УДК: 159.922.4(=81L51L152)
с. И. Баляев1, М. С. Ионова2
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия, e-mail: [email protected]
2ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия, e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭТНОТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ И МОРДВЫ)
Статья посвящена проблеме формирования и развития этнической толерантности подростков. Этническая толерантность является одним из ключевых этнопсихологических феноменов, которые привлекают внимание не только исследователей, но и широких кругов общественности. Авторы отмечают, что современное состояние общества характеризуется повышением уровня межэтнической ксенофобии, религиозно-этнического экстремизма. Снижение уровня межэтнической и социальной нетерпимости, в целом, возможно только при условии воспитания детей и юношества в атмосфере понимания, адекватного отношения к иным способам жизни, к иным культурным паттернам поведения, формирования толерантного сознания как стабильной личностной характеристики. Формирование и развитие у школьников навыков толерантного поведения по отношению к этническим «другим» является на сегодняшний день важной частью образовательно-воспитательного процесса.
Авторами проведено эмпирическое исследование на базе МОУ «(Средняя образовательная школа № 40»» г. Саранска. В исследовании принимали участие 90 подростков 9-х классов. Данные констатирующего этапа исследования свидетельствуют о том, что подростки склонны к проявлению культурных предрассудков, негативных этнических стереотипов и этнической интолерантности.
На формирующем этапе исследования авторами была разработана программа развития этнической толерантности подростков. Программа состояла из 11 занятий. На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика при помощи диагностических методик, использованных на констатирующем этапе исследования. Результаты диагностики и математической обработки данных показали развитие навыков межкультурного понимания и взаимодействия подростков, прошедших тренинговый этап исследования. После реализации программы заметно увеличилось число подростков с высоким уровнем этнической толерантности и уменьшилось количество испытуемых с низким уровнем этнической толерантности.
Ключевые слова: этническая толерантность, интолерантность, этнотолерантное поведение, стереотипы, подростки, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тренинг толерантности.
Для цитирования: Баляев С. И., Ионова М. С. Развитие навыков этнотолерантного поведения у старших подростков (на примере русских и мордвы) // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2017. - № 3. - С. 96-106.
© Баляев С. И., Ионова М. С., 2017
Sergey I. Balyaev1, Maria S. Ionova2
'OgarevMordovia State University, Saransk, Russia, e-mail: [email protected] 2OgarevMordovia State University, Saransk, Russia, e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF SKILLS OF ETHNOTOLERANT BEHAVIOR
IN OLDER ADOLESCENTS
(on the example of Russians and MORDVINS)
The article is devoted to the problem of formation and development of ethnic tolerance of adolescents. Ethnic tolerance is one of the key ethnopsychological phenomena that attract the attention not only of researchers but also of the general public. The authors note that the current state of society is characterized by an increase in the level of interethnic xenophobia, religious-ethnic extremism. The decrease in the level of interethnic and social intolerance, in general, is possible only if the children and young people are brought up in the atmosphere of understanding, an adequate attitude to other ways of life, to other cultural patterns of behavior, and the formation of tolerant consciousness as a stable personal characteristic. Formation and development of students' skills of tolerant behavior towards ethnic «others» is an important part of the educational and upbringing process today.
The authors conducted an empirical study on the basis of the Municipal Educational Institution «Secondary School No. 40»» in the city of Saransk. 90 teenagers of the 9th grade took part in the study. The findings of the current stage of the study indicate that adolescents tend to display cultural prejudices, negative ethnic stereotypes and ethnic intolerance.
At the formative stage of the study, the authors developed a program for the development of ethnic tolerance of adolescents. The program consisted of 11 lessons. At the control stage of the study, repeated diagnostics were carried out using diagnostic techniques used at the ascertaining stage of the study. The results of diagnostics and mathematical processing of data have shown the development of skills of intercultural understanding and interaction of adolescents who have completed the training stage of the study. After the implementation of the program, the number of teenagers with a high level of ethnic tolerance markedly increased and the number of subjects with a low level of ethnic tolerance decreased.
Keywords: ethnic tolerance, intolerance, ethnotolerant behavior, stereotypes, adolescents, ascertaining experiment, forming experiment, training of tolerance
For citation : Balyaev Sergey I., Ionova Maria S. Development of skills of ethnotolerant behavior in older adolescents (on the example of Russians and Mordvins). Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Humanitarian : actual problems of the humanities and education. 2017. No. 3. P. 96-106.
