Научная статья на тему 'Создание педагогических условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду в процессе физического воспитания'

Создание педагогических условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
452
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ / ADAPTATION OF PRESCHOOL AGED CHILDREN / ADAPTATION CRITERIA AND ADAPTATION INDICES / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мель Л.В.

Рассматривается проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду. Исследованы возможности физического воспитания для улучшения протекания периода адаптации. Прослежена динамика показателей эмоционального и двигательного состояния детей 2-3-летнего возраста в условиях детского сада в процессе реализации педагогических условий и экспериментально обоснована их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR CHILDREN'S ADAPTATION OF YOUNGER PRESCHOOL AGE TO KINDERGARTEN IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION

The problem of adaptation of children of younger preschool age to kindergarten is considered in the article. The possibilities of their physical education for improvement the course of the period of adaptation are investigated. The dynamics of indices of children's physical condition aged 2-3 during realization of revealed pedagogical conditions in the kindergarten is retraced. The efficiency of pedagogical conditions of adaptation is proved by experimental way.

Текст научной работы на тему «Создание педагогических условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду в процессе физического воспитания»

УДК 373.203.71

создание педагогических условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду в процессе физического воспитания

Соискатель Л. В. Мель,

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск. Контактная информация для переписки: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.

Рассматривается проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду. Исследованы возможности физического воспитания для улучшения протекания периода адаптации. Прослежена динамика показателей эмоционального и двигательного состояния детей 2-3-летнего возраста в условиях детского сада в процессе реализации педагогических условий и экспериментально обоснована их эффективность.

Ключевые слова: адаптация дошкольников; критерии и показатели адаптации; физическое воспитание; педагогические условия.

введение. Период раннего возраста - это период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, развития речи, начального формирования личности ребенка. И если в этот ответственный период не созданы необходимые условия, появляется задержка тех или иных функций, которая оказывает отрицательное влияние на дальнейший ход развития ребенка [2, с. 21].

Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей младшего дошкольного возраста является период адаптации [4, с. 76].

Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, ухудшается аппетит, появляются различные страхи, происходит спад речевой активности, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т. д. [1, с. 8]. Для многих детей привыкание к детскому саду оказывается чрезвычайно трудным делом и может затянуться на длительное время.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается периодом адаптации к новым для него условиям существования [3, с. 5].

Именно поэтому необходимо создать педагогиче-

ские условия в процессе физического воспитания в жизни детей младшего дошкольного возраста, которые приводили бы к наиболее адекватному, менее болезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяли бы формировать положительное отношение к детскому саду.

Методы и организация исследования. В процессе педагогического исследования был использован комплекс методов научного исследования педагогического и психологического характера: педагогическое наблюдение, анкетирование родителей, беседа с педагогами. Для обработки результатов экспериментальной работы применялись методы математической статистики.

Организация экспериментального исследования была направлена на апробацию и внедрение разработанных нами педагогических условий и соответствующей им методики улучшения процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Основной экспериментальной базой исследования было Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 404 Калининского района города Челябинска. Всего в исследовании участвовали 60 детей первых младших групп в возрасте 2-3 лет и родители детей в количестве 60-ти человек.

Для получения результатов экспериментальной работы была осуществлена диагностика уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания в детском саду. В период адаптации детей младшего дошкольного возраста за каждым ребенком велось педагогическое наблюдение, а его результаты фиксировались в индивидуальной карте наблюдения. По сопровождению адаптации вновь поступивших детей младшего дошкольного возраста были сопоставлены и проанализированы данные, полученные по итогам заполнения адаптационных листов.

Результаты исследования. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач. В комплекс педагогических условий входило:

- создание эмоционально благоприятной атмосферы для детей в процессе физического воспитания;

- совместная работа с родителями для учета индивидуальных и психологических особенностей детей;

- организация игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов ребенка со взрослыми и ребенка с детьми в процессе физического воспитания;

- расширение развивающей среды и социальных контактов ребенка в детском саду в период адаптации к детскому саду.

Уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста отслеживался по нескольким критериям: наблюдались эмоциональное состояние, социальный контакт, сон, аппетит и двигательная активность детей младшего дошкольного возраста в процессе адаптации к детскому саду. В таблице 1 представлены результаты адаптации детей младшего дошкольного возраста в период поступления в детский сад и после адаптации.

