Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Сперанская Александра Владимировна
Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г .Вологда); старший преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки Мефодьева Юлия Александровна
Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СОТРУДНИКОВ УИС В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ
Аннотация. В статье представлен авторский подход по изучению и определению условий формирования профессиональной компетенции в сотрудников УИС в области применения оружия на начальном этапе их профессионализации. Сделан акцент на восприятии самими участниками образовательного процесса тех условий, которые лежат в основе развития необходимой компетентности. Выявленные условия в результате опроса были разделены на четыре группы: технические, физиологические, внешние и внутренние психологические. Среди четырех групп определяющими являются физиологические и внутренние психологические условия формирования профессиональной компетентности. Отмечается, что данные группы условий могут управляться самими обучающимися, необходимо помочь им наработать навыки управления. Самооценка испытуемыми сформированности различных компонентов профессиональной компетентности показала, что обучающиеся отметили физический компонент как преобладающий в структуре профессиональной компетентности в области применения оружия. Психологический компонент в профессиональной компетентности наименее развит на начальном этапе профессионализации. Сравнительный анализ самооценки степени развитости различных компонентов профессиональной компетентности с учетом пола показал значимую разницу у юношей и девушек-курсантов. Установлено, что юноши оценивают сформированность всех компонентов профессиональной компетентности значительно выше, чем девушки. Юноши быстрее, лучше осваивают применение огнестрельного оружия по сравнению с девушками. Можно предположить, что юноши, как правило, более физически развиты, более психически устойчивы, сдержаны, чем девушки, что позволяет им сохранять большее спокойствие и уверенность во время упражнений учебных стрельб, чем девушкам. Сотрудники женского пола требуют повышенного внимания со стороны преподавателей в формировании рассматриваемой компетенции.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, огнестрельное оружие, социальная роль, начальный этап профессионализации, сотрудник, уголовно-исполнительная система.
Annotation. The article presents the author's approach to the study and determination of the conditions for the formation of professional competence in the field of the use of weapons in the initial stage of their professionalization. The emphasis is placed on the perception by the participants of the educational process of the conditions that underlie the development of the necessary competence. The identified conditions as a result of the survey were divided into four groups: technical, physiological, external and internal psychological. Among the four groups, the determining ones are the physiological and internal psychological conditions for the formation of professional competence. It is noted that these groups of conditions can be managed by the students themselves, it is necessary to help them develop management skills. The subjects' self-assessment of the formation of various components of professional competence showed that the students noted the physical component as predominant in the structure of professional competence in the field of the use of weapons. The psychological component in professional competence is least developed at the initial stage of professionalization. A comparative analysis of the self-assessment of the degree of development of various components of professional competence, taking into account gender, showed a significant difference in male and female cadets. It is established that boys evaluate the formation of all components of professional competence significantly higher than girls. Young men learn the use of firearms faster and better than girls. It can be assumed that boys, as a rule, are more physically developed, more mentally stable, restrained than girls, which allows them to remain more calm and confident during the exercises of shooting practice than girls. Female employees require increased attention from teachers in the formation of the competence in question.
Key words: professional competence, firearms, social role, initial stage of professionalization, employee, penal enforcement system.
Введение. Уголовно-исполнительная система предъявляет серьезные требования в области подготовки будущих сотрудников. Образовательные организации ФСИН должны помимо основных компетенций, напрямую связанных с будущей профессиональной деятельностью курсантов, в обязательном порядке сформировать у них профессиональную компетентность в области применения огнестрельного оружия.
Профессиональную компетентность сотрудников УИС можно рассмотреть как некие ожидания общества, выражающиеся в приписывании сотрудникам УИС определенных социальных ролей. Поэтому в процессе обучения профессиональной деятельности сотрудников УИС необходимо овладение данной социальной ролью [1, С. 99].
В рамках нашего исследования необходимо также подчеркнуть, что социальная роль сотрудника УИС предписывает им обладание компетенцией применения огнестрельного оружия, что может влиять на формирование данной компетенции у курсантов образовательных учреждений ФСИН в процессе обучения. Содержанием социальной роли сотрудников УИС является наличие у сотрудников УИС развитых волевых качеств, морально-этических принципов, качеств, способствующих обеспечению собственной безопасности сотрудников УИС, которые также включают в себя развитые физические качества и компетенцию применения огнестрельного оружия.
