8. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин - СПб.: ИМАТОН-М, 2001. - 224 с.
9. Журавлев, А.Л. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. / А.Л. Журавлев,
A.Б. Купрейченко,- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 480 с.
10. Иванова, Н.Л. Введение в психологию бизнеса / Н.Л. Иванова, Е.В. Михайлова, В.А. Штроо - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2008. - 238 с.
11. Купер, К. Индивидуальные различия / К. Купер / Пер. с англ. Т.М. Марютиной под ред. И.В. Равич-Щербо - М.: Аспект Пресс, 2000. - 527 с.
12. Мусаэлян, И.Э. Психология предпринимательства - новая область отечественной психологической науки / И.Э. Мусаэлян, Ю.О. Сливницкий // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1995. - №1. - С. 3-7.
13. Платонов, О.А. Экономика русской цивилизации. / О.А. Платонов. - М.: «Родник», 1995. - 383 с.
14. Позина, М.Б. Метод системной диагностики организационных ценностей // Прикладная психология: основные проблемы, перспективы и новые направления: Учебное пособие / М.Б. Позина / Под редакцией О.И. Каяшевой, М.Б. Позиной. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 5-12.
15. Позняков, В.П. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы /
B.П. Позняков, Е.Б. Филинкова // Прикладная психология. - 1998. - № 5. - С. 32-43.
16. Позняков, В.П. Социально-психологические факторы деловой активности российских предпринимателей / В.П. Позняков // Психология в экономике и управлении. - 2010. - № 1. - С. 23-26.
17. Позняков, В.П. Итоги и перспективы исследования российских предпринимателей с позиции концепции психологических отношений / В.П. Позняков // Проблемы педагогики и психологии. - 2014. - №1. - С. 267-273.
18. Позняков, В.П. Социальная психология российского предпринимательства. Разработка информационно-исследовательской базы данных / В.П. Позняков, Н.Н. Познякова, С.В. Тихомирова // Знание. Понимание. Умение. - 2012. -№ 4. - С. 227-233.
19. Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства: учебник для студентов вузов / Ю.Б. Рубин - М.: Изд-во Синергия, 2016. - 255 с.
20. Спенсер-мл., Л.М. Компетенции на работе / Л.М. Спенсер-мл., С.М. Спенсер / Пер. с англ. - М.: HIPPO, 2005. - 384 с.
21. Филинкова, Е.Б. Психология российского предпринимательства: учеб, пособие / Е.Б. Филинкова. - М.: Ректор, 2007. - 288 с.
22. Ханова, З.Г. Психологические аспекты экономической социализации личности / З.Г. Ханова // Вестник Университета РАО. - 2016. - №3. - C. 44-46
23. Ханова, З.Г. Стратегии поведения успешных предпринимателей в кризисных ситуациях: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Ханова Зоя Гаджиалиевна. - Ставрополь, 2005. - 23 с.
24. Шумпетер, Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер. - М.: Эксмо,
2007. - 233 с.
25. Щербатых, Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса / Ю.В. Щербатых // Учебное пособие. - СПб.: Питер,
2008. - 304 с.
