Научная статья на тему 'Возрастные изменения свойств темперамента'

Возрастные изменения свойств темперамента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3168
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА / НЕЙРОТИЗМ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭКСТРАВЕРСИЯ / ИНТРОВЕРСИЯ / TEMPERAMENT / AGE FEATURES / DIAGNOSTICS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шатохина Л. В., Калашникова М. М.

В настоящей статье авторы акцентировали внимание на изучение такого психологического феномена, как темперамент. Анализируя различные векторы исследования указанной проблематики необходимо заметить, что на сегодняшний день данная тема, бесспорно, является всестороннее изученной, однако некоторые моменты до сих пор остаются на периферии науки и практики. Вследствие этого возникает необходимость уточнения ряда вопросов, связанных с проявляющимися изменениями различных свойств темперамента личности. Интерес к обсуждению данной проблемы возник после рассмотрения научно-исследовательских работ современных отечественных ученых, в которых были представлены основные выводы проведенных экспериментальных исследований в данной области, а также в результате целенаправленных наблюдений за особенностями поведения детей в школьном возрасте. Учитывая анатомические, физиологические, психические особенности развития детского организма, зависящие напрямую от функционирования сложноорганизованной и высокоспециализированной нервной системы, нами была предпринята попытка изучения возрастных изменений свойств темперамента в условиях муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Рязани. Авторами выявлены различия в возрастных проявлениях свойств темперамента по следующим факторам: нейротизм, эмоциональность. Представлены краткие описания поведения обучающихся младших и старших классов, имеющих склонность к нейротизму, экстраверсии-интроверсии. Результаты проведенного эмпирического исследования указывают на важность и необходимость целенаправленной и систематической подготовки педагогов общеобразовательных школ к осуществлению процесса обучения и воспитания школьников с учетом индивидуально-типологических особенностей личности. Приведенные в статье рекомендации окажут помощь в первую очередь начинающим педагогам в выборе приоритетных методов, форм, средств и путей всесторонней гармоничной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE CHANGES OF PROPERTIES OF TEMPERAMENT

In this article, the authors focused on the study of such a psychological phenomenon as temperament. Analyzing various vectors of research of the specified problems it is necessary to notice that today this subject, undoubtedly, is comprehensively studied, however some moments still remain on the periphery of science and practice. As a result, there is a need to clarify a number of issues related to the manifested changes in various properties of personality temperament. Interest in the discussion of this problem arose after consideration of research works of modern domestic scientists, which presented the main findings of experimental studies in this area, as well as a result of targeted observations of the behavior of children in school age. Taking into account the anatomical, physiological, mental features of the development of the child's body, which depend directly on the functioning of the complex and highly specialized nervous system, we attempted to study the age-related changes in the properties of temperament in municipal educational institutions of Ryazan. The authors revealed differences in age manifestations of temperament properties by the following factors: neuroticism, emotionality. Brief descriptions of the behavior of students of Junior and senior classes with a tendency to neuroticism, extroversion-introversion are presented. The results of the empirical study indicate the importance and the need for targeted and systematic training of teachers of secondary schools to implement the process of education and upbringing of students, taking into account the individual typological characteristics of the individual. Given the article's recommendations will assist in the first place beginning teachers in the selection of the priority of methods, forms, means and ways comprehensive and harmonious personality.

Текст научной работы на тему «Возрастные изменения свойств темперамента»

DOI: 10.23888/humJ20193538-548

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА

AGE CHANGES OF PROPERTIES OF TEMPERAMENT

Шатохина Л.В., Калашникова М.М.

