ISSN 2304-120X
Huer
научно-методический электронный журнал
2021, № 12 (декабрь)
Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки)
ART 211083
DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11083
УДК 378.18
Исследование межэтнических отношений студентов в условиях поликультурной среды
Study of interethnic relations of students in polycultural environment
Авторы статьи
L
Authors of the article
Долгова Валентина Ивановна,
доктор психологических наук, декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0001-9059-5682 [email protected]
Капитанец Елена Германовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0003-0837-0850 [email protected]
Плеханова Дарья Дмитриевна,
студентка факультета психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0002-0421-1820 [email protected]
Valentina I. Dolgova,
Professor, Doctor of Psychology, Dean of the Faculty of Psychology, South Ural State University of Education and Humanities, Chelyabinsk, Russia ORCID: 0000-0001-9059-5682 [email protected]
Elena G. Capitanets,
Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Department of Theoretical and Applied Psychology, South Ural State University of Education and Humanities, Chelyabinsk, Russia ORCID: 0000-0003-0837-0850 [email protected]
Daria D. Plekhanova,
Student, Faculty of Psychology, South Ural State University of Education and Humanities, Chelyabinsk, Russia ORCID: 0000-0002-0421-1820 [email protected]
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
В. И. Долгова является членом редакционного совета журнала «Концепт».
V. I. Dolgova is a member of the editorial Board of the "Concept" journal.
Для цитирования
For citation
Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Плеханова Д. Д. Исследование межэтнических отношений студентов в условиях поликультурной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 12. С. 87103. URL: http://e-koncept.ru/2021/211083.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11083
V. I. Dolgova, E. G. Capitanets, D. D. Plekhanova, Study of interethnic relations of students in polycultural environment // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2021. No. 12. P. 87-103. URL: http://e-kon-cept.ru/2021/211083.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11083
Поступила в редакцию Received 18.11.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 05.12.21
Принята к публикации Accepted for publication 05.12.21 Опубликована Published 30.12.21
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Плеханова Д. Д., 2021
Аннотация
Межэтнические отношения в образовательной среде характеризуются сложными социальными процессами, которые включают в себя взаимодействие, взаимопонимание и межличностные отношения студентов различных национальностей. Поэтому в образовательных организациях требуется системное психолого-педагогическое сопровождение процесса межэтнического взаимодействия, чтобы отношения строились не на подозрительности, закрытости и вражде, а на основе стремления к сотрудничеству и взаимопониманию. Сказанное определило цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать межэтнические отношения старших подростков в условиях поликультурной среды образовательной организации. Исследование проходило в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный и контрольно-обобщающий. В качестве методов исследования были задействованы следующие: анализ научной литературы, обобщение, синтез, эксперимент, наблюдение, тест и опрос. Также представлены используемые методики для изучения межэтнических отношений старших подростков: диагностика «Принятие других» (У. Фейя); экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солда-това, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова); методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири). Для проведения расчета и проверки гипотезы исследовательской работы был взят и-критерий Манна - Уитни. Все методики подобраны в соответствии с возрастом испытуемых. Экспериментальное исследование проводилось на базе Южно-Уральского многопрофильного колледжа (металлургический комплекс) города Челябинска, участвовали 26 студентов I курса по специальности «Обработка металлов давлением» в возрасте 1617 лет. В результате трех проведенных методик выявлено, что подростки-мигранты и подростки - граждане РФ практически находятся на одном уровне межэтнических отношениях и толерантности. По результатам мате-матико-статистического расчета по первой методике уровень принятия других у подростков - граждан РФ не ниже уровня принятия других подростков-мигрантов. По второй методике: уровень толерантности у подростков-мигрантов не ниже уровня толерантности подростков - граждан РФ; статистически значимых различий в уровне принятия других между подростками - гражданами РФ и подростками-мигрантами не выявлено. Обе категории подростков и меют идентич ный уровень толерантности, несмотря на этническое разнообразие.
Ключевые слова
Abstract
Interethnic relations in the educational environment are characterized by complex social processes that include interaction, mutual understanding and interpersonal relations among students of different nationalities. Therefore, educational organizations require systemic psychological and pedagogical support of the process of inter-ethnic interaction, so that relations are established not on suspicion, isolation and hostility, but on the basis of a desire for cooperation and mutual understanding. All this determined the purpose of the study: to theoretically substantiate and experimentally examine the interethnic relations of older adolescents in the conditions of the multicultural environment of the educational organization. The study was divided into three stages: search and preparatory, experimental, control and generalizing. The following research methods were used: analysis of scientific literature, generalization, synthesis, experiment, observation, test, and survey. The following methods used for studying interethnic relations of older adolescents are also presented: diagnostics "Acceptance of others" (W. Fey); express questionnaire "Index of Tolerance" (G. Soldatova, O. Kravtsova, O. Khukhlaev, L. Shaigerova); method "Diagnostics of interpersonal relations" (T. Leary). To calculate and test the hypothesis of the research work, we took the Mann-Whitney U-test. All methods were selected in accordance with the age of the subjects. The experimental study was carried out on the basis of the "South Ural Multidisciplinary College" (metallurgical complex) in the city of Chelyabinsk. 26 1st-year students aged 16-17 years trained in the specialty "Processing of metals by pressure" took part in it. Three used methods showed that adolescent migrants and adolescent citizens of the Russian Federation have practically the same level of interethnic relations and tolerance. According to the results of mathematical and statistical calculation using the first method, the level of acceptance of others among adolescent citizens of the Russian Federation is not lower than that among adolescent migrants. According to the second method: the level of tolerance among adolescent migrants is not lower than the level of tolerance among adolescent citizens of the Russian Federation. There are no statistically significant differences in the level of acceptance of others between adolescent citizens of the Russian Federation and adolescent migrants. Both categories of adolescents have an identical level of tolerance, despite their ethnic diversity.
Key words
межэтнические отношения, студенты, поликультур- interethnic relations, students, multicultural environ-
ная среда, межличностные отношения, толерант- ment, interpersonal relations, tolerance, acceptance of
ность, принятие других others
Благодарности Acknowledgements
Авторы выражают благодарность Южно-Уральскому многопрофильному колледжу (металлургическому комплексу) города Челябинска за помощь в проведении опытно-экспериментальной работы.
The authors express their gratitude to the staff of the South Ural Multidisciplinary College (metallurgical complex) of the city of Chelyabinsk for their help in conducting experimental work.
