УДК 377
В. Н. Валько
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДКОЛЛЕДЖА
Адаптация - многоаспектная проблема, решаемая различными теоретическими и прикладными направлениями научных исследований. Педагоги, в силу своей профессиональной компетентности, отводили и продолжают отводить большое место адаптации детей и взрослых в педагогическом процессе.
В учебно-профессиональных учреждениях адаптация имеет свою специфику и охватывает разные виды деятельности, связанные с овладением профессией.
Теоретические и экспериментальные исследования показывают, что адаптация первокурсников в педагогическом колледже начинается с момента поступления и продолжается перманентно, сопровождая весь процесс обучения. Адаптационной средой является ведущая в этом возрасте учебнопрофессиональная деятельность.
В учебно-профессиональной деятельности студенты адаптируются к разным предметным областям. Предметные области адаптации студентов педагогического колледжа охватывают:
- отношения с преподавателями, формы их преподавания и контроля;
- новые специальные предметы;
- содержание профессиональной деятельности;
- место прохождения практики и коллектив участников практики;
- новый статус студента учебно-профессионального заведения;
- студенческую группу и работников профессионального заведения;
- общественную деятельность;
- режим работы среднего профессионального учебного заведения;
- межличностные и финансово-материальные отношения в собственной семье, связанные с заменой статуса школьника на студента учебно-профессионального заведения.
Разнообразие предметных областей учебно-профессиональной деятельности в педагогическом колледже имеет общие моменты, позволяющие прогнозировать адаптацию. К ним относятся начало любого нового действия и деятельности; организация деятельности; стрессовые ситуации (сессия); состояние тревоги; состояние напряжённости.
Среди студентов были выявлены более адаптивные личности и менее адаптивные. У адаптивных студентов сформированы внутренние меха-
низмы адаптации - личностные детерминанты, у неадаптивных студентов эти детерминанты не выражены.
На основе анализа структурных теорий личности, с помощью методов диагностики и статистического анализа выявлено, что личностными детерминантами адаптации являются адаптивные качества личности. Этим качествам свойственны общие и индивидуальные характеристики.
К общим характеристикам относится средняя величина проявления адаптивных качеств в поведении личности и гибкость связей этих качеств в структуре личности. Также было выявлено, что состояния тревожности и напряженности должны сопровождать адаптацию. Это помогает студентам определить границы адаптационной ситуации, позволяет им накопить, сосредоточить и направить энергию для успешной адаптации.
К индивидуальным характеристикам адаптивных качеств относится их разнообразие и устойчивый набор у каждой адаптивной личности студента.
Во-первых, в набор адаптивных качеств включаются те, которые помогают студентам приспособиться к выбранной ими педагогической профессии. Попадая в колледж, студенты постепенно осознают специфику выбранной профессии.
Адаптация к будущей профессии необходима и под влиянием этих условий формируются такие качества как педагогический потенциал, творчество, творческая продуктивность, интеллект, интеллектуальная продуктивность, интеллектуальная активность, эрудиция. Эти качества показывают две существенные характеристики педагогической деятельности: творчество и умственный вид работы. Также подчёркивается результативность (продуктивность) творческой и интеллектуальной деятельности. Современному педагогу необходим широкий кругозор и объём знаний, представленный в качестве «эрудиция».
Во-вторых, набор адаптивных качеств отражает методы работы педагога, основой которых является общение с другими людьми. В общении современный педагог стремится к взаимодействию. Для этого ему нужны коллективизм, коммуникабельность, конформизм, согласие (усиливающее конформизм), зависимость, этноцентризм, ханжество, неискренность.
Коллективизм и коммуникабельность проявляются в умении принимать общество и общаться в нём.
Конформизм и согласие выражают умение воспринимать и учитывать мнения других людей. Быть в обществе и не зависеть от него невозможно, главное понимать зависимость, знать её содержание.
Этноцентризм является признаком конкретного вида социальной группы, а личность является индивидуальным носителем этнических норм, традиций и т. д. Если человек принял этнические нормы это одно, а если он вынужден их учитывать в силу преобладания каких-то сил в обществе это другое, требующее от человека проявления ханжества и неискренности.
