Научная статья на тему 'Совладающее поведение как фактор личностно-профессионального развития студентов-психологов разных уровней обучения'

Совладающее поведение как фактор личностно-профессионального развития студентов-психологов разных уровней обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
371
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митина Л.М., Щелина С.О.

Настоящая работа направлена на изучение связи совладающего поведения и личностно-профессионального развития студентов-психологов разных уровней обучения. Установлено, что существуют различия между студентами-бакалаврами и студентами-специалистами. Так, у специалистов более развито проактивное совладающее поведение, имеется ведущая адекватная стратегия совладания. Вместе с тем у студентов-специалистов отмечается ограниченный диапазон адекватных стратегий, более развито профессиональное самосознание, в отличие от бакалавров, у которых констатируется значительный разброс стратегий совладания при отсутствии ведущей стратегии; они в большей степени используют неадекватное совладающее поведение, их профессиональное самосознание остается практически неизменным на протяжении обучения. Показана статистически значимая связь совладающего поведения и личностно-профессионального развития студентов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совладающее поведение как фактор личностно-профессионального развития студентов-психологов разных уровней обучения»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

СОВПАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Л.М. МИТИНА1*, С.О. ЩЕЛИНА2

1 ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва;

2 Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Арзамас

Настоящая работа направлена на изучение связи совладающего поведения и личностно-профес-сионального развития студентов-психологов разных уровней обучения. Установлено, что существуют различия между студентами-бакалаврами и студентами-специалистами. Так, у специалистов более развито проактивное совладающее поведение, имеется ведущая адекватная стратегия совладания. Вместе с тем у студентов-специалистов отмечается ограниченный диапазон адекватных стратегий, более развито профессиональное самосознание, в отличие от бакалавров, у которых констатируется значительный разброс стратегий совладания при отсутствии ведущей стратегии; они в большей степени используют неадекватное совладающее поведение, их профессиональное самосознание остается практически неизменным на протяжении обучения. Показана статистически значимая связь совлада-ющего поведения и личностно-профессионального развития студентов-психологов.

Ключевые слова: совладающее поведение, личностно-профессиональное развитие, уровневое высшее образование.

Введение

Превращение профессии психолога в массовую повлекло за собой изменение подходов и организации подготовки студентов к профессиональной деятельности психолога. К 2010 году ясно проявилась серьезная проблема, связанная с недостаточной личностной и социальной зрелостью выпускников вузов, дополнительно осложнявшаяся психологическими проблемами молодых людей, выбравших профессию психолога с целью их решения.

В условиях дефицита квалифицированных кадров руководители вынуждены были принимать на работу тех, кто подтверждал свою квалификацию лишь документом. Воз-

© Митина Л.М., Щелина С.О., 2019

* Для корреспонденции:

Митина Лариса Максимовна

главный научный сотрудник Психологического института РАО E-mail: mitinalm@mail.ru

можность открывать частную практику и предоставлять услуги по психологическому консультированию без проверки на профессиональную компетентность, распространение различных духовных практик, использующих разного характера психотехнологии воздействия на людей вплоть до откровенной манипуляции и мошенничества, привели к девальвации профессии психолога и личности самого специалиста, не способного подчас справляться с собственными проблемами.

С 2010 года отечественная система образования перешла на уровневую организацию. Высшее образование включает в себя бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру. Вместе с тем программы подготовки психологов разного уровня образования не учитывают специфику их дальнейшей профессиональной деятельности, разнообразие личностных характеристик и психологических проблем студентов, выбравших профессию психолога, не ориентируют вуз на развитие личности в процессе освоения профессии.

Неслучайно за последние 20 лет так возрос интерес к проблемам профессиональной подготовки будущего психолога и влияния на его профессиональную деятельность совладающего поведения [1-4, 6, 8, 10].

Сохранившийся фрагментарный характер исследований проблем профессиональной подготовки психологов свидетельствует об отсутствии целостной концептуальной и методической системы организации и обеспечения в вузе личностно-профессиональ-ного развития студентов-психологов.