Введение / Introduction
В России, одном из самых многонациональных полиэтнических государств планеты, проживают представители более 170 этносов, поэтому исследование межэтнических отношений является актуальным, особенно в среде подрастающего поколения, так как его субъекты постепенно вливаются в ряды более взрослых людей, сами принимают
активное участие в разных общественных процессах, постоянно взаимодействуют с разными этносами в первую очередь именно в образовательных учреждениях.
Представители разных культур и этносов вынуждены взаимодействовать в реалиях мультикультурализма, при этом необходимо, чтобы их взаимодействие было направлено на сотрудничество и взаимный обмен достижениями науки, культуры, производственного опыта. В настоящее время, когда мультикультурализм стал реальностью, когда актуальными становятся задачи сохранения этнической идентичности и достижения возможности взаимообогащающего межэтнического взаимодействия, требуется системное и систематическое изучение межэтнических отношений. Сказанное определило цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать межэтнические отношения старших подростков в условиях поликультурной среды образовательной организации.
Обзор литературы / Literature review
Межэтнические отношения являются весьма специфической частью общественных отношений. Специфика их состоит в том, что они охватывают все сферы общественной жизни и характеризуются сложными социальными процессами, которые включают в себя взаимодействие, взаимопонимание и межличностные отношения народов различных национальностей в разных сферах.
Это не только отношения между народами или этническими группами, но и отношения к этим группам и народам, которые проявляются в конкретных представлениях о них, выражающихся в достаточно широком диапазоне - от негативных предрассудков до межэтнической толерантности [1].
Межэтническая толерантность - это убеждения и практики поведения, основанные на идеях равенства прав всех людей, независимо от их этнической или национальной идентификации [2]. Проблемы межэтнической толерантности являются одними из самых актуальных в современном мире. О сходных проблемах говорят ученые разных стран в связи с национализмом и расизмом как проявлениями нетерпимости к другим.
В мультикультурных обществах этнические меньшинства, как правило, сталкиваются с проблемой согласования своей национальной и этнической идентификации [3]. Решается эта проблема по-разному, уделяется приоритетное внимание национальной идентификации при ассимиляции и этнической идентификации в случае мультикультурализма. В целом идеологии, выступающие за разнообразие (мультикультурализм, интеркультурализм и поликультурализм), поддерживаются этническими меньшинствами, в отличие от ассимиляции. Более того, этническая идентификация связана с поддержкой мультикультурализма, национальная идентификация -с поддержкой ассимиляции, и то и другое связано с поликультурализмом. Межкультурный подход может быть многообещающим способом минимизации рисков ассимиляции, мультикультурализма и поликультурализма, а также максимизации их выгод для меньшинств и общества в целом.
В немногих зарубежных исследованиях в области образования изучается эффективность мер по сокращению неравенства субъектов мультикультурного общества.
Так, этническое неравенство в образовании остается всепроникающей и неразрешимой проблемой, с которой сталкивается система образования США [4]. В исследовании закодированы случайным образом отобранные 96 исследований процессов образования учащихся с ограниченными возможностями, грамотности, дошкольного
образования, изучающих английский язык, математику, процессов воспитания характера и профилактики отсева. Результаты показали, что испаноязычная/латино-американская молодежь, выходцы с островов Азии и Тихого океана и коренные американцы были недопредставлены в выборках исследований. Только в 19% эмпирических исследований и 6% метаанализов был проведен анализ образовательных программ с точки зрения расовых/ этнических различий.
Западные системы образования тоже часто недостаточно подготовлены к этническому, религиозному и языковому различию, обусловленному иммиграцией. В Каталонии, одном из самых богатых регионов Испании, недавняя и крупномасштабная иммиграция совпадает с популярным националистическим движением и все более заметной национальной идентификацией. Результаты исследования [5] обеспечивают сильную поддержку теории межгрупповых контактов в том, что классы с более высокой долей учащихся-иммигрантов продемонстрировали меньшую ксенофобию и более позитивное отношение к правам иммигрантов в целом.
Наиболее острые проблемы в сфере такого взаимодействия возникают между представителями разных национальностей в подростковом возрасте, важнейшая психологическая особенность которого - зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает его будущее положение, которого он фактически еще не достиг, и намного превышает его возможности [6]. Подростки изначально включены в ту или иную систему связей, сложившихся между народами страны, республики, области, провинции, и они оказывают определяющее влияние на формирование культуры межнационального общения.
Результаты многих исследований в области межэтнических отношений подростков в поликультурной среде позволяют сделать вывод, что взаимодействие между подростками-мигрантами и подростками-не мигрантами усложняются из-за культурных различий, которые могут восприниматься и оцениваться со стороны окружающих неоднозначно.
Подростки-мигранты являются особой категорией детей-мигрантов, так как переживают «двойной кризис» - традиционно выделяемый в возрастной психологии кризис подросткового возраста, а также вынужденную необходимость адаптации и дальнейшего развития в новой социокультурной среде [7]. Для поведения подростков-мигрантов в образовательном пространстве характерны те или иные отрицательные особенности: во-первых, это стремление замкнуться в себе, ограничить круг своего общения по национальному признаку; во-вторых, это желание раствориться среди новых сверстников; в-третьих, попытки закрепиться в новой среде через подражание не самым лучшим примерам другой культуры; в-четвертых, стремление обратить на себя внимание сверстников путем передачи образцов нежелательного поведения своего народа. В связи с этим существует высокий риск возникновения конфликтов на этнической почве [8]. Подросток-мигрант, живущий под влиянием одновременно мигрантской субкультуры и культуры новой социальной среды, находится в тяжелой кризисной ситуации и часто воспринимает новое социальное окружение как дискомфортное и дискриминирующее.
В такой образовательной среде неизбежно возникают межэтнические конфликты, закономерно разрастающиеся до уровня виктимизации, то есть до уровня нанесения жертвам моральных или физических травм [9].
Так, среди венгерских учащихся средних школ, не принадлежащих к большинству рома и меньшинству рома, показано, что как самопровозглашенные цыгане, так
и учащиеся, не являющиеся цыганами, чаще сообщают, что они издеваются над сверстниками, которых они считают цыганами, по сравнению со сверстниками, которых они считают не цыганами [10].
Все более карательными наказания становятся и в американских школах, но полученные группой авторов выводы свидетельствуют о том, что расовое и этническое различие на руководящих должностях в школьной среде способствует более справедливому подходу к применению наказания учащихся [11].
