Научная статья на тему 'Совладающее поведение как предмет исследования психологии личности'

Совладающее поведение как предмет исследования психологии личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8447
1214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / COPING BEHAVIOR / КОГНИТИВНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ УСИЛИЯ / COGNITIVE AND BEHAVIORAL EFFORTS / АДАПТИВНОСТЬ / ADAPTABILITY / СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ / COPING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малиновская Елена Леонидовна

В данной статье рассматриваются основные подходы к совладающему поведению. Представлен диспозиционный подход, который изучает особенности личности по преодолению стресса и их взаимосвязь с эффективными и неэффективными стилями совладания, а также ситуативный подход, предполагающий изучение специфических стратегий совладания со стрессом в изменяющихся условиях и интегративный подход. Проведен анализ взглядов разных авторов на проблемы совладающего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coping behavior as a subject of study of personality psychology

This article discusses the main approaches to coping. Presented dispositional approach that examines personality traits to overcome the stress and their relation with effective and ineffective coping styles, as well as the situational approach, involving the study of spetsifitseskih strategies for coping in a changing environment and integrative approach. The analysis of the views of different authors on the problems of coping behavior.

Текст научной работы на тему «Совладающее поведение как предмет исследования психологии личности»

6. Лафицкая Н.В. Феномен агрессии у вида Homo Sapiens. Пытки и казни. СПб. 2006.

7. Лафицкая Н.В. Анатомия зависти. СПб. 2011.

8. Лафицкая Н.В. Дети в западне. Или насилие внутри семьи. СПб. 2013.

9. Метелица Ю.Л. Судебно-психиатрическая экспертиза потерпевших. М., Юрид, лит. 1990.

10. Пережогин Л.О. Нарушение половой идентичности у лиц с аномальным сексуальным поведением // Проблемы современной сексологии и сексопатологии (сб. материалов научно-практической конференции сексопатологов). М. 1996.

11. Печерникова Т.П., Морозова Н.Б., Смирнова Т.А., Литвиненко И.В. Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза (пособие для врачей) М. 1995.

12. Поздняков С.П., Жданов Ю.П., Бурелов Э.А. Клинические и социальные характеристики лиц с органическим поражением головного мозга, совершивших половые правонарушения //Вопросы диагностики в судебно-психиатрической практике (кли-нико-катамнестический аспект). Сб. научных трудов. М.: ВНИИОСП им. В.П. Сербского. 1987.

13. Психология и лечение зависимого поведения. Под ред. Даулинг С., 2007.

14. Руководство по предупреждению насилия над детьми. /под ред. Асановой Н.К. — М. 1997.

15. Смулевич А.Б. Расстройство личности. М., 2007.

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

ЛИЧНОСТИ

Малиновская Е.Л.

В психологии существует давняя традиция изучения проблемы «совладания» личности с трудными ситуациями.

В западной литературе для обозначения двух типов совладающего поведения (психологической защиты от неприятных переживаний и конструктивной активности личности, направленной на решение проблемы) используются термины "defence" и "coping" соответственно. Понятие психологической защиты (defensive behavior) появилось в психоаналитической школе и обозначало реакцию человека на жизненные трудности, проявляющуюся в различных формах борьбы Я с тяжелыми мыслями и неприятными переживаниями. Термины «копинг» и «совладание» используются как синонимы в отечественной литературе. В то же время, большинство авторов отличают механизмы копинг-поведения от психологической защиты личности, осуществляемых без их осознания [24]. Крюкова Т.Л. отмечает, что в «отличие от психологической защиты копинг-поведение — это осознанная стратегия действий, направленная на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующая человека к требованиям ситуации и помогающая преобразовать ее в соответствие со своими намерениями, либо выдержать, вытерпеть те обстоятельства, изменить которые человек не может» [5, с. 22]. С другой стороны,

© Малиновская Е.Л., 2016

ряд исследователей объединяют понятия совладания и защиты, например, Анцыфе-рова Л.И. [1], Корнилова Т.В [3], Р. Лазарус, С. Фолкман [9]. Автор придерживается точки зрения, что защитные механизмы понимаются как способы совладания.

Можно выделить три подхода к совладанию. Первый из них — диспозиционный подход, фокусирующийся на вопросе, существуют ли особые личностные качества, обуславливающие лучшее совладание с трудностями и стили преодоления стресса [5]. К данному подходу относятся эго-аналитическая модель З. Фрейда, выделение стилей копинг-поведения как устойчивых личностных образований [5], измерение черт личности. Сторонники этого подхода анализируют особенности личности как предикторы преодоления стресса и их взаимосвязь с эффективными и неэффективными стилями совладания.