Академия ФСИН России Аннотация:

В настоящей статье авторы акцентировали внимание на изучение такого психологического феномена, как темперамент. Анализируя различные векторы исследования указанной проблематики необходимо заметить, что на сегодняшний день данная тема, бесспорно, является всестороннее изученной, однако некоторые моменты до сих пор остаются на периферии науки и практики. Вследствие этого возникает необходимость уточнения ряда вопросов, связанных с проявляющимися изменениями различных свойств темперамента личности. Интерес к обсуждению данной проблемы возник после рассмотрения научно-исследовательских работ современных отечественных ученых, в которых были представлены основные выводы проведенных экспериментальных исследований в данной области, а также в результате целенаправленных наблюдений за особенностями поведения детей в школьном возрасте. Учитывая анатомические, физиологические, психические особенности развития детского организма, зависящие напрямую от функционирования сложноорганизованной и высокоспециализированной нервной системы, нами была предпринята попытка изучения возрастных изменений свойств темперамента в

Shatokhina L.V., Kalashnikova M.M.

Academy of the FPS of Russia Abstract:

In this article, the authors focused on the study of such a psychological phenomenon as temperament. Analyzing various vectors of research of the specified problems it is necessary to notice that today this subject, undoubtedly, is comprehensively studied, however some moments still remain on the periphery of science and practice. As a result, there is a need to clarify a number of issues related to the manifested changes in various properties of personality temperament. Interest in the discussion of this problem arose after consideration of research works of modern domestic scientists, which presented the main findings of experimental studies in this area, as well as a result of targeted observations of the behavior of children in school age.

Taking into account the anatomical, physiological, mental features of the development of the child's body, which depend directly on the functioning of the complex and highly specialized nervous system, we attempted to study the age-related changes in the properties of temperament in municipal educational institutions of Ryazan. The authors revealed differences in age manifestations of temperament properties by

условиях муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Рязани. Авторами выявлены различия в возрастных проявлениях свойств темперамента по следующим факторам: нейротизм, эмоциональность. Представлены краткие описания поведения обучающихся младших и старших классов, имеющих склонность к нейротизму, экстраверсии-интроверсии. Результаты проведенного эмпирического исследования указывают на важность и необходимость целенаправленной и систематической подготовки педагогов общеобразовательных школ к осуществлению процесса обучения и воспитания школьников с учетом индивидуально-типологических особенностей личности. Приведенные в статье рекомендации окажут помощь в первую очередь начинающим педагогам в выборе приоритетных методов, форм, средств и путей всесторонней гармоничной личности.

Ключевые слова:

свойства темперамента, нейротизм, возрастные особенности, экстраверсия, интроверсия.

the following factors: neuroticism, emotionality. Brief descriptions of the behavior of students of Junior and senior classes with a tendency to neuroticism, extroversion-introversion are presented. The results of the empirical study indicate the importance and the need for targeted and systematic training of teachers of secondary schools to implement the process of education and upbringing of students, taking into account the individual typological characteristics of the individual. Given the article's recommendations will assist in the first place beginning teachers in the selection of the priority of methods, forms, means and ways comprehensive and harmonious personality.

Keywords:

temperament, age features, diagnostics, students.

Актуальность

Проблеме темперамента посвящено большое количество научных публикаций, однако, она не перестает интересовать ученых в области психологии, что обусловлено ярко проявляющимися типологическими различиями между людьми. Психика выступает достаточно сложным интегративным феноменом, в котором происходят специфические процессы, обуславливающие индивидуально-психологические факторы поведения человека. Бесспорно, темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности, так как представляет собой врожденное свойство психики. Он определяет наличие психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду динамических характеристик [1].

Анализ работ зарубежных и отечественных ученых позволяет выделить основные подходы к исследованию темперамента: гуморальный (Гиппократ), естественно-научный (И.П. Павлов), конституциональный (Э. Кречмер и У.

Шелдон), в рамках которых изучались его физиологические основы и психологические проявления. Физиологическую сущность темперамента составляют индивидуальность силы, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Психологическая сущность сводится к описанию совокупности свойств, которые характеризуют динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека.

Проблема изучения темперамента находит свое отражение в работах Я. Стреляу, Г. Айзенка, В.М. Русалова, Д. Кейрси, Р.С. Немова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина и других ученых.

В отечественной психологии на современном этапе можно выделить несколько направлений изучения темперамента школьников разных возрастов, при этом особое внимание исследователей привлекают младшие школьники, так как индивидуально-типологические особенности особенно ярко проявляются именно в этом возрасте.