Конечно, развитие такой благоприятной междисциплинарной образовательной среды во многом зависит от ее руководителей и преподавателей, которые должны быть готовы не только к поликультурному методическому обеспечению, но и к управлению конфликтными межэтническими отношениями, для того чтобы ученики были менее предубеждены в этническом отношении [12].
Однако на практике не только сверстники, но и преподаватели могут относиться предвзято, об этом говорят многочисленные исследования, например изучение влияния явных ожиданий учителей, основанных на этнической принадлежности, на академические достижения и неявного предвзятого отношения к академическим достижениям на фактический академический успех учащихся с течением времени [13].
Нам удалось ознакомиться с исследованием китайских ученых, в котором проведен анализ того, как в условиях благоприятных социальных отношений, исключающих предвзятость и предубеждения, этническая принадлежность редко провоцирует участие в школьных традиционных издевательствах и киберзапугиваниях [14].
Разнонациональность не мешает учащимся сотрудничать друг с другом, общаться и помогать, а наоборот, способствует их сплочению, поддержке и видению в друг друге уникальности своей нации и рода. Это хорошие характеристики культурной социализации, которые позволяют считать перспективным межэтническое сотрудничество в группе, что подтверждает и лонгитюдное исследование [15], раскрывающее взаимосвязь школьной культурной социализации, вовлечения подростков в школу и школьного климата.
И в более ранних работах мы подчеркивали значение психологического климата [16] и продолжаем поддерживать других специалистов, утверждающих, что у подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты. Необходимо формировать знания, умения и навыки поведения толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями.
Материалы и методы исследования / Materials and research methods
Исследование межэтнических отношений старших подростков осуществлялось согласно рекомендациям [17] в три этапа с использованием соответствующих каждому этапу методов и методик (теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и синтез; эмпирические - констатирующее исследование и тестирование по методикам; методы математической статистики: U-критерий Манна - Уитни):
1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, выбор методик для исследования межэтнических отношений.
2. Опытно-экспериментальный этап: на этом этапе проводилось тестирование и обработка результатов. Использованы три методики: диагностика «Принятие других» (У. Фейя); экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. у. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова); методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири).
3. Контрольно-обобщающий этап: анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования, статистическая обработка данных, проверка гипотезы, формулирование выводов и написание рекомендаций педагогам и родителям по формированию межэтнических отношений старших подростков.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Южно-Уральского многопрофильного колледжа (металлургический комплекс) города Челябинска. В исследовании участвовали 26 студентов I курса по специальности «Обработка металлов давлением» в возрасте 16-17 лет. Из них 17 мальчиков и 9 девочек.
В группе учатся студенты различных национальностей: русские, татары, башкиры, армяне, дагестанцы, казахи и белорусы.
Преобладающее количество студентов в группе по половому признаку - это мальчики. Это связано с тем, что они больше тянутся к техническим наукам, интересуются ими и после окончания колледжа молодые люди более востребованы в данной профессии.
Классным руководителем группы с первого дня обучения в колледже является преподаватель технического процесса обработки металла давлением. Стиль взаимодействия между преподавателем и студентами демократический. Подростки сближаются между собой в личностном отношении, проявляют интерес к работе с учителем, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию. Отметим сразу совпадение наших взглядов с мнением зарубежных исследователей о том, что сказанное может служить механизмом во взаимосвязи между этнической идентичностью и академической мотивацией [18].
Студенты обсуждают коллективные проблемы и делают выбор, но окончательное решение формулирует классный руководитель. Отношения между ними теплые.
Успеваемость в группе достаточно хорошая. Большинство учеников нацелены на учебную деятельность, так как впереди их ждет выпускная квалификационная работа, а в дальнейшем и престижное рабочее место, а может, для кого-то и поступление в высшее учебное заведение.
Актив группы состоит из четырех человек: одна девочка и три мальчика. Они помогают друг другу, сотрудничают с педагогическим коллективом, совместно обсуждая учебные и организационные моменты, и контролируют недопустимое поведение на парах некоторых своих одногруппников. В коллективе выделили четырех лидеров, поэтому их и выдвинули в актив группы. Этих лидеров уважают и прислушиваются к их мнению. Больших группировок в группе нет, что говорит о достаточно доброжелательной и теплой атмосфере. Коллектив очень сплоченный, каждый готов помочь своему одногруппнику как в учебе, так и в какой-то жизненной ситуации, дать совет и поделиться переживаниями. Со слов классного руководителя, группа хорошая, сплоченная и работоспособная, где царит положительный эмоциональный климат и взаимопонимание.
Результаты исследования / Research results
Для исследования межэтнических отношений старших подростков на первом этапе проводилась методика «Диагностика принятия других» У. Фейя, ее результаты представлены на рис. 1.
чо ОЧ
на X и
ш 01
ЁГ •й
5
0 <0 I-
и
01 т
е; о ас
100
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
92,86
83,33
16,67
7,14
0
0
Высокий показатель Средний показатель, Средний показатель, с тенденцией к с тенденцией к высокому низкому
Подростки-мигранты
Подростки-граждане РФ
Уровень принятия других
Рис. 1. Результаты изучения уровня принятия других старших подростков по методике У. Фейя
Преобладающим уровнем принятия других среди всех студентов является средний уровень с тенденцией к высокому: подростки-мигранты - 83,33% (10 человек) и подростки - граждане РФ - 92,86% (13 человек). Такие люди открыты для общения. Очень легко и свободно заводят новых знакомых и друзей других национальностей.
Высокий уровень принятия других наблюдается у подростков-мигрантов -16,67% (2 человека). Такие личности, имеющие высокий показатель принятия других, могут поддержать любой разговор с кем угодно. Им нравится быть с другими людьми, чьи взгляды отличаются от их. Они очень заинтересованы в окружающих и их жизни.
У подростков - граждан РФ - 7,14% (1 человек) - определился средний уровень принятия других с тенденцией к низкому. Это говорит о том, что у таких индивидуумов есть свой небольшой круг друзей. Обычно они стараются не разговаривать с малознакомыми людьми.
С низким уровнем принятия других испытуемых не было выявлено.
Таким образом, по результатам этой методики визуально наблюдается достаточно высокий уровень принятия других у подростков-мигрантов, нежели у подростков -граждан РФ. Мы можем сделать вывод о том, что подростки-мигранты достаточно развитые личности, так как способны принимать себя со всеми своими достоинствами и недостатками, а следовательно, могут принимать и других такими, как они есть.
