Научная статья на тему 'Особенности периода адаптации детей 2 лет с задержкой речи в условиях дошкольного учреждения'

Особенности периода адаптации детей 2 лет с задержкой речи в условиях дошкольного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
299
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / РАННЯЯ ПОМОЩЬ / ДЕТСКИЙ САД / ADAPTATION / EARLY CARE / KINDERGARTEN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шемякина О. В.

Статья отражает психилого-педагогические показатели адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Также, автор выделяет наиболее существенные и значимые методы помощи детям в данный период и разрабатывает методические приемы по организации и осуществлению данной помощи в условиях дошкольного учреждения. Кроме этого, приведены показатели окончания адаптационного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шемякина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AN ADAPTATION PERIOD OF 2 YEARS FROM CHILD SPEECH DELAY IN PRESCHOOL

The article refl ects psihilogo pedagogical indicators of adaptation to the conditions of childrens preschool. Also, the author identifi es the most signifi cant and important way to children in the period, and developing instructional techniques for the organization and implementation of this care in a preschool. In addition, the indicators of the end of the adaptation period.

Текст научной работы на тему «Особенности периода адаптации детей 2 лет с задержкой речи в условиях дошкольного учреждения»

УДК 376.3

UDC 376.3

О.В. ШЕМЯКИНА

аспирант Московского педагогического государственного университета E-mail: asp-mgpu@mgpu.ru

O.V. SHEMYAKINA

graduate student preschool defectology Moscow State

Pedagogical University E-mail: asp-mgpu@mgpu.ru

ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 2 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ

ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

FEATURES AN ADAPTATION PERIOD OF 2 YEARS FROM CHILD SPEECH DELAY IN PRESCHOOL

Статья отражает психилого-педагогические показатели адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Также, автор выделяет наиболее существенные и значимые методы помощи детям в данный период и разрабатывает методические приемы по организации и осуществлению данной помощи в условиях дошкольного учреждения. Кроме этого, приведены показатели окончания адаптационного периода.

Ключевые слова: адаптация, ранняя помощь, детский сад.

The article reflects psihilogo pedagogical indicators of adaptation to the conditions of children’s preschool. Also, the author identifies the most significant and important way to children in the period, and developing instructional techniques for the organization and implementation of this care in a preschool. In addition, the indicators of the end of the adaptation period.

Keywords: adaptation, early care, kindergarten.

Принимая во внимание закономерности развития психической деятельности, необходимо учитывать, что эта закономерность сохраняет свое значение как в условиях нормального развития, так и в условиях патологии [2, с. 5].

Под влиянием различных факторов выявляется временный или стойкий сдвиг в развитии психической сферы. Такой сдвиг значительно легче и быстрее возникает в раннем возрасте. Это связано с недостаточной зрелостью и относительно низкой устойчивостью к вредоносным факторам.

Своевременная комплексная диагностика позволяет в полной мере использовать возможности сензи-тивных периодов становления высших психических функций, эффективно коррегировать темп психического развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных отклонений.

Важным моментом для начала проведения обследования служит необходимость установления прочного эмоционального контакта педагога с ребенком. Это нередко представляет трудности в связи с особенностями периода адаптации детей раннего возраста.

Традиционно под адаптацией понимают процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. При этом критерием адаптации служит достижение внутреннего комфорта (эмоциональной удовлетворенности) и внешняя адекватность поведения (способность легко взаимодействовать с окружающей средой) [4, с. 2].

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах [4, с. 2], было выделено три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Наши многолетние наблюдения позволили констатировать, что дети в возрасте 2-х лет не могут быстро адаптироваться в дошкольном учреждении. Период привыкания к новым условиям длится до 7-8 недель. Причинами трудностей адаптационного периода выступает сильная привязанность к маме, страх перед незнакомыми людьми и новой ситуацией общения. Исчезновение мамы вызывает бурный протест ребенка. Он сильно переживает при расставании с ней, большую часть времени плачет и практически не интересуется окружающей средой. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в ясельной группе приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Исходя из наших наблюдений за особенностями периода адаптации, мы констатировали, что малыши нуждаются в помощи, способствующей сглаживанию данного периода.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводи-

© О.В. Шемякина © O.V. Shemyakirn

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (54), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 54. 2013

ла бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению малыша к новым условиям, позволила бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Преодолению проблем данного периода способствует подготовка ребенка к детскому саду родителями, соблюдение режима дня, экскурсии на территорию дошкольного учреждения и в группу, положительный настрой родителей.

