Н. Ю. Галой
Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста
Статья посвящена проблемам современного детства и родительства на ранних этапах онтогенеза. Сейчас увлеченность современного поколения родителей освоением многочисленных электронных устройств и виртуального пространства приводит к недостатку реального общения, практического игрового взаимодействия у их малышей. Следствием этого являются задержки в развитии речи детей, снижение их индивидуальной самостоятельной содержательной активности и фантазии, повышение детской агрессивности и жестокости и многое другое. Особенность младенчества и раннего детства состоит в том, что ведущим психическим познавательным процессом в этот период является восприятие, которое обеспечивает достижение главной цели развития раннего возраста - освоение малышом окружающего предметного мира. Однако эта цель не может быть достигнута без активной помощи взрослого, прежде всего мамы. Авторы предлагают описание практического опыта в организации цикла игровых сеансов с использованием специального сенсорного оборудования для детско-родительских пар и детей раннего возраста. В статье также описаны особенности сенсорных систем человека и влияние на них свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии, дыхательной техники с учетом возрастных особенностей детей. Ключевые слова: ранний возраст, детско-родительские пары, сенсорная комната, интерактивное оборудование, окружающий предметный мир.
Interactive sensory room equipment usage in working with parent-child pairs and young children
Galoy Natalia,
Ph.D. in Psychology, Assistant Professor, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia) Article is devoted to the problems of modern childhood and parenting in the early stages of ontogeny. Passion of parents for numerous electronic devices and virtual space leads to a lack of real communication and practical game interaction in their kids. This results in a delay in the development of children's speech, reducing their individual self-meaningful activity and imagination, increases children's aggression and brutality. Leading mental cognitive process in early years is perception that helps to achieve the main goal of an early age - mastering the surrounding objective world. However, this goal can not be achieved without the active help of an adult especially mothers. The authors offer a description of practical experience in the organization of the cycle of gaming sessions with a special sensory equipment for parent-child pairs and young children. The article also describes the features of the human sensory systems and the effects of light, color, sound and aromatherapy, breathing techniques of children.
Keywords: early age, parent-child pairs, sensory room, interactive equipment, surrounding world of objects.
Галой Наталья Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва, Россия)
Телевизор, компьютер, планшет, смартфон
и другие гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и жизнь наших малышей. Дети почти с рождения больше времени проводят, смотря на экран, водя по нему пальчиками, чем реально контактируют с взрослыми, прежде всего родителями. Увлеченность современного поколения родителей освоением многочисленных электронных устройств и виртуального пространства порождает недостаток реального общения, практического, игрового взаимодействия у их детей. Как следствие -у современных детей снижается практическая умелость, наблюдаются задержки в развитии речи, снижение индивидуальной самостоятельной содержательной активности и фантазии, отмечается повышение детской агрессивности и жестокости.
Не одно поколение выдающихся ученых посвятили свою научную практику доказательству фундаментального значения первых лет жизни детей (1-6 лет). Именно в это время закладываются основы личности человека, его духовно-нравственный потенциал, характер, способности. В период от 1 до 3 лет на 70-80% созревают задние отделы головного мозга, которые обеспечивают важнейшую способность принимать сигнал извне, создавать и запоминать его образ, обеспечивая последующее интеллектуальное развитие человека. Мышление ребенка в этом возрасте сравнивают с «впитывающей губкой»1.
Важно то, что катализатором психического развития ребенка на ранних этапах онтогенеза является именно взрослый, прежде всего мама, папа и другие близкие люди. Практически взаимодействуя с малышом, вводя в его жизнь один предмет за другим, помогая в игровой форме освоить действия с этим предметом, взрослый, таким образом, помогает ребенку решить главную задачу раннего возраста - освоение многообразия предметного мира. Именно взрослый определяет в этот период вектор психического развития малыша компетентностью своего взаимодействия с ним.
Научно-технический прогресс неизбежно наполняет жизненное пространство современного человека всевозможными гаджетами. В результате, дети уже с младенчества оказываются более восприимчивы к соответствующему виду сенсорных воздействий. Почему
1 Ибука М. После трех уже поздно / Масару Ибука; [Пер.с англ. - Н. Перовой]. - М.: Альпина нон-фикшн, 2011. - 224 с.