Далее на втором этапе была проведена методика «Индекс толерантности» (Г. у. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова). Результаты представлены на рис. 2.
Субшкала «Этническая толерантность» показывает отношения человека к другим этническим группам и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Результаты приведены ниже.
У подростков-мигрантов выявлен уровень этнической толерантности: высокий -3 человека (25%); средний - 9 человек (75%).
со х 2 Ш
<и £
.о
о ш
I-
и Ш
у
о ас
100
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
25
75
91,67 92,86
57,14
35,72
7,14
7,14
0
0
Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень
Этническая толерантность
75
71,43
25
8,33
0
Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень
28,57
\1
00
Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень
Социальная толерантность Подростки-мигранты ■ Подростки-граждане РФ Индекс толерантности
Толерантность как черта личности
Рис. 2. Результаты диагностики толерантности по методике «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгерова)
У подростков - граждан РФ представлен уровень этнической толерантности: высокий - 5 человек (35,72%); средний - 8 человек (57,14%); низкий - 1 человек (7,14%).
В целом подростки-мигранты имеют хорошие показатели по данной шкале, что говорит о стремлении взаимодействовать с людьми других национальностей, по сравнению с подростками - гражданами РФ.
Субшкала «Социальная толерантность» дает возможность исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (преступников, психически больных людей, бомжей и т. д.), а также изучать личностные возможности по отношению к отдельным социальным процессам. Результаты представлены ниже.
Подростки-мигранты. Уровень социальной толерантности: средний уровень -11 человек (91,67%); низкий уровень - 1 человек (8,33%).
Подростки - граждане РФ. Уровень социальной толерантности: высокий уровень - 1 человек (7,14%); средний уровень - 13 человек (92,86%).
Большинство представителей двух групп имеют толерантные отношения к разным социальным группам.
Субшкала «Толерантность как черта личности» содержит такие пункты, диагностирующие личностные черты, как установки, возможности и убеждения, которые определяют отношение человека к окружающему миру.
Итог таков:
У подростов-мигрантов выявлен уровень толерантности как черты личности: высокий - 3 человека (25%) и средний - 9 человек (75%).
Подростки - граждане РФ имеют уровень толерантности как черты личности: высокий - 4 человека (28,57%) и средний - 10 человек (71,43%).
Признак «Толерантность как черта личности» у всех на хорошем уровне, что говорит о положительном отношении к миру.
По итогам проведения методики «Индекс толерантности» Г. у. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой количественного анализа из 12 опрошенных подростков-мигрантов и 14 подростков - граждан РФ получился сопоставимый профиль толерантности:
1) высокий уровень у подростков-мигрантов составил 16,67% (2 человека), а у подростков - граждан РФ - 21,43% (3 человека), что характеризуется достаточно хорошим проявлением толерантности;
2) средним уровнем толерантности наделены 83,33% (10 человек) подростков-мигрантов и 78,57% (11 человек) подростков - граждан РФ. Мы видим, что разница между двумя группами по средним значениям невелика, обеим группам присуща совокупность как толерантных, так и интолерантных черт. В одних ситуациях они могут вести себя толерантно, в других - демонстрировать интолерантность;
3) низкий уровень среди опрошенных не был диагностирован.
Результат, полученный при исследовании межэтнических отношений, продемонстрирован на рис. 3.
100
90
80
ЧР ОЧ 70
<0
X 60
и
ш 01 50
>
1-и 40
с
и 30
О <0 20
1-
01 у 10
е; 0
о
5С
83,33
78,57
Подростки-мигранты
Подростки-граждане РФ
16,67
21,43
0
0
Высокий уровень
Средний уровень Низкий уровень
Индекс толерантности
Рис. 3. Результаты диагностики межэтнических отношений по методике «Индекс толерантности» (Г. у.
Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова)
Сравнивая результаты, представленные на рис. 3, отметим, что у подростков-мигрантов немного ниже результаты уровня толерантности, чем у подростков - граждан РФ.
В ходе третьего этапа использована методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, ее результаты отражены на рис. 4.
По итогам проведения методики Т. Лири были выявлены следующие типы межличностных отношений.
Подростки-мигранты: авторитарный - 16,67% (2 человека); эгоистичный - 8,33% (1 человек); подчиняемый - 8,33% (1 человек); дружелюбный - 41,67% (5 человек); альтруистический - 25% (3 человека).
Подростки - граждане РФ: авторитарный - 14,29% (2 человека); эгоистичный -7,14% (1 человек); агрессивный - 7,14% (1 человек); подозрительный - 7,14% (1 человек); подчиняемый - 14,29% (2 человека); дружелюбный - 28,57% (4 человека); альтруистический - 21,43% (3 человека).
45 40
ЧР
^ 35
<о
X
2 30
ш
01
£ 25 -\ .о
| 20 Ч
0
10 1С
Ь 15 Н
01
| 10 о
* 5
41,67
28,57
16,67
14,29
14,29
8,33 7,14
А И
7,14
I • I
7,14 8,33
I й ■
25 Ш Подростки-
21,43 мигранты
и"
Подростки-
|Н 1 1
ч*
о?
§
£
/
у
л*
Типы межличностных отношений
Рис. 4. Результаты диагностики типов межличностных отношений по методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири
Таким образом, диаграмма подтверждает, что большее количество подростков-мигрантов обладают дружелюбными и альтруистическими намерениями и менее агрессивны и подозрительны, чем подростки - граждане РФ. Это обусловлено тем, что подростки-мигранты позитивно настроены на выстраивание межличностных отношений, готовы идти на компромисс, помогать друг другу, сотрудничать, понимать и адекватно принимать других людей, несмотря на все недостатки.
Для того чтобы проверить гипотезу, мы использовали И-критерий Манна -Уитни. Расчеты провели по результатам двух методик: методике «Принятие других» У. Фейя и методике «Индекс толерантности» Г. у. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой (количественный анализ аспектов толерантности).
Методика «Принятие других» У. Фейя
В первую очередь сформулировали гипотезы:
Но - уровень принятия других у подростков - граждан РФ не ниже уровня принятия других подростков-мигрантов.
Н1 - уровень принятия других у подростков - граждан РФ ниже уровня принятия других у подростков-мигрантов.