Помимо подготовительного этапа, большое значение имеет бережное, заботливое и индивидуальноориентированное отношение педагогов к каждому из малышей.

С точки зрения детской психологии первой формой общения становится для малыша именно эмоциональное общение со взрослым человеком. И лишь позже появляются другие виды взаимодействия с людьми -деловое, личностное, общение со сверстниками.

В целях налаживания контакта между педагогом и детьми, уменьшения эмоционального дискомфорта и знакомства с окружающими предметами в период адаптации мы использовали различные игры. При проведении игр мы соблюдали определенную последовательность, предложенную Янушко Е.А. [5, с. 18]. Автором были выделены направления, учитывающие постепенное привыкание ребенка к новым условиям. Направления были объединены нами в группы.

1 группа - игры, направленные на знакомство педагога с детьми;

2 группа - игры с применением разнообразных предметов;

3 группа - игры на осуществление телесного контакта.

На протяжении всего адаптационного периода нами проводились игровые занятия, основными задачами которых были: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального напряжения, снижение тревоги.

Методика работы с вышеуказанными группами игр была разработана нами. Игры также были подобраны нами с учетом выделенных задач. Первая группа включала игры для индивидуальных и фронтальных форм работы. Вторая группа содержала преимущественно фронтальные формы. В основе третьей группы лежали индивидуальные игры. Во временном плане группы были распределены последовательно, при этом работа начиналась с первой группы. Переход к следующей группе осуществлялся только по достижению успешных результатов в предыдущей группе. В проведении игр участвовали как логопед, так и воспитатели. Также мы учитывали специфику речевого развития детей. Для этого подбирали игры, включающие преимущественно эмоциональный контакт, звукосочетания и несложные слова.

Такое распределение во временном и содержательном плане имеет большое значение. Наибольший дискомфорт вызывают у детей первые дни адаптации, поэтому в это время необходимо уделить внимание каждому ребенку индивидуально. Исходя из этого, следует использовать игры, подразумевающие участие одного, двух детей. После того, как между логопедом и деть-

ми установятся доброжелательные, доверительные отношения, логопед может осуществлять обследование и планировать работу на год. Во время обследования также следует продолжать использование методов, способствующих сглаживанию периода адаптации. В это время в большей мере применяются фронтальные игры, так как у многих детей острый период адаптации проходит и практически не требует индивидуальной помощи.

Подбирая игры для различных групп, мы опирались на работы таких авторов, как Янушко Е.А. [5, с. 1928], Закревская О.В. [3, с. 68], Ветрова В.В. [1, с. 27, 31].

1. Игры, направленные на знакомство педагога с детьми.

Фронтальные игры. «Мишка косолапый!»,

«Птички!», «Солнышко и дождик!», «Карусели!»,

«Мыльные пузыри!».

Индивидуальные игры. «По ровненькой дорожке!», «Покружимся!», «Прятки!», «Зеркало!», «Ладошки!»

2. Игры, с применением разнообразных предметов.

Фронтальные игры. «Ку-ку!», «Лови мячик!», «Коготки - царапки!», «Поезд!», «Музыканты!»

Индивидуальные игры. «Хоровод с куклой!»,

«Ловись, рыбка!», «Уточка!», «Погремушка!».

3. Игры, на осуществление телесного контакта.

Индивидуальные игры. «Хлопаем в ладоши!»,

«Качели!», «Часики!», «Самолетик!», «Вышли пальчики гулять!»,

Данная работа проводилась ежедневно, в первые недели посещения детьми детского сада. Проведение игр из первой группы занимало большую часть времени и способствовало налаживанию контакта между взрослым и малышами. У детей несколько повысился положительный эмоциональный настрой и мотивация к сотрудничеству. После этого период адаптации продолжился, но в более легкой форме. В дальнейшем мы приступали к логопедическому обследованию детей, но ежедневно перед обследованием также проводили различные игры. В целом период адаптации протекал с легкой или средней степенью стресса. Большинство детей привыкли к новым условиям в течение трех недель. Некоторым малышам для этого требовался месяц.