Введение
Социально-экономические и политические трансформации, как правило, актуализируют проблему отношения к «другому», «иному», «чужому». Социальная напряженность повышает поляризацию ценностей людей, конкуренцию между группами, конкретными индивидами за обладание ограниченными ресурсами, в результате чего взаимодействие людей друг с другом становится конфликтным. Проблема воспитания толерантности, этнической толерантности в частности, - это насущная проблема любого современного цивилизованного общества,
представляющего интересы разнородных групп и общностей. Многие российские ученые занимаются проблемой воспитания толерантности, такие, как: А. Г. Асмолов, Р. Р. Валитова, Г. Д. Дмитриев, Е. Ю. Клеп-цова, Г. У. Солдатова и др. [1; 2; 4; 5; 8; 9]. Решение проблемы, связанной с принятием «иного», возможно только при условии воспитания уже в личности подрастающего поколения установок гармоничного этнокультурного поведения и общения с представителями других этносов и культур. Нарождающиеся этнотолерантные сознание и поведение должны стать устойчивыми
свойствами личности. В силу возрастных особенностей подростки и юношество не всегда обладают необходимыми знаниями и навыками этнотолерантного взаимодействия [3].
Наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей является пубертатный возраст. В этом возрасте формируются этнические установки подростка, следовательно, именно на данном этапе развитие навыков этнокультурного толерантного взаимодействия особо ценно и значимо [6; 7; 10]. Формирование и развитие навыков этнотолерантного поведения прямо связаны с привитием готовности к действию в рамках этнокультурных норм взаимодействующих, предполагают совершенствование практики гармоничного межкультурного диалога. Несмотря на то, что теоретические вопросы воспитания толерантности достаточно проанализированы в психолого-педагогической литературе, они не получили необходимого последовательного продолжения в практике школьных педагогов и психологов.
Методы
Объектом нашего эмпирического исследования явилась этническая толерантность подростков. Предметом исследования выступило развитие этнической толерантности подростков в процессе тренинговых занятий. Цель эмпирического исследования - изучение особенностей развития этнической толерантности подростков и разработка программы тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного межкультурного понимания и взаимодействия. Задачами эмпирического исследования явились: подбор комплекса методик, направленных на исследование этнической толерантности подростков и осуществление диагностики исходного уровня этнической толерантности подростков; разработка и апробация программы тренин-говых занятий, направленных на развитие этнической толерантности подростков; вы-
явление динамики этнической толерантности подростков.
Гипотеза исследования: предполагаем, что использование тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного межкультурного понимания и взаимодействия будет способствовать развитию этнической толерантности подростков. С целью проверки гипотезы исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя следующие этапы:
1) констатирующий - выявление исходного уровня этнической толерантности подростков;
2) формирующий - составление и реализация программы развития этнической толерантности подростков;
3) контрольный - повторное исследование этнической толерантности подростков с помощью методик, которые были использованы на констатирующем этапе исследования.
Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя образовательная школа № 40» г. Саранска. В исследовании принимали участие 90 подростков 9-х классов. Возраст испытуемых - 14 - 15 лет. В исследовании участвовали подростки разных национальностей: 51 - русские, 39 - мордва. Цель констатирующего исследования заключается в изучении этнической толерантности подростков.
Задачи констатирующей части исследования: подобрать методики и выявить исходный уровень этнической толерантности подростков; сформулировать выводы, разработать и апробировать тренинг развития этнической толерантности подростков. Нами были подобраны и использованы следующие методики: методика «Шкальный опросник для исследования этнической идентичности детей и подростков» О. Л. Романовой, методика «Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У Солдатовой, О. А. Кравцовой,
Таблица 1
Данные по методике «Шкальный опросник для исследования этнической идентичности детей и подростков» О. Л. Романовой / Data on the method «А school questionnaire for the study of ethnic identity of children and adolescents» by O. L. Romanova
Направленность вопросов / Questions Число учащихся / Number of pupils
абс. %
Чувство принадлежности к своей этнической группе / Feeling of belonging to your ethnic group 57 63,3
Значимость национальности / Importance of nationality 72 80,0
Взаимоотношения этнического большинства и меньшинства / Relations of ethnic majority and minority groups 60 66,6
Использование того или иного языка / Use of a language 18 20,0
О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой, методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У. А. Куха-ревой. В ходе эмпирического исследования применялся метод математической обработки данных - угловое преобразование Фишера.
Результаты
Полученные по методике О. Л. Романовой данные свидетельствуют о том, что этническая идентичность оказалась не ярко выражена у 63,3 %, но для опрошенных подростков была отмечена важность национальности при общении - 80 %. Также учащиеся отметили, что для них важны взаимоотношения с этническими группами -66,6 %. Пятая часть подростков считает, что использование разных языков играет
огромную роль при межэтническом взаимодействии - 20 %. Полученные по методике О. Л. Романовой данные представлены в табл. 1.
«Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой состоит из 22 утверждений, относящихся как к общим установкам толерантного отношения к окружающему миру и другим людям, так и к конкретным ситуациям в различных сферах социального взаимодействия, в которых проявляются толерантность и инто-лерантность человека. Исследуется отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готов-
Таблица 2
Данные по методике «Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой,
О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой / Data on the method «Express Questionnaire» Index of Tolerance « by G. U. Soldatova,
O. A. Kravtsova, O. E. Khukhlaeva, L. A. Shaigerova
Предмет оценки / Subject of evaluation Высокий уровень / High level Средний уровень / Average level Низкий уровень / Low level
абс. % абс. % абс. %
Этническая толерантность / Ethnic tolerance 21 23,4 42 46,6 27 30,0
Социальная толерантность / Social tolerance 27 30,0 39 43,4 24 26,6
Толерантность как черта личности / Tolerance as a personality trait 24 26,6 36 40,0 30 33,4
ность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено анализу этнической толерантности - интолерантно-сти (отношению к людям иной расы и национальности, предпочитаемой дистанции для представителей других культур и т. п.). Данные методики представлены в табл. 2.
По данным методики «Индекс толерантности» можно отметить, что низкий уровень толерантности имеет 30 % учащихся, средний - 46,6 % и высокий - 23,3 %. Такие результаты говорят, что основному числу учащихся характерны сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. Социальная толерантность сформирована у большинства опрошенных, но требуется дальнейшая работа для повышения уровня толерантности. Низкий уровень этнической толерантности обнаружен у 30 % учащихся, что говорит о нетерпимости к другим национальностям, наличии предубеждений и других негативных установок на межкультурное взаимодействие.
Методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У. А. Кухаревой содержит 6 незаконченных предложений. Учащийся должен закончить предложение. Результаты позволяют сде-
лать вывод об уровне сформированности толерантности подростков: высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерант-ности. Данные методики представлены в табл. 3.
По данным методики У. А. Кухаревой число учащихся, не имеющих сформированной этнической толерантности, - 30 %. Эти учащиеся проявляют негативное отношение к «чужим» этническим группам. Данные подтверждаются результатами по другим, обозначенным выше методикам.
Также выявлены подростки с различными уровнями этнической и социальной толерантности (этническая толерантность сформирована, а социальная - не сформирована). Такие учащиеся отличаются принятием людей иных национальностей, но при этом демонстрируют признаки враждебного отношения к представителям иных социальных групп. Общие толерантные представления и установки у большинства опрошенных оказались сформированы. В целом, подростки демонстрируют принятие разнообразных социокультурных групп, но при этом склонны разделять некоторые предрассудки, использовать сложившиеся стереотипы в отношении представителей тех или иных культур.
Предмет оценки / Subject of evaluation Высокий уровень толерантности / High level of tolerance Невысокий уровень толерантности / Low level of tolerance Высокий уровень интолерантности / High level of intolerance Невысокий уровень интолерантности / Low level of intolerance
абс. % абс. % абс. % абс. %
Этническая толерантность/ Ethnic tolerance 21 23,4 42 46,6 9 10,0 18 20,0
Социальная толерантность/ Social tolerance 30 33,4 36 40,0 12 13,3 12 13,3
Общая толерантность / Common tolerance 27 30,0 33 36,6 15 16,7 15 16,7
Таблица 3
Данные по методике «Диагностика толерантного поведения. Незаконченное предложения» У А. Кухаревой / Data on the method «Diagnosis of tolerant behavior.
Unfinished sentences» by U. A. Kukhareva
Таким образом, проведенное исследование показало, что у большинства подростков проявляется средний уровень этнической толерантности. Однако 30 % подростков имеют фактически признаки этнической интолерантности. В качестве основной технологии развития этнической толерантности выделяются психологические тренинги.
При составлении программы развития этнической толерантности был реализован и апробирован тренинг «Жить в мире с собой и другими» Г. У Солдатовой, Л. А. Шайгеровой, О. Д. Шаровой, в котором приняли участие прежде всего подростки с низким и средним уровнем этнической толерантности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. Саранска [8].
Цель программы - формирование этнической толерантности по отношению к другим этническим группам. Занятия проводились два раза в неделю. Программа состоит из трех блоков. В ходе тренинга были использованы следующие приемы: беседы, лекция, ролевые игры, групповые и индивидуальные задания, упражнения с элементами экспериментирования.
Задачи тренинга:
1) ознакомить старшеклассников с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости;
2) показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми других этносов, а также в различных жизненных сферах;
3) развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».