Критическое значение и для уровней статистической значимости Р < 0,05 и Р < 0,01 (по таблице):
икр = 51 Р < 0,05. икр = 38 Р < 0,01.
Результаты расчета показаны на рис. 5.
о
о
Рис. 5. Ось значимости Ы-критерия Манна - Уитни по методике «Принятие других» У. Фейя
Эмпирическое значение и попадает в зону незначимости: Иэмп > Икр, гипотеза Н1 отвергается. Гипотеза Но принимается.
Получилось, что уровень принятия других у подростков - граждан РФ не ниже уровня принятия других у подростков-мигрантов. Полученные результаты находятся в области незначимости, следовательно, статистически значимых различий в уровне принятия других между подростками-мигрантами и подростками - гражданами РФ не выявлено.
Методика «Индекс толерантности» Г. у. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хух-лаева, Л. А. Шайгеровой (количественный анализ аспектов толерантности)
Гипотезы:
Но - уровень толерантности у подростков-мигрантов не ниже уровня толерантности у подростков - граждан РФ.
Н1 - уровень толерантности у подростков-мигрантов ниже уровня толерантности у подростков - граждан РФ.
Определили критическое значение и для уровней статистической значимости Р < 0,05 и Р < 0,01 (по таблице): Икр = 51 Р < 0,05.
Икр = 38 Р < 0,01.
Результаты расчета изображены на рис. 6.
Рис. 6. Ось значимости Ы-критерия Манна - Уитни по методике «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой (количественный анализ аспектов толерантности)
По рисунку видно, что эмпирическое значение И попадает в зону незначимости: Иэмп > Икр, гипотеза Н1 отвергается. Гипотеза Но принимается.
Отсюда следует, что уровень толерантности у подростков-мигрантов не ниже уровня толерантности у подростков - граждан РФ. Полученные результаты находятся в области незначимости, следовательно, статистически значимых различий в уровне принятия других между подростками - гражданами РФ и подростками-мигрантами не выявлено.
В результате трех проведенных методик можно сделать вывод, что подростки-мигранты и подростки - граждане РФ практически находятся на одном уровне межэтнических отношений и толерантности. Такие результаты говорят об осознании своего «Я», так как через лучшее понимание своего «Я» лучше понимаешь других.
Таким образом, исследование межэтнических отношений старших подростков было проведено при помощи методик: «Принятие других» (у. Фейя); «Индекс толерантности» (Г. у. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова); «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири). Также с использованием результатов двух методик: методики «Принятие других» у. Фейя и методики «Индекс толерантности» Г. у. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой (количественный анализ аспектов толерантности) - был произведен расчет И-критерия Манна - уитни подростков-мигрантов и подростков - граждан РФ. Результаты расчетов по двум методикам оказались в области незначимости, следовательно, гипотеза исследования подтверждена.
Подбор анализируемых в этой статье литературных источников подтверждает актуальность для последнего десятилетия проблемы межэтнических отношений в условиях современных глобальных социально-экономических процессов с проекцией на регионы. Созвучны нашим проблемы психолого-педагогической коррекции межэтнических отношений, решаемые в Брянской области, в том числе и как избежать напряжения и конфликтов, экстремизма и терроризма среди подростков [19].
Мы разделяем подходы по изучению массового сознания и различий поведенческих реакций в ситуациях фрустраций у подростков - мигрантов с Кавказа и российских школьников [20].
Особенно близка нам, уральцам, позиция исследователей социокультурной адаптации подростков-мигрантов в уральском промышленном городе [21].
И в нашей стране, и за рубежом агрессивные реакции на переселенцев, в том числе и с их стороны, вызваны чаще всего неизвестностью ожиданий от представителей другой национальности, различиями в культурных и религиозных традициях, стереотипах поведения, что влечет за собой развитие подозрительности и закрытости [22]. Как показали наше и другие исследования, подростки могут испытывать трудности в общении, они не всегда способны наладить контакт со сверстниками и другими людьми, не умеют контролировать свои эмоции и поведение, особенно в конфликтной ситуации; не хотят понять и выслушать точку зрения другого человека, могут проявлять агрессивность, жестокость и конфликтное поведение.
Дети из числа мигрантов в общении с социальным окружением чаще других попадают во фрустрационные ситуации. Реакция со стороны подростков-мигрантов на это может быть самой различной. Одни стараются защитить себя, свое «я». Другие требуют или ищут помощи и защиты от ближайшего окружения. Третьи сами разрешают ситуацию, но неадекватными способами, проявляя агрессию, направленную на себя, либо впадают в депрессию, замыкаясь, отказываясь от общения и от развития навыков успешного взаимодействия [23].
Эти навыки межэтнического взаимодействия проявляются в способах невербальной коммуникации, нормах отношений и ценностях, именно они становятся причиной недоразумений в процессе межкультурных коммуникаций. Поэтому более комфортно подростки чувствуют себя внутри своей этнической группы, которая оказывает положительное влияние на удовлетворенность жизнью, в то время как этнические различия в образовательной среде связаны отрицательно [24].
Внутри этнической группы действуют и свои способы выражения и переживания эмоций, тревоги и неопределенности, которые помогают объяснить межкультурную эффективность [25].
Способности эмоционального интеллекта во многом зависят от когнитивных факторов, которые могут быть созданы с помощью специально организованной на принципах сотрудничества и партнерства образовательной среды [26], тренингов [27]; внеурочных занятий по темам «Диалога культур» и способов формирования толерантности в межэтнических отношениях [28]; взаимодействия и изменения поведения в процессе культурного обучения [29]; установления межкультурных связей и дружественных отношений в процессе внеклассных занятий и репетиторских программ [30]; развития культурного интеллекта, техник и технологий построения психологически безопасных взаимоотношений [31]; инновационных технологий вмешательства в процессы изменения межкультурной компетентности учащихся.
Особую роль при этом играют качественные межличностные отношения и межкультурная дружба. Это связано с важными навыками, которые необходимы во все более многокультурных обществах, если студенты испытывают и обсуждают культурные различия в этих дружеских отношениях [32].
Конструктивны вмешательства по развитию межкультурной компетентности учащихся и междисциплинарные подходы к построению межличностных отношений, культуры, норм и морального порядка. Особое место при этом занимает использование социальной проекции в выводах об этнических нормах в классе, что имеет большое значение для исследований влияния сверстников, основанных на субъективном восприятии норм: то, что кажется нормативным влиянием в этих исследованиях, может быть укреплением прежних взглядов и убеждений детей с помощью социальной проекции [33].
