Научная статья на тему 'Особенности построения и организации предметно-развивающей среды с использованием модульной мебели в группах раннего возраста'

Особенности построения и организации предметно-развивающей среды с использованием модульной мебели в группах раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / МОДУЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ / ВАРИАНТЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ МЕБЕЛИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CHILDREN OF EARLY AGE / MODULAR FURNITURE / GAME EXERCISES / OPTIONS OF MODULAR FURNITURE ARRANGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дыбина О. В.

Статья посвящена анализу особенностей развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста. Представлен подход к организации среды с использованием модульной мебели и требования к их подбору. Рассматриваются варианты расположения модульной мебели в пространстве группового помещения. Интерес представляют игровые упражнения, проведенные на модулях. Данная проблематика имеет многогранный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of construction and organization of development environment using modular furniture in the early age groups

This article analyses the features of developmental spatial environment in early age groups. The author considers the approach to organization of environment with the use of modular furniture and the requirements to its selection. The options of the modular furniture arrangement in the space of a class room are discussed. The game exercises with application of the modules are described. The subject matter under consideration is of a many-sided nature.

Текст научной работы на тему «Особенности построения и организации предметно-развивающей среды с использованием модульной мебели в группах раннего возраста»

УДК 373.2

Дыбина Ольга Витальевна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии

Тольяттинского государственного университета

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНОЙ МЕБЕЛИ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Dybina Olga Vitalyevna

D.Phil. in Education Science, Professor, Head of Preschool Education and Psychology Department, Togliatti State University

THE FEATURES OF CONSTRUCTION AND ORGANIZATION OF DEVELOPMENT ENVIRONMENT USING MODULAR FURNITURE IN THE EARLY AGE GROUPS

Аннотация:

Статья посвящена анализу особенностей развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста. Представлен подход к организации среды с использованием модульной мебели и требования к их подбору. Рассматриваются варианты расположения модульной мебели в пространстве группового помещения. Интерес представляют игровые упражнения, проведенные на модулях. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова:

развивающая среда, дети раннего возраста, модульная мебель, игровые упражнения, требования, варианты расположения мебели.

Summary:

This article analyses the features of developmental spatial environment in early age groups. The author considers the approach to organization of environment with the use of modular furniture and the requirements to its selection. The options of the modular furniture arrangement in the space of a class room are discussed. The game exercises with application of the modules are described. The subject matter under consideration is of a many-sided nature.

Keywords:

educational environment, children of early age, modular furniture, game exercises, options of modular furniture arrangement.

Оптимальная активизация (характера и содержания) внутренних изменений ребенка происходит в русле собственной активности, косвенно стимулируемой развивающей средой. В этом аспекте мы рассматриваем среду как поисковое, развивающее «поле» ребенка для самостоятельных действий разного характера, проявлений познавательной, практической и творческой активности и установления взаимосвязи «ребенок - предмет» в окружающей действительности. Нужно сделать это «поле» живым, интересным, отказаться от постоянно действующих экспозиций, от застывших форм, которые не побуждают к познанию, движениям и творчеству и принятию ребенком активной позиции [1, с. 220].

В этом плане интерес представляет организация центров в предметно-пространственной среде с использованием модульной мебели. К ним относятся сенсорный, конструктивный центры, центр песка и воды и т. д. Разгадывая загадки, заключенные в центрах, дети испытывают радость открытия («ага-реакция»).

При организации центров важно использовать модульную мебель в совокупности ее свойств и связей для освоения действий, развития наблюдательности, исследовательского подхода к доступным объектам развивающей среды. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни активно, разумно и самостоятельно.

Анализируя различные характеристики предметно-развивающей среды для детей раннего возраста, считаем, что именно модульная мебель обеспечит ребенку психологический комфорт, возможность уединения, удовлетворения своих интересов и потребностей. Взрослый может использовать модульную мебель в разных видах деятельности.

Для модульной мебели характерно: наличие сборных конструкций, легкость в сборке (и для детей, и для взрослых), полифункциональность (использование мебели и по частям, и в целом), трансформируемость, эстетичность оформления, эмоциональная насыщенность, выраженная в цветовом и сюжетном оформлении, компактность в использовании. Модульная мебель соответствует санитарно-гигиеническим требованиям (легко моется, протирается) и используется в целях охраны жизни и здоровья детей.

