авторитетных членов образовательной среды, которые проявляют агрессию. Агрессоры, как таковые, заражают своими способами поведения и привлекают их к притеснению более слабых.
К последствиям буллинга относятся нарушение социальной адаптации, высокая тревожность, депрессия, суицидальное мышление. Трудности с концентрацией внимания и прогулы (отказ от посещения школы) приводят к снижению успеваемости. Жертвы часто испытывают психосоматические симптомы, такие как головная боль и боль в животе. Виктимизация детей в школьные годы часто сопровождается повышенной застенчивостью и снижением доверия к людям во взрослом возрасте, что приводит к нарушению процесса психосоциальной адаптации.
Ученые и практики образования, врачи и психологи, юристы и социальные работники во всем мире разрабатывают различные методики управления детскими конфликтами, программы помощи детям, пострадавшим от насилия, тренинги, курсы повышения квалификации педагогов и родителей, организацию социально позитивных действий и т.д. Анализ публикаций по проблеме буллинга в образовательных учреждениях, результаты анкетирования и экспертных опросов позволяют разработать следующие профилактические направления:
- систематическое просвещение родителей по актуальной проблеме коррекции девиантного поведения с учетом возрастных особенностей детей;
- совершенствование психолого-педагогической помощи дезадаптированным детям;
- организация разнообразного активного досуга на внеклассных мероприятиях;
- пропаганда спорта и здорового образа жизни.
Не менее эффективным способом борьбы с буллингом является снижение агрессивного поведения школьников и обучение их бесконфликтному общению.
Агрессия имеет естественное происхождение, как инстинкт, но со временем она приобретает осмысленный характер, основанный на объективных и ценностных аспектах этого акта. В зависимости от типа и вида агрессии она может проявляться в различных формах. Например, клевета или психологическое насилие могут быть включены в рамки понятия агрессивности. Помимо видимых проявлений агрессивного поведения, есть и те, которые незаметны на первый взгляд, и их тоже нужно учитывать, а в некоторых случаях их можно назвать агрессивными проявлениями.
Исследователи выделили следующие факторы, влияющие на асоциально-агрессивное поведение детей: неуверенность в собственных силах и способностях, низкая самооценка, чрезмерная требовательность к себе, тревожность и напряженность в общении со сверстниками (одноклассниками), стремление обрести новые яркие чувства, чрезмерная зависимость от мнения друзей, стремление подражать разного рода кумирам, повышенная конфликтность и др. [4; 6].
Основные направления для профилактики агрессивного поведения детей:
1. Диагностическое направление, которое позволит педагогу выявить причины жестокости.
2. Формирование благоприятных отношений среди младших школьников за счёт повышения групповой сплоченности.
3. Информационно-просветительская работа с родителями учеников по профилактике жестокости всех участников педагогического процесса; разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении агрессивной формы поведения.
5. Индивидуальная работа педагога с младшим школьником, родителями, педагогическим коллективом.
Выводы. Таким образом, можно сказать, что проблема насилия очень распространена во всем мире. С ним борются все системы здравоохранения, и привлечение внимания к этой проблеме является главной целью. Педагоги вместе с социальными службами по защите детей должны уделять внимание личности ребенка во время обучения, чтобы суметь распознавать признаки наличия насилия в семье и уметь правильно воздействовать на детей и родителей таких семей.
Литература:
1. Зубков, В.И. Опыт изучения семейного насилия в современной России / В.И. Зубков // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 5. - С. 250-266.
2. Семья [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 14.06.2022)
3. Прус, Н.А. Что такое токсичность в родительстве? [Электронный ресурс] / Н.А. Прус // Октябрьский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. - 2018. Режим доступа: https://oktjabrckroir.schools.by/pages/chto-takoe-toksichnost-v-roditelstve (дата обращения 14.06.2022)
4. Смагина, М.В. Насилие над детьми в семье как социокультурное явление современной России: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2006. - 22 с.
5. Форвард, С. Токсичные родители. Как вернуть себе нормальную жизнь / С. Форвард, К. Бак. - СПб.: Питер, 2022. - 352 с.
6. Хлопонина, С.Н. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребёнка [Электронный ресурс] / Хлопонина С.Н. - 2018. - Режим доступа: https://ossad6.schools.by/pages/zhestokoe-obraschenie-s-rebenkom-i-ego-posledstvija-dlj a-razvitij a-rebenka
7. Юнг, Карл Густав. Божественный ребенок: [Аналит. психология и воспитание: Сборник: Перевод] / Карл Густав Юнг; [Сост. и авт. предисл. П.С. Гуревич]. - М.; Назрань: Олимп: АСТ, 1997. - 398 с.