Это изучения связи темперамента с психическими познавательными процессами. В исследовании А.Н. Абрамовой и др. рассмотрено влияние темперамента младших школьников на развитие их памяти [2]. Сделаны интересные выводы о том, что школьникам разного темперамента в данном возрасте характерны разные ведущие типы памяти: у сангвиника преобладает слуховой тип памяти, при хорошо развитой зрительной памяти; у холерика -как зрительная, так и на слуховая; меланхолики лучше запоминают материал зрительно.

Исследование связи темперамента, его свойств с отношением младших школьников к компьютерным играм выполнено О.А. Жеребненко, Л.Б. Кузнецовой с использованием графического теста определения темперамента [3]. Установлено, что по критериям экстраверсия - интроверсия значимых различий в ответе на вопрос «Любите ли вы компьютерные игры?» выявлено не было; значительно большее количество любящих компьютерные игры было выявлено среди эмоционально-устойчивых детей.

Исследование влияния тем перам ента на эффективность и результативность обучения школьников. М.Н. Елизарова (2018) указывает в этой связи, что «если педагог поставил перед собой целевую направленность -оптимизировать процесс обучения, то не принимать во внимание темперамент детей - это ошибка, способная весь процесс оптимизации свести на нет» [4, С. 66]. В своем исследовании она предлагает рекомендации для повышения эффективности обучения младших школьников на уроках фортепиано с учетом их темперамента.

Исследование связи темперамента с психическими состояниями школьника, например, с тревожностью. Установлено влияние типа темперамента на уровень тревожности младшего школьника. Результаты

обследования, проведенного Е.А. Варенниковой, показывают, что у школьников с сангвиническим типом темперамента низкий и средний уровни тревожности; с холерическим типом темпераментом высокий уровень тревожности; у флегматиков и меланхоликов преимущественно высокий уровень тревожности [5]. Сделан вывод о том, что некоторые уровни тревожности образуют физиологическую основу темперамента.

Исследование связи темперамента со свойствами личности старшего школьника - организованностью (Н.П. Кирина, 2009) [6], общительностью (Н.А. Жемчугова, 2014), с особенностями интенционального опыта (А.А. Вихман, 2018).

Результаты анализа научных исследований свидетельствует о том, что темперамент, как и любое свойство организма, подвержен возрастным изменениям, которые, прежде всего, связаны с процессом созревания организма или изменением поведения, вытекающим главным образом из анатомического и физиологического развития нервной системы и других систем организма [7].

Младшие школьники характеризуются пониженной выносливостью, но высокой впечатлительностью, импульсивностью, эмоциональностью, поэтому педагогу надо быть особенно внимательным и при организации учебного процесса эффективно использовать данные свойства темперамента. У старших школьников возможно влияние ценностно-смысловой сферы на развитие свойств темперамента [8]. Проведенное сравнительно-психологическое исследование связи свойств темперамента и общительности старших школьников и студентов, показало наличие специфического влияния свойств темперамента на регуляторно-динамические и продуктивно-смысловые переменные: у старших школьников свойства темперамента соотносятся с регуляторно-динамическими переменными, определяя непроизвольность, эмоциональность общительности; у студентов - с продуктивно-смысловыми переменными [9].

Исследуя свойства темперамента, и выявляя психологические особенности их возрастных проявлений, представляется возможным найти индивидуальный подход к каждому человеку, что способствует дальнейшему формированию его как всесторонне развитой гармоничной личности.

Цель исследования

Эмпирически изучить возрастные проявления свойств темперамента у о б у ч а ю щ и х с я м л а д ш и х и с т а р ш и х к л а с с о в м у н и ц и п а л ь н ы х общеобразовательных учреждений г. Рязани, а также разработать рекомендации педагогам, включающих комплекс психолого-педагогических и воспитательных мероприятий.

