6. Лафицкая Н.В. Феномен агрессии у вида Homo Sapiens. Пытки и казни. СПб. 2006.
7. Лафицкая Н.В. Анатомия зависти. СПб. 2011.
8. Лафицкая Н.В. Дети в западне. Или насилие внутри семьи. СПб. 2013.
9. Метелица Ю.Л. Судебно-психиатрическая экспертиза потерпевших. М., Юрид, лит. 1990.
10. Пережогин Л.О. Нарушение половой идентичности у лиц с аномальным сексуальным поведением // Проблемы современной сексологии и сексопатологии (сб. материалов научно-практической конференции сексопатологов). М. 1996.
11. Печерникова Т.П., Морозова Н.Б., Смирнова Т.А., Литвиненко И.В. Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза (пособие для врачей) М. 1995.
12. Поздняков С.П., Жданов Ю.П., Бурелов Э.А. Клинические и социальные характеристики лиц с органическим поражением головного мозга, совершивших половые правонарушения //Вопросы диагностики в судебно-психиатрической практике (кли-нико-катамнестический аспект). Сб. научных трудов. М.: ВНИИОСП им. В.П. Сербского. 1987.
13. Психология и лечение зависимого поведения. Под ред. Даулинг С., 2007.
14. Руководство по предупреждению насилия над детьми. /под ред. Асановой Н.К. — М. 1997.
15. Смулевич А.Б. Расстройство личности. М., 2007.
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
ЛИЧНОСТИ
Малиновская Е.Л.
В психологии существует давняя традиция изучения проблемы «совладания» личности с трудными ситуациями.
В западной литературе для обозначения двух типов совладающего поведения (психологической защиты от неприятных переживаний и конструктивной активности личности, направленной на решение проблемы) используются термины "defence" и "coping" соответственно. Понятие психологической защиты (defensive behavior) появилось в психоаналитической школе и обозначало реакцию человека на жизненные трудности, проявляющуюся в различных формах борьбы Я с тяжелыми мыслями и неприятными переживаниями. Термины «копинг» и «совладание» используются как синонимы в отечественной литературе. В то же время, большинство авторов отличают механизмы копинг-поведения от психологической защиты личности, осуществляемых без их осознания [24]. Крюкова Т.Л. отмечает, что в «отличие от психологической защиты копинг-поведение — это осознанная стратегия действий, направленная на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующая человека к требованиям ситуации и помогающая преобразовать ее в соответствие со своими намерениями, либо выдержать, вытерпеть те обстоятельства, изменить которые человек не может» [5, с. 22]. С другой стороны,
© Малиновская Е.Л., 2016
ряд исследователей объединяют понятия совладания и защиты, например, Анцыфе-рова Л.И. [1], Корнилова Т.В [3], Р. Лазарус, С. Фолкман [9]. Автор придерживается точки зрения, что защитные механизмы понимаются как способы совладания.
Можно выделить три подхода к совладанию. Первый из них — диспозиционный подход, фокусирующийся на вопросе, существуют ли особые личностные качества, обуславливающие лучшее совладание с трудностями и стили преодоления стресса [5]. К данному подходу относятся эго-аналитическая модель З. Фрейда, выделение стилей копинг-поведения как устойчивых личностных образований [5], измерение черт личности. Сторонники этого подхода анализируют особенности личности как предикторы преодоления стресса и их взаимосвязь с эффективными и неэффективными стилями совладания.
Второй подход — ситуативный или динамический рассматривает процесс совла-дания со стрессом и изучение специфических стратегий в их связи с изменением конкретных ситуаций. К данному подходу относится когнитивная модель Р. Лазаруса. Он и его последователи считают, что стиль совладания со стрессом определяет не столько личность индивида, сколько сама стрессовая ситуация.