Психология
УДК 159.92
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и практической психологии и социальной работы Корлякова Светлана Георгиевна
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Погребная Оксана Сергеевна
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ В
МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ГРУППАХ
Аннотация. Содержание статьи посвящено проблеме формирования дружеского взаимодействия студентов в межэтнических группах. Основной акцент делается на понимании авторами понятия «межэтническое взаимодействие» и описании его основных видов. Тщательному анализу в работе подверглись уровни межэтнических отношений и представлена их психологическая характеристика. Помимо этого в работе исследуются преобладающие в этногруппах черты и, в целом, отношение студентов к представителям других национальностей. Проведенное исследование позволило
автором определить эмоционально-оценочный компонент, раскрывающий особенности восприятия студентами «другого».
В статье межэтническое взаимодействие рассматривается через призму дружеского общения. В работе описаны особенности дружбы у студентов и рассмотрено влияние ценностного отношения на установление дружеских связей между представителями разных национальностей.
Помимо анализа проблематики межэтнического взаимодействия, ценностного восприятия «другого» и формирования дружеских связей представлены результаты экспериментального исследования, отражающие специфику восприятия «другого», ценностных ориентиров личности студента, умение выстраивать дружеские отношения и преобладающие типы межличностных взаимодействий. Так же авторами предложен фрагмент формирующей программы, в которой описаны формы по развитию дружбы в межэтнических группах.
Ключевые слова: межэтническое взаимодействие, этногруппа, межличностные отношения, дружба, ценностные ориентации.
Annotation. The content of the article is devoted to the problem of forming friendly interaction of students in interethnic groups. The main emphasis is placed on the authors' understanding of the concept of "interethnic interaction" and the description of its main types. The levels of interethnic relations were thoroughly analyzed in the work and their psychological characteristics were presented. In addition, the paper examines the predominant features in ethnic groups and, in general, the attitude of students to representatives of other nationalities. The conducted research allowed the author to determine the proemotional and evaluative component that reveals the peculiarities of students' perception of the "other".
The article considers interethnic interaction through the prism of friendly communication. The paper describes the peculiarities of friendship among students and examines the influence of a value attitude on the establishment of friendly ties between representatives of various nationalities.
In addition to analyzing the problems of interethnic interaction, the value perception of the "other" and the formation of friendships, the results of an experimental study are presented, reflecting the specifics of the perception of the "other", the value orientations of the student's personality, the ability to build friendly relations and the prevailing types of interpersonal interactions. The authors also proposed a fragment of a formative program, which describes methods for developing friendship in interethnic groups.
Key words: interethnic interaction, ethnogroup, interpersonal relations, friendship, value orientations.
Введение. Российская Федерация отличается от многих стран мира большим этническим разнообразием, так как в состав населения России входит более 190 национальностей. Дружба народов - необходимое и важнейшее условие успешного развития страны. Единение народов России уходит корнями в Киевскую Русь и Московское царство. Труженики разных национальностей веками совместно развивали хозяйство обширной территории России, обменивались опытом, обогащали друг друга в культуре, вместе защищали общее Отечество от иностранных захватчиков. Вузы являются общей образовательной площадкой для всех народов без исключения. В период обучения в вузе молодые люди активно включаются в систему общественных отношений, принимают активное участие в социальных процессах страны. Очень важно в образовательном пространстве вуза сформировать атмосферу, в которой будут минимизированы тяготение молодых людей к обособлению, конформизму, негативизму, отрицанию общепринятых норм и сформировать личность, психологически готовую к конструктивному межэтническому взаимодействию.
Изложение основного материала статьи. К сегодняшнему дню в российской науке накопился немалый багаж знаний и практического опыта по проблеме межэтнического взаимодействия, которые нашли отражение в трудах психологов, социологов, политологов, конфликтологов, историков. Например, в отечественной научной психологической литературе межэтническому взаимодействию посвящены работы О.В. Галустовой [21; отношения между межэтническими группами и отношение к группам рассмотрены Т.Г. Стефаненко [71; межэтнические отношения изучались в аспекте межэтнической напряженности Г.У. Солдатовой [6], межэтнические отношения на межличностном уровне исследовались Гуриевой С.Д. [3] и др.
Межэтническое взаимодействие - это «прежде всего, разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств», - пишет А.Д. Карнышев [4, С. 531.
В.Г. Крысько в своих работах выделяет основные виды этнического взаимодействия: воздействие, содействие и противодействие [5, С. 171.