бы не использовать эту особенность современных детей в развивающих целях? Речь идет о применении интерактивного оборудования сенсорной комнаты в процессе формирования гармоничного общения и взаимодействия в диадах ребенок - взрослый. Практически это реализуется в ходе организации игровых сеансов (индивидуальных или групповых) при участии детско-родительских пар и детей раннего возраста.
Оборудование сенсорных комнат представляет собой комплекс приборов и игровых средств, создающих развивающее интерактивное пространство для детей посредством полисенсорного воздействия (светом, звуком, цветом, прикосновением и т.д.) на их органы чувств.
Известно, что около 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения, еще 8% - слуха и лишь 2% приходится на долю обоняния и осязания. Поэтому для детей самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным эффектом обладают световые стимулы. Светотерапия особенно актуальна, когда организму не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме, улучшая состояние иммунной системы, регулируя функции многих гормонов, позитивно влияя на настроение и общее состояние человека2.
Эффективным средством психо-эмоци-ональной регуляции детей является цве-тотерапия. Считается, что созерцание определенного цвета оказывает на организм специфическое воздействие. Например, красный - активизирует, стимулирует; оранжевый - восстанавливает, согревает, стимулирует; желтый - укрепляет, тонизирует; зеленый - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение; синий - успокаивает, сдерживает, снижает эмоциональный накал; фиолетовый - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение3.
Современный ребенок существует в мире многочисленных звуков. Однако установлено, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность и раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильно понимать воздействие любых звуков и музыки на живой организм. Целительное воздействие звуков, музыки на психологическое
2 Серов Н.В. Светоцветовая терапия. (Теоретическое значение цвета: информация-цвет-интеллект). - СПб.: Речь, 2001. - 65 с.
3 Там же.
состояние человека основано на представлении о частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или организмом человека в целом. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма4.
Релаксационными свойствами обладают, например, отрывки из следующих произведений: И.С. Бах - «Ария из сюиты №3», медленные части из Бранденбургских концертов; Ф. Шуберт - «Аве Мария», 2-я часть 8-й симфонии; В. Беллини - «Каватина Нормы»;
A. Вивальди - «Зима»; Л. Бетховен - вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23); П. Чайковский - анданте кантабиле из 5-й симфонии, «Июнь» и «Октябрь» из цикла «Времена года» и др5.
К активизирующим музыкальным произведениям относят, например, произведения
B. Моцарта - первые и третьи части из фортепианных сонат и концертов, «Рондо» из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта»; П. Чайковского -вальсы из балетов, «На тройке» из «Времен года», отрывок из финала 4-й симфонии; М. Глинки - «Романсы»; А. Вивальди - «Весна»; Л. Боккерини - «Менуэт» и др6.
Важной составляющей сенсорной системы является обоняние. У человека в процессе обработки информации о запахе задействован весь головной мозг. Воздействие запахов на организм происходит сразу на нескольких уровнях: ароматические вещества действуют не только через обоняние, но и через лимфатическую и кровеносную системы.
Вдыхание ароматов эфирных масел обеспечивает индивидуальную психологическую реакцию у детей. Дети больше всего любят теплые сладковатые ароматы, которые поддерживают хорошее настроение, помогают излечить простудные заболевания и нарушения сна. Однако применять средства арома-терапии для детей следует в минимальных дозировках, используя профессиональные аромаустановки и убедившись в отсутствии
4 Ь1Нр:/МгШа1пу]каЫп.исо7.ш/риЫ/ти7у^егарУа/ muzykoterap¡ja_dlja_detej/3-1-0-56
5 http://v¡rtualnyjkaЫn.ucoz.ш/puЫ/muzykoterap¡ja/ muzykoterap¡ja_díja_detej/3-1-0-56
6 Там же.
аллергических реакций у детей на конкретные ароматы7.
Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты представляет собой реальную возможность расширить опыт игрового взаимодействия в диаде ребенок - взрослый, обогатить чувственный мир малышей разнообразными впечатлениями. Игровые сеансы с использованием световых, звуковых, ароматических и тактильных воздействий позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальности восприятия, поскольку в данных условиях идет массированный поток информации на каждый анализатор, и восприятие становится более активным8.