В связи с этим целью настоящего исследования стало изучить психологические особенности совладающего поведения студентов (бакалавров и специалистов) и выявить психологические факторы, оказывающие влияние на их личностно-професси-ональное развитие.

Методика

Теоретико-методологическим основанием исследования является системный лич-ностно-развивающий подход к изучению профессионализации субъектов образования [5, 9]. В русле этого подхода разработаны обобщающая концепция и инновационная технология профессионального развития личности, теоретически обоснованы и раскрыты психологические факторы, условия, механизмы и движущие силы творческой самореализации человека в профессии.

В указанной концепции рассматриваются две альтернативные модели (стратегии) профессионального труда: адаптивного функционирования и профессионального развития, отличающиеся друг от друга уровнем развития профессионального самосознания и интегральных личностных характеристик (направленности, компетентности, гибкости), которые являются необходимой основой личностно-профессионального развития как уже состоявшихся профессионалов, так и будущих - студентов вузов.

В концепции теоретически обосновано, что совладающее поведение студентов -будущих психологов влияет на уровень их

личностно-профессионального развития. Наряду с этим влияние различных стратегий совладающего поведения студентов специалистов и бакалавриата на их лич-ностно-профессиональное развитие в процессе обучения не было предметом специального эмпирического исследования.

Эмпирической базой исследования являлись студенты 1-4 курсов бакалавриата и 1-5 курсов специалитета психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского в общем количестве 316 человек, возраст от 17 до 24 лет.

В исследовании использовалась специально разработанная методическая программа, включающая в себя следующие методики: опросник совладания со стрессом (СОРЕ) К. Карвера, М. Шейера и Дж. Вейнтрауба в адаптации Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой и Е.Н. Осина, опросник проактивного совла-дающего поведения в адаптации Е.С. Стар-ченковой, методика «Неоконченные предложения» В.Б. Ольшанского, методика «Кто я?» М. Куна - Т. Мак-Партланда, методика В.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки», САТ Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроза, статистические методы обработки материалов экспериментального исследования.

Результаты и обсуждение

Исследование состояло из четырех серий.

1. Первая серия была направлена на изучение особенностей применения стратегий совладающего поведения студентами-психологами бакалавриата и специали-тета с помощью опросника совладания со стрессом (СОРЕ).

В исследовании было осуществлено разделение представленных в методике стратегий совладающего поведения на адекватные и неадекватные.

К адекватным стратегиям совладающе-го поведения относятся: F1 (Позитивное переформулирование и личностный рост), F4 (Использование инструментальной со-

циальной поддержки), Б5 (Активное совла-дание), Б8 (Юмор), Б10 (Сдерживание), Б13 (Принятие), Б14 (Подавление конкурирующей деятельности), Б15 (Планирование).

Неадекватные стратегии совладающего поведения включают в себя: Б2 (Мысленный уход от проблемы), Б3 (Концентрация на эмо-

циях и их активное выражение), Бб (Отрицание), Б7 (Обращение к религии), Б9 (Поведенческий уход от проблемы), Б11 (Использование эмоциональной социальной поддержки), Б12 (Использование «успокоительных»).

Результаты первой серии исследования представлены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Представленность адекватных стратегий совладающего поведения студентов-специалистов и студентов-бакалавров. Б1 - Позитивное переформулирование и личностный рост, Б4 -Поиск инструментальной поддержки, Б5 - Активное совладание, Б8 - Юмор, Б10 - Сдерживание, Б13 - Принятие, Б14 - Подавление конкурирующей деятельности, Б15 - Планирование

Рис. 2. Представленность неадекватных стратегий совладающего поведения студентов-специалистов и студентов-бакалавров. Б2 - Мысленный уход от проблемы, Б3 - Концентрирование на эмоциях и их активное выражение, Бб - Отрицание, Б7 - Обращение к религии, Б9 - Поведенческий уход от проблемы, Б11 - Использование эмоциональной социальной поддержки, Б12 -Использ ов ание «успокоительных»

Полученные данные свидетельствуют о том, что существует разница между студентами бакалавриата и специалитета в использовании адекватных форм совлада-ющего поведения.