Кроме того, при создании и оформлении модульной мебели соблюдается ряд требований: - многофункциональность каждого вида модульной мебели, например, модуль-паровозик состоит из пяти сюжетных накопителей, выполненных в форме вагончиков, два из них закрываются откидной крышкой, могут использоваться для хранения конструктора, игрушек, для сидения

в поезде, как выставочный модуль. Другие накопители открыты сверху и предоставляют детям возможность свободно действовать со строительным материалом;

- рациональность расположения модульной мебели, например, модуль-паровозик стоит в группе так, что дети играют рядом, не мешая друг другу. Такая расстановка модуля является подготовительной основой для совместной игры;

- динамичность модульной мебели, что дает возможность постоянно обновлять его в соответствии с задачами воспитательно-образовательной работы, с планом проведения предшествующей и последующей работы к занятиям, интересами детей;

- вариативность модульной мебели, например, модуль-полочка трансформируется в пять положений: сенсорный, художественно-продуктивный, познавательный, конструктивный и выставочный модули [2, с. 9].

В процессе организации среды и взаимодействий с ребенком необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок ставил перед собой как можно больше посильных творческих задач и самостоятельно находил решения. Так он умножает свой опыт познания, движения и творчества.

Модульная мебель позволяет быстро «собрать» и разместить в группе разнообразное оборудование для проведения работы по плану или организации деятельности по запросу детей, а затем оперативно ее убрать, не загромождая групповое помещение. Это позволяет ребенку воспринимать предметно-пространственную среду группы как естественную, комфортную, уютную обстановку, которая может изменяться в соответствии с его желаниями и интересами. Модульная мебель обеспечивает создание среды, которая рационально организована и насыщена различными материалами, позволяющими ребенку проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного участника в различных видах детской деятельности. Кроме того, с использованием модульной мебели можно оперативно изменять зонирование в группе, привлекать детей к созданию такой обстановки, которая позволит реализовать их потребности.

Среда в группах раннего возраста включает следующие центры: сенсорный, театрально-музыкальный и конструктивный. Например, сенсорный центр содержит три сенсорных модуля. Сенсорный модуль представлен движущимися столами-тумбами, развернут веером, на всех столах расположено много пособий для шнуровки, застегивания, завязывания, прокатывания и др.

Игровые упражнения и задания, проведенные на сенсорном модуле, помогают решать следующие задачи в работе с детьми:

- различать форму, величину, цвет предметов, их пространственное расположение;

- понимать и самому называть предметы, качества, действия;

- развивать умение учиться у взрослого, воспринимать наглядно-действенный показ и следовать ему;

- развивать сосредоточенность, целенаправленность, активность, бережное пользование игрушками, аккуратность [3, с. 33].

Выполняя игровые упражнения, ребенок развивает мелкие точные движения кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующее действие на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата. Приведем примеры игровых упражнений и заданий.

Упражнение «Надень колечко» направлено на развитие у детей умения действовать с плоскими предметами круглой формы. Используются кружки и колечки, стержень-палочка, сенсорный модуль. Воспитатель, выдвигая полочку в сенсорном модуле, показывает детям колечки разного цвета и прокатывает их по поверхности модуля. Затем, обращая внимание на колечко и кружок одного размера и цвета, объясняет детям: «Это колечко, а это кружок. Колечко можно надеть на палочку, а кружок нельзя, нет дырочки». Предлагает нанизать колечки на палочку.

«Поиграем с кружками и колечками». С помощью данного игрового упражнения необходимо закрепить у детей умение целенаправленно действовать с предметами. Используются кружки и колечки, палочка, сенсорный модуль. Взрослый на глазах у детей поочередно кладет стопку колечек и стопку кружков. Затем также поочередно раскладывает на сенсорном модуле эти предметы. Предлагает детям: «Собери отдельно кружки и отдельно колечки. Колечки надень на палочку, а кружки положи на стол». Поощряет правильное выполнение.

Игровое упражение «Спрячь шар в ладошках» позволяет упражнять детей в определении величины на ощупь (большой, маленький) и различении основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый). Детям предлагается сенсорный центр, используются цветные шарики двух размеров (по количеству детей, участвующих в игре), мешочек, две коробочки разных размеров. Воспитатель приглашает детей к сенсорному модулю и просит на ощупь определить, что спрятано в ящике сенсорного модуля (шарики). Показывает, что в ящике много шаров, берет два шара и уточняет с детьми, какой шар большой, а какой маленький.