В последние столетия наиболее распространен такой тип формирования взаимоотношений этносов, когда какая-либо этническая группа (ее часть) включается в уже существующее общество.
В этнопсихологии принято выделять межэтнические и групповые уровни межэтнических отношений, дружественный, нейтральный и конфликтный характер межэтнических отношений, который складывается в зависимости от имеющегося исторического опыта - в первую очередь, а также от социальной, политической, экономической обстановки в стране и мире, условий жизни населения и заинтересованности населения в дружественном общении.
Каждая этническая общность имеет единый язык, культуру, исторический опыт, которые отражены в национальных нормах - установках и стереотипах поведения, суждениях. Как правило, в стабильных сообществах крайне редко нарушаются нормы и правила, установленные в этносе. Эти наблюдения подтверждены рядом исследований [6, С. 71.
Особенности межнационального взаимодействия наиболее полно и достоверно прослеживаются в условиях существования относительно постоянных межнациональных групп и коллективов или групп, взаимодействующих на протяжении достаточно продолжительного времени, которые объединены общей территорией проживания, совместной деятельностью, времяпрепровождением, интересами.
К таким сообществам можно отнести студенческие группы вузов. Так, базой исследования и формирования дружеского взаимодействия студентов в межэтнических группах стал Ставропольский государственный педагогический институт, где в основном учится молодежь из многонационального Ставропольского края - представители 28 национальностей: русские, армяне, украинцы, греки, туркмены, даргинцы, чеченцы, карачаевцы, адыги, абазины и др.
Со студентами-первокурсниками обязательно проводится психологическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности базовых национальных ценностей, межличностных отношений, а в дальнейшем -осуществляется целенаправленный этап установления дружеских взаимоотношений в студенческой среде.
В описываемом обследовании приняло участие 537 студентов первого курса. С целью проверки межличностных отношений среди студентов (преимущественно женского пола) различных этносов использовалась анонимная анкета. Результаты анкеты позволили выделить эмоционально-оценочный компонент, которой включал вопросы, касающиеся принятия общечеловеческих ценностей, симпатий или иного отношения к другим этногруппам. Результаты опроса показали, что отношение студентов к людям другой национальности в основном уважительное или нейтральное, межличностные отношения чаще определяются не этническими отношениями, а личностными чертами человека.
Доминирующими чертами оказались профессионально-личностные качества, успехи в учебе, общительность, дружелюбное поведение, физическая привлекательность и др. Наличие эпизодических конфликтов обучающихся зафиксировано вне группы (1,8%) и на бытовом уровне между студентами, проживающими в общежитии (2,3%).
По результатам методики «Диагностика ценностных ориентацию» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной нами были получены следующие данные. Значительное количество респондентов (62%) демонстрируют средний уровень сформированности национальных ценностей, что проявляется в том, что студенты готовы принимать особенности другого человека, пытаются учесть мнение окружающих, но в некоторых ситуациях это не получается в полной мере. Безусловное принятие другого на основе особенностей иногда становится затрудненным.
При этом низкий уровень сформированности ценностей демонстрируют 11,1% студентов от общего числа респондентов. В контексте набранных баллов можно судить об отсутствии у студентов умения воспринимать «другого» на основе его индивидуально-психологических, социокультурных, национальных особенностей. Испытуемым с низким уровне достаточно сложно выстраивать конструктивный диалог и эффективные дружеские взаимоотношения.
Респондентов с высоким уровнем представляют 26,9%, у которых «другой» рассматривается как высшая ценность. У данных испытуемых проявляется высокий уровень эмпатии и умение выстраивать дружеские взаимоотношения. Анализ результатов по методике изучения ценностных ориентаций Ю.Н. Семенко позволил определить: низкий уровень сформированности базовых национальных ценностей продемонстрировали 10,2% испытуемых; средний уровень - 63,9%, высокий уровень - 25,9% студентов.
Распределив результаты диагностики по когнитивному, эмоциональному и поведенческому компонентам, мы определили, что их данные относительно идентичны по обеим методикам.
Данные, полученные в результате использования психодиагностического инструментария, направленного на изучение межличностных взаимоотношений (Т. Лири) показали, что к авторитарному стилю межличностных взаимоотношений относятся 4,6% студентов, которых можно охарактеризовать как доминирующих, активных, грамотных, властных, результативных, стремящихся давать рекомендации и требующих в отношении себя уважения.
К агрессивному стилю межличностных взаимоотношений относятся 2,8% студентов, которые характеризуются следующими чертами личности: педантичность, честность, критическое оценивание «другого», насмешливость, ироничность, раздражительность, отсутствие желания принимать чужую точку зрения, готовность перекладывать ответственность за происходящее на других, стремление занимать обвинительную позицию.