Предлагаем вашему вниманию описание нашего практического опыта в работе с дет-ско-родительскими парами и детьми раннего возраста с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты.
Использовалось следующее оборудование:
• световые приборы (зеркальный шар, напольный ковер «Млечный путь» (черный безворсовый ковер с множеством мерцающих огоньков, размером 1,5х2 м), проектор с вращающимися дисками для создания визуальных эффектов, светильник «Фонтан света», фонарик «Свеча», фонарик «Тюльпан», фонарик «Рыбка»);
• профессиональный генератор запахов, панель «Ветерок»;
• музыкальный центр, фонотека музыкальных произведений и различных звуков природы;
• оборудование для показа слайд-шоу (проектор, экран, ноутбук);
• тактильные принадлежности (массажные мячи и валики, подушки с гранулами в форме животных и предметов, крупные мягкие игрушки-животные (медведи, пантеры, черепаха, бычок, слон, бегемот и др.), сенсорная тропа, массажные коврики, ящики с материалами для наполнения (резиновые мячи-ежики диаметром 2-2,5 см или резиновые шарики-попрыгунчики, надувные шарики с водой, фасоль).
7 Китаева М.П. Ароматерапия для детей от рождения до подросткового возраста // Межрегиональная общественная организация «Лига профессиональных ароматерапевтов, фитотерапевтов и натуропатов». Вестник №6. - СПб.: ЛЕМА, 2010.
8 Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. Ч.1: Темная сенсорная комната. - СПб.: ХОКА, 2007. - 416 с.
Описание игр
Методика работы с использованием оборудования сенсорной комнаты основана на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия. Длительность игровых сеансов в сенсорной комнате при работе с детьми раннего возраста составляет 10-15 минут. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно усложняя. Целью упражнений являются расслабление, переживание положительных эмоций, развитие кинестетических ощущений и ориентировочно-исследовательских действий, гармонизация и укрепление взаимоотношений в детско-родительских парах или детских группах. Такие игровые сеансы воспринимаются участниками как таинственное приключение, объединяющее и составляющее опыт совместных позитивных переживаний.
Каждый сеанс начинается с игры «Дуновение волшебного ветерка» и заканчивается игрой «Прогулка по сенсорной тропе».
Игра «Дуновение волшебного ветерка»
Используя панель «Ветерок», психолог (педагог) направляет поток воздуха на каждого малыша, приговаривая: «Сейчас на наших малышей подует волшебный ветерок, и они прилягут отдохнуть. Ветерок дует на Петю, на Сашу (перечисляет имена детей) и т.д.». В этот момент перед детьми на ковре выкладывают подушки или крупные мягкие игрушки. Детям предлагается выбрать себе любую из них и прилечь на ковер (вместе с родителем, если занятие проводится с детско-роди-тельскими парами). После того как все удобно устроились на ковре в обнимку с игрушкой или подушкой, в комнате постепенно гаснет свет.
Панель «Ветерок» позволяет регулировать температуру выдуваемого воздуха, поэтому данную игру можно разнообразить, используя теплое или, в другой раз, прохладное дуновение ветерка. Впоследствии дети смогут уже сами определять температуру волшебного ветерка.
Игра «Поймай взглядом»
В игре используется зеркальный шар с источником света (цвет светового луча меняется
в такт музыке или по хлопку, вращение шара включается отдельно). В темноте под звуки спокойной, красивой мелодии комната наполняется разноцветными, медленно кружащимися бликами.
Взрослый (психолог, родитель) обращает внимание детей на разноцветные блики: «Посмотрите, как много огоньков! Вот, один вам улыбается! Поймайте его глазками - он хочет с вами (с тобой) поиграть». Дети лежат на ковре и наблюдают за хороводом меняющих цвет огоньков, стараются определить цвет в момент его изменения.
Разнообразить игру можно расширением заданий для детей. Предложите, например, поймать огонек в ладошку, поймать его у себя на животике, на коленочке и т.д., поймать его пальчиком. В этом случае игра приобретает более активный характер.
Игра «Знакомство со звездочкой»
В игре используется напольный ковер «Млечный путь».