Р. Лазарус определяет копинг как сумму когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса [9]. Когнитивно-феноменологическая теория совладания со стрессом, разработанная Р. Лазарусом и С. Фолкман, на сегодняшний день является наиболее распространенной. Авторы рассматривают совладание как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия человека, направленные на то, чтобы справиться с определенными внешними или внутренними требованиями, оцениваемыми в качестве отягощающих или превышающих личностные ресурсы человека» [5, с. 174]. По мнению Р. Лазаруса, во всех случаях будет происходить «развивающийся, динамический процесс когнитивной оценки, переоценки, совладания и эмоциональной переработки» [9]. На копинг влияет оценка степени угрозы, оценка необходимых ресурсов, а также успешность собственных действий. Исследователи выделяют когнитивную оценку первого и второго уровня: «первичную когнитивную оценку» и «вторичную когнитивную оценку» соответственно, которые существенно различаются между собой. Первичная когнитивная оценка является ответом на вопрос: «Извлеку ли я из этого пользу или же окажусь в какой-либо неприятной ситуации сейчас или в будущем?». Вторичная когнитивная оценка направлена на поиск ответа на вопрос: «Возможно ли в этой ситуации что-либо предпринять?». Выделяют три вида первичной когнитивной оценки: безразличие (стрессор оценивается в качестве безразличного фактора), слегка позитивная первичная оценка (взаимодействие со стрессором оценивается как слегка позитивное) и стрессовая первичная когнитивная оценка (стрессовый фактор воспринимается в качестве вреда, угрозы, вызова) [8]. Первичная когнитивная оценка интерпретирует характер столкновения с различными факторами, вторичная когнитивная оценка определяет выбор стратегии и исход процесса совладания. «Вторичная когнитивная оценка является более чем простым интеллектуальным упражнением по выявлению всего, что возможно было бы сделать. Это сложный оценочный процесс, берущий в расчет доступные для совладания возможности, а также вероятность того, что благодаря использованию данной стратегии
человеку удастся осуществить изначально предполагаемый результат, и вероятность того, что человек может использовать одну или несколько конкретных стратегий эффективно» [9, p. 35]. Когнитивная оценка выступает в качестве медиатора между стрессовой реакцией и совладанием, от нее зависит также тип эмоциональной реакции человека в стрессовой ситуации.
Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют два типа совладания со стрессом: проблемно-ориентированное совладание, нацеленное на разрешение стрессовой ситуации и эмоционально-ориентированное совладание, используемое в случаях, когда ситуацию невозможно изменить. Оценка ситуации в качестве контролируемой или неконтролируемой влияет на предпочтение того или иного типа совладания. Проблемно-ориентированное совладание позволяет разрешить проблему, создавшую стресс, эмоционально-ориентированное совладание регулирует эмоции, изменяет отношение к случившемуся. «Проблемно-фокусированное совладание может включать в себя как агрессивные межличностные усилия, направленные на изменение ситуации, так и холодные, рациональные, преднамеренные усилия, направленные на разрешение проблемы... Эмоционально-фокусированное совладание включает в себя дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, уход-избегание, принятие на себя ответственности и позитивную переоценку» [6].
По мнению ряда исследователей наиболее эффективным является использование не одной, а одновременно нескольких стратегий, в особенности с применением практических шагов. Неэффективным же признается стратегия избегания, позитивная переоценка ситуации [7].
Так, Поль Кон предлагает концепцию адаптивности, которая представляет собой последовательность совладающих стилей. Адаптивность складывается из определенных алгоритмов последовательного использования стилей совладания, которые гибко перестраиваются под ситуацию [2].
Р. Лазарусом и С. Фолкман был создан опросник способов совладания (Ways of Coping Questionnaire) и в результате экспериментального исследования с его использованием была получена восьмифакторная модель совладания со стрессом, в которую вошли такие шкалы, как конфронтирующее поведение, дистанцирование (отстранение), самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, уход-избегание, запланированное разрешение проблемы, положительная переоценка [9].
Стратегии дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, ухода-избегания, принятия на себя ответственности, позитивной переоценки ситуации нацелены на сохранение самоконтроля и относятся к эмоционально-ориентированному совладанию, при этом стратегии конфронтирующего поведения и запланированного разрешения проблемы направлены на разрешение ситуации и относятся к проблемно-ориентированному совладанию.
Третий подход к совладающему поведению — интегративный. Авторы, придерживающиеся данного подхода, считают, что на выбор копинг-стратегий влияют как личностные, так и ситуационные аспекты.
