Деятельностный блок - формы организации работы с разного рода информацией.

3. Морально-этический блок - способность ценностного и критического отношения к информации.

4. Компетентностный блок - умение находить, перерабатывать и интерпретировать информацию различного рода.

Библиографический список

1. Ардеев А.Х. Образовательная информационная среда как средство повышения эффективности обучения в университете: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004.

2. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия,

2006. - 1887 с.

3. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азраиляна. - М.: Институт новой экономики, 2004.

4. Зуева Е.Г. Формирование универсальных компетенций у студентов в информационно-образовательной среде вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 2008.

5. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы: Учеб. пособие. -М.: Изд. центр «Академия Айти», 2002.

6. Кудинов В.А. Построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2010.

7. Лексикон социальной работы / ред. С.М. Ки-бардина, С.И. Михайлова, О.М. Чернышева. - Вологда: Русь, 1999.

8. Новейший философский словарь. - 3-е изд., исправл. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС XXI век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2003.

10. Педагогика: Большая советская энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2005.

11. Романов А.М. Педагогические условия и средства формирования смыслообразующей мотивации студентов в информационно-образовательной среде: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -

Н. Новгород, 2009.

12. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: Изд. группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998.

13. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной речи. - СПб.: ДИЛЯ, 2006.

14. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002.

15. Словарь современных понятий и терминов /

Н.Г. Букимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др.; сост., общ. ред. В.А. Макаренко. - М.: Республика, 2007.

16. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под. общ. ред. П.И. Пидка-систого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

17. Соколова О.И. Педагогические основы развития информационной среды вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2001.

18. Юрченко Т.В. Организация учебно-познавательной деятельности студентов в информационно-образовательной среде вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Н. Новгород, 2011.

УДК 159.99

Шемякина Ольга Владимировна

Московский педагогический государственный университет

o.shemiakina@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 2 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья посвящена описанию психологических особенностей детей раннего возраста в период адаптации. Большое внимание уделяется помощи детям в этот период.

Ключевые слова: адаптация, эмоциональная поддержка, ранний возраст.

Принимая во внимание закономерности развития психической деятельности, необходимо учитывать, что эта закономерность сохраняет свое значение, как в условиях нормального развития, так и в условиях патологии [2, с. 5].

Под влиянием различных факторов выявляется временный или стойкий сдвиг в развитии психической сферы. Такой сдвиг значительно легче и быстрее возникает в раннем возрасте. Это связано с недостаточной зрелостью и относительно низкой устойчивостью к вредоносным факторам.

Своевременная комплексная диагностика позволяет в полной мере использовать возможности сен-зитивных периодов становления высших психических функций, эффективно коррегировать темп психического развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных отклонений.

Важным моментом для начала проведения обследования служит необходимость установления прочного эмоционального контакта педагога с ребенком. Это нередко представляет трудности в связи с особенностями периода адаптации детей раннего возраста.

22

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Шемякина О.В., 2012

Традиционно под адаптацией понимают процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. При этом критерием адаптации служит достижение внутреннего комфорта (эмоциональной удовлетворенности) и внешняя адекватность поведения (способность легко взаимодействовать с окружающей средой) [4, с. 2].

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах [4, с. 2], было выделено три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Наши многолетние наблюдения позволили констатировать, что дети в возрасте 2-х лет не могут быстро адаптироваться в дошкольном учреждении. Период привыкания к новым условиям длится до 7-8 недель. Причинами трудностей адаптационного периода выступает сильная привязанность к маме, страх перед незнакомыми людьми и новой ситуацией общения. Исчезновение мамы вызывает бурный протест ребенка. Он сильно переживает при расставании с ней, большую часть времени плачет и практически не интересуется окружающей средой. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в ясельной группе приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Исходя из наших наблюдений за особенностями периода адаптации, мы констатировали, что малыши нуждаются в помощи, способствующей сглаживанию данного периода.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению малыша к новым условиям, позволила бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Преодолению проблем данного периода способствует подготовка ребенка к детскому саду родителями, соблюдение режима дня, экскурсии на территорию дошкольного учреждения и в группу, положительный настрой родителей.

Помимо подготовительного этапа, большое значение имеет бережное, заботливое и индивидуаль-

но-ориентированное отношение педагогов к каждому из малышей.

С точки зрения детской психологии первой формой общения становится для малыша именно эмоциональное общение со взрослым человеком. И лишь позже появляются другие виды взаимодействия с людьми - деловое, личностное, общение со сверстниками.