Второй подход — ситуативный или динамический рассматривает процесс совла-дания со стрессом и изучение специфических стратегий в их связи с изменением конкретных ситуаций. К данному подходу относится когнитивная модель Р. Лазаруса. Он и его последователи считают, что стиль совладания со стрессом определяет не столько личность индивида, сколько сама стрессовая ситуация.

Р. Лазарус определяет копинг как сумму когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса [9]. Когнитивно-феноменологическая теория совладания со стрессом, разработанная Р. Лазарусом и С. Фолкман, на сегодняшний день является наиболее распространенной. Авторы рассматривают совладание как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия человека, направленные на то, чтобы справиться с определенными внешними или внутренними требованиями, оцениваемыми в качестве отягощающих или превышающих личностные ресурсы человека» [5, с. 174]. По мнению Р. Лазаруса, во всех случаях будет происходить «развивающийся, динамический процесс когнитивной оценки, переоценки, совладания и эмоциональной переработки» [9]. На копинг влияет оценка степени угрозы, оценка необходимых ресурсов, а также успешность собственных действий. Исследователи выделяют когнитивную оценку первого и второго уровня: «первичную когнитивную оценку» и «вторичную когнитивную оценку» соответственно, которые существенно различаются между собой. Первичная когнитивная оценка является ответом на вопрос: «Извлеку ли я из этого пользу или же окажусь в какой-либо неприятной ситуации сейчас или в будущем?». Вторичная когнитивная оценка направлена на поиск ответа на вопрос: «Возможно ли в этой ситуации что-либо предпринять?». Выделяют три вида первичной когнитивной оценки: безразличие (стрессор оценивается в качестве безразличного фактора), слегка позитивная первичная оценка (взаимодействие со стрессором оценивается как слегка позитивное) и стрессовая первичная когнитивная оценка (стрессовый фактор воспринимается в качестве вреда, угрозы, вызова) [8]. Первичная когнитивная оценка интерпретирует характер столкновения с различными факторами, вторичная когнитивная оценка определяет выбор стратегии и исход процесса совладания. «Вторичная когнитивная оценка является более чем простым интеллектуальным упражнением по выявлению всего, что возможно было бы сделать. Это сложный оценочный процесс, берущий в расчет доступные для совладания возможности, а также вероятность того, что благодаря использованию данной стратегии

человеку удастся осуществить изначально предполагаемый результат, и вероятность того, что человек может использовать одну или несколько конкретных стратегий эффективно» [9, p. 35]. Когнитивная оценка выступает в качестве медиатора между стрессовой реакцией и совладанием, от нее зависит также тип эмоциональной реакции человека в стрессовой ситуации.

Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют два типа совладания со стрессом: проблемно-ориентированное совладание, нацеленное на разрешение стрессовой ситуации и эмоционально-ориентированное совладание, используемое в случаях, когда ситуацию невозможно изменить. Оценка ситуации в качестве контролируемой или неконтролируемой влияет на предпочтение того или иного типа совладания. Проблемно-ориентированное совладание позволяет разрешить проблему, создавшую стресс, эмоционально-ориентированное совладание регулирует эмоции, изменяет отношение к случившемуся. «Проблемно-фокусированное совладание может включать в себя как агрессивные межличностные усилия, направленные на изменение ситуации, так и холодные, рациональные, преднамеренные усилия, направленные на разрешение проблемы... Эмоционально-фокусированное совладание включает в себя дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, уход-избегание, принятие на себя ответственности и позитивную переоценку» [6].

По мнению ряда исследователей наиболее эффективным является использование не одной, а одновременно нескольких стратегий, в особенности с применением практических шагов. Неэффективным же признается стратегия избегания, позитивная переоценка ситуации [7].

Так, Поль Кон предлагает концепцию адаптивности, которая представляет собой последовательность совладающих стилей. Адаптивность складывается из определенных алгоритмов последовательного использования стилей совладания, которые гибко перестраиваются под ситуацию [2].

Р. Лазарусом и С. Фолкман был создан опросник способов совладания (Ways of Coping Questionnaire) и в результате экспериментального исследования с его использованием была получена восьмифакторная модель совладания со стрессом, в которую вошли такие шкалы, как конфронтирующее поведение, дистанцирование (отстранение), самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, уход-избегание, запланированное разрешение проблемы, положительная переоценка [9].