Показателями окончания адаптационного периода являлись: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка при расставании и встрече с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

Таким образом, ориентируясь на большую эффективность ранней помощи по преодолению речевых трудностей в условия ДОУ следует учитывать психологические особенности малышей раннего возраста. А именно, сильную привязанность к родителям и боязнь новых условий. В связи с этим, успешность коррекционной работы будет зависеть от построения доверительных отношений между педагогами и ребенком, от положительного эмоционального настроя малыша.

Библиографический список

1. Ветрова В. В. Во что играть с ребенком до 3 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009. 176 с.

2. Власова Т.А., ПевзнерМ.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. 176 с.

3. Закревская О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. 88 с.

4. Калинина Р. Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении. Дошкольное воспитание 1998; 4: С. 2-9

5. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. Москва : Теревинф, 2007. 232 с.

References

1. Vetrova V.V. What to play with a child under 3 years old. Moscow: TC Sphere, 2009. 176 p.

2. Vlasova T.A., PevznerM.S. Of children with developmental disabilities. Moscow: Education, 1973. 176 p.

3. ZakrevskayaO.V. Grow, baby! The system works on the prevention and correction of deviations lag in the development of young

children. Moscow: Publishing GNOME and D, 2010. 88 p.

4. KalininaR.R. Child went to kindergarten ... The problem of children’s adaptation to life in preschools. Preschool education in 1998, 4: pp. 2-9

5. Yanushko E.A. Help baby talk! Speech development of children 1,5-3 years. Moscow: elms, 2007. 232 p.

УДК 811.161.1 374.26+811.111 374.26]:001 UDC 811.161.1 374.26+811.111 374.26]:001

Н.В. ШУЛЬДЕШОВА N.V. SHULDESHOVA

кандидат педагогических наук, доцент кафе- candidate of pedagogical sciences, associate professor

дры интенсивного изучения иностранных языков intensive learning of foreign languages State university

Госуниверситета-УНПК UNPK

E-mail: fnatalja@yandex.ru E-mail: fnatalja@yandex.ru

ТЕРМИНОЛОГИЯ В АНГЛИЙСКИХ И РУССКИХ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛОВАРЯХ

THE TERMINOLOGY IN THE ENGLISH AND RUSSIAN GENERAL AND SPECIALIZED DICTIONARIES

На сегодня перед научным языком стоит задача обеспечить языковое пространство новыми наименованиями. «Терминологический взрыв» явился результатом информационного взрыва, что обеспечило колоссальный рост числа новой терминологии. Актуальность проблемы создания специального многоязыкового банка терминов очевидна.

Ключевые слова: терминологический взрыв, лексикограф, терминология, терминолексика, терминография.

Today the scientific language has to ensure linguistic space with new names. “Terminological explosion” was the result of the information explosion, which provided a huge increase in the number of new terminology. The relevance of a special multilingual terminological bank is clear.

Keywords: terminological explosion, lexicographer, terminology, terminolexic, terminography.

Начало XXI века можно охарактеризовать как эпоху постоянно ускоряющегося научного прогресса. Сумма человеческих знаний в пятидесятые-шестидесятые годы удваивалась каждые десять лет, а в семидесятые -каждые пять, в начале XXI века удвоение информации происходит каждые два года. Так, в современном мире «терминологический взрыв» явился результатом информационного взрыва, обеспечил колоссальный рост числа новой терминологии, что потребовало упорядочение лексики и ее адекватное представление в словарях. На сегодня перед научным языком стоит задача обеспечить языковое пространство новыми наименованиями, так как это имеет большое значение для эффективного взаимопонимания специалистов и успешного

развития науки. [3. С. 9].

Зарождение понятий «термин» и «терминология» в Западной Европе относится ко второй половине восемнадцатого века. Впервые в 1788 году в научных трудах профессора Шутца К.Г. используется термин «1егтшо^1е»; и прилагательное «1егтшо^18сЬ» [Яеу. 1990]. Данные слова зачастую использовались с неким отрицательным оттенком. Вплоть до двадцать первого века французские словари представляли понятие «терминология» («1егтшо^1е») как совокупность непонятных, трудных и бесполезных слов («уаше 1егтшо^1е»

- «бесполезная терминология»).

Докторская диссертация австрийского ученого Вюстера Е. «Международное нормирование речи в тех-

© Н.В. Шульдешова © N.V. Shuldeshova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.