Психология
УДК 159.99
кандидат психологических наук, доцент Серебрякова Татьяна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Курылева Виктория Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У
ЖЕНЩИН, ПРОЖИВАЮЩИХ КРИЗИС 30-35 ЛЕТ
Аннотация. Динамичность и противоречивость современной жизни, потребность человека быстро принимать решения, делает актуальным обращение современных ученых к проблеме совладания. Особое значение имеет изучение стратегий совладающего поведения и способность принимать адекватные переживаемой ситуации решения людьми, объективно находящимися в не стандартных, кризисных жизненных условиях. Обобщив подходы зарубежных и отечественных ученых к формулировке понятий «совладание» и «совладающее поведение», мы склонны говорить, что совладание (совладающее поведение) - это модель поведения человека, которую он проектирует, исходя из анализа как сложившейся жизненной ситуации, которую он рассматривает как трудную, так и его собственных физических и психологических усилий, необходимых для ее преодоления. Также мы делаем вывод о том, что особое значение владение стратегиями совладания имеет для людей, проживающих возрастные кризисы. Акцент при этом мы делаем изучении совладающего поведения женщин, переживающих кризис 30-35 лет. Опираясь на результаты имеющихся исследований, в качестве особенностей совладающего поведения женщин данной возрастной категории мы выделяем стремление к переоценке ценностей; критичность в оценке собственных возможностей и достижений; поиск смысла жизни; планирование новых целей. В нашу экспериментальную программу изучения совладающего поведения женщин вошли: опросник «Способ совладания - WCQ» Р. Лазаруса и С. Фолкмана, адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой; методика «Диагностика эмоционального интеллекта (МЭИ)» М.А. Манойловой, а также «Шкала субъективной оценки удовлетворенности жизнью» А.В. Либиной. Реализовав программу исследования, мы делаем вывод, что большинство женщин, принявших в нем участие, выбирают такие способы совладания, как дистанцирование и конфронтативный копинг. Они способны наладить систему отношений с окружающими их людьми, и удовлетворены своей жизнью. Однако они не всегда способны осознать и проконтролировать свои чувства и эмоции. Не могут они осознавать эмоции и чувства и других людей. Их эмпатия на низком уровне развития, что объективно приводит к неэффективному взаимодействию с окружающими. Иначе говоря, достаточно большое количество респондентов демонстрируют не эффективные стратегии совладания. Сделанные выводы позволяют говорить о том, что многие женщины в 30-35 лет нуждаются в психологической помощи, ориентированной на повышение их самооценки и развитие эмоционального интеллекта, которые, на наш взгляд, могут составить основу
оптимизации их стратегий совладания. Разработку и последующую реализацию такой программы психологического сопровождения женщин мы и определяем для себя целью последующей исследовательской деятельности.
Ключевые слова: совладание, совладающее поведение, стратегии совладания, кризис, кризис 30-35 лет, специфика женского поведения.
Annоtation. The dynamism and inconsistency of modern life, the need for a person to make decisions quickly make it relevant for modern scientists to address the problem of coping. Of particular importance is the study of coping behavior strategies and the ability to make decisions adequate to the situation being experienced by people who are objectively in non-standard, crisis life conditions. Having summarized the approaches of foreign and domestic scientists to the formulation of the concepts of "coping" and "coping behavior", we are inclined to say that coping (coping behavior) is a model of human behavior that he projects based on an analysis of the current life situation, which he considers as difficult, and his own physical and psychological efforts required to overcome it. We also conclude that the possession of coping strategies is of particular importance for people living in age-related crises. At the same time, we focus on studying the coping behavior of women experiencing a crisis of 30-35 years. Based on the results of existing studies, as features of the coping behavior of women in this age category, we single out the desire for a reassessment of values; criticality in assessing one's own capabilities and achievements; search for the meaning of life; planning new goals. Our experimental program for studying the coping behavior of women included: the questionnaire "Way of coping - WCQ" by R. Lazarus and S. Folkman, adapted by T.L. Kryukova, E.V. Kuftyak, M.S. Zamyshlyaeva; method "Diagnostics of emotional intelligence (MPI)" M.A. Manoilova, as well as the "Subjective Assessment of Life Satisfaction" by A.V. Libina. Having implemented the research program, we conclude that the majority of women who took part in it choose such methods of coping as distancing and confrontational coping. They are able to establish a system of relationships with the people around them, and are satisfied with their lives. However, they are not always able to recognize and control their feelings and emotions. They cannot be aware of the emotions and feelings of other people. Their empathy is at a low level of development, which objectively leads to inefficient interaction with others. In other words, a fairly large number of respondents demonstrate ineffective coping strategies. The findings suggest that many women aged 30-35 need psychological help aimed at increasing their self-esteem and developing emotional intelligence, which, in our opinion, can form the basis for optimizing their coping strategies. We define the development and subsequent implementation of such a program of psychological support for women as the goal of further research activities.
Key words: coping, coping behavior, coping strategies, crisis, crisis of 30-35 years, specifics of female behavior.
Введение. Динамичность, сложность и противоречивость современной жизни, и объективно связанная с ними потребность человека быстро принимать решения, делает актуальным активное обращение ученых к проблеме совладания и совладающего поведения (работы Дж. Вейлланта, Г. Гартманна, Т. Кроубера, Р. Лазаруса, О.Р. Тенна, Р. Уайта, С. Фолкмана; К.А. Абульхановой-Славской, Н. Л. Карповой, Л.А. Китаева-Смык, А.Б. Леоновой, С.О. Щелиной и т.д.), которое рассматривают как один из важнейших компонентов психологической устойчивости личности (результаты исследований П.А. Кислякова [1], А.-Л.С. Меерсона [1], П.А. Егоровой [1]). И это не случайно...