В рамках служебно-боевой подготовки курсанты обучаются навыкам стрельбы из пистолета и изучают материально-техническую часть табельного огнестрельного оружия. Необходимо обратить внимание на недостаточную изученность психологических условий, способствующих формированию требуемой компетентности.
В связи с этим нам представляется актуальным исследование психологических условий формирования профессиональной компетентности у сотрудников УИС к применению оружия на начальном этапе их профессионализации с целью повышения надежности и эффективности служебной деятельности сотрудников отделов охраны, профилактики деструктивных форм их поведения, сохранения психического здоровья сотрудников УИС.
Изложение основного материала статьи. В связи с вышеизложенным было организовано и проведено исследование психологических условий профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия у сотрудников УИС на начальном этапе их профессионализации. Выборку составили курсанты образовательной организации ФСИН России (ВИПЭ ФСИН России) в количестве 40 человек, в возрасте 20 лет, среди них 26 юношей и 14 девушек.
В качестве диагностического инструментария для сбора эмпирических данных было использовано анкетирование для установления выраженности уровня профессиональной компетентности у сотрудников УИС в области применения
огнестрельного оружия. После этого была осуществлена математико-статистическая обработка результатов исследования с последующим анализом (описательные статистики (среднее, частотное распределение), И-критерий Манна-Уитни).
В анкете заложены три шкалы: Физическая компетентность в области применения огнестрельного оружия; Психологическая компетентность в области применения огнестрельного оружия; Общий уровень профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия.
Испытуемым были предложены определенные показатели физической и психологической компетентности к применению огнестрельного оружия, а также факторы, способные повлиять на показатели профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия. Испытуемым предлагалось оценить по 10-бальной шкале уровень своей профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия по следующим показателям: физическая подготовка, психологическая подготовка.
В таблице 1 представлено распределение ответов испытуемых по оценке факторов, способных повлиять на показатели профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия.
Таблица 1
Распределение курсантов института ФСИН по оценке условий, способных повлиять на показатели профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия
Условия Частота ответов
Нацеленность на академическую оценку, а не на результат 65%
Голод 85%
Строгость преподавателя 70%
Нерегулярность тренировок по стрельбе 86%
Плохая психологическая обстановка в группе 89%
Несерьезное отношение к выполнению тренировочных упражнений по стрельбе 88%
Некомфортная температура в помещении в процессе тренировки 90%
Неблагоприятное функциональное состояние в момент тренировки (усталость, напряжение, стресс и т.п.) 90%
Недостаток сна 85%
Состояние оружия 28%
Знание техники безопасности 21%
Хорошее освещение в тире 7%
Наличие опыта 20%
Грамотные действия преподавателей 8%
Как видно из таблицы 1, среди условий, способных отрицательно повлиять на показатели профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия, испытуемые выделяют такие условия, как: плохое эмоциональное состояние (усталость, стресс, напряжение и т.д.), недостаток сна, некомфортная температура помещения при выполнении упражнений, несерьезное отношение к выполнению упражнений, плохая психологическая обстановка в группе, нерегулярность тренировок, строгость преподавателя, голод, нацеленность не на результат, а на оценку.
Таким образом, можно отметить, что испытуемые выделяют:
- физиологические условия (неполноценность сна, неполноценность питания), способные повлиять на их общее физиологическое состояние при выполнении упражнений учебных стрельб, которое, в свою очередь, способно повлиять на показатели их профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия;
- технические условия (освещенность, видимость и температура, состояние оружия), оказывающие влияние на технические условия, в которых проходят упражнения учебных стрельб, что также может повысить, либо снизить результат показателей их профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия;
- внешние психологические условия (грамотные действия преподавателей, регулярность тренировок, наличие опыта, знание техники безопасности, нерегулярность тренировок, строгость преподавателя), которые способны повлиять на развитие знаний, умений и навыков курсантов в области применения огнестрельного оружия;
- внутренние психологические условия (эмоциональное состояние, отношение к выполнению упражнений, особенности психологической обстановки в группе, нацеленность не на результат, а на оценку), которые указывают на общий психологический климат и личностные особенности испытуемых, способные повлиять на показатели их профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия.