Материалы и методы

Возрастные особенности темперамента проявляются в степени выраженности его свойств в различных возрастных группах, поэтому с целью изучения теоретических и практических аспектов возрастных проявлений темперамента нами было проведено эмпирическое исследование. В качестве испытуемых выступили смешанные коллективы (мальчики и девочки) младших и старших классов (80 человек) муниципальных общеобразовательных школ г. Рязани. Для диагностики возрастных проявлений темперамента у учащихся разного возрастного периода использовались методы опроса, тестирования и математические методы обработки эмпирических данных. Достоверность результатов устанавливалась при помощи непараметрических критериев Spearman Rank Order Correlations, Mann-Whitney U Test, Wilcoxon Matched Pairs Test. В качестве минимального порога достоверности принимался p<0,05. В качестве методик применялись «Личностный опросник Г. Айзенка» (первичные эмпирические данные), «Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова.

Результаты и их обсуждение

Результаты проведенной диагностики и статистической обработки данных изучения темперамента школьников разных возрастных групп по методике Г. Айзенка свидетельствуют о том, что в группе учащихся младших классов средние показатели по шкале интроверсии-экстраверсии составляют (12,100±8,238), а в группе старших школьников данный показатель несколько выше: (14,200±5,181), что свидетельствует о большей экстравертированности учащихся старших классов (табл. 1).

Показатель нейротизма отражает эмоциональную устойчивость или неустойчивость личности. Характеризуя показатели школьников разных возрастных групп по данной шкале можно отметить, что в обеих группах они находятся на среднем уровне. У младших школьников он составляет 17,700±3,267, средние показатели в группе старшеклассников - 12,500±4,222.

Таблица 1.

Результаты статистической обработки данных по методике Г. Айзенка

Group Stal ;istics

Группы Min Max Mean Std. Deviation Std. Error Mean

Шкала интроверсии- экстраверсии младшие классы 0 22 12,100 8,238 2,605

старшеклассники 6 20 14,200 5,181 1,638

Шкала нейротизма младшие классы 6 20 17,700 3,267 1,033

старшеклассники 4 18 12,500 4,222 1,335

В результате проведенной статистической обработки данных по критерию Mann-Whitney U Test нами были получены значимые различия в возрастных проявлениях темперамента по фактору нейротизма у представителей групп школьников (р<0,05). Статистика критерия Манна-Уитни свидетельствует о том, что младшие школьники имеют более высокие показатели нейротизма. Так, средний ранг в группе младших школьников составляет 13,9, в группе старших школьников - 7,1. Значимые различия по фактору «нейротизм», свидетельствуют о том, что младшие школьники имеют более низкую эмоциональную устойчивость по сравнению со старшими школьниками. Нейротизм у младших школьников выражается в повышенной возбудимости, более высокой, чем у старших школьников неустойчивости, худшей адаптации, склонности к быстрой смене настроений, их лабильности, чувстве вины и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях.

Повышенное значение показателя по шкале нейротизма у младших школьников подтверждает данные о том, что они являются более эмоциональными, импульсивными, чувствительными, характеризуются изменчивостью интересов, неуверенностью в себе. Данный факт можно связать с особенностями созревания детского организма, а также развития психики и нервной системы младших школьников.

Полученные результаты обследования школьников разных возрастных групп по шкалам экстраверсии-интроверсии и нейротизма подтверждают точку зрения о возрастных изменениях свойств темперамента.

Далее нами была проведена диагностика школьников разной возрастной категории по методике «Опросник структуры темперамента ОСТ».

В группе младших школьников наиболее высокие баллы были получены по шкалам: предметная эргичность (9,900±0,994), социальная эргичность (9,4000±2,716) - высокий уровень, эмоциональность (8,2000±1,932) - выше среднего уровень (табл. 2).

Таблица 2.