Это проявляется в том, что у студентов, обучающихся по программе специалитета,

на протяжении обучения обнаруживается стратегия совладания, которая является ведущей, - планирование (Б15), что говорит об успешно найденном и успешно используемом стабильном адекватном способе совладания со стрессом и выражается в разработке стратегий поведения в труд-

ной жизненной ситуации. Однако у данной группы студентов нет разнообразия адекватных стратегий совладающего поведения, что говорит о недостаточном развитии гибкости поведения.

У студентов бакалавриата такой единой универсальной стратегии совладания со стрессом не наблюдается, стратегии меняются на разных курсах обучения: на 1 курсе - Б5, на 2 курсе - Б1 и Б8, на 3 курсе - Б5 и Б15, на 4 курсе - Б15.

Анализ данных позволил сделать вывод, что существуют различия в представленности неадекватных форм совладающего поведения. Это выражается в том, что у студентов-бакалавров очень ярко выражены такие неадекватные способы совладающего поведения, как концентрирование на эмоциях и их активное выражение (Б3) и использование эмоциональной социальной поддержки (Б11), в то время как у студентов-специалистов в меньшей степени представлены неадекватные стратегии совладающего поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют различия между специалистами и бакалаврами по выбору стратегий совладающего поведения в стрессовых ситуациях: студенты-специалисты имеют ведущую адекватную стратегию совладаю-щего поведения, однако нет разнообразия адекватных стратегий, неадекватные стратегии совладающего поведения выражены неярко (только несколько выделяется стратегия Б3); у студентов-бакалавров нет такой единой адекватной стратегии совладающего поведения, потому что на каждом курсе ведущие стратегии меняются, а также студенты-бакалавры в большей степени склонны использовать на протяжении всего времени обучения неадекватные стратегии совладаю-щего поведения - концентрация на эмоциях и их активное выражение (Б3) на 1 и 2 курсах и поиск эмоциональной поддержки (Б11) на 1, 2, 4 курсах.

2. Вторая серия была направлена на изучение особенностей применения стратегий проактивного совладающего поведения студентами-психологами бакалавриата и специ-

алитета с помощью методики опросник про-активного совладающего поведения.

Результаты исследования продемонстрированы на рисунке 3.

Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что наблюдаются различия в выборе стратегий проактивного совладающего поведения студентов-психологов бакалавриата и специалитета.

В отличие от студентов-бакалавров, студенты-специалисты на протяжении старших курсов (3-5) в качестве ведущих стратегий совладающего поведения используют превентивное преодоление, которое представляет собой предвосхищение потенциальных стрессоров и подготовку действий по нейтрализации негативных последствий до того, как наступит возможное стрессовое событие. Это делает студентов-специалистов более зрелыми по сравнению со студентами-бакалаврами, которые ограничиваются лишь более удобными и понятными для них способами проак-тивного совладающего поведения, такими как проактивное преодоление (усилия по формированию общих ресурсов, которые облегчают достижение важных целей) и поиск эмоциональной поддержки (регуляция эмоционального дистресса путем разделения чувств с другими).

3. Третья серия исследования была посвящена изучению профессионального самосознания у студентов бакалавриата и специалитета. В данной серии использовались: методика «Неоконченные предложения» В.Б. Ольшанского, методика «Кто я?» М. Куна - Т. Мак-Партланда, методика В.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки».

В результате исследования были выделены следующие особенности профессионального самосознания студентов-психологов. Существуют различия в развитии всех трех компонентов профессионального самосознания у студентов разных форм обучения, которые выражаются в том, что компоненты (образ Я, образ профессии, образ Я в профессии) профессионального самосознания студентов-бакалавров в большей степени

остаются неизменными (описание себя, описание своих представлений о профессиональной деятельности, решение профессиональных задач, мотивы поступления на данное направление), а у студентов-специалистов данные компоненты претерпевают

серьезные изменения в течение обучения (к концу обучения расширяются представления о себе, о будущей профессии, о своих возможностях и способностях заниматься профессиональной деятельностью и решать профессиональные задачи и др.).