В таблице 2 представлены средние значения показателей компетентности к применению огнестрельного оружия у курсантов института ФСИН.
Таблица 2
Средние значения показателей профессиональной компетентности к применению огнестрельного оружия у
курсантов института ФСИН
Компоненты профессиональной компетентности Среднее значение
Общий уровень профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия 7,2
Психологическая компетентность в области применения огнестрельного оружия 6,1
Физическая компетентность в области применения огнестрельного оружия 8,2
Анализ данных, представленных в таблице 2, позволяет сделать следующие выводы:
- среднее значение показателя физической компетентности к применению огнестрельного оружия у курсантов находится в зоне высоких значений (М=8,2);
- среднее значение показателя психологической компетентности к применению огнестрельного оружия у курсантов находится в зоне высоких значений (М=6,1), но на границе с низким значением;
- среднее значение показателя общего уровня профессиональной компетентности к применению огнестрельного оружия у курсантов находится в зоне высоких значений (М=7,2).
Таким образом, можно сделать вывод, что у испытуемых наиболее развита физическая компетентность к применению огнестрельного оружия, которая выражается в таких показателях как хорошее физическое развитие; умение стрелять из табельного и автоматического оружия по различного рода мишеням; правильное выполнение стойки, дыхание, хват; умение стрелять из различных положений; умение успешно стрелять после физической нагрузки; уровень теоретических знаний. Необходимо отметить, что психологическая компетентность к применению огнестрельного оружия у курсантов граничит с низким значением, что указывает на недостаточное развитие таких показателей как уровень внутреннего спокойствия при выполнении упражнений учебных стрельб; сосредоточенность и серьезность при выполнении упражнений учебных стрельб; спокойствие, уверенность в себе при выполнении упражнений учебных стрельб; способность объективно оценивать свои силы и возможности при выполнении упражнений учебных стрельб; отсутствие страха при выполнении упражнений учебных стрельб; решительность, твердость при выполнении упражнений учебных стрельб.
Общий уровень профессиональной компетентности к применению огнестрельного оружия у курсантов находится на высоком уровне. Таким образом, недостаточное развитие психологической компетентности к применению огнестрельного оружия компенсируется высоким уровнем физической подготовки. Данный результат указывает на то, что курсантам данной выборки требуется психологическое сопровождение в развитии психологической компетентности к применению огнестрельного оружия, что доказывает актуальность темы исследования.
Поскольку среди испытуемых были курсанты обоего пола, мы решили учесть данный фактор при анализе полученных данных, чтобы сравнить субъективную оценку уровня сформированности профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия отдельно у юношей и девушек. Также учет пола связан со стереотипами, существующими в обществе в отношении мужчин и женщин. Для выявления достоверных различий в выраженности показателей профессиональной компетентности к применению огнестрельного оружия у курсантов института ФСИН между группой юношей и группой девушек был проведен сравнительный анализ при помощи непараметрического критерия И-критерий Манна-Уитни (таблица 3).
Таблица 3
Результаты расчета значимых различий показателей профессиональной компетентности к применению огнестрельного оружия у курсантов института ФСИН между группой юношей и группой девушек
Показатели профессиональной компетентности к применению огнестрельного оружия Средние значения ^критерий Уровень статистической значимости ф)
Юноши Девушки
Физическая компетентность в области применения огнестрельного оружия 9,1 7,2 90 0,023*
Психологическая компетентность в области применения огнестрельного оружия 8,3 6,2 97 0,034*
Общий уровень профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия 8,2 6,7 110 0,028*
* - различия статистически достоверны (р<0,05)
Анализ данных, представленных в таблице 3, говорит о том, что:
- выраженность показателя физической компетентности в области применения огнестрельного оружия выше в группе юношей, чем в группе девушек (И=90, р<0,05);
- выраженность показателя психологической компетентности в области применения огнестрельного оружия выше в группе юношей, чем в группе девушек (и=97, р<0,05);
- выраженность показателя психологической компетентности в области применения огнестрельного оружия выше в группе юношей, чем в группе девушек (и=97, р<0,05);
- выраженность показателя общего уровня профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия выше в группе юношей, чем в группе девушек (И=110, р<0,05).