Именно в такой образовательной среде, считают ученые и практики разных стран, подростки-мигранты и подростки-граждане сумеют успешно пройти социальную адаптацию друг к другу на всех трех уровнях межэтнических отношений: на уровне межличностных отношений, на уровне межгрупповых отношений и на уровне взаимодействия между поселениями разных этносов.
Заключение / Conclusion
Построение межэтнических отношений, ставших неотъемлемой частью общения между сверстниками, является одной из важнейших социально-психолого-педагогических проблем образования, разрешение которой связано со стремлением к сотрудничеству и взаимопониманию.
Согласно этому подходу нами на основе теоретического и эмпирического материала была разработана соответствующая программа и составлены методические рекомендации по формированию межэтнических отношений между подростками.
Следует и далее изучать состояние проблемы межэтнических отношений и формировать компетенции поведения толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями.
Ссылки на источники / References
1. Xing H. S-O. Interdisciplinary perspectives on interpersonal relations and the evaluation process: Culture, norms, and the moral order // Journal of Pragmatics. - 2019. - 151. Р. 141-154. - URL: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.02.015.
2. Хиясова С., Мустафаева М., Мустафаев Ф. Отражение предрассудков и стереотипов в межкультурном общении // Научный альманах стран Причерноморья. - 2018. - Т. 8. - № 3(15). - С. 23-29.
3. Gale J., Yogeeswaran K., Verkuyten M. Bridging (Identification) divides: Ethnic minority endorsement of new diversity ideologies // International. Journal of Intercultural Relations. -2021. - 81. - Р. 121-130. -URL: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.01.007.
4. Gaias L. M., Duong M. T., Pullmann M. D. et al. Race and ethnicity in educational intervention research: A systematic review and recommendations for sampling, reporting, and analysis // Educational Research Review/ - 2020. -31. - Р. 100356. - URL: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2020.100356.
5. Wilson-Daily A. E., Kemmelmeier M., Prats J. Intergroup contact versus conflict in Catalan high schools: A multilevel analysis of adolescent attitudes toward immigration and diversity // International Journal of Intercultural Relations. - 2018. - 64. - Р. 12-28. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2018.03.002.
6. Дагбаева С. Б. Тенденции и варианты этнической социализации подростков // Российский психологический журнал. - 2018. - Т. 15. - № 1. - С. 140-156.
7. Румянцева Т. В. Подростки-мигранты как субъекты образовательного процесса // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2017. - С. 92-94.
8. Куликова Т. И. Гражданская идентичность подростков как механизм преодоления межэтнических конфликтов в многонациональной школе // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 2 (19). - С. 181-184.
9. Arens A. K., Visser L. Personal peer victimization and ethnic peer victimization: Findings on their co-occurrence, predictors, and outcomes from a latent profile analysis // Child Abuse & Neglect. - 2019. - 99. - Р. 104250. -URL: https://doi.org/10.1016Zj.chiabu.2019.104250.
10. Kisfalusi D., Pal J., Boda Z. (2018). Bullying and victimization among majority and minority students: The role of peers' ethnic // Social Networks, 2018. 60. 48-60. - URL: https://doi.org/10.1016/j.socnet.2018.08.006.
11. Hughes C., Bailey C. M., Warren P. Y., Stewart E. A. "Value in diversity": School racial and ethnic composition, teacher diversity, and school punishment // Social Science Research. - 2020. - 92. - Р. 102481. -URL: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2020.102481.
12. Vervaet R., Houtte M. V., Stevens P. A. J. Multicultural school leadership, multicultural teacher culture and the ethnic prejudice of Flemish pupils // Teaching and Teacher Education. - 2018. - 76. -Р. 68-77. -URL: https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.08.009.
13. Peterson E. R., Rubie-Davies C., Osborne D., Sibley C. Teachers' explicit expectations and implicit prejudiced attitudes to educational achievement: Relations with student achievement and the ethnic achievement gap // Learning and Instruction. - 2016. - 42. - Р. 123-140. - URL: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2016.01.010.
14. Ba Z., Han Z., Gong Z. et al. Ethnic differences in experiences of school bullying in China // Children and Youth Services Review. - 2019. - 104. - Р. 104402. - URL: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.104402.
15. Toro J. D., Wang M.-T. Longitudinal inter-relations between school cultural socialization and school engagement: The mediating role of school climate // Learning and Instruction. - 2021. - 75. -Р. 101482. -URL: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2021.101482.
16. Долгова В. И., Василенко Е. А., Бароненко А. С. Структура психологической готовности к межкультурной коммуникации у студентов педагогического вуза с профильной подготовкой по иностранному языку // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 10. - С. 109-115.
17. Грецов А. Г., Азбель А. А. Познай себя. Психологические тесты для подростков. - СПб.: Питер, 2016.
18. Koenka A. C., Anderman E. M., Anderman L. H., Won S. Associations between ethnic identity and motivational beliefs in internationally adopted youth and the mediating role of school belonging // Learning and Individual Differences. - 2020. - 81. - Р. 101909. - URL: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2020.101909.
19. Голосов Н. И. Межэтнические отношения в Брянской области: как избежать напряжения и конфликтов (экстремизма и терроризма) // Современные глобальные социально-экономические процессы: проекция на регионы: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. «Современные глобальные социально-экономические процессы: проекция на регионы», (23-24 ноября 2017 года, г. Брянск). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. - 1 эл. оп. диск (CD-R).
20. Бухлина Л. Ю., Бузыкина Ю. С. Различия поведенческих реакций в ситуациях фрустраций у подростков мигрантов с Кавказа и Российских школьников // Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. В. Константинов; Пензенский государственный университет. - Пенза, 2015. - С. 161-171.
21. Кадочникова Г. А. Социокультурная адаптация подростков-мигрантов в Уральском промышленном городе // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. -2010. - № 71(1). - С. 155-161.
22. Dimitrijevich A. A., Starcevich J., Marjanovich Z. J. Can ability emotional intelligence help explain intercultural effectiveness? Incremental validity and mediation effects of emotional vocabulary in predicting intercultural judgment // International Journal of Intercultural Relations. - 2019. - 69. - Р. 102-109. -URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0147176718304590.
23. Zhang X., Zhou M. Interventions to promote learners' intercultural competence: A meta-analysis // International Journal of Intercultural Relations. -2019. - 71. - Р. 31-47. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.04.006.