Исследование показателей адаптации свидетельствует о том, что у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в детский сад до проведения педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах статистически значимых различий не наблюдается (р>0,05).

По первому критерию «отрицательные эмоции» показатели и в контрольной группе, и в экспериментальной группе изменились, причем в обеих группах изменения статистически значимы. Результаты исследования имеют ценность в том случае, если с ребенком удалось наладить доброжелательный контакт, чтобы возникло желание и он был достаточно заинтересован. Проведение исследования во многом определялось возрастом и состоянием ребенка, что оказало заметное влияние на его продуктивность в процессе диагностики. Следует обращать внимание на общий фон настроения ребенка и создание особых отношений доверия между ребенком и взрослым.

Анализ данных, полученных по второму критерию «положительные эмоции», демонстрирует тот факт, что в контрольной группе изменения показателей статистически незначимы (р>0,05). Это свидетельствует о том, что была создана недостаточно эмоционально благоприятная атмосфера для детей младшего дошкольного возраста в процессе адаптации. В экспериментальной группе показатели положительных эмоций гораздо выше и имеют статистически значимые изменения (р<0,05), о чем свидетельствуют представленные экспериментальные данные. Комплексная методика по развитию физической подготовленности оказала позитивное влияние на повышение положительных эмоций. По показателям критерия «социальный контакт» видно, что изменения их статистически значимы (р<0,05) в обеих группах. Это говорит о правильности организации педагогической и игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста на протяжении всего периода адаптации, которая была направлена на формирование эмоциональных контактов ребенка со взрослыми. Показатели критерия адаптации «сон» также показывают статистически значимые изменения результатов (р<0,05) в обеих группах: контрольной и экспериментальной. Постепенное включение в групповые игры и контакты со взрослыми и со сверстниками, преодоление психологических преград сделали эмоциональный фон более насыщенным, что в свою очередь оказало положительное влияние на сон.

Анализ данных критерия «аппетит» показывает, что в контрольной группе результат ниже и статистически значимые изменения не наблюдаются (р>0,05), в то время как в экспериментальной группе показатель значительно увеличился и имеет статистически значимое изменение результата (р<0,05). Изменение результата в экспериментальной группе подтверждает эффективность как педагогического процесса, так и организации педагогических условий в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду.

По критерию «двигательная активность» оценивались двигательные способности детей младшего дошкольного возраста на момент поступления в дошкольное образовательное учреждение и в процессе адаптации. Приведенные данные указывают, что в контрольной группе изменения результатов исследо-

Критерии адаптации Контрольная группа (п=37) до после t P Экспериментальная группа (п=20) до и после t P

Отрицательные эмоции 1,1±0,2 2,2±0,2 3,0 <0,05 1,5±0,4 2,2±0,3 2,1 <0,05

Положительные эмоции 1,3±0,2 1,7±0,2 1,5 >0,05 2,2±0,6 3,2±0,4 3,1 <0,05

Социальный контакт 1,7±0,1 2,2±0,2 2,1 <0,05 1,6±0,3 3,2±0,4 4,0 <0,05

Сон 1,2±0,2 1,6±0,2 3,5 <0,05 1,7±0.3 3,1±0,7 1,9 <0,05

Аппетит 2,2±0,2 2,3±0,2 0,6 >0,05 1,6±0,2 3,8±0,3 6,1 <0,05

Двигательная активность 1,3±0,2 1,8±0,2 4,7 <0,05 1,7±0,2 2,8±0,2 5,7 <0,05

Таблица 1

Показатели результатов адаптации детей младшего дошкольного возраста до и после эксперимента в

контрольной и экспериментальной группах

№1 I 2013

19

Таблица 2

Показатели сравнительных данных уровня адаптации детей в опытных группах после педагогического