В целях налаживания контакта между педагогом и детьми, уменьшения эмоционального дискомфорта и знакомства с окружающими предметами, в период адаптации мы использовали различные игры. При проведении игр, мы соблюдали определенную последовательность, предложенную Е.А. Янушко [5, с. 18]. Автором были выделены направления, учитывающие постепенное привыкание ребенка к новым условиям. Направления были объединены нами в группы.

1-я группа - игры, направленные на знакомство педагога с детьми;

2-я группа - игры с применением разнообразных предметов;

3-я группа - игры на осуществление телесного контакта.

На протяжении всего адаптационного периода нами проводились игровые занятия, основными задачами которых были: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального напряжения, снижение тревоги.

Методика работы с вышеуказанными группами игр была разработана нами. Игры также были подобранны нами с учетом выделенных задач. Первая группа включала игры для индивидуальных и фронтальных форм работы. Вторая группа содержала преимущественно фронтальные формы. В основе третьей группы лежали индивидуальные игры. Во временном плане группы были распределены последовательно, при этом работа начиналась с первой группы. Переход к следующей группе осуществлялся только по достижению успешных результатов в предыдущей группе. В проведении игр участвовали как логопед, так и воспитатели. Также, мы учитывали специфику речевого развития детей. Для этого подбирали игры, включающие преимущественно эмоциональный контакт, звукосочетания и несложные слова.

Такое распределение во временном и содержательном плане имеет большое значение. Наибольший дискомфорт вызывают у детей первые дни адаптации, поэтому в это время необходимо уделить внимание каждому ребенку индивидуально. Исходя из этого, следует использовать игры, подразумевающие участие одного, двух детей. После того, как между логопедом и детьми установятся доброжелательные, доверительные отношения, логопед может осуществлять обследование и планировать работу на год. Во время обследования также следует продолжать использование методов,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4

23

способствующих сглаживанию периода адаптации. В это время в большей мере применяются фронтальные игры, так как у многих детей острый период адаптации проходит и практически не требует индивидуальной помощи.

Подбирая игры для различных групп, мы опирались на работы таких авторов, как Е.А. Януш-ко [5, с. 19-28], О.В. Закревская [3, с. 68], В.В. Ветрова [1, с. 27, 31].

1. Игры, направленные на знакомство педагога с детьми.

Фронтальные игры. «Мишка косолапый!», «Птички!», «Солнышко и дождик!», «Карусели!», «Мыльные пузыри!».

Индивидуальные игры. «По ровненькой дорожке!», «Покружимся!», «Прятки!», «Зеркало!», «Ладошки!»

2. Игры, с применением разнообразных предметов.

Фронтальные игры. «Ку-ку!», «Лови мячик!», «Коготки - царапки!», «Поезд!», «Музыканты!»

Индивидуальные игры. «Хоровод с куклой!», «Ловись, рыбка!», «Уточка!», «Погремушка!».

3. Игры, на осуществление телесного контакта.

Индивидуальные игры. «Хлопаем в ладоши!»,

«Качели!», «Часики!», «Самолетик!», «Вышли пальчики гулять!»,

Данная работа проводилась ежедневно в первые недели посещения детьми детского сада. Проведение игр из первой группы занимало большую часть времени и способствовало налаживанию контакта между взрослым и малышами. У детей несколько повысился положительный эмоциональный настрой и мотивация к сотрудничеству. После этого период адаптации продолжился, но в более легкой форме. В дальнейшем мы приступали к логопедическому обследованию детей, но ежедневно перед обследованием также проводили различные игры. В целом период адаптации протекал с легкой или средней степенью стресса. Большинство

детей привыкли к новым условиям в течение трех недель. Некоторым малышам для этого требовался месяц.

Показателями окончания адаптационного периода являлись: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка при расставании и встрече с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

Таким образом, ориентируясь на большую эффективность ранней помощи по преодолению речевых трудностей в условия ДОУ, следует учитывать психологические особенности малышей раннего возраста. А именно, сильную привязанность к родителям и боязнь новых условий. В связи с этим, успешность коррекционной работы будет зависеть от построения доверительных отношений между педагогами и ребенком, от положительного эмоционального настроя малыша.

Библиографический список

1. Ветрова В.В. Во что играть с ребенком до 3 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 176 с.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. -176 с.

3. Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. - 88 с.

4. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4. - С. 2-9.

5. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. - М.: Теревинф,

2007. - 232 с.

4 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.