24. Mastari L., Spruyt B., Keppens G. et al. Connected and satisfied. The relationship between ethnic connectedness, life satisfaction and ethnic school composition among ad-olescents from nine ethnic groups // International Journal of Intercultural Relations. - 2020. - 80. -Р. 250-261. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2020.12.005.
25. Presbitero A., Hooman A. Intercultural communication effectiveness, cultural intelligence and knowledge sharing: Extending anxiety-uncertainty management theory // International Journal of Intercultural Relations. -2018. - 67. - Р. 35-43. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0147176718300129.
26. Dolgova V. I., Belikov V. A., Kozhevnikov M. V. Partnership as a factor in the effectiveness of practice-oriented education of students // International Journal of Education and Practice. - 2019. - 2. - Р. 78-87. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41641859.
27. Dolgova V., Scorobrenko I., Bogachev A. et al. Addressing Difficulties in Intercultural Communication with Communication Training Sessions // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. - 2021. - 112(3). - Р. 20-28.
28. Лебедева А. В. Внеурочные занятия по теме «Диалог культур» как способ формирования толерантности в межэтнических отношениях // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сб. ст. / [под ред. И. М. Алалыкиной, П. М. Горева, О. Л. Лунеевой, М. В. Масловой]. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2018.
29. Johnson W. L. Cultural Training as Behavior Change // Procedia Manufacturing. - 2015. - 3. - Р. 3860-3867. -URL: https://reader.elsevier.com/reader/sd/pii/S2351978915008951.
30. Hendrickson B. Intercultural connectors: Explaining the influence of extra-curricular activities and tutor programs on international student friendship network development // International Journal of Intercultural Relations. -2018. - 63. - Р. 1-16. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2017.11.002.
31. Sharma R. R. Cultural Intelligence and Institutional Success: The Mediating Role of Relationship Quality // Journal of International Management. - 2019. - 25. - Р. 100665. - URL: https://doi.org/10.1016/j.intman.2019.01.002.
32. Schwarzenthal M., Juang L., Schachner M. K. et al. "When birds of a different feather flock together" - intercultural socialization in adolescents' friendships // International Journal of Intercultural Relations. - 2019. - 72. - Р. 61-75. -URL: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.07.001.
33. Thijs J., Zee M. Further evidence for social projection in the classroom: Predicting perceived ethnic norms // Journal of Applied Developmental Psychology. - 2019. - 62. - Р. 239-248. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ap-pdev.2019.03.006.
1. Xing, H. S-O. (2019). "Interdisciplinary perspectives on interpersonal relations and the evaluation process: Culture, norms, and the moral order", Journal of Pragmatics, 151, pp. 141-154. Available at: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.02.015 (in English).
2. Hiyasova, S., Mustafaeva, M. & Mustafaev, F. (2018). Otrazhenie predrassudkov i stereotipov v mezhkul'turnom obshchenii [Reflection of prejudices and stereotypes in intercultural communication], Nauchnyj al'manah stran Prichernomor'ya, t. 8, № 3(15), pp. 23-29 (in Russian).
3. Gale, J., Yogeeswaran, K. & Verkuyten, M. (2021). "Bridging (Identification) divides: Ethnic minority endorsement of new diversity ideologies", International. Journal of Intercultural Relations, 81, pp. 121-130. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.01.007 (in English).
4. Gaias, L. M., Duong, M. T., Pullmann, M. D. et al. (2020). "Race and ethnicity in educational intervention research: A systematic review and recommendations for sampling, reporting, and analysis", Educational Research Review, 31, pp. 100356. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.edurev.2020.100356 (in English).
5. Wilson-Daily, A. E., Kemmelmeier, M. & Prats, J. (2018). "Intergroup contact versus conflict in Catalan high schools: A multilevel analysis of adolescent attitudes toward immigration and diversity", International Journal of Intercultural Relations, 64, pp. 12-28. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.ijintrel.2018.03.002 (in English).
6. Dagbaeva, S. B. (2018). "Tendencii i varianty etnicheskoj socializacii podrostkov" [Trends and options for ethnic socialization of adolescents], Rossijskij psiholo-gicheskij zhurnal, t. 15, № 1, pp. 140-156 (in Russian).
7. Rumyanceva, T. V. (2017). "Podrostki-migranty kak sub"ekty obrazovatel'nogo processa" [Migrant teenagers as subjects of the educational process], Nauka i obrazovanie: sohranyaya proshloe, sozdayom budushchee. Sbornik statej VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, pp. 92-94 (in Russian).
8. Kulikova, T. I. (2018). "Grazhdanskaya identichnost' podrostkov kak mekhanizm preodoleniya mezhetnicheskih konfliktov v mnogonacional'noj shkole" [Civic identity of adolescents as a mechanism for overcoming interethnic conflicts in a multinational school], Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki, № 2 (19), pp. 181-184 (in Russian).
B. M. ffoAzoBa, E. r. Kunwrnmeu,, ff. ff. nAexamBa
9. Arens, A. K. & Visser, L. (2019). "Personal peer victimization and ethnic peer victimization: Findings on their cooccurrence, predictors, and outcomes from a latent profile analysis", Child Abuse & Neglect, 99, pp. 104250. Avaiiable at: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2019.104250 (in English).
10. Kisfalusi, D., Pal, J. & Boda, Z. (2018). "Bullying and victimization among majority and minority students: The role of peers' ethnic", Social Networks, 60, pp. 48-60. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.socnet.2018.08.006 (in English).
11. Hughes, C., Bailey, C. M., Warren, P. Y. & Stewart, E. A. (2020). "Value in diversity": School racial and ethnic composition, teacher diversity, and school punishment", Social Science Research, 92, pp. 102481. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2020.102481 (in English).
12. Vervaet, R., Houtte, M. V. & Stevens, P. A. J. (2018). "Multicultural school leadership, multicultural teacher culture and the ethnic prejudice of Flemish pupils", Teaching and Teacher Education, 76, pp. 68-77. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.08.009 (in English).
13. Peterson, E. R., Rubie-Davies, C., Osborne, D. & Sibley, C. (2016). "Teachers' explicit expectations and implicit prejudiced attitudes to educational achievement: Relations with student achievement and the ethnic achievement gap", Learning and Instruction, 42, pp. 123-140. Available at: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2016.01.010 (in English).