Неумение управлять собой может кардинально изменять как восприятие человеком окружающего его мира, так и своего места в этом мире [2], что объективно приводит к нарушениям личностного развития серьезным проблемам в социализации субъекта, вплоть до значительных деструкций адаптивных его возможностей (работы Е.В. Лапкиной, А.Е. Личко, В.В. Ковалева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко, В.Г. Степанова и т.д.).
Особое значение имеет изучение стратегий совладающего поведения и способность принимать адекватные переживаемой ситуации решения людьми, объективно находящимися в не стандартных, кризисных жизненных условиях, к которым, в частности, можно отнести возрастные кризисы (исследования М.К. Авдиянц, И.В. Антоненко, Л.И. Анциферовой, С.А. Астаховой, Е.В. Бенко, Ф.Е. Василюка, И.Ю. Винер, Е.В. Грязновой, Ф.Е. Иванова,
A.М. Левашовой, Т.В. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, Ю.С. Саенко, В.И. Слободчикова и т.д.).
Цель данной публикации - познакомить с результатами апробации экспериментальной программы изучения стратегий совладания у женщин, проживающих кризис 30-35 лет.
Изложение основного материала статьи. Осуществленный нами анализ исследований зарубежных (работы Дж. Вейлланта, Г. Гартманна, Т. Кроубера, Р. Лазаруса, Р. Уайта, С. Фолкмана, А. Фрейд, З. Фрейда, Н. Хаана и др.) и отечественных (труды К.А. Альбухановой-Славской, Н.Л. Карповой, Л.А. Китаева-Смык, А.Б. Леоновой,
B.И. Моросановой, С.О. Щелиной и т.д.) ученых, позволяет говорить о том, что проблема совладания (совладающего поведения) человека в трудных жизненных ситуациях начинает изучаться более столетия назад.
Одними из первых к данной проблематике обратились в конце XIX начале XX столетия представители психоаналитической школы (работы Дж. Веййланта, Т. Кроубера, К. Меннингера, Н. Хаана), активно изучая Эго-состояния личности и ее защитные реакции.
Как отмечает А.В. Либина [3], именно представители психоанализа вводят и сам термин «психологическая защита», понимая под ним «тот или иной способ уклонения, или так называемого ухода, от осознания психологической проблемы и от необходимости ее разрешения» [3, С. 19].
Обращаются к проблеме совладания и отечественные исследователи (работы Л.И. Анциферовой, Е.В. Битюцкой, Р.М. Грановской, Т.Л. Крюковой, А.В. Либиной, С.К. Нартовой-Бочавер, И.М. Никольской и т.д.). Так, Т.Л. Крюкова [4], раскрывает процесс совладания через призму анализа ситуации, личности человека и его индивидуальной трактовки происходящего. Такие ученые, как А.Л. Журавлев, Т.Л. Крюкова, Е.А. Сергеенко, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский совладающее поведение определяют, как сознательное поведение человека, ориентированное на его активное взаимодействие с ситуацией, а именно - ее изменение или приспособление к ней [5]. С.О. Щелина [6] под совладанием предлагает понимать «особый вид поведения человека, характеризующий его способность активно взаимодействовать со средой, осознанно выбирая способы действия в различных, в том числе необычных, трудных ситуациях на основе анализа собственных ресурсов и условий, готовность изменяться, совершенствовать собственную организованность и устойчивость, сохраняя психологическое благополучие» [6, С. 28].
Обобщив подходы зарубежных и отечественных ученых к исследованию феномена «совладание», мы склонны говорить о том, что совладание (совладающее поведение) - это модель поведения человека, которую он проектирует, исходя из анализа как сложившейся жизненной ситуации, которую он рассматривает как трудную, так и его собственных физических и психологических усилий, необходимых для ее преодоления.
Также осуществленный нами анализ исследований ученых позволяет сделать вывод, что как зарубежные (Р. Лазарус,
C. Мадди, С. Хобфолл, С. Фолкман и др.), так и отечественные (Л.И. Анциферова, И.Г. Малкина-Пых, Л.Н. Собчик) исследователи проблему совладания (совладающего поведения) рассматривают в тесной связи с понятием «кризис», для проживания и выхода из которого и применяются различные стратегии совладания.