В общении педагог также стремится к установлению положительных отношений с другими людьми. Для этого необходимы такие качества как приукрашивание себя, благосклонность, оптимизм, покладистость, застенчивость, наивность. Приукрашивание себя показывает стремление понравиться, так как большинство студентов в педагогическом колледже женского пола. Женщинам свойственно приукрашивать себя всеми доступными средствами, включая косметику, одежду, причёску и т. д. Это качество переносится в профессиональную деятельность. Умение выгодно преподносить себя окружающим показывает высокие адаптивные способности личности. Благосклонность, покладистость также помогают произвести приятное впечатление. Оптимистичные люди располагают к общению, видят хорошее в себе и в других, что важно в педагогической работе. Застенчивость, наивность - детские качества, нужны педагогам для понимания поведения детей.
Показатели результативности общения педагогов проявились в следующих качествах: социальные потребности, социальный статус, социальное отчуждение. Эти качества показывают осознанность студентами процесса адаптации и прогнозирование её результатов. Потребность, статус и отчуждение составляют треугольник адаптации, формирующийся в социальной среде. Личность нуждается в обществе, добивается там статуса и независимости от общества. В этом и динамичность треугольника. Одно общество свою роль выполнило, оно отрицается в пользу принятия нового общества, вновь полезного для развития личности.
В-третьих, для адаптации личности важ:но понять и проанализировать адаптационную ситуацию. Тревожность, эмоциональность и самоконтроль это качества, сопровождающие адаптационную ситуацию. Эти личностные детерминанты выявлены многоступенчато, на основе использования многих методов и этапов исследования. Тревожность концентрирует силу адаптивных способностей, эмоциональность привлекает физическую и психологическую энергию. В случае опасности эмоции помогают выжить. Самоконтроль энергию тревоги и эмоций направляет для оптимальной адаптации к новым или неблагоприятным условиям.
В-четвёртых, выявлены детерминанты адаптации, применяемые личностью при выполнении деятельности. К ним относятся работоспособность, живость как проявление активности деятельности. Твёрдость, рутинность и педантизм необходимы для точности планирования, выполнения деятельности и её результативности. Рациональность и потребительство нужны как движущие силы для достижения цели. Эти качества дают возможность личности увидеть практическое значение результата своей деятельности, возможность его применения.
В-пятых, детерминанты адаптации дополняют качества, обусловленные возрастом, сексуальность, сексуальная активность. Студенты по возрас-
тной периодизации принадлежат юношескому возрасту. Это уже половозрелые люди, которые должны быть адаптивны к своему возрасту и хорошо приспосабливаться к общению с противоположным полом. К этой группе качеств относится и расположенность к алкоголю. С одной стороны, это отношение можно назвать веянием времени. Реклама алкоголя сделала своё дело. Молодые люди положительно относятся к употреблению алкоголя. С другой стороны, алкоголь облегчает адаптацию, как со сверстниками своего пола, так и с противоположным полом. Стала крылатой фраза «выпить для храбрости». Алкоголь снимает напряжение, расковывает и, по мнению молодёжи, располагает к общению.
Потребность в лечении как адаптивное качество также является особенностью возраста, постоянно в средствах массовой информации публикуют статистические данные о практически нездоровой молодёжи. Потребность в лечении - проблема региона. Северные условия, низкие температуры, долго продолжающаяся зима, короткий день, быстро меняющееся атмосферное давление, непригодная для питья вода и другие особенности региона не могли не подорвать здоровье молодых людей, большинство из которых родились в г. Ноябрьске. Здоровье как трудность, заставляющую адаптироваться, указывают студенты в своих анкетах. Ещё одно качество этой группы - оригинальность тоже является признаком возраста и помогает адаптироваться в среде сверстников. По мнению И. С. Кона молодые люди на протяжении всего возраста находятся в поисках ответа на вопрос, неужели я такой же, как все. Поэтому оригинальность детерминирует адаптацию в юношеской среде.