Рис. 3. Представленность стратегий проактивного совладающего поведения студентов-специалистов и студентов-бакалавров

4. В четвертой серии исследования решались задачи: 1) изучение уровней лич-ностно-профессионального развития студентов бакалавриата и специалитета с помощью методики самоактуализационный тест (САТ) и 2) проведение сравнительного анализа уровней личностно-профессиональ-ного развития студентов и преобладающих стратегий их совладающего поведения. Также на этом этапе было изучено отношение к временной перспективе студентов-психологов с помощью опросника временной перспективы Зимбардо.

В результате исследования студентов бакалавриата и специалитета были выделены три группы, которые соответствовали моделям профессионализации: к модели профессионального развития была отнесена одна группа с высокими показателями интегральных личностных характеристик (1-я группа), к модели адаптивного функционирования были отнесены две группы - со смешанными показателями (2-я группа) и с низкими показателями (3-я группа).

Анализ результатов исследования позволил выделить особенности групп с разным уровнем профессионально-личност-

ного развития студентов бакалавриата и специалитета.

В 1-й группе у студентов бакалавриата (20,1%) и специалитета (22%) наблюдаются одинаковые стратегии совладающего поведения: позитивное переформулирование и личностный рост (Б1), активное совладание (Б5), проактивное преодоление, за исключением ведущей стратегии совладающего поведения студентов-специалистов - планирование (Б15).

Во 2-й группе наблюдается смешанная картина из стратегий совладающего поведения, однако у студентов-бакалавров (51,55%) преобладает такая стратегия совладающего поведения, как поиск эмоциональной поддержки (по двум методикам), а у студентов-специалистов (59%), помимо данной стратегии со-владающего поведения, ведущими являются позитивное переформулирование и личностный рост (Б1) и планирование (Б15).

В 3-й группе у студентов-бакалавров (28,35%) и студентов-специалистов (19%) констатируются похожие результаты относительно стратегий совладающего поведения - и те, и другие в большей степени используют поиск эмоциональной поддерж-

ки, однако студенты-специалисты наряду с этим применяют такую стратегию совла-дающего поведения, как концентрация на эмоциях и их активное выражение (Б3).

Итоговый вывод. Таким образом, можно сделать вывод, что существуют различия между студентами-бакалаврами и студентами-специалистами по уровню личност-но-профессионального развития и развитию стратегий совладающего поведения: студенты-специалисты более динамичны в развитии как совладающего поведения, так и интегральных личностных характеристик, склонны в трудных жизненных ситуациях использовать преимущественно адекватные стратегии, направленные на оценку и рефлексию проблемной ситуации и планирование ее решения. Также среди групп по уровню профессионально-личностного развития наблюдается более четкое разграничение: в 1-й группе - три адекватные стратегии совладающего поведения, во 2-й группе - две адекватных стратегии, в Э-й группе - одна неадекватная стратегия совладающего поведения.

Обобщающий анализ данных. По окончании констатирующего эксперимента нами был проведен поиск статистически достоверных связей между полученными переменными у студентов бакалавриата и специалитета с помощью коэффициента корреляции Пирсона и факторного анализа.

В связи с большим количеством переменных, описывающих совладающее поведение (21), было принято решение найти

факторы, которые наиболее точно описывают характеристики совладающего поведения студентов-психологов. Для этого был использован факторный анализ с методом невзвешенных меньших с дальнейшим вращением облимин.

В итоге нами было выделено 4 фактора.

1-й фактор - концентрация на эмоциях и их активное выражение (-0,987), использование инструментальной социальной поддержки (-0,356). Данный фактор можно обозначить как «удерживание проблемы в себе».