эксперимента

Критерии адаптации Контрольная группа(п=37) Экспериментальная группа(п=20) T P

Отрицательные эмоции 2,2±0,2 2,2±0,3 0,2 р>0,05

Положительные эмоции 1,7±0,2 3,2±0,4 З,2 р<0,05

Социальный контакт 2,2±0,2 3,2±0,4 2,5 р<0,05

Сон 1,6±0,2 3,1±0,7 1,9 р>0,05

Аппетит 2,3±0,2 3,8±0,3 3,8 р<0,05

Двигательная активность 1,8±0,2 2,8±0,2 3,0 р<0,05

вания статистически незначимы (р>0,05), а в экспериментальной группе наблюдаются статистически значимые различия (р<0,05), что свидетельствует о существенном улучшении показателя развития двигательной активности уже на начальном этапе педагогического эксперимента. Организация игровой деятельности, направленная на формирование эмоциональных контактов ребенка с взрослыми и ребенка с детьми в процессе физического воспитания, вызывала у детей младшего дошкольного возраста наибольшую мотивацию к двигательным действиям и к выполнению физических упражнений.

После проведения педагогического эксперимента показатели в экспериментальной группе улучшились по всем критериям адаптации, все изменения статистически значимы. Данные результаты показателей критерия адаптации подтверждают наше предположение о необходимости организации педагогических условий в процессе физического воспитания для повышения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста. К промежуточному и итоговому этапам педагогического эксперимента различия между контрольной и экспериментальной группами достигают уровня статистической значимости.

Результаты сравнительных данных процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста представлены в таблице 2.

Полученные результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о повышении эффективности процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду в процессе физического воспитания.

Заключение. Таким образом, организация педагогических условий адаптации детей младшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания обеспечивает достижение главной цели - улучшения протекания их адаптации при поступлении в дошкольное учреждение.

За период опытно-экспериментальной работы произошли позитивные изменения, в частности, отмечена положительная динамика уровня адаптации детей на протяжении трех месяцев. Произошло значительное достоверные улучшение к концу адаптационного периода по критериям: «положительные эмоции», «социальный контакт», «аппетит» и «двигательная активности» (р<0,05).

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенных нами и апробированных на практике педагогических условий, которые могут быть использованы при планировании работы с детьми младшего дошкольного возраста в период их адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2004. - 236 с.

2. Выготский, Л. С. Детская психология. Проблемы возраста / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - 79 с.

3. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: пособие для воспитателей детского сада / Н. Д. Ватутина; под ред. Л. И. Каплан. - М.: Просвещение, 1983. - 80 с.

4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Владос, 1999. - 360 с.

creation of pedagogical conditions for children's adaptation of younger preschool age to kindergarten in the process of physical education

L. Mel', Competitor,

Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk.

Contact information: 454091, Chelyabinsk city, Ordzhonikidze str., 1.

The problem of adaptation of children of younger preschool age to kindergarten is considered in the article. The possibilities of their physical education for improvement the course of the period of adaptation are investigated. The dynamics of indices of children's physical condition aged 2-3 during realization of revealed

pedagogical conditions in the kindergarten is retraced. The efficiency of pedagogical conditions of adaptation is proved by experimental way.

Key words: adaptation of preschool aged children; adaptation criteria and adaptation indices; physical education; pedagogical conditions.

УДК 796.01:612

оценка функционального состояния высококвалифицированных спортсменов с помощью современных технологий

Кандидат медицинских наук, доцент В. Е. Кальницкая, доктор педагогических наук, профессор А. И. Погребной,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки, 350015, Краснодар, ул. Буденного, 161.

в статье рассматриваются результаты многолетних исследований с помощью РОФЭС-диагностики соматического и психоэмоционального уровня готовности высококвалифицированных спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

Ключевые слова: РОФЭС-диагностика; спортсмены высокой квалификации; адаптационный потенциал; психосоматическая и психоэмоциональная готовность.

Оперативный контроль функционального состояния организма спортсменов является неотъемлемым компонентом тренировочного процесса. Существу-

ющие методы срочного контроля либо малоинформативны, либо трудоемки, что ограничивает их широкое применение в спорте. Одним из современных направлений диагностики является метод РОФЭС (регистратор оценки функционально-эмоционального состояния).

Данные литературы, касающиеся РОФЭС-диагностики функционального и энергетического потенциала высококвалифицированных спортсменов, весьма ограничены, в связи с чем нами проведены многолетние скрининговые исследования соматического и психоэмоционального состояния элитных спортсменов с использованием РОФЭС-комплекса.

№1 l 2013

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.