В-шестых, при неблагоприятных условиях действует набор личностных детерминант адаптации, выполняющих защитную функцию. Адаптивный индивид стремится к лидерству, чтобы управлять неблагоприятной ситуацией и противостоять ей. Соперничество, уверенность и самоуважение позволяют сохранить внутреннее личностное «Я» в противоборстве с неблагоприятной средой. Хотя волевыми качествами эти детерминанты назвать нельзя. Они, как и следующее качество самоотчуждение, помогают личности обособиться, сохранить положительное отношение к своему «Я» и это придаёт уверенности и устойчивости негативным воздействиям. Интровер-тированность дополняет предыдущие качества, личность анализирует свой внутренний мир, своё поведение. Негативизм и язвительность выражают отношение личности к отрицательным воздействиям. Эти качества детерминируют оценку личностью неблагоприятной среды.
Таким образом управлять процессом адаптации можно через внутренние механизмы личностные детерминанты адаптации. Для этого нужно знать набор качеств личности, обеспечивающих адаптацию и формировать тип поведения личности, соответствующий этим качествам. Набор качеств зависит:
а) от профессиональной направленности личности (связан с профессиограммой);
б) от социального статуса и уровня притязаний личности на этот статус; от социальной группы, в которой находится личность;
в) от оценки личностью адаптационной ситуации;
г) от значимой для данной личности деятельности;
д) от особенностей возраста и половой принадлежности личности (полоролевой идентификации);
е) от цели адаптации по сути сводящейся к защите личности от неблагоприятных воздействий среды (среда-профессия, среда-общество, среда-деятельность, среда-возраст и пол).
В Ноябрьском педагогическом колледже одно из направлений воспитательной работы посвящено адаптации первокурсников. Ежегодно в сентябре для первокурсников проводится тренинг для быстрой и эффективной адаптации бывших абитуриентов к новым условиям учебно-профессиональной деятельности. Непрерывность и изменчивость процесса адаптации требует поиска новых способов профилактики адаптации.
Введена программа спецкурса по адаптации студентов в колледже. Цель спецкурса - усвоение теоретических знаний об адаптации, о личностных детерминантах и предметных областях адаптации.
Детерминанты адаптации студентов содержат полярные качества личности. Эти качества обеспечивают адаптацию к деятельности и к социальной среде. Творчество и рутинность, уверенность и зависимость, соглашательство и негативизм. Сосуществование полярных качеств в наборе адаптивных, как и гибкие связи между ними, говорят о способности студентов меняться с учётом изменений условий в среде.
Внутри набора адаптивных качеств выделяется сплав наиболее значимых для адаптации студентов педколледжа качеств личности: коллективизм, оригинальность, интроверсия, интеллект, тревожность, эмоциональность. Эти качества применяют для адаптации большинство испытуемых-студен-тов педагогического колледжа.
Коллективизм - приобщение к коллективу и приобщение к работе с коллективом детей (взрослых). Это качество можно формировать уже на первых этапах обучения. Таким образом, будет снят стресс вхождения в новый коллектив и стресс публичных выступлений, сопровождающих ежедневную педагогическую деятельность.
Оригинальность - выделение на фоне других, своеобразие; усвоение коллективизма с сохранением индивидуальности. Это качество необходимо будущему педагогу как неизменному лидеру в педагогических взаимоотношениях. Оригинальность в методике преподавания и воспитания, формирование своего педагогического стиля поможет студенту не копировать слепо опыт известных педагогов, а подобрать оптимальные и комфортные для себя
педагогические методы, не коверкающие индивидуальное своеобразие личности студента. Оригинальность можно формировать в небольших студенческих группах, как это принято, на пример, при изучении иностранного языка. Хороший педагог должен быть штучным продуктом, тогда и он, в свою очередь, сможет вырастить талантливых учеников.
Интроверсия - поле самоанализа, а значит, и самосовершенствования. Педагог всегда должен быть в курсе меняющейся жизни. Интроверсия является первым этапом в программе повышения педагогической квалификации. Интроверсии можно учить планомерно на педагогической практике, на практических занятиях психолого-педагогического цикла.