2-й фактор - сдерживание (0,456), принятие (0,637), подавление конкурирующей деятельности (0,532), поиск эмоциональной поддержки (-0,214). Фактор можно обозначить как «сосредоточение на проблеме».

3-й фактор - мысленный уход от проблемы (0,418), активное совладание (-0,446), отрицание (0,505), поведенческий уход от проблемы (0,569). Данный фактор можно охарактеризовать как «избегание проблемы».

4-й фактор - позитивное переформулирование и личностный рост (0,697), юмор (0,683), стратегическое планирование (0,174). Фактор был обозначен как «планирование решения проблемы».

Следовательно, можно сделать вывод о том, что 1- и 3-й факторы демонстрируют неадекватные способы совладания со стрессом, а 2- и 4-й - адекватные, что доказывает правомочность нашего деления стратегий совладающего поведения на адекватные и неадекватные.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа

Ф1 Ф2 Ф3 Ф4 Направленность Гибкость Компетентность Самосознание

Ф1 -0,126 -0,363** -0,189 0,207** 0,019 0,080 -0,129

Ф2 -0,126 -0,199 0,374** 0,116 0,099 0,185 0,101

ФЭ -0,363** -0,199 -0,313** -0,301** -0,425** -0,187 -0,363**

Ф4 -0,189 0,374** -0,313** 0,330** 0,469** 0,301** 0,392**

Направленность 0,207** 0,116 -0,301** 0,330** 0,534** 0,524** 0,387**

Гибкость 0,019 0,099 -0,425** 0,469** 0,534** 0,510** 0,580**

Компетентность 0,080 0,185 -0,187 0,301** 0,524** 0,510** 0,376**

Самосознание -0,129 0,101 -0,363** 0,392** 0,387** 0,580** 0,376**

Примечание: ** уровень значимости р=0,01

Далее для доказательства взаимосвязи между полученными факторами и показателями интегральных личностных характеристик был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции Пирсона (табл. 1).

Таким образом, было выяснено, что показатели интегральных личностных характеристик положительно связаны с адекватными стратегиями совладающего поведения и отрицательно - с неадекватными, в частности, с избеганием проблемы.

Заключение

Итак, на основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Психологическим фактором, способствующим личностно-профессиональ-ному развитию студентов бакалавриата и специалитета, являются адекватные стратегии совладающего поведения.

2. Имеются различия между студентами-бакалаврами и студентами-специалистами по уровню личностно-професси-онального развития и особенностями со-владающего поведения:

- у студентов специалитета выше уровень личностно-профессионального развития, обусловленный наличием ведущей адекватной стратегии (планирование) и проак-тивной стратегии совладающего поведения (превентивное преодоление); вместе с тем они отличаются незначительным спектром адекватных стратегий совладания;

- у студентов бакалавриата отмечается более низкий уровень личностно-профес-сионального развития, обусловленный отсутствием ведущей адекватной стратегии и преобладанием неадекватных стратегий совладающего поведения (поиск эмоциональной поддержки и концентрация на эмоциях и их активное выражение).

3. Существует необходимость разработки и интеграции в учебный процесс вуза психологических коррекционно-развиваю-щих программ для студентов бакалавриата

и студентов специалитета, направленных на развитие адекватных стратегий совлада-ния с целью повышения уровня их личност-но-профессионального развития.

Литература

1. Володина К.А. Формирование образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки в вузе: автореферат дис. ... канд. психол. наук. - Шадринск, 2015. - 23 с.

2. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. - СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2009. - 136 с.

3. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совла-дающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 474 с.

4. Малышев И.В. Взаимосвязь творческого потенциала и копинг-стрессовых стратегий личности у студентов вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - Т. 13. - № 3-1. - С. 56-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Митина Л.М. Психология личностно-про-фессионального развития субъектов образования. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.

6. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Ко-пинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011.

- № 3(17). - Режим доступа: URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 15.03.2016).