В рамках нашего исследования мы обращаемся к изучению специфики проживания кризиса 30-35 лет, изучением которого занимались как зарубежные (Д. Левинсон, Р. Мэй, Г. Шихи, К. Юнг и др.), так и отечественные (Л.И. Анциферова,
Р.А. Ахмеров, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков и т.д.) ученые. Так, О.Р. Тенн [7] характеризует данный кризис, как «высшую точку пика напряжения», сопровождающуюся ощущением «тщетности жизни, потери молодости и появлением первых возрастных проблем со здоровьем». По мнению исследователя, важнейшими характеристиками данного кризиса является противоречие между идеальным представлением человека о себе и «реальным положением вещей». По мнению Л.И. Анциферовой [8] признак кризиса тридцатилетия - «переживание отставания от своих сверстников в значимой области жизнедеятельности» [8, С. 4].
С позиций смысложизненных ориентаций субъекта предлагает рассматривать данный кризис Е.В. Картавщикова [9], выделяя следующие личностные характеристики, обладание которыми будет отягощать переживание человеком данного кризисного состояния: низкий уровень осознанности, неучастие в событиях собственной жизни, неудовлетворительная оценка происходящего, отсутствие уверенности в собственных возможностях, отсутствие желания анализировать происходящие события и понимать их содержание, однотипным мышлением при решении сложных жизненных ситуаций, преимущественное использование неконструктивных стратегий совладания.
О.Е. Баксанский [10] связывает кризис 30-35 лет с первым пониманием скоротечности и ограниченности жизненного пути, подведением первых итогов жизни и рефлексией достижения раннее поставленных целей.
Обращаются ученые и к изучению гендерной специфики проживания кризисов развития (в частности, - кризиса 30-35 лет). Как отмечает Р. Мэй [11], кризис среднего возраста (куда и входит возрастной период 30-35 лет) - сложный период жизни, как для мужчин, так и для женщин.
Обобщив позиции ученых относительно специфики поведения женщин, проживающих кризис 30-35 лет (работы
A. Адлера, Д. Левинсона, А. Маслоу, З. Фрейда, К. Хорни, К.Г. Юнга; Г.С. Абрамовой, К. Абульхановой-Славской,
B.А. Геодакян, А.А. Реана, Е.Е. Сапоговой и т.д.), особенностями женской психики, и, - как следствие, - проживания кризиса 30-35 лет, на наш взгляд, являются: их возрастающая потребность в самореализации, стремление к глубинному познанию себя, пониманию своих чувств и эмоций. В этом же возрасте женщина начинает подводить первые итоги своей жизни, оценивает, насколько достигнуты ею те цели, которые она ставила, впервые задумывается о скоротечности жизни, начинает корректировать свои жизненные планы с позиций, как ей кажется, - непродолжительного времени оставшегося у нее, что не может не сказываться на ее поведении (она становится раздражительной, стремится к одиночеству и т.д.).
Сделанные нами выводы позволяют говорить о том, что многие женщины в 30-35 лет нуждаются в психологической помощи, ориентированной на повышение ее самооценки и позитивное восприятие тех физиологических и психологических трансформаций, которые с ней происходят.
Целью своей экспериментальной деятельности мы определили разработку и последующую реализацию программы психологического сопровождения женщин, проживающих кризис 30-35 лет. При этом акцент в нашей программе мы делаем на изучении и последующей корректировке стратегий совладающего поведения женщин.
В программу мониторинга мы включили: Опросник способов совладания - WCQ Р. Лазаруса, С. Фолкман, адаптированный Т.Л, Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой [12]; методику диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» М.А. Манойловой [13]; методику «Шкала субъективной оценки удовлетворенности жизнью» А.В. Либиной [14].
Эмпирическую базу исследования составили 136 человек - женщины 30-35 лет.
Анализ данных, полученных нами в результате реализации методики «Опросник способов совладания» [12] показал, что для большинства женщин, принявших участие в нашем исследовании, типичны такие способы совладания, как дистанцирование (80% респондентов), предполагающее попытку совладания с трудными жизненными ситуациями путем уменьшения их значимости и важности, и конфронтативный копинг (70% респондентов), представляющий собой попытку совладания с трудными жизненными ситуациями за счет поведения, помогающего снять эмоциональное напряжение, не преследуя при этом цели разрешить существующие трудности.