Стратегии дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, ухода-избегания, принятия на себя ответственности, позитивной переоценки ситуации нацелены на сохранение самоконтроля и относятся к эмоционально-ориентированному совладанию, при этом стратегии конфронтирующего поведения и запланированного разрешения проблемы направлены на разрешение ситуации и относятся к проблемно-ориентированному совладанию.

Третий подход к совладающему поведению — интегративный. Авторы, придерживающиеся данного подхода, считают, что на выбор копинг-стратегий влияют как личностные, так и ситуационные аспекты.

В отечественной психологии обращение к проблематике копинг-стратегий обусловлено расширением представлений о формах личностной активности человека,

вниманием к проблемам саморегуляции и усилением в рамках субъектно-деятельно-стного подхода одного из его полюсов — психологии субъекта. Понятие совладание введено в контекст отечественных исследований Анцыферовой Л.И.

Стратегии совладания — это основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам [4]. Т.Л. Крюковой дается определение совладающего поведения, согласно которому оно определяется как «позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией» [4, с. 57]. Адаптивность или неадаптивность стратегии совладания определяется особенностями ситуации и самой личностью.

Большинство классификаций совладающего поведения построено на основе двух типов совладания, выделенных С. Фолкман и Р. Лазарусом: эмоционально-ориентированное совладание и проблемно-ориентированное. Исследователи сходятся на выделении трех базовых стилей:

1) Проблемно-ориентированный стиль (субъект совладания анализирует случившееся, обращается за помощью к другим, ищет дополнительную информацию);

2) Эмоционально-ориентированный стиль (погружение в собственные переживания, самообвинение, вовлечение других в переживание);

3) Избегание (уход от проблемы, попытки не думать о ней, часто сочетается с инфантильной оценкой происходящего) [4].

Свою собственную классификацию предлагает Л.И. Анцыферова:

1. Преобразующие стратегии совладания (характеризуется принятием решения о возможности позитивного изменения трудной ситуации, формулирование ее как проблемы, определение целей, наметка плана решения, способов достижения цели).

2. Приемы приспособления (характеризуется изменением собственных характеристик и отношений к ситуации: «позитивное истолкование» или придание нейтрального смысла ситуации).

3. Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий (характеризуется использованием «техник» борьбы с эмоциональными нарушениями — психологический уход или бегство) [1].

Коэн и Р. Лазарус выделяют пять основных задач копинга: 1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности; 2) терпение, приспособление или изменение жизненной ситуации; 3) поддержание положительного образа Я; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми.

Автор разделяет точку зрения, что успешность совладания зависит от решения указанных задач.

Литература

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 2011. — № 1.

2. Ветрова И.И. // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. — с. 179-197.

3. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания / / Вестник Московского университета. — Серия 14 «Психология». — 2010. — № 1, с. 46-57.

4. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. — Кострома, 2004.

5. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. — с. 55-65.

6. Крюкова Т.Л. Человек «совладающий»: качества субъекта и его совладающее поведение // Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008.

7. Либина А.В. Совладающий интеллект — М.: Изд-во Эксмо, 2008.

8. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных с неврозами и психосоматическими расстройствами. — СПб., 2012.

9. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984.

ДЕФОРМАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК ФАКТОР

ВИКТИМНОСТИ

Сплавская Н.В.

Деформация правосознания стала бичом российского общества. Она проникла в область правовых знаний, частично разрушила установки и убеждения граждан, их правовое мировоззрение. С целью выявления уровня деформации правосознания нами было проведено анкетирование. В качестве основных респондентов к исследованию были привлечены студенты и аспиранты Международного инновационного университета в возрасте 18-23 года.

Исследование подтвердило, что темпы роста преступности, правовая и социальная незащищенность значительной части молодежи, отсутствие необходимых механизмов реализации норм права порождают в молодых людях неверие в закон и государство и ведут к стремительному развитию правового нигилизма — особой формы мироощущения и социального поведения, которая выражается в полном неверии в потенциальные возможности права. Большинство студентов убеждены, что они предоставлены сами себе и, что в чрезвычайной ситуации государство не сможет их защитить. Как показали результаты проведенного нами анкетирования, 91 % опрошенных уверены, что в любой момент могут стать жертвами преступлений. В этом убеждает возросшая в стране виктимность.

В.И. Полубинский определяет виктимность как «потенциальную возможность нести вред от правонарушения в результате негативного взаимодействия отрицательных личных качеств с внешними факторами» [5]. С.В. Максимов видит в ней «свойство

© Сплавская Н.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.