Результаты статистической обработки данных по методике В.М. Русалова

Group Statistics

Критерий Группы Mean Std. Deviation Std. Error Mean

Предметная эргичность младшие классы 9,900 0,994 0,314

старшеклассники 9,500 1,433 0,453

Социальная эргичность младшие классы 9,400 2,716 0,858

старшеклассники 9,500 0,849 0,268

Предметная пластичность младшие классы 6,200 3,011 0,952

старшеклассники 6,400 2,590 0,819

Социальная пластичность младшие классы 6,500 3,240 1,024

старшеклассники 7,500 2,415 0,763

Темп младшие классы 7,700 3,267 1,033

старшеклассники 8,200 1,873 0,592

Социальный темп младшие классы 7,200 2,201 0,696

старшеклассники 6,600 2,458 0,777

Эмоциональность младшие классы 8,200 1,932 0,611

старшеклассники 5,600 1,577 0,498

Социальная эмоциональность младшие классы 6,600 1,577 0,498

старшеклассники 5,900 1,911 0,604

Отметим, что высокие показатели предметной эргичности свидетельствуют о высоком уровне потребности младших школьников в освоении предметного мира, их стремлении к умственному и физическому труду. Показатели социальной эргичности говорят о потребности младших школьников в социальных контактах, жажде освоения социальных форм деятельности, общительности. Показатели эмоциональности указывают на чувствительность младших школьников к неудачам в различных сферах деятельности. Детям данного возраста свойственно ощущение некоторой неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу результатов обучения, наличие чувствительности к неудачам.

В группе старших школьников высокий уровень развитости выявлен по шкалам: предметная эргичность (9,500±1,433), социальная эргичность (9,600±2,458), темп (8,200±1,873). Остальные критерии развиты на среднем уровне. Так, по высоким показателям предметная и социальная эргичность, можно судить о стремлениях старших школьников к умственному и физическому труду, лидерству, общительности, занятию более высокого ранга в обществе. Высокие показатели темпа свидетельствуют о быстроте моторно-двигательных актов старших школьников при выполнении предметной деятельности, а также их значительной возможности рече-двигательного аппарата и высокой скорости выполнения конкретных заданий.

В результате проведенной статистической обработки данных по критерию Mann-Whitney U Test нами были получены значимые различия в возрастных проявлениях темперамента по шкале: эмоциональность. Так, средний ранг в группе младших школьников составляет 14,2, в группе старших школьников - 6,8. Значимые различия по фактору «эмоциональность», свидетельствуют о том, что младшие школьники имеют более низкую эмоциональную устойчивость, чем старшие школьники. Они имеют повышенную тревожность, испытывают ощущение неуверенности и беспокойства. При этом полученные результаты свидетельствуют о большем спокойствии и уверенности в себе старших школьников, чем учащихся младших классов.

Выводы

В результате проведенного эмпирического исследования нами была выявлена явная зависимость проявлений свойств темперамента от возраста обучающихся, знание которой позволит правильнее понимать некоторые особенности поведения младших и старших школьников, даст возможность варьировать нужным образом приемами воспитательных воздействий [10].

Полученные факты подтверждают, что для свойств темперамента характерны возрастные проявления, которые определяют своеобразие и специфику личности. Учитывая их в своей профессиональной деятельности, педагог сможет оказать целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на развитие не только отдельной личности, но и учебного класса в целом. Необходимо помнить, что ответственность за результаты педагогической деятельности выступает нормативным требованием к современной общей и профессиональной культуре [11].

В качестве рекомендаций педагогическому составу, обучающему детей младшего школьного возраста, можно предложить апробированный на практике комплекс психолого-педагогических и воспитательных мероприятий.

В отношении детей с такими преобладающими свойствами те м п е р а м е нта , ка к а кти в но сть , эне р гич н о сть , в сп ы л ьч и в о сть , раздражительность, эмоциональная неустойчивость можно рекомендовать проводить тренинговую работу, направленную на выработку умения останавливать себя, свои резкие и нежелательные реакции; вырабатывать сдержанность в отношении к одноклассникам, взрослым, не допускать в разговорах повышенных тонов; от них важно систематически, настойчиво без проявлений жесткости в общении требовать спокойных, взвешанных, продуманных ответов, сдержанности в поведении, аккуратности и порядка в работе. В поведении с данными обучающимися необходимо контролировать свои реакции: стараться не раздражаться, если они отвлекаются, и всячески поощрять любое проявление старательности, размной инициативности и терпения. При возникновении конфликтных ситуаций обсуждать возможные варианты правильного поведения и ухода от конфликта. Проявляя индивидуально личностный подход к каждому ученику, настойчиво указывать на необходимость спокойных и обдуманных поступков и ответов; в учебной и повседневной деятельности воспитывать у них последовательность, аккуратность.