Детям предлагают присесть на ковер, положить на него ладошки, в этот момент включают ковер в электрическую сеть, и под ладошками малышей начинают мигать звездочки. Взрослый помогает детям нащупать пальчиком звездочки, прикоснуться к звездочкам разного цвета, к самым большим и самым маленьким.
После этого взрослый показывает и предлагает детям «понарошку» собрать звездочки в ладошку. Собирая звездочки, их можно считать (до 10). Сложив ладони горстью и представляя, что в них находятся звездочки, можно дружно со словами «Раз, два, три, звездочка, гори!» подкинуть их вверх, а в этот момент включить зеркальный шар. Получится, как будто звездочки превратились в огоньки и наполнили всю комнату разноцветными бликами.
Игра «Звездный хоровод»
После того как комната наполнилась разноцветными бликами от зеркального шара, детям предлагается найти, где в комнате оказались красные, синие, желтые и т.д. огоньки. Потом можно закружить огоньки в веселом хороводе. Для этого детям самим нужно начать кружиться. Как только дети сделают несколько оборотов, можно включить прият-
ную, спокойную мелодию и зеркальный шар. Пусть дети еще немного покружатся вместе с огоньками, а потом прилягут на ковер и понаблюдают за хороводом огоньков (у некоторых детей при этом появляется приятное ощущение полета). Завершить игру можно дыхательной гимнастикой из положения сидя. Детям предлагают глубоко вдохнуть носом и медленно подуть два-три раза на огоньки, чтобы остановить их движение. Таким же образом предлагается подуть на огоньки, чтобы они погасли.
Чтобы механизм такого дыхания был более понятным, рассмотрим психофизиологическую роль вдоха и выдоха: вдох - возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение, сопровождается ощущением прохлады; выдох - успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, помогает расслаблению мышц, сопровождается ощущением тепла. Эта функция выдоха используется для более полного расслабления и успокоения эмоций. Если использовать разную продолжительность вдоха и выдоха, можно получить два противоположных типа дыхания: активизирующее - с преобладанием вдоха (медленный, протяжный вдох, сменяющийся быстрым выдохом, вызывает напряжение, мобилизацию, сбрасывает сонливость и усталость) и успокаивающее - с преобладанием выдоха (медленный выдох при коротком вдохе расслабляет, снимает эмоциональное возбуждение, ослабляет боль, дискомфорт и прочие неприятные внутренние ощущения, помогает перейти ко сну).
Игра «Путешествие в космос»
В игре используется проектор с вращающимися дисками, диск «Космос».
Детям говорят, что они сегодня отправляются в сказочное путешествие в космос. Им предлагают выбрать подушку с гранулами, удобно прилечь с ней на ковер. Медленно гаснет свет, а на стене и потолке появляется изображение космического пространства, которое образуется благодаря световому потоку проектора и вращающемуся кольцу с изображением космических тел. Возникает ощущения полета мимо космических объектов: планет, комет, астероидов, звезд, туманностей и т.д. Чтобы дети могли лучше успокоиться и сконцентрироваться при наблюдении космических тел, им предлагают взять в ладошки светящийся предмет, например,
фонарик в форме кнопочки. Пусть, нажимая на кнопочку, малыш включает и выключает фонарик и думает, что управляет большим космическим кораблем, на котором мы все путешествуем.
По окончании путешествия детей предупреждают, что путешествие подходит к концу, мы возвращаемся на нашу планету Земля, где поют птички и светит солнышко. При этом выключают проектор, постепенно включают освещение комнаты, звучит пробуждающая мелодия с пением птиц.
Игра «Путешествие в подводный мир»
В игре используется проектор с вращающимися дисками, диск «Подводный мир».
Детям сообщают, что они сегодня отправляются в сказочное путешествие в подводный мир. Им предлагают выбрать подушку с гранулами, удобно прилечь с ней на ковер. Медленно гаснет свет, а на стене и потолке появляется изображение подводного мира, которое образуется благодаря световому потоку проектора и вращающемуся кольцу с изображением морских обитателей и растений. Возникает ощущение движения мимо подводных объектов: рыб, кораллов, диковинных морских обитателей, затонувшего корабля, водолазов и т.д. Чтобы дети могли лучше успокоиться и сконцентрироваться при наблюдении морских обитателей, им предлагают взять в ладошки светящийся предмет, например, светящуюся в темноте рыбку. Пусть, по мере появления хищных рыб или стаек маленьких рыбок, малыши подражают плавательным движениям рыб, управляя светящейся рыбкой в руке.