Интеллект - основа любой деятельности. Формируют интеллект развивающие формы обучения. Интеллект является комплексным качеством. Поэтому преподаватели колледжа, определяя развивающие задачи, должны делать акцент на той стороне интеллекта, которая более всего соответствует специфике изучаемого предмета.
Тревожность и эмоциональность проявляются в неравнодушии к окружающему, живое реагирование. Переживающий за своих учеников педагог старается много для них делать, искать выходы даже из тупиковых ситуаций. Эти сложные для формирования, но необходимые студентам педкол-леджа качества требуют особых, дополнительных методов формирования. На данный момент нет готовых способов развития этих качеств личности.
Рассмотренные выше детерминанты адаптации, можно учитывать при отборе абитуриентов в педагогической колледж, используя тестирование или собеседование. Качества личности, как детерминанты адаптации, можно формировать у студентов в период обучение и на практике.
Библиографический список
1. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. [Текст] / Ф. Б. Березин. - Л.: Наука. Ленингр. Отд., 1988. - 270 с.
2. Бурлачук, Л. Ф. Словарь - справочник по психологической диагностике. [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов - Спб.: Питер Ком, 1999 - 517 с.
3. Веттенберг, Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным измеениям: Дис. ... канд. псих, наук [Текст] / Е. В. Веттенберг. - Спб.: 1994. - 190 с.
4. Иванова, Е. В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности: Дис. ... канд. псих, наук [Текст] / Е. В. Иванова. - Пермь, 2000. - 170 с.
5. Конюхов, Н. И. Словарь-справочник по психологии. [Текст] / Н. И. Конюхов. - М. 1996. - 160 с.
6. Налчаджян, А. А. Личность, психологическая адаптация и творчество. [Текст] / А. А. Налчаджян. - Ереван: Луйс, 1980. - 264 с.
7. Петров, Б. М. Психологические особенности адаптации студентов педвуза к познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки: Дис.... канд. псих, наук [Текст] / Б. М. Петров. - М., 1986. - 155 с.
8. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова - М.: Педагогика-Пресс, 2001. - 439 с.
9. Ротенберг, В. С. Адаптационная функция студента: Причины и проявления её нарушения. [Текст] / В. С.Роттенберг. - М.: Наука, 1982. - 176 с.
10. Сластёнин, В. А., Каширин, В. П. Психология и педагогика. [Текст] / В. А. Сластёнин, В. П. Каширин. - М.:Академа, 2001. - 480 с.
11. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
12.Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырей. - М.: Изд. МГУ, 1982 - 287 с.
13. Психология личности в трудах отечественных психологов. / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. - Спб.: Питер, 2001.-480 с.
14.Психология личности в трудах зарубежных психологов. Сост.
А. А. Реан. - Спб.: Питер, 2000. - 316 с.
15. Реан, А. А., Кудашев, А. Р., Баранов, А. А. Психология адаптации личности. [Текст] / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов - Спб, 2006. - 477 с.
16.Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. [Текст] / С. И. Розум. - Спб: Речь, 2006. - 363 с.
УДК 378.01
О. Н. Артеменко, Э. Г. Абакарова
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Современные отечественные ученые многие годы, соотнося понятия умственного развития и умственного воспитания, отождествляли их.
Для разграничения этих понятий необходимо провести их сравнительный анализ с кратким описанием содержательных характеристик.
В. С. Мухина понимает умственное развитие как развитие психических процессов [2]. Особое внимание она уделяет развитию мышления, т. к. в младшем школьном возрасте образное мышление постепенно замещается логическим. Переломный момент в развитии памяти, внимания и воображения наступает тогда, когда под влиянием новых видов школьной деятельности, новых требований, предъявляемых взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи - сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал, воспроизвести и уметь его применить.
Умственное развитие рассматривается как динамическая система, состояние которой зависит как от усвоения общего опыта, так и от созревания