Для младших школьников, отличающихся такими свойствами темперамента, как тревожность, мнительность, ранимость, чуткость, быстрота утомления, малая активность, основной акцент в тренинговой работе должен быть направлен на развитие общительности, коммуникабельности, уверенность

в себе. В поведении с ними необходимо проявлять мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность, во время их ответов на классных занятиях хвалить, подбадривать, переключать внимание не на оценку, а на результат деятельности. Во время учебных занятий педагогу необходимо помнить, что такие дети ярко себя проявляют в тихой, спокойной обстановке при условии одобрения их ответов, похвалы, положительного настроя на исход событий.

В качестве рекомендаций педагогам старших школьников, обладающих такими свойствами темперамента, как общительность, подвижность, рассеянность можно предложить тренинговую работу, направленную на развитие усидчивости, выработку устойчивых интересов, серьезному отношению к выполнению любого дела. В поведении с ними важно поощрять их настойчивость, усидчивость, старательность, целеустремленность, Необходимо постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности, учить быть ответственным за свои обещания, воспитывать серьезное отношение к учебной деятельности, труду, одноклассникам, педагогам, родителям и другим лицам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер; 2018.

2. Абрамова А.Н., Урутина Т.М., Митичева Т.И. Изучение взаимосвязи особенностей темперамента и типа памяти младших школьников. В сб.: Молодой ученый; 2015. Доступно по ссылке:

https://moluch.ru/archive/102/22727/. Ссылка активна на 21 июня 2019.

3. Жеребненко О.А., Кузнецова Л.Б. Особенности отношения современных младших школьников к компьютерным играм. В сб.: Казанский педагогический журнал; 2015. Доступно по ссылке: https://cyberleninka.ru. Ссылка активна на 19 июня 2019.

4. Елизарова М.Н. Оптимизация процесса обучения младших школьников на уроках фортепиано с учётом темперамента учащихся. В сб.: Молодой ученый; 2018. №43. С. 66-68. Доступно по ссылке:

https://moluch.ru/archive/229/53375/. Ссылка активна 19 июня 2019.

5. Варенникова Е.А. Влияние темперамента на ситуативную тревожность детей младшего

REFERENCES:

1. Maklakov AG. General psychology. Saint Petersburg: Piter; 2018. (In Russ.).

2._Abramov AN, Orotina TM, Dmitricheva TI. To study the relationship of characteristics of temperament and the type of memory of younger students. Young scientist. Available at: https://moluch.ru/archive/102/22727/. Accessed: 21 June 2019. (In Russ.).

3. Zherebnenko OA, Kuznetsova LB. Features of the attitude of modern younger students to computer games. Kazan pedagogical journal. Available at:

https://cyberlenmka.ru/article/v/osobennosti-otnosheniya-sovremennyh-mladshih-shkolnikov-k-kompyuternym-igram. Accessed: 19 June 2019. (In Russ.).

4. Elizarova MN. Optimization of the process of teaching younger students in piano lessons, taking into account the temperament of students. Young scientist. Available at:

https://moluch.ru/archive/229/53375/. Accessed: 19 June 2019. (In Russ.).

5. Varennikova E A. The Influence of temperament on the situational anxiety of children of primary

школьного возраста. В сб.: Научно-методический электронный журнал «Концепт»; 2015. Т.18. С. 21-25. Доступно по ссыл ке: http ://e-koncept.ru/2015/95156.htm. Ссылка активна 21 июня 2019.

6. Кирина Н.П. Психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Москва; 2009. Доступно по ссылке: https://www.dissercat.com/content. Ссылка активна 18 июня 2019.