Также женщинами, принявшими участие в нашем исследовании, используются следующие стратегии совлалания:
- принятие ответственности (68% респондентов), характеризующийся осознанием и принятием ответственности за происходящее. При рациональном использовании данного вида совладания человек стремится установить причинно-следственные связи возникающих на его пути трудностей и осознать свою роль в них;
- планирование решение проблемы (67% респондентов). Данный вид совладания характеризуется полным принятием ответственности, адекватным осознанием проблемы, поиском ее решения, составлением действенного плана по ее решению;
- самоконтроль (62% респондентов), характеризующийся осознаваемым контролем над эмоциями и минимизацией их влияния на поведение человека. Респонденты, предпочитающие данный вид совладания, держат эмоции «в себе», а не демонстрируют их окружающим;
- поиск социальной поддержки (65% респондентов), для которого типично стремление человека к поддержке со стороны окружающих, обуславливающееся, к считают авторы методики [12], не только потребностью во внимании, но и желанием найти с помощью более компетентных людей конструктивный способ решения возникшей проблемы;
- бегство/избегание (60% респондентов). Характеризуется стремлением к «уходу» из сложной жизненной ситуации и оценивается авторами методики [12] как неконструктивный;
- положительная переоценка (60% респондентов). Для данного вида совладания типичны положительное переосмысление сложившейся затруднительной ситуации и нахождениее новых, позитивных и ресурсных для человека, смыслов жизни[12].
Анализ данных, полученных нами по итогам реализации методики «МЭИ» М.А. Манойловой [13], свидетельствует о том, что для большинства респондентов (67%) низкий уровень типичен по шкале «Осознание своих чувств и эмоций», что говорит о недостаточной способности данных респондентов к осознанию своих реальных чувств и эмоций, отсутствии у них потребности в саморефлекссии, способности к пониманию чувств и эмоций окружающих, что объективно приводит к трудностям в общении с ними и, как следствие, - снижению удовлетворенности эмоциональной составляющей жизни.
У 18% респондентов выявлен средний уровень осознания своих чувств и эмоций.
И у 15% респондентов - высокий уровень осознания своих чувств и эмоций. Это респонденты с высоким уровненм саморефлексии, отчетливым стремлением к пониманию себя, природы своих эмоций, высоким уровнем понимания мотивов поведения и поступков окружающих.
По шкале «Управление своими чувствами и эмоциями» низкие показатели имеют 65% респондентов. Для них типичным является сниженный уровень контроля над своими чувствами и эмоциями, что, в свою очередь, может приводить к немотивированным и неадекватным происходящему эмоциональным вспышкам, препятствующим достижению поставленных целей.
Средний уровень по данной шкале у 19% респондентов.
Высокие показатели по данной шкале имеют лишь 7% респондентов. Для них типичен высокий уровень контроля над собственными чувствами и эмоциями, что является необходимым качеством при достижении намеченных целей и планов.
Также данные респонденты характеризуется высоким уровнем наблюдательности, позитивным мышлением в отношении себя и окружающего мира.
Анализ данных по третьей шкале, - «Осознание чувств и эмоций других людей», - показала следующие результаты: 65% респондентов имеют низкие показатели, что свидетельствует об их низком уровне понимания чувств и эмоций других людей, неспособности к пониманию мотивов поступков и поведения окружающих.
Средний уровень по данной шкале у 30% респондентов.
И лишь 5% респондентов демонстрируют высокие показатели по данной шкале. Для них типичен высокий уровень идентификации эмоций окружающих, понимание природы их поступков и поведения, умение видеть ситуацию «со стороны». Они умеют быстро находить общий язык с окружающими и в короткое время осваиваться в обществе малознакомых или даже совсем незнакомых людей, что объективно приводит к расширению их круга общения,
По последней шкале, - «Управление чувствами и эмоциями других людей», - низкие показатели демонстрируют 52% респондентов. Эти респонденты не в состоянии влиять на поведение и настроение окружающих; проявляют тенденцию к нивелированию желаний окружающих.
Средний уровень по данной шкале типичен для 42% респондентов.
И лишь у 6% респондентов по данной шкале фиксируется высокий уровень. Данные респонденты умеют принимать решения, учитывая при этом не только желания и потребности окружающих, но и их эмоциональные состояния.
Обобщив данные, полученные нами по итогам реализации методики диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» М.А. Манойловой [13], мы делаем вывод о том, что для большей части респондентов, принявших участие в нашем исследовании не только низкий уровень эмпатии, но и низкие показатели по осознанию и управлению собственными чувствами и эмоциями.