14. Ba, Z., Han, Z., Gong, Z. et al. (2019). "Ethnic differences in experiences of school bullying in China", Children and Youth Services Review, 104, p. 104402. Available at: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.104402 (in English).
15. Toro, J. D. & Wang, M.-T. (2021). "Longitudinal inter-relations between school cultural socialization and school engagement: The mediating role of school climate", Learning and Instruction, 75, p. 101482. Available at: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2021.101482 (in English).
16. Dolgova, V. I., Vasilenko, E. A. & Baronenko, A. S. (2017). "Struktura psihologicheskoj gotovnosti k mezhkul'turnoj kom-munikacii u studentov pedagogicheskogo vuza s profil'noj podgotovkoj po inostrannomu yazyku" [The structure of psychological readiness for intercultural communication among students of a pedagogical university with specialized training in a foreign language], Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta, № 10, pp. 109-115 (in Russian).
17. Grecov, A. G. & Azbel', A. A. (2016). Poznaj sebya. Psihologicheskie testy dlya podrostkov [Know yourself. Psychological tests for teenagers], Piter, St. Petersburg (in Russian).
18. Koenka, A. C., Anderman, E. M., Anderman, L. H. & Won, S. (2020). "Associations between ethnic identity and motivational beliefs in internationally adopted youth and the mediating role of school belonging", Learning and Individual Differences, 81, p. 101909. Available at: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2020.101909 (in English).
19. Golosov, N. I. (2018). "Mezhetnicheskie otnosheniya v Bryanskoj oblasti: kak izbezhat' napryazheniya i konfliktov (eks-tremizma i terrorizma)" [Interethnic relations in the Bryansk region: how to avoid tension and conflicts (extremism and terrorism)], Sovremennye global'nye social'no-ekonomicheskie processy: proekciya na regiony: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Sovremennye global'nye social'no-ekonomicheskie processy: proekciya na region" (23-24 noyabrya 2017 goda, g. Bryansk), Izd-vo MCITO, Kirov, 1 el. op. disk (CD-R) (in Russian).
20. Buhlina, L. Yu. & Buzykina, Yu. S. (2015). "Razlichiya povedencheskih reakcij v situaciyah frustracij u podrostkov mi-grantov s Kavkaza i Rossijskih shkol'nikov" [Behavioral reactions differences in situations of frustration in adolescent migrants from the Caucasus and Russian schoolchildren], in Konstantinov, V. V. (ed.). Aktual'nye problemy issledovaniya massovogo soznaniya. Materialy 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, pp. 161171 (in Russian).
21. Kadochnikova, G. A. (2010). "Sociokul'turnaya adaptaciya podrostkov-migrantov v Ural'skom promyshlennom gorode" [Socio-cultural adaptation of adolescent migrants in the Ural industrial city], Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta: Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury, № 71(1), pp. 155-161 (in Russian).
22. Dimitrijevich, A. A., Starcevich, J. & Marjanovich, Z. J. (2019). "Can ability emotional intelligence help explain intercultural effectiveness? Incremental validity and mediation effects of emotional vocabulary in predicting intercultural judgment", International Journal of Intercultural Relations, 69, pp. 102-109. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0147176718304590 (in English).
23. Zhang, X. & Zhou, M. (2019). "Interventions to promote learners' intercultural competence: A meta-analysis", International Journal of Intercultural Relations, 71, pp. 31-47. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.04.006 (in English).
24. Mastari, L., Spruyt, B., Keppens, G. et al. (2020). "Connected and satisfied. The relationship between ethnic connectedness, life satisfaction and ethnic school composition among ad-olescents from nine ethnic groups", International Journal of Intercultural Relations, 80, pp. 250-261. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2020.12.005 (in English).
25. Presbitero, A. & Hooman, A. (2018). "Intercultural communication effectiveness, cultural intelligence and knowledge sharing: Extending anxiety-uncertainty management theory", International Journal of Intercultural Relations, 67, pp. 35-43. Avaiiable at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0147176718300129 (in English).
26. Dolgova, V. I., Belikov, V. A. & Kozhevnikov, M. V. (2019). "Partnership as a factor in the effectiveness of practice-oriented education of students", International Journal of Education and Practice, 2, pp. 78-87. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41641859 (in English).
27. Dolgova, V., Scorobrenko, I., Bogachev, A. et al. (2021). "Addressing Difficulties in Intercultural Communication with Communication Training Sessions", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, 112(3), pp. 20-28 (in English).
28. Lebedeva, A. V. (2018). "Vneurochnye zanyatiya po teme «Dialog kul'tur» kak sposob formirovaniya tolerantnosti v mezhetnicheskih otnosheniyah" [Extracurricular classes "Dialogue of cultures" as a way of forming tolerance in interethnic relations], Pedagogicheskoe proektirovanie: idei i resheniya: sbornik statej, Izd-vo MCITO, Kirov (in Russian).
29. Johnson, W. L. (2015). "Cultural Training as Behavior Change", Procedia Manufacturing, 3, pp. 3860-3867. Available at: https://reader.elsevier.com/reader/sd/pii/S2351978915008951 (in English).
30. Hendrickson, B. (2018). "Intercultural connectors: Explaining the influence of extra-curricular activities and tutor programs on international student friendship network development", International Journal of Intercultural Relations, 63, pp. 1-16. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2017.11.002 (in English).
31. Sharma, R. R. (2019). "Cultural Intelligence and Institutional Success: The Mediating Role of Relationship Quality", Journal of International Management, 25, p. 100665. Available at: https://doi.org/10.1016/j.intman.2019.01.002 (in English).
32. Schwarzenthal, M., Juang, L., Schachner, M. K. et al. (2019). "When birds of a different feather flock together" -intercultural socialization in adolescents' friendships", International Journal of Intercultural Relations, 72, pp. 6175. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.07.001 (in English).
33. Thijs, J., Zee, M. (2019). "Further evidence for social projection in the classroom: Predicting perceived ethnic norms", Journal of Applied Developmental Psychology, 62. pp. 239-248. Available at: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2019.03.006 (in English).
Вклад авторов
В. И. Долгова - определение методологии, подбор зарубежных источников, написание статьи.
Е. Г. Капитанец - научное руководство экспериментальным исследованием.
Д. Д. Плеханова - проведение экспериментального исследования.
Contribution of the authors
V. I. Dolgova - selection of methodology and foreign sources, writing an article.
E. G. Kapitanets - scientific management of experimental study.
D. D. Plekhanova - conducting an experimental study.