Реализация тренинговой программы включала несколько этапов, каждый из которых предполагал освоение умений и
навыков этнотолерантного поведения в контексте конкретных психотехнических упражнений. Например, на первом занятии «Толерантность: что это?» создавались условия для доверительного и искреннего общения участников мероприятия, а также знакомство подростков с понятием «толерантность». На занятии выполнялись упражнения: «Снежный ком», «Сосед справа, сосед слева», «Чем мы похожи», «Комплименты», «Что такое толерантность».
На втором занятии участники сообща создавали ассоциативный ряд слов, образов, согласующихся с понятием «толерантность». Реализуются следующие психотехнические упражнения с привлечением способностей к воображению: «Общий ритм», «Эмблема толерантности», «Пантомима толерантности», «Лукошко». Тренинг рассчитан на занятий. Средняя продолжительность одного занятия - 60 минут.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была оценена эффективность реализованной программы развития этнической толерантности подростков.
Цель контрольного эксперимента изучение развития этнической толерантности подростков по завершению формирующего эксперимента. Для этого были проведены те же методики, которые использовались на констатирующем эксперименте.
Полученные данные свидетельствуют об изменениях. Этническая идентичность к собственной группе повысилась с 63,3 до 83,3 %, а значимость национальности при общении наоборот снизилась с 80,0 до 56,6 %. Взаимоотношения этнического большинства и меньшинства изменились с 66,6 до 86,6 %, а использование разных языков повысилось с 20 до 30 %.
Статистическая проверка значимости полученных изменений проводилась с помощью углового преобразования Фишера. Полученные данные отражены в табл. 4-6.
Таблица 4
Сравнительные данные по методике «Шкальный опросник для исследования этнической идентичности детей и подростков» О. Л. Романовой / Comparative data on the method «A school questionnaire for the study of ethnic identity of
children and adolescents» by O. L. Romanova
Направленность вопросов / Orientation of questions Количество учащихся / Number of pupils Ф
Констатирующий этап Ascertaining stage Контрольный этап / Control phase
абс. % абс. %
Чувство принадлежности к своей этнической группе / Feeling of belonging to your ethnic group 57 63,3 75 83,3 1,782*
Значимость национальности / Importance of nationality 72 80,0 51 56,6 1,979*
Взаимоотношения этнического большинства и меньшинства / Relations of ethnic majority and minority groups 60 66,6 78 86,6 1,870*
Использование того или иного языка / Use of a language 18 20,0 27 30,0 0,899
Примечание / Note: *1,64 (p <0,05).
Анализ табл. 4 показывает, на этапе кон- уровне р<0,05. По остальным показателям трольного эксперимента в группе выявле- статистически достоверных различий не ны статистически достоверные различия на выявлено.
Таблица 5
Сравнительные данные по методике «Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой / Comparative data on the method «Express questionnaire» Index of Tolerance» by G. U. Soldatova, O. A. Kravtsova, O. E. Khukhlaeva, L. A. Shaigerova
Уровень этнической толерантности / Level of ethnic tolerance Количество учащихся / Number of pupils Ф
Констатирующий этап / Ascertaining stage Контрольный этап / Control phase
абс. % абс. %
Высокий / High 7 23,4 16 53,4 2,440*
Средний / Average 14 46,6 12 40 0,519
Низкий / Low 9 30 2 6,6 2,474*
Примечание / Note: *2,31 (p <0,01).
По данным исследования можно сказать, что низкий уровень толерантности изменился с 30,0 до 6,6 %, средний - не изменился, а высокий увеличился с 23,4 до 53,4 %. Данные результаты свидетельствуют, что этническая толерантность подростков повысилась. Анализ табл. 5
показывает, что на этапе контрольного эксперимента в группе по показателям «Высокий уровень», «Низкий уровень» выявлены статистически достоверные различия на уровне р<0,01. По остальным показателям статистически достоверных различий не выявлено.
Таблица 6
Сравнительные данные по методике «Диагностика толерантного поведения. Незаконченное предложения» У. А. Кухаревой / Comparative data on the method «Diagnosis of
tolerant behavior. Unfinished sentences» by U. A. Kukhareva
Количество учащихся / Number of pupils
Уровень этнической толерантности / Level of ethnic tolerance Констатирующий этап / Ascertaining stage Контрольный этап / Control phase Ф
абс. % абс. %
Высокий уровень толерантности / High level of tolerance 21 23,4 45 50,0 2,184*
Невысокий уровень толерантности / Low level of tolerance 42 46,6 39 43,4 0,260
Высокий уровень интолерантности / High level of intolerance 9 10,0 0 0 2,494**
Невысокий уровень интолерантности / Low level of intolerance 18 20,0 6 6,6 1,580
Примечание / Note: *1,64 (p <0,05), **2,31 (p <0,01).