7. Пак Т.С. Психология развития и возрастная психология. М.: Человек; 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Вихман А.А. Взаимосвязи психодинам-ческих и личностных свойств старших школьников с разным уровнем интенцио-нального опыта и ценностей. В сб.: Пензенский психологический вестник; 2018. Доступно по ссылке: https://cyberleninka.ru. Ссылка активна 20 июня 2019.

9. Жемчугова Н.А. Сравнительные особенности структуры общительности и свойств темперамента на разных этапах юности. В сб.: Педагогическое образование в России; 2014. Доступно по:_https://cyberienmka.m. Ссылка активна 18 мая 2019.

10. Червинская В.В. Влияние типа темперамента познавательную активность школьников с особенностями психофизического развития // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. 2017. С. 737-744.

11. Шатохина Л.В. Педагогическая культура преподавателя в тезауресе общей и профессиональной культуры // Глобальный научный потенциал. 2018. № 9 (90). С. 25-27.

12. Шишкова И.М. Влияние семейных факторов на формирование внутренней картины здоровья ребенка // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018. Т.6, №3 (22). Доступно по ссылке:

http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=340. Ссылка активна на 18 мая 2019.

school age. Scientific and methodical electronic journal "Concept". 2015; 18: 21-25. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95156.htm. Accessed: 21 June 2019. (In Russ.).

6. Kirina N P. Psychological features of the organization of personality in senior pupils and students [dissertation]. Moscow; 2009. Available at: https://www.dissercat.com/content. Accessed: 18 June 2019. (In Russ.).

7. Pac TS. Developmental psychology and age psychology. Moscow: Chelovek; 2010. (In Russ.).

8. Wichmann AA. Relationship of psychodynamic and personality traits of senior pupils with different level of intentional experiences, and values. Penza psychological bulletin. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/vzaimosvyazi-psihodinamicheskih-i-lichnostnyh-svoystv-starshih-shkolnikov-s-raznym-urovnem-intentsionalnogo-opyta-i-tsennostey. Accessed: 20 June 2019. (In Russ.).

9. Zhemchugova NA. Comparative features of structure of sociability and properties of temperament at different stages of youth. Pedagogical education in Russia. 2014. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/sravnitelnye-osobennosti-struktury-obschitelnosti-i-svoystv-temperamenta-na-raznyh-etapah-yunosti. Accessed: 18 May 2019. (In Russ.).

10. Chervinskaya VV. Influence of temperament type cognitive activity of schoolchildren with peculiarities of psychophysical development. Personality, intellect, metacognition: research approaches and educational practices. 2017: 737-744. (In Russ.).

11. Shatokhina LV. Pedagogical culture of the teacher in the thesaurus of General and professional culture. Global scientific potential. 2018; 9(90): 25-27. (InRuss.).

12. Shishkova IM. The family factors influence on the formation of child's subject pattern of health.

Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2018; 6 (3). Available at:

http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=340. Accessed: 18 May 2019.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Шатохина Лариса Вадимовна - кандидат педагогических наук, начальник кафедры общей психологии психологического факультета, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Академия права и управления; 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1. email: [email protected]. Калашникова Мария Михайловна -кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры общей психологии психологического факультета, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Академия права и управления. 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1. email: [email protected].

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Shatokhina Larisa Vadimovna - PhD (Pedagogics), Head of Department of General psychology of psychology faculty, Federal State Educational Institution of Higher Education Academy of Law and Management; 390000, Ryazan, 1 Sennaya street. email: [email protected]. Kalashnikova Maria Mikhailovna - PhD (Psychology), Deputy head of the Department of General psychology of the faculty of psychology, Federal State Educational Institution of Higher Education Academy of Law and Management; 390000, Ryazan, 1 Sennaya street. email: [email protected].

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 20.05.2019 ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 26.08.2019 ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Шатохина Л.В., Калашникова М.М. Возрастные изменения свойств темперамента // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 3 (26). Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=394. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20193538-548

PAPER RECEIVED: 20.05.2019 PAPER ACCEPTED: 26.08.2019 REFERENCE FOR CITING:

Shatokhina LV, Kalashnikova MM. Age changes of properties of temperament. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (3). Available at:

http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=394. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20193538-548

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.