7. Щелина С.О. Стратегии совладающего поведения студентов-психологов в контексте профессионального развития личности // Экопсихологические исследования - 5. Сборник научных статей участников 8 Российской конференции по экологической психологии. - Пермь, 2018. - С. 327-334.

8. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. - N.Y., 1984. - 218 p.

9. Mitina L.M. Psychological regularities of personal development of poly-subjective «Teacher-Student» community // International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018) / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences.

- 2018. - P. 451-459.

10. Moos R. Development and application of new measures of life stressors, social resources,

and coping responses // European Journal of Psychological Assessment. - 1995. - Vol. 11. -P. 1-13.

References

1. Volodina KA. Formirovaniye obraza budu-shchey professii u studentov-psikhologov na nachal'nom etape professional'noy podgotovki v vuze: avtoreferat dis ... kand psikhol nauk. Shadrinsk, 2015: 23 (in Russian).

2. Isayeva YeR. Koping-povedeniye i psikho-logicheskaya zashchita lichnosti v usloviyakh zdorov'ya i bolezni. St. Petersburg: Izd-vo SP-bGMU, 2009: 136 (in Russian).

3. Kryukova TL. Chelovek kak sub'yekt sovla-dayushchego povedeniya. Sovladayushcheye povedeniye: Sovremennoye sostoyaniye i per-spektivy. Pod red AL Zhuravleva, TL Kryuko-voy, YeA Sergiyenko. Moscow: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2008: 474 (in Russian).

4. Malyshev IV. Vzaimosvyaz' tvorcheskogo poten-tsiala i koping-stressovykh strategiy lichnosti u studentov vuza. Izvestiya Saratovskogo universi-teta. Novaya seriya. Seriya Filosofiya. Psikhologi-ya. Pedagogika 2013; 13(3)-1:56-61 (in Russian).

5. Mitina LM. Psikhologiya lichnostno-profes-sional'nogo razvitiya sub'yektov obrazovaniya.

Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2014: 376 (in Russian).

6. Rasskazova YeI, Gordeyeva TO. Kop-ing-strategii v psikhologii stressa: podkhody, metody i perspektivy [Internet] // Psikholog-icheskiye issledovaniya: elektron nauch zhurn 2011; 3(17). URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 15.03.2016) (in Russian).

7. Shchelina SO. Strategii sovladayushchego po-vedeniya studentov-psikhologov v kontekste professional'nogo razvitiya lichnosti. Ekop-sikhologicheskiye issledovaniya - 5. Sbornik nauchnykh statey uchastnikov 8 Rossiyskoy konferentsii po ekologicheskoy psikhologii. -Perm', 2018: 327-334 (in Russian).

8. Lazarus RS, Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y., 1984: 218.

9. Mitina LM. Psychological regularities of personal development of poly-subjective «Teach-er-Student» community. International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018). The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences 2018: 451-459.

10. Moos R. Development and application of new measures of life stressors, social resources, and coping responses. European Journal of Psychological Assessment 1995; 11:1-13.

COPING BEHAVIOR AS A FACTOR OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGY STUDENTS OF DIFFERENT LEVELS OF EDUCATION

L.M. MITINA1, S.O. SHCHELINA2

1 Psychological Institute of RAE, Moscow;

2 Arzamas branch of N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Arzamas

This work is aimed at studying the relationship of coping behavior and personal and professional development of psychology students at different levels of education. It is established that there are differences between students-bachelors and students-specialists: specialists have more developed proactive coping behavior, there is a leading adequate coping strategy, but, at the same time, a limited range of adequate strategies, professional self-consciousness is more developed, unlike bachelors, who have a large spread of coping strategies in the absence of a leading strategy. They are more likely to use inadequate coping behavior, their professional self-consciousness remains almost unchanged throughout training. Statistically significant connection of coping behavior and personal and professional development of students-psychologists is shown.

Keywords: coping behavior, personal and professional development, level higher education.

Address:

Mitina L.M.

Chief researcher of the Psychological Institute of RAE

E-mail: mitinalm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.