Дети опускают руку в коробочку, берут по одному шару, ощупывают, не доставая, называют, у кого какой по величине, и показывают педагогу. Для закрепления детям предлагается поднять (2-3 раза) только большие шары, потом только маленькие.

Воспитатель предлагает спрятать шарики в ладошке, спрашивает: «У всех шарики спрятались?», «Почему не у всех?» (шарик большой, а кулачок маленький). Воспитатель предлагает поменяться шариками и еще раз спрятать их в ладошки. Вопросы повторяются. Затем предлагает спрятать шарики в ящик, вначале все маленькие, а затем все большие. Предлагает найти в ящике (не глядя, на ощупь) большой шарик, затем маленький. Далее воспитатель просит закрыть глаза и подставить ладошки, сам кладет в них шарики и спрашивает: «Что в руках?» (шары), «Какие?» (большие и маленькие и все разного цвета). Просит показать синие или красные, или зеленые шарики, затем найти шарикам домики (нужно положить в сенсорный модуль в ящики соответствующего цвета). Просит взять шарики и найти им другие домики (в сенсорном модуле большая и маленькая коробка, маленькие шарики положить в маленькую коробку, а большие - в большую). Далее можно предложить детям покатать шарики по наклонной горке модуля, приговаривая: «Катится мой большой шарик, катится маленький желтый шарик».

«Найди домик» направлено на упражнение детей в сравнении предметов по цвету. Используются сенсорный модуль, несколько игрушек красного, синего, желтого, белого, зеленого, оранжевого цветов. Воспитатель показывает детям игрушки разного цвета, предлагает назвать их цвет. Затем обращает внимание детей на то, что на сенсорном модуле есть ящички-домики разного цвета. Предлагает найти каждой игрушке домик такого же цвета. Дети раскладывают игрушки по ящикам в соответствии с цветом.

С помощью игрового упражнения «Закрой окошки» закрепляется умение детей сопоставлять предметы по форме. Используется сенсорный модуль с вкладышами. Воспитатель выдвигает из сенсорного модуля полочку с прорезными отверстиями и объясняет, что это домик с окошками - такими и вот такими (обводит рукой форму окошечек). Затем, показывая полочку с отверстиями и отдельные вкладыши, говорит, что окошки можно закрыть. Показывает, как это сделать на одном вкладыше, предлагает детям продолжить. Воспитатель помогает найти нужную фигуру, определить правильное расположение и поместить фигуру в отверстие.

«Прокати шарики» упражняет детей в прокатывании шариков, умении различать и называть основные цвета, форму и величину. Используются сенсорный модуль с горкой, коробка с большим количеством шариков основных цветов, разных по величине. Воспитатель раздает детям шарики, предлагает назвать, какие они (большие, маленькие, красные, зеленые). Затем предлагает детям упражнение в прокатывании шариков, приговаривая: «У меня катится маленький зеленый шарик. У меня катится большой красный шарик». Просит на ощупь достать большой или маленький шарик, назвать его по цвету и прокатить со словами.

Игровое упражнение «Волшебный фонарик» знакомит детей со свойствами круглых предметов, которые можно вращать, катать (шарик, волчок, кольцо, хлопушка). Важно стимулировать активные поисковые действия в зависимости от поставленной задачи. Для реализации задачи используются сенсорный модуль, фонарик (круглая коробка без верхней крышки, диаметром 40-50 см, прикрепленная цветными шнурами к специальному устройству на модуле для подвешивания игрушек), разноцветные шарики, колечки, кубики, сюжетные игрушки небольшого размера. Воспитатель раздает детям шарики, которые они складывают в фонарик. Вращательным движением взрослый раскручивает его. Перед детьми предстает красочная картинка, сливается цветовая гамма предметов, меняется форма. Затем воспитатель предлагает детям положить игрушки в фонарик, предварительно назвав каждый предмет, его форму. Снова раскручивает его. Далее в фонарик добавляются цветные колечки, он вновь раскручивается. Задание повторяется, дети должны назвать предмет, его форму, уложить их в фонарик. Закончить можно игрой с колечками, шариками, сюжетными игрушками.