По окончании игры детей предупреждают, что путешествие подходит к концу, мы поднимаемся из морских глубин на поверхность к земле, где поют птички и светит солнышко. При этом выключают проектор, постепенно включают освещение комнаты, звучит пробуждающая мелодия с пением птиц.
Игра «Прогулка на природе»
В игре используются: проектор с вращающимися дисками, диск «На природе», аро-маустановка, эфирное масло с ароматами жасмина, нероли, иланг-иланга, шалфея, лаванды, пихты, герани и др. (можно использо-
вать один аромат или смешивать несколько), фонарик-цветок (тюльпан).
Детям говорят, что они сегодня отправляются в путешествие по сказочному лесу. Им предлагают выбрать подушку с гранулами, удобно прилечь с ней на ковер. Включают спокойную мелодию с пением птиц, шумом листвы деревьев и журчанием ручейков. Медленно гаснет свет, а на стене и потолке появляется изображение живописных лесов, полей и рек средней полосы России, которое образуется благодаря световому потоку проектора и вращающемуся кольцу с изображением природы. Чтобы дети могли лучше расслабиться, им предлагают взять в руки светящийся предмет, например, фонарик-цветок (тюльпан). Наблюдение природы и ощупывание светящегося цветка помогает детям почувствовать себя частью природы и находиться некоторое время в состоянии покоя и душевной гармонии.
Игра «Волшебный фонтан»
В игре используется прибор «Фонтан света».
Еще в освещенной комнате внимание детей обращают на прибор «Фонтан света», предлагают подойти к нему, прикоснуться ладошками и в этот момент одновременно включают прибор и постепенно выключают освещение комнаты. В темноте фибероптические нити фонтана начинают светиться разными цветами. Детям объясняют, что это волшебный фонтан, что он очень рад приветствовать ребят и поэтому переливается разными цветами. Дети с помощью педагога-психолога (родителей) стараются называть меняющиеся цвета фонтана. Потом детям предлагают «оживить» фонтан, подув на него (можно подуть несколько раз дружно всем вместе, можно каждому ребенку отдельно). Приятное впечатление у детей от колыхания светящихся разноцветных фибероптических нитей фонтана можно подкрепить дружными аплодисментами.
Игра «Мир цвета»
В игре используется оборудование для показа слайд-шоу.
На ковре выкладывают крупные мягкие игрушки животных, детям предлагают выбрать понравившуюся игрушку и удобно прилечь с ней на ковер так, чтобы всем было видно
экран. В комнате медленно гаснет свет, а на белом экране появляется изображение радуги. Детям предлагают для просмотра видеоподборку пейзажей и цветов, окрашенных во все цвета радуги. Видеоряд сопровождается красивой, спокойной мелодией. Во время просмотра видео взрослый помогает детям определить предмет на картинке и его цвет. Если малыш отвлекается, взрослый (родитель) предлагает ему нежно погладить свое животное, пожалеть его, показать ему красивую картинку на экране (таким образом можно помочь ребенку некоторое время находиться в состоянии покоя и расслабления).
Если игра проводится с детско-роди-тельскими парами, то каждой паре можно предложить массажные ежики, чтобы во время просмотра видео под звуки расслабляющей музыки родители могли сделать малышу массаж. Массажный мяч-ежик можно прокатывать по ладошкам, стопам, животику, спинке, голове и другим частям тела малыша (попробовать найти те зоны малыша, где ему будет наиболее приятно). Воздействовать массажным мячиком нужно так, чтобы малыш успокаивался, расслаблялся, а не активизировался и смеялся от щекотных ощущений.
Игра «Прогулка по сенсорной тропе»
После того как игры в темной комнате закончились, под звуки приятной мелодии с пением птиц в помещении постепенно включается свет. Детям предлагается встать на ноги и хорошенько потянуться, подняв руки вверх, представляя, что тянутся к солнышку. Если сеанс проводится с детско-родительскими парами, то родители могут приподнять малышей вверх, держа их за руки. Таким образом, благодаря мышечному растяжению происходит активизация организма малышей, пробуждение. После этого детям предлагают собрать с ковра подушки или другие принадлежности, которые использовались для игр в темном помещении.
