СТРАТЕГИИ И РЕСУРСЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ МОЛОДЫ1Х ЛЮДЕЙ
Шмелёв И.М.
В настоящее время массовое религиозное “обращение” проявляется в группах населения разных профессий и возрастов, но особенно оно заметно среди молодежи. Это обусловлено прежде всего тем, что у нее происходит становление ориентаций. Сегодня существенно ограничены возможности для полноценного социально-гражданского становления молодёжи, произошла утрата нравственно-идеологических и социальных ориентиров, поэтому обострилась проблема адаптации молодежи в социуме и влияние на этот процесс совладающих стратегий и ресурсов поведения личности.
Изучение проблемы совладания личности привело к появлению нового направления в психологической науке - исследованию совладающего поведения или ко-пинг-поведения (от англ. coping behavior). В зарубежной и отечественной литературе достаточно подробно описаны особенности совладающего поведения (Л.И. Анцифи-рова, М.П. Билецкая, В.А. Бодров, Ф.Е. Василюк, Н.С. Видерман, Н.Е. Водопьянова, Т.В. Гущина, Т.А. Данилова, Л.А. Китаев-Смык, Л.И. Кобылянская, Г.С. Корытов, Т. Кройбер, Т.Л. Крюкова, Р.С. Лазарус,
A.В. Либина, С.А, Лигер, С.К. Нартова-Бо-чавер, Т.А. Немчин, Е.В. Симонов, Н.А. Сирота, С. Фолкман, Н. Хаан, А.А. Чазова,
B.М. Ялтонский и другие).
За последнее десятилетие ХХ и в начале XXI в. в зарубежной психологии сформировалось несколько новых подходов к изучению тех или иных аспектов совладающего поведения. Среди них стоит выделить 1) концепцию соответствия когнитивной оценки и ситуации Conway, Terry, Park, Folkman Bostrom; 2) модель “Цели и совла-дание со стрессом” Folkman, Stein и другие; 3) модель двойного процесса в совла-дающем поведении Stroebe, Schut; 4) модель опережающего, ориентированного
© Шмелёв И.М., 2011
на будущее совладания Aspinwall, Taylor, Greengalss, Schwarzer, Knoll и другие; 5) модель посттравматического роста Park, Linley, Joseph, Tedeschi, Calhoun.
Отечественные и зарубежные исследования позволили расширить научные представления о совладающем поведении, обеспечили возможность качественно углубить и расширить знания в данном направлении.Появляются новые научные работы на эту тему, что, возможно, связано с усложнением общественных отношений, вызванных экономическим кризисом [3; 4].
Совладающее поведение (копинг-по-ведение) - это особый вид поведения человека, который обеспечивает или разрушает его здоровье и благополучие, позволяющее личности преодолевать и справляться со стрессом или трудностями с помощью осознанных действий и направлено на активное взаимодействие с ситуацией, то есть ее изменение (в случае, если она поддается контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю).
Совладающее поведение является результатом становления сознания и самосознания личности, сопряжено со зрелым мировоззрением и картиной мира, помогает включиться в систему общественных отношений, так как является обусловленным процессом социализации, адаптации, становлением и развитием личности. Человек “совладающий” - это самостоятельный индивид, умеющий справляться с жизненными трудностями, жить в ладу с самим собой, быть не продуктом, а творцом своей биографии [1].
Анализ стратегий и ресурсов совладания позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени в науке выработано три основных подхода к анализу совладания, предполагающие выделение проб-
лемно-фокусированных/эмоционально-фокусированных копинг-стратегий; когнитивных/поведенческих/эмоциональных копинг-стратегий и эффективных/неэффективных копинг-стратегий [5]. При этом использование того или иного вида копин-га зависит от наличия у субъекта той или иной совокупности базовых ресурсов совладания, к которым относят особенности Я-концепции, локус контроля, комплекса коммуникативных способностей (эмпатий-ные и аффилиативные способности) и уровня когнитивного развития; уровня зрелости личности; жизнестойкости.
Tакже следует отметить, что анализ религиозных представлений о стратегиях и ресурсах совладающего поведения личности, привел некоторых исследователей (например, Dale A. Matthews M.D. and Connie Clark и другие) к формированию понятия “религиозный копинг”. Обращение к религии, при переживании жизненных трудностей, поиск социальной поддержки в группе единоверцев; религиозная Bера способствуют выбору человеком эффективных копинг-стратегий (принятие на себя ответственности (E.K. Bеселова) [2], умение сделать переоценку проблемной ситуации, использование молитвы (Ю.П. ^балова) [б] и так далее.
Религиозное совладение с трудностями включает в себя: внутренние совлада-ние (ресурсом которого является интегрированная система ценностей, убеждений, намерений и действий); горизонтальное совладание (в основе которого лежит связь между людьми благодаря их общей идентичности в общине единоверцев); вертикальное совладение (осуществляемое за счет отношений между человеком и Tворцом).