Если же анализировать результаты реализации методики А.В. Либиной [14], то полученные нами данные свидетельствуют о том, большинство респондентов, принявших участие в нашем исследовании, демонстрируют как удовлетворенность жизнью в целом, так и удовлетворенность всеми отношениями (с руководством, коллегами, родителями, друзьями и в семье).
Выводы. Обобщив данные, полученные нами по итогам реализации всей диагностической программы, мы считаем возможные сделать вывод о том, что достаточно большое количество респондентов, принявших участие в нашем исследовании, несмотря на их принятие себя, удовлетворенность жизнью (как в целом, так и отдельными ее сферами) и принятие себя, не всегда демонстрируют эффективные стратегии совладания, что может быть связано, на наш взгляд, с низким уровнем эмоционального интеллекта.
Разработку и последующую реализацию программы психологического сопровождения женщин, проживающих кризис 30-35 лет, ориентированной на формирование у них конструктивных стратегий совладающего поведения мы определяем для себя целью нашей последующей исследовательской деятельности.
Литература:
1. Кисляков П.А., Меерсон А.-Л.С., Егорова П.А. Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию // Вестник Мининского университета. - 2020. -Т. 8. - №2. - С. 11.
2. Experimental study of socio-psychological adaptation of students / Morozova, L., Kochneva, E., Zharova, D., Kolarkova O., Kostina O. // Man In India. - 2018. - 97 (8). - С. 433-444.
3. Либина, А.В. Совладающий интеллект: практическое пособие / А.В. Либина. - Москва: Издательство «Юрайт», 2020. - 318 с.
4. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения: монография / Т.Л. Крюкова. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2018. - 317 с.
5. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / [А.Л. Журавлев, Т.Л. Крюкова, Е.А. Сергеенко]; под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергеенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. - 474 с.
6. Щелина, С.О. Совладающее поведение как ресурс личностно-профессионального развития студентов-психологов (бакалавриата и специалитета) дис. .канд. психол. наук. Кандидат психологических наук: 19.00.07 / Щелина Светлана Олеговна. - Москва, 2020. - 212 с.
7. Тенн, О.Р. Стратегии совладающего поведения женщин переходного возраста, переживающих экзистенциальный кризис: диссерт....канд. психол. наук. Кандидат психологических наук: 19.00.13 / Тенн Ольга Рудольфовна. - Москва, 2010. - 200 с.
8. Анциферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анциферова // Психологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 3-19.
9. Картавщикова, Е.В. Смысложизненные стратегии совладания в контексте кризиса 30 лет / Е.В. Картавщикова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №2. - С. 36-48.
10. Баксанский, О.Е. Психологические особенности развития личности в период молодости / О.Е. Баксанский, А.В. Скоробогатова // Образовательные технологии. - 2020. - № 2. - С. 77-86.
11. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. - Москва: Институт общих гуманитарных исследований, 2013. - 224 с.
12. Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяева // Журнал практического психолога. - 2007. - № 3. - С. 93-112.
13. Манойлова, М.А. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта МЭИ / М.А. Манойлова // Педагогическая диагностика. - 2007. - № 3. - С. 95-109.
14. Либина, А.В. Совладающий интеллект: практическое пособие / А.В. Либина. - Москва: Издательство «Юрайт», 2020. - 318 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Сперанская Александра Владимировна
Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г .Вологда); старший преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки Мефодьева Юлия Александровна
Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СОТРУДНИКОВ УИС В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ
Аннотация. В статье представлен авторский подход по изучению и определению условий формирования профессиональной компетенции в сотрудников УИС в области применения оружия на начальном этапе их профессионализации. Сделан акцент на восприятии самими участниками образовательного процесса тех условий, которые лежат в основе развития необходимой компетентности. Выявленные условия в результате опроса были разделены на четыре группы: технические, физиологические, внешние и внутренние психологические. Среди четырех групп определяющими являются физиологические и внутренние психологические условия формирования профессиональной компетентности. Отмечается, что данные группы условий могут управляться самими обучающимися, необходимо помочь им наработать навыки управления. Самооценка испытуемыми сформированности различных компонентов профессиональной компетентности показала, что обучающиеся отметили физический компонент как преобладающий в структуре профессиональной компетентности в области применения оружия. Психологический компонент в профессиональной компетентности наименее развит на начальном этапе профессионализации. Сравнительный анализ самооценки степени развитости различных компонентов профессиональной компетентности с учетом пола показал значимую разницу у юношей и девушек-курсантов. Установлено, что юноши оценивают сформированность всех компонентов профессиональной компетентности значительно выше, чем девушки. Юноши быстрее, лучше осваивают применение огнестрельного оружия по сравнению с девушками. Mожно предположить, что юноши, как правило, более физически развиты, более психически устойчивы, сдержаны, чем девушки, что позволяет им сохранять большее спокойствие и уверенность во время упражнений учебных стрельб, чем девушкам. Сотрудники женского пола требуют повышенного внимания со стороны преподавателей в формировании рассматриваемой компетенции.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, огнестрельное оружие, социальная роль, начальный этап профессионализации, сотрудник, уголовно-исполнительная система.