В это время по периметру ковра выкладывают сенсорную тропу. Звучит веселая, бодрящая мелодия. Детям предлагают встать друг за другом и начать ходьбу по разложенным дорожкам. Взрослые при этом должны помогать малышам проходить все участки тропы, придерживать их, эмоционально поддерживать и вдохновлять.
Ходьба по сенсорной тропе не только доставляет детям массу положительных эмоций, но также снимает напряжение с ног и общую усталость благодаря разнообразному воздействию на рефлекторные точки стопы. Эта игра способствует профилактике плоскостопия и закаливанию организма.
Сенсорная тропа представляет собой набор тактильных дорожек, ковриков и других приспособлений для ног. Нами использовались следующие элементы:
• сенсорные тропы - дорожки из ковроли-на, на которых с помощью липучки закреплены разнообразные по фактуре кочки: мешочки (в форме лепешек) из тонкой, но прочной ткани с наполнителями (фасоль, горох, стеклянные, резиновые и пластиковые шарики, пуговицы, песок, крупа, поролон и др.), а также следы левой и правой ног;
• массажные коврики (резиновые или выполненные из других полимерных материалов) с различными вариантами выпуклостей;
• дорожки из деревянных и пластиковых палочек цилиндрической формы, из поролона.
Логичным завершением прогулки по сенсорной тропе является игра «Купание в сухом озере».
Игра «Купание в сухом озере»
В игре используется сухой бассейн с шариками. Шарики являются своеобразным массажером для тела. Немного затрудняя движение, они служат отличным тренажером для формирования кинестетической и тактильной чувствительности малышей. Пребывание в сухом бассейне способствует снижению двигательного тонуса и регуляции мышечного напряжения.
Дети любят выбрасывать шарики из бассейна, эти действия можно превратить в увлекательную игру по запоминанию основных цветовых оттенков (если бассейн заполнен цветными шариками), ловя и возвращая шарики обратно, называя при этом их цвет.
Во время пребывания детей в бассейне взрослые должны следить за тем, чтобы дети не нанесли друг другу травмы, учились правильно забираться в бассейн и вылезать из него.
Игровые сеансы в сенсорной комнате создают условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной
возбудимости и агрессивности детей. Внимание детей привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели, что стимулирует познавательную деятельность и мотивацию детей. А спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие мамы или другого понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием световых, звуковых, ароматических и тактильных воздействий создают у детей ощущение защищенности и уверенности в себе, богатство положительных эмоций формирует их эмоциональные резервы.
Организация таких индивидуальных или групповых игровых сеансов с детско-роди-тельскими парами является важным аспектом на пути формирования в современном обществе осознанного родительства, а именно: гармонизации детско-родительских взаимоотношений, повышению педагогической компетентности родителей в целом. ■
Литература
1. Ибука М. После трех уже поздно / Масару Ибука; [Пер. с англ. - Н. Перовой]. -М.: Альпина нон-фикшн, 2011. - 224 с.
2. Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребенком. Взгляд нейропсихоло-га. - М.: Теревинф, 2013. - 352 с.
3. Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Дитятко» для детей (1-2 года). -СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 172 с.
4. Китаева М.П. Ароматерапия для детей от рождения до подросткового возраста // Межрегиональная Общественная Организация «Лига профессиональных арома-терапевтов, фитотерапевтов и натуропатов». Вестник № 6. - СПб.: ЛЕМА, 2010.
5. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. Ч.1: Темная сенсорная комната. - СПб.: ХОКА, 2007. - 416 с.
6. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
7. Серов Н.В. Светоцветовая терапия. (Теоретическое значение цвета: информация-цвет-интеллект). - СПб.: Речь, 2001. - 65 с.
8. http://virtualnyjkabin.ucoz.ru/publ/ muzykoterap¡ja/muzykoterap¡ja_dlja_detej/3-1-0-56
Статья поступила в редакцию 06.12.2014 г.