Анализ результатов позволил определить, что сотрудничающий тип отношения к другу наиболее характерен для 31,5% человек, а альтруистический - для 32,4%. Из этого следует, что студенты, прежде всего, ценят в других людях и самом себе такие черты личности, как: отзывчивость, дружелюбие, стремление помочь, общительность, ответственность в отношении другого, заботу, справедливость.
К зависимому стилю межличностных взаимоотношений отнесено 2,8% студентов, которые подвержены чужому мнению, они не могут отразить внешнее воздействие, убеждены, что другие бывают в большей степени правы, чем они, нуждаются в постоянной помощи, чрезмерно доверчивы, смотрят на мир через призму розовых очков, постоянно восхищаются другими, отличаются тактичностью и вежливостью.
К дружелюбному стилю межличностных взаимоотношений отнесено 17,6% респондентов. Они стремятся к объединению, демонстрируют адаптивные стратегии в принятии решения, готовы прийти к консенсусу в процессе возникновения проблемных ситуаций. Стремятся учитывать мнение других, соблюдают правила «хорошего тона», тактичны, бережно относятся к чужим границам, активные, мотивированы на достижение поставленных целей, демонстрируют симпатию и открытость в отношениях, коммуникабельны.
Полученные данные стали основой разработки психологической программы формирования дружеского взаимодействия студентов. Были учтены и рекомендации Будаевой Д.Ц. и Троцук И.В. [1, С. 8], которые, в частности, выделяют такие ориентиры в выборе друга, как соответствие ценностей партнера по общению своим ценностям и нравственным понятиям, уровень взаимопонимания с предполагаемым другом, его межличностную компетентность, коммуникативные навыки и др.
Программа формирования дружеского взаимодействия студентов включала следующие формы работы: элементы тренинга личностного роста, групповую дискуссию; мини-лекции; ролевые и имитационные игры; психогимнастические и развивающие упражнения, арт-терапевтические техники, телесно-ориентированные упражнения.
В процессе занятий основной акцент делался на формирование мотивационной готовности к выстраиванию дружеских межличностных отношений. При этом нами были выделены такие аспекты, как формирование чувства доверия к людям разных этносов; понимание собственных мотивов установления дружеских отношений; расширение представлений о ценности самого себя и «другого», в том числе, представителя другой национальности.
Программа представлена следующими компонентами:
- психологический - формирование у студентов субъективно-средовых возможностей и толерантных конативных реакций; актуализация индивидуально-психологических особенностей молодежи, формирование адекватного позитивного межличностного взаимодействия в межэтнической группе, а также повышение уровня эмоционально-волевой саморегуляции личности;
- потребностно-мотивационный - стимулирование у студентов мотивационных потребностей в выстраивании межличностных взаимоотношений;
- аксиологический - развитие навыков понимания собственной уникальности, неповторимости «другого», взаимодействие с социумом, формирование адекватной групповой идентичности;
- образовательный - развитие социальной, межкультурной и личностной компетентности, которые образуются за счет позитивных представлений о себе и социуме, осознавание собственных ощущений и переживаний, развития представлений о многообразии национального мира и формирования соответствующего отношения к его представителям.
Выводы. Результаты формирующего этапа эксперимента позволяют сделать выводы о том, что благодаря реализации программы происходит расширение представлений студентов о способах взаимодействия с представителями других национальностей, повышается уровень выстраивания конструктивных межличностных отношений с ними. При этом у студентов появляется способность регулировать эмоции и собственное поведение; они обучаются способам целенаправленного поведения; овладевают умением выстраивать эффективный межличностный диалог, конструктивно решать конфликтные ситуации, обладают умением осуществлять личностную рефлексию.
Главный показатель - сформированность адекватного дружеского взаимодействия с представителями разных национальностей. Программа формирования дружеского взаимодействия студентов должна осуществляться с учетом трех компонентов структуры личности: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Только в совокупности этих трех составляющих можно получить высокий результат. Студенты не только должны иметь соответствующие представления о дружбе, о представителях разных национальностях, но и распознавать свои эмоции и ощущения в процессе такого
взаимодействия.
Практическую значимость программе придает использование разнообразных форм и методов, что позволяет более содержательно, комплексно и поэтапно формировать дружеское взаимодействие студентов в межэтнических группах.
Следует отметить, что в институте ежегодно проводится комплекс мероприятий, наиболее масштабными из которых являются выставки, знакомящие с историей и культурой народов России; недели национальных культур; фестиваль песни «Поем на разных языках», конкурсы творческих работ по национальной тематике; уроки толерантности и ряд других.