В отечественной психологии обращение к проблематике копинг-стратегий обусловлено расширением представлений о формах личностной активности человека,
вниманием к проблемам саморегуляции и усилением в рамках субъектно-деятельно-стного подхода одного из его полюсов — психологии субъекта. Понятие совладание введено в контекст отечественных исследований Анцыферовой Л.И.
Стратегии совладания — это основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам [4]. Т.Л. Крюковой дается определение совладающего поведения, согласно которому оно определяется как «позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией» [4, с. 57]. Адаптивность или неадаптивность стратегии совладания определяется особенностями ситуации и самой личностью.
Большинство классификаций совладающего поведения построено на основе двух типов совладания, выделенных С. Фолкман и Р. Лазарусом: эмоционально-ориентированное совладание и проблемно-ориентированное. Исследователи сходятся на выделении трех базовых стилей:
1) Проблемно-ориентированный стиль (субъект совладания анализирует случившееся, обращается за помощью к другим, ищет дополнительную информацию);
2) Эмоционально-ориентированный стиль (погружение в собственные переживания, самообвинение, вовлечение других в переживание);
3) Избегание (уход от проблемы, попытки не думать о ней, часто сочетается с инфантильной оценкой происходящего) [4].
Свою собственную классификацию предлагает Л.И. Анцыферова:
1. Преобразующие стратегии совладания (характеризуется принятием решения о возможности позитивного изменения трудной ситуации, формулирование ее как проблемы, определение целей, наметка плана решения, способов достижения цели).
2. Приемы приспособления (характеризуется изменением собственных характеристик и отношений к ситуации: «позитивное истолкование» или придание нейтрального смысла ситуации).
3. Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий (характеризуется использованием «техник» борьбы с эмоциональными нарушениями — психологический уход или бегство) [1].
Коэн и Р. Лазарус выделяют пять основных задач копинга: 1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности; 2) терпение, приспособление или изменение жизненной ситуации; 3) поддержание положительного образа Я; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми.
Автор разделяет точку зрения, что успешность совладания зависит от решения указанных задач.
Литература
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 2011. — № 1.
2. Ветрова И.И. // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. — с. 179-197.
3. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания / / Вестник Московского университета. — Серия 14 «Психология». — 2010. — № 1, с. 46-57.
4. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. — Кострома, 2004.
5. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. — с. 55-65.
6. Крюкова Т.Л. Человек «совладающий»: качества субъекта и его совладающее поведение // Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008.
7. Либина А.В. Совладающий интеллект — М.: Изд-во Эксмо, 2008.
8. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных с неврозами и психосоматическими расстройствами. — СПб., 2012.
9. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984.
ДЕФОРМАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК ФАКТОР
ВИКТИМНОСТИ
Сплавская Н.В.
Деформация правосознания стала бичом российского общества. Она проникла в область правовых знаний, частично разрушила установки и убеждения граждан, их правовое мировоззрение. С целью выявления уровня деформации правосознания нами было проведено анкетирование. В качестве основных респондентов к исследованию были привлечены студенты и аспиранты Международного инновационного университета в возрасте 18-23 года.
Исследование подтвердило, что темпы роста преступности, правовая и социальная незащищенность значительной части молодежи, отсутствие необходимых механизмов реализации норм права порождают в молодых людях неверие в закон и государство и ведут к стремительному развитию правового нигилизма — особой формы мироощущения и социального поведения, которая выражается в полном неверии в потенциальные возможности права. Большинство студентов убеждены, что они предоставлены сами себе и, что в чрезвычайной ситуации государство не сможет их защитить. Как показали результаты проведенного нами анкетирования, 91 % опрошенных уверены, что в любой момент могут стать жертвами преступлений. В этом убеждает возросшая в стране виктимность.
В.И. Полубинский определяет виктимность как «потенциальную возможность нести вред от правонарушения в результате негативного взаимодействия отрицательных личных качеств с внешними факторами» [5]. С.В. Максимов видит в ней «свойство
© Сплавская Н.В., 2016