Таким образом, все показатели профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия выше в группе юношей, чем в группе девушек. Это говорит о том, что юноши оценивают свою физическую и психологическую компетентность в области применения огнестрельного оружия выше, чем девушки. Юноши отмечают более высокий уровень своего физического развития и теоретических знаний в области огнестрельного оружия, умения стрелять из табельного и автоматического оружия по различного рода мишеням; умения стрелять из различных положений; умения успешно стрелять после физической нагрузки, правильного выполнения стойки, дыхания, хвата, чем девушки. Также юноши оценивают выше свое внутреннее спокойствие, сосредоточенность и серьезность при выполнении упражнений учебных стрельб, чем девушки. Юноши более уверены в себе, решительны при выполнении упражнений учебных стрельб, чем девушки. Юноше выше оценивают свою способность объективно оценивать свои силы и возможности при выполнении упражнений учебных стрельб, чем девушки. У юношей ниже уровень страха при выполнении упражнений учебных стрельб, чем у девушек. Вероятно, такой результат объясняется гендерными особенностями, которые выражаются в том, что юноши, как правило, более физически развиты, более психически устойчивы, сдержаны, чем девушки, что позволяет им сохранять большее спокойствие и уверенность во время упражнений учебных стрельб, чем девушкам.
Выводы. В связи с полученными данными считаем целесообразным проводить профессионально-психологическую подготовку сотрудников к применению огнестрельного оружия, содержанием которой является психологическая коррекция личности сотрудника, развитие необходимых качеств, позволяющих ему максимально эффективно и качественно выполнять поставленные задачи служебной деятельности, причем с минимальными затратами нервной энергии и за минимальное время.
Среди рекомендаций по оптимизации психологических условий формирования профессиональной компетентности у сотрудников УИС в области применения огнестрельного оружия можно отметить учет пола курсантов при формировании необходимой профессиональной компетенции, организацию и проведение дополнительной работы с курсантами женского пола как для более эмоциональной, восприимчивой, физически менее развитой категории сотрудников. Также можно создавать моделирование ситуации применения оружия, например, проведение занятий в различных условиях (не только в
тире, но и на стрельбище открытого типа), участие в занятии (в качестве наблюдателей и экспертов) различных лиц (как из числа коллег, так и из числа руководства или иных правоохранительных органов). Литература:
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Академия, 2004. - 264 с.
Психология
УДК 19.00.07
студентка 3 курса Тимофеева Яна Аркадьевна
Северо-восточного федерального университета имени М.К. Aммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна
Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Aммосова (г. Якутск)
СЕПАРАЦИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЕКЦИИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема сепарации ребенка в параллели с осознанием его гендерной идентичности и возможных проблем, которые могут появиться в семье. Выделены основные этапы сепарации и наглядные примеры. Введена гипотеза влияния гендера на процесс и результат сепарации.
Ключевые слова: сепарация, гендерная социализация, гендерная идентичность, агенты социализации, гендерная роль, первичная социализация, вторичная социализация, гендер.
Annotation. In this article, we are going to analyze the problem of separation of a child in context of gender identity and possible problems that might appear in family. Some main stages of separation and illustrative examples are highlighted here. Moreover, here we introduce hypothesis of the influence of gender socialization process and result of separation.
Key words: separation, gender socialization, gender identity, agents of socialization, gender role, primary socialization, secondary socialization, gender.
Введение. Все мы знаем, что ситуация с воспитанием в семье имеет огромную значимость в современном понимании развития личности ребенка. Каждый родитель что-то вкладывает в него, обогащая его маленький мир и превознося в него что-то хорошее или что-то плохое. Плохой опыт общения с родителями, негативные эмоции в раннем детстве, искаженное мировоззрение последних так или иначе вкладывается в психику ребенка, несмотря на субъективно ответственный подход к воспитанию его в будущем. Появляются комплексы, лишние заботы и страхи. Путь к здоровой социализации проходит тяжко. Излишнее внимание или его недостача также может сказаться на личности еще не сформированного ребенка. Что уж говорить о том, кем он видит себя в будущем в таких отношениях со своими родителями. Кто он? С каким человеком он себя ассоциирует? К какому полу он себя относит? Гендерная социализация - тоже часть общего понятия социализации, предусматривающая процесс самореализации и саморазвития человека в социальной среде. Она должна превозносить свое начало из семьи, а уже позже вливаться во вторичную социализацию. Но что делать, если родители не хотят отпускать детей из дома уже в сознательном возрасте ввиду своих убеждений и страхов, искажая представление о понятии семьи и гендерных ролей? Путь к здоровой сепарации в любом возрасте от родителей - это соблюдение личных границ и умение слушать, доверять друг другу.