Литература:
1. Будаева, Д.Ц. Межличностная дружба как основа сохранения и развития межнационального согласия / Д.Ц. Будаева // Вестник БГУ. - 2011. - №14. - С. 122-128.
2. Галустова, О.В. Этнопсихология: Конспект лекций / О.В. Галустова. - М.: МГППУ, 2007. - 80 с.
3. Гуриева, С.Д. Психология межэтнических отношений: автореферат дис... д-ра психол. наук: 19.00.05 / Гуриева Светлана Дзахотовна. - Санкт-Петербург, 2010. - 46 с.
4. Карнышев, А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика / А.Д. Карнышев. - Улан-Удэ: БГУ, 1997. - 184 с.
5. Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.Г. Крысько. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
6. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М.: Смысл, 1998, - 389 с.
7. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.
8. Троцук, И.В. «Статус» дружбы в мировоззренческом комплексе российской молодежи / И.В. Троцук, Е.А. Савельева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - №9. - С. 69-76.
Психология
УДК 159.9
студентка 4 курса Ксенофонтова Валерия Вадимовна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКА В ПРОЕКТЕ «ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ»
Аннотация. В статье актуализирована проблема организации профориентационную работы в школах с целью обеспечения процесса профессионального выбора старшеклассником. Обоснована проблема необходимости психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассника. Представлены теоретические основания профессионального выбора старшеклассника на основе анализа психолого-педагогической литературы. Выявлены два основных подхода к определению психологической сущности профессионального выбора как научной категории. В характеристике зарубежной теории профессионального выбора выделены концепции профессионального роста, развития, становления карьеры и профессионального самоопределения. При описании отечественной теории выявлены сущностные характеристики и ведущие идеи процесса профессионального выбора, профориентационной работы, психологической готовности и активности личности при выборе профессии. На основе междисциплинарного анализа научной литературы определено понятие «профессиональный выбор». Раскрыто содержание профессионального выбора старшеклассника. Выделены особенности критериев оценки эффективности профессионального выбора: своевременность, осознанность, реалистичность, согласованность. Описан опыт реализации проекта Оренбургского государственного педагогического университета «Психолого-педагогические классы. Раскрыто содержание трех сессий данного проекта по психолого-педагогическому сопровождению профессионального выбора старшеклассника. Представлено описание деятельности психолого-педагогических классов как системы сопровождения профессионального выбора старшеклассника. Определены наиболее эффективные мероприятия профориентационной направленности. Показаны результаты проведения психологических бесед-экстернализаций, мастер-классов, workshop. Доказано, что мероприятия психолого-педагогических классов были успешно и результативно организованы психологами-практиками для старшеклассников Оренбургской области. Сделан вывод о необходимости продолжения продуктивного сотрудничества со школами, выстраивании социального и сетевого партнерства в образовании.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессиональный выбор, психолого-педагогическое сопровождение, карьерный рост.
Annotation. The article actualizes the problem of organizing career guidance in schools in order to ensure the process of professional choice for high school students. The problem of the need for psychological and pedagogical support of professional self-determination of a high school student is substantiated. The theoretical foundations of the professional choice of a high school student are presented on the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature. Two main approaches to the definition of the psychological essence of professional choice as a scientific category are revealed. In the description of the foreign theory of professional choice, the concepts of professional growth, development, career development and professional self-determination are highlighted. When describing the domestic theory, the essential characteristics and leading ideas of the process of professional choice, career guidance, psychological readiness and activity of the individual in choosing a profession were revealed. Based on an interdisciplinary analysis of scientific literature, the concept of "professional choice" is defined. The content of the professional choice of a high school student is revealed. The features of the criteria for evaluating the effectiveness of professional choice are highlighted: timeliness, awareness, realism, consistency. The experience of implementing the project of the Orenburg State Pedagogical University "Psychological and pedagogical classes. The content of the three sessions of this project on the psychological and pedagogical support of the professional choice of a high school student is disclosed. The description of the activity of psychological and pedagogical classes as a system for supporting the professional choice of a high school student is presented. The most effective career guidance measures have been identified. The results of psychological conversations-externalizations, master classes, workshop are shown. It is proved that the activities of the psychological and pedagogical classes were successfully and effectively organized by practicing psychologists for high school students in the Orenburg region. The conclusion is made about the need to continue productive cooperation with schools, building social and network partnerships in education.
Key words: professional self-determination, career guidance work, professional choice, psychological and pedagogical support, career growth.