Annotation. The article presents the author's approach to the study and determination of the conditions for the formation of professional competence in the field of the use of weapons in the initial stage of their professionalization. The emphasis is placed on the perception by the participants of the educational process of the conditions that underlie the development of the necessary competence. The identified conditions as a result of the survey were divided into four groups: technical, physiological, external and internal psychological. Among the four groups, the determining ones are the physiological and internal psychological conditions for the formation of professional competence. It is noted that these groups of conditions can be managed by the students themselves, it is necessary to help them develop management skills. The subjects' self-assessment of the formation of various components of professional competence showed that the students noted the physical component as predominant in the structure of professional competence in the field of the use of weapons. The psychological component in professional competence is least developed at the initial stage of professionalization. A comparative analysis of the self-assessment of the degree of development of various components of professional competence, taking into account gender, showed a significant difference in male and female cadets. It is established that boys evaluate the formation of all components of professional competence significantly higher than girls. Young men learn the use of firearms faster and better than girls. It can be assumed that boys, as a rule, are more physically developed, more mentally stable, restrained than girls, which allows them to remain more calm and confident during the exercises of shooting practice than girls. Female employees require increased attention from teachers in the formation of the competence in question.
Key words: professional competence, firearms, social role, initial stage of professionalization, employee, penal enforcement system.
Введение. Уголовно-исполнительная система предъявляет серьезные требования в области подготовки будущих сотрудников. Образовательные организации ФСИН должны помимо основных компетенций, напрямую связанных с будущей профессиональной деятельностью курсантов, в обязательном порядке сформировать у них профессиональную компетентность в области применения огнестрельного оружия.
Профессиональную компетентность сотрудников УИС можно рассмотреть как некие ожидания общества, выражающиеся в приписывании сотрудникам УИС определенных социальных ролей. Поэтому в процессе обучения профессиональной деятельности сотрудников УИС необходимо овладение данной социальной ролью [1, С. 99].
В рамках нашего исследования необходимо также подчеркнуть, что социальная роль сотрудника УИС предписывает им обладание компетенцией применения огнестрельного оружия, что может влиять на формирование данной компетенции у курсантов образовательных учреждений ФСИН в процессе обучения. Содержанием социальной роли сотрудников УИС является наличие у сотрудников УИС развитых волевых качеств, морально-этических принципов, качеств, способствующих обеспечению собственной безопасности сотрудников УИС, которые также включают в себя развитые физические качества и компетенцию применения огнестрельного оружия.
В рамках служебно-боевой подготовки курсанты обучаются навыкам стрельбы из пистолета и изучают материально-техническую часть табельного огнестрельного оружия. Необходимо обратить внимание на недостаточную изученность психологических условий, способствующих формированию требуемой компетентности.
В связи с этим нам представляется актуальным исследование психологических условий формирования профессиональной компетентности у сотрудников УИС к применению оружия на начальном этапе их профессионализации с целью повышения надежности и эффективности служебной деятельности сотрудников отделов охраны, профилактики деструктивных форм их поведения, сохранения психического здоровья сотрудников УИС.
Изложение основного материала статьи. В связи с вышеизложенным было организовано и проведено исследование психологических условий профессиональной компетентности в области применения огнестрельного оружия у сотрудников УИС на начальном этапе их профессионализации. Выборку составили курсанты образовательной организации ФСИН России (ВИПЭ ФСИН России) в количестве 40 человек, в возрасте 20 лет, среди них 26 юношей и 14 девушек.
В качестве диагностического инструментария для сбора эмпирических данных было использовано анкетирование для установления выраженности уровня профессиональной компетентности у сотрудников УИС в области применения