Bсё выше перечисленные характеристики личности “совладающего” человека, возможных стратегий и ресурсов совладания и религиозных представлений о них позволили выделить уровни совладания.
Bысшей формой совладания является овладевающее (надсознательное) поведение, характеризующееся проявлением таких копинг-стратегий, как принятие ответственности, поиск духовной и личной поддержки, положительная переоценка ситуации, принятие решения, совершение конкретных действий для решения трудностей и опирающихся в качестве ресурсов на ре-
лигиозную веру, приобщение к высшим ценностям и смыслам, наличие высших духовных ценностей, метаценностей, жизнестойкости. У верующего человека овладевающее поведение опосредовано верой и опирается на положение о соотнесении себя с надличностным, духовным бытием.
Высокий (осознаваемый) уровень совладения проявляется в таких копинг-стратегиях как работа над проблемой, сохранение оптимизма, социальная связь с другими, контроль за своими чувствами, личностное развитие. Ресурсами совладания на этом уровне являются: целостность и устойчивость Я-концепции, равная выраженность внутреннего и внешнего локуса контроля, эмпатия, аффилиативные способности, оптимизм, жизнестойкость, самоэффективность, осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойств влияющих на эффективность копинга.
К среднему (осознаваемому) уровню совладания можно отнести стратегии подавления конкурирующей активности; поведенческое, когнитивное самоустранение, сфокусированность на эмоциях и их проявлении, уход-избегание. Ресурсами совладания здесь могут быть субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов; тенденция в сильном проявлении внешнего или внутреннего локуса контроля, недостаточное развитая, стабильная и устойчивая Я-кон-цепция.
Низший уровень совладающего поведения проявляется в простых неосознаваемых копинг-реакциях, к которым относятся избегание (бегство), активизм (борьба), агрессия (разрушительная ненависть), рефлекс мнимой смерти (паралич, оцепенение), алкогольное самоустранение. Ресурсами совладания на этом уровне являются неустойчивая, диффузная, слабо дифференцированная Я-концепция, внешний локус контроля.
Разработанная нами классификация уровней совладания показывает специфику проявления совладающего поведения у различных типов верующих и может быть использована в рамках исследования специфики проявления стратегий и ресурсов совладания людьми с разной степенью религиозности.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
2. Веселова Е.К. Онтологическая идентичность и стратегии совладания // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций: Материалы Покровских педагогических чтений 2001 -2003 гг. СПб. 2004. С. 314 - 317.
3. Ефремова Д.Н. Стратегии совладающего поведения при деструктивных эмоциональных состояниях // Вестник университета Российской академии образования. 2011. № 1. С. 105 - 107.
4. Мельникова А.А. Психологические аспекты поведения человека в кризисной ситуации // Вестник университета Российской академии образования. 2011. № 1.
С. 102 - 105.
5. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сер-гиенко. М., 2008.
6. Тобалов Ю.П. Совладение с трудными жизненными ситуациями у верующих (на материале православных христиан и мусульман): Дис. ... канд. психол. наук (19.00.05). М., 2004.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА «ВЗРОСЛЕНИЕ» У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ Люблева Е.Ю.
Проблема смысла в настоящее время становится особенно актуальной в нашей стране как в бытийной, так и в научной психологии. Особенности становления смысла опосредованы его свойствами: неизменностью, устойчивостью и определенностью смысла; внутренней логической согласованностью и законченностью; субъективной достоверностью, основанной на внутренней непротиворечивости; предметностью. Эти свойства смысла позволяют человеческому сознанию видеть за явлением сущность, строить устойчивую смысловую картину мира. Смысл упорядочивает образы в этой картине, придает ей логичную целостность и субъективную достоверность. Смысл становится опорой бытия человека, превращая зыбкость мира в логически стройную систему целесообразных связей и отношений. Эти особенности позволяют смыслу выступать в качестве ориентировочной основы действий и поступков в процессе жизни, позволяют человеку строить целенаправленную деятельность.
Становление личностного смысла происходит поэтапно. На первом этапе фикси-
© Люблева Е.Ю., 2011
руются определённые элементы ситуации, познаются их значения. На втором -определяется функциональное значение ситуации через сопоставление ситуации в целостности её элементов с образцами собственного прошлого опыта. На третьем этапе определяется отношение к ситуации, исходя из собственных потребностей.
С помощью смысла ребёнок интерпретирует или реконструирует ситуацию, определяет её полезность для себя, для удовлетворения своих потребностей. Бесполезный, навязанный ребёнку взрослым смысл быстро умирает, так как становится бессмыслицей.
Согласно терапии, человек находит и реализует смысл тремя различными способами: через деятельность - когда человек преподносит миру свои творения (жизнь человека могут наполнить смыслом самые разнообразные занятия, если к ним подходить творчески); через переживание ценностей - то, что человек извлекает из созерцания красоты, истины явлений природы и культуры, переживания любви (вовлеченность в глубокое переживание соз-