Игровое задание «Встречаем гостей» направлено на развитие у детей умения мимикой, позой, жестами, движениями передавать основные эмоции. Кроме того, необходимо закреплять знание основных цветов. Используются музыкально-театральный модуль, цветные ленточки, аудиокассеты с записью музыки, магнитофон. Воспитатель прячет в закрытую полочку театрального модуля цветные ленточки, ободочки на голову и другие украшения. Ширма модуля нарядно украшена, за ширмой магнитофон. Воспитатель садится за ширму и говорит: «К нам в гости пришли куклы (поочередно выставляет их на столик). Посмотрите, какие они нарядные. Давайте поздороваемся с ними и улыбнемся им. Мы очень любим гостей. Давайте тоже нарядимся и потанцуем с гостями». Открывает мини-тумбу музыкально-театрального модуля и обращает внимание на то, как много разных украшений лежит там. Дети выбирают украшения и надевают их.

Затем воспитатель предлагает детям выбрать ленточку любого цвета и завязывает их на руку ребенка бантом. Просит детей назвать цвет своего бантика. Затем просит детей вместе с

куклами встать в круг рядом друг с другом по цвету своего бантика (2 красных, 2 синих, 2 желтых и т. д. - основные цвета).

Говорит: «Посмотрите, какие вы нарядные. Давайте потанцуем вместе с куклами под мою песенку:

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Часто умываемся - вот так,

Маме улыбаемся - вот так».

Дети повторяют движения, которые им показывает педагог: на первую строчку - хлопают в ладоши, на вторую - разводят руками в стороны, ладонями вверх, на третью - умываются, на четвертую - опускают руки и улыбаются. Воспитатель хвалит детей и говорит, что дети очень весело танцевали и гостям очень понравилось. Далее дети продолжают игры с куклами.

Особое внимание следует уделить вариантам расположения модульной мебели в пространстве группового помещения. Модульная игровая мебель размещается в групповом пространстве в зависимости от поставленных воспитательных и образовательных задач. При этом используются два варианта расположения: пристенный и в свободном пространстве.

Первый вариант расположения планируется воспитателем для выделения достаточного, комфортного, стационарного, свободного группового пространства, чтобы дети могли беспрепятственно конструировать при проведении развлечений, двигательной деятельности, игр-драмати-заций, театрализованных представлений, просмотра спектаклей, организации совместных мероприятий родителей и детей и т. д. В этом случае малыши садятся на расставленные полукругом стульчики или прямо на ковер. При необходимости можно из группы убрать все лишнее (так как игровая модульная мебель легко складывается). Можно оставить минимум столов и мебели, распределив игровое оборудование между групповой, спальной комнатами и раздевалкой. Комфортное место для игр, возможность уединиться, когда в этом ощущается потребность, способствуют созданию положительного эмоционального фона в группе, налаживанию дружеских отношений между детьми.

Второй вариант используется при проведении сюжетно-ролевых игр, совместной деятельности воспитателя с подгруппой детей, в индивидуальной работе и т. д. Расположение мебели постоянно меняется в зависимости от того, чем заняты дети. Таким образом, воспитатель может моделировать содержание предметно-развивающей среды, технологию, линию и характер развития.

Полифункциональность модулей позволяет использовать все модули для решения образовательных проблем. А это обеспечивает место и время для разнообразных игр, создает условия для длительного сохранения предметно-пространственной среды, помогает воспитателю планировать, моделировать, последовательно развивать игровую деятельность, предоставляет комфортные условия для процесса развития ребенка и саморазвития, вызывает у детей огромный интерес.

Так как в раннем возрасте важное место отводится игре, при создании предметно-игрового пространства акцент делается на его развивающем аспекте. Воспитатель выступает в роли помощника и организатора среды, использует игровые, словесные и наглядные методы, опираясь на прежний опыт детей. Воспитание и обучение протекает в деятельности, интересной для ребенка.

Ссылки:

1. Предметно-пространственная среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты / О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, А.Ю. Козлова, Е.А. Сидякина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 220-223.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Бартошевич Т.И. Игровая модульная мебель для малышей : учеб.-метод, пособие / под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти, 2013. 74 с.

3. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду : метод. пособие / под ред. О.В. Дыбиной. М., 2015. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.