Изложение основного материала статьи. Итак, что же стоит за понятием сепарация? Дословно, от латинского «separatio - отделение», что значит разделение условной единицы от объекта. В психологии же сепарация представляет собой процесс психологического разделения и перехода в автономное состояние уже взрослого ребёнка от его родителей. В конце здоровой сепарации человек становится полностью самостоятельным: как физически, так материально и духовно.
Рассмотрим протекание здорового процесса сепарации у единственного ребёнка в семье. Его родители воспитывают с самых пелёнок, даря ему заботу, любовь и внимание. Однако также вводят понятие личных границ и соблюдают их: Первая стадия - с 1 года ребёнок начинает делать первые шаги самостоятельно, подбирать и играть с игрушками без лишней помощи мамы; в 3 года он осознает, что он и мама - не один человек, с этого возраста у ребёнка должна быть отдельная кровать и комната, где он будет спать и проводить свободное время. Тогда, с освоением своей собственной территории, ребёнок начнет различать, что принадлежит ему, а что родителям; чем он может заниматься один, и в чем ему требуется помощь. Так формируются его базовые умения, самостоятельность и любопытство познать мир. Дальше идёт подростковый возраст, второй этап сепарации, ориентировочно с 10-12 лет. Подросток начинает брать пример со сверстников, происходит самоидентификация в социуме. Начинаются конфликты с родителями, которые не должны быть подавлены криками или запугиванием. В этот период подростку важно пройти эту стадию, и узнать, что возникновение конфликтов - это нормально. Последняя стадия здоровой сепарации происходит в возрасте от 17-19 лет: в это время ребёнок уже вырос и приобрёл жизненный опыт, на основе которого составил свое мировоззрение и картину мира, имеет свои взгляды и ценности, на которые может опереться в дальнейшем. Возможно, даже находит способы заработка и как психологически, так и материально разделяется от родителей, при этом любя их и помня, какой вклад они сделали в его развитие как личности. Во время данного этапа во взаимоотношениях «родитель-ребенок» происходит изменение в форму «взрослый-взрослый», где каждый считается с мнением другого и уважает его, не боясь высказать свое открыто.
Давайте обратимся к более детальному процессу сепарации ребенка на разных стадиях жизни. Младенчество считается периодом, когда мать и малыш неотделимы друг от друга. Первый сепарационный кризис нарастает к окончанию младенческого периода (кризис одного года). Как указывает Л.С. Выготский, происходит разделение предметной и социальной среды, что приводит к субъективации желаний [2]. Ребёнок начинает ощущать свои желания, выдвигая их выше понятия общего «мы» с мамой. Начинает кричать, шуметь и проявлять упрямство. Данный период также важен, как подростковый, потому как он формирует у ребёнка адекватную самооценку и чувство уверенности.
Также существует второй по следствию, но не по важности этап в жизни малыша - кризис трёх лет. Во время данного этапа наблюдается острая нетерпимость к критике взрослого, нужда в оценке родителя и стремление к самостоятельности. Считается, что к концу кризиса наступает успешная репрезентация положительных и отрицательных сторон позиции «Я сам».
Во время дошкольного и школьного периода ребёнок знакомится со своими сверстниками, учится делиться, понимать и взаимодействовать с социумом вне дома. Ребёнок в полной мере реализовывает свои коммуникативные способности, сталкиваясь с различиями сверстников, выявляет свои лидерские способности и вливается в коллектив. К.Н. Поливанова отмечает ряд трудностей во взаимодействии родителей с ребёнком: у него появляется негативное отношение к правилам, отрицание родительских требований, нежелание подчиняться [5].