По результатам исследования количество учащихся, не имеющих сформированной этнической толерантности, снизилось с 30 до 6,6 %.
Анализ табл. 6 показывает, что на этапе контрольного эксперимента в группе по показателю «Высокий уровень интолерантно-сти» выявлены статистически достоверные различия на уровне р<0,01. По показателю «Высокий уровень толерантности» выявлены статистически достоверные различия на уровне р<0,05. По остальным показателям статистически достоверных различий не выявлено.
Обсуждение
Таким образом, в результате констатирующего этапа исследования следует отметить, что подростки склонны к культурным предрассудкам, этническим стереотипам и этнической интолерантности к другим этническим группам. По данным констатирующего эксперимента нами была разработана и апробирована программа тре-нинговых занятий на развитие этнической толерантности подростков. Программа ре-ализовывалась во внеучебной деятельности с подростками, у которых были выявлены средний и низкий уровни этнической то-
лерантности. Эти учащиеся и составили экспериментальную группу. В реализации указанной программы использовались следующие приемы: беседы, лекция, ролевые игры, групповые и индивидуальные задания, упражнения с элементами экспериментирования.
Эффективность реализованной программы проверялась с помощью тех же диагностических методик, которые использовались на констатирующем этапе исследования. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень этнической толерантности повысился (с 23,3 до 53,3 %), а уровень энической интолерантности понизился (с 30,0 до 6,6 %).
Статистическая проверка значимости полученных изменений проводилась с помощью углового преобразования Фишера. Полученные на контрольном этапе данные доказывают значительное повышение этнической толерантности на уровнях 0,05 и 0,01.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика при помощи диагностических методик, использованных на констатирующем этапе исследования. Результаты диагно-
стики и математической обработки данных показали, что динамика этнической толерантности подростков, посещающих тренинговые занятия, может быть обеспечена, если отбирать для тренинга упражнения на межкультурное взаимопонимание и взаимодействие. После реализации программы значительно увеличилось число подростков с высоким уровнем этнической толерантности и уменьшилось число испытуемых с низким уровнем этнической толерантности. Следовательно, гипотеза о том, что развитие этнической толерантности будет более эффективным, если реализовать программу тренинговых занятий, направленных на развитие этнической толерантности подростков, подтвердилась.
Заключение
Современный мир характеризуется этнокультурным многообразием, в этой ситуации особенно ценным становится восприятие единства человечества во всем его многообразии и взаимозависимости. Такая толерантная позиция может формироваться и совершенствоваться в процессе активной и системной воспитательной деятельности. Ключевую роль в формировании и развитии навыков этнотолерантного поведения принадлежит психологу, от которого требуются владение культурой межнационального общения, свобода от старых догм и стереотипов, приверженность гуманистическим нормам межличностного взаимодействия, умение учитывать в своей деятельности специфику и традиции того региона, в котором он трудится.
Библиографический список
1. Асмолов А. Г. Толерантность как культура XXI века // Толерантность: объединяем усилия : материалы междунар. конф. - М. : Наука, 2002. - С. 84 -85.
2. Баляев С. И. Формирование этнотолерантных установок студентов (на примере эрзян и мокшан) // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : материалы науч.-практ. конф. (заоч.) с междунар. участием. - Ульяновск : Зебра, 2015. - С. 368-370.
3. Баляев С. И. Причины трансформации этнического самосознания // Социосфера. - 2012. -№ 1. - С. 46-48.
4. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. - М. : Народное образование, 1999. - 208 с.
5. Ионова М. С. Создание полиэтнической образовательной среды вуза как условие успешной адаптации студентов из национальных диаспор // Этнопедагогика : психолого-педагогические особенности воспитания и обучения у финно-угорских народов : материалы респ. науч.-практ. конф. - Саранск : Изд. центр Историко-социол. ин-та МГУ им. Н. П. Огарева, 2011. - С. 35-38.
6. Ионова М. С. Сравнительная характеристика поведения в конфликте студентов - русских и мордвы // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии : сб. науч. тр. по материалам VI Всерос. науч.-практ. интернет-конф. «Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии» с элементами научной школы для молодых ученых. - Саранск, 2016. - № 1. - С. 71-79.
7. Резепова Н. В. Национальный характер: миф или реальность? (в контексте трилогии К. Абрамова «Сын эрзянский») // Вестник Челябинского государственного университета. -2008. - № 12. - С. 107-111.
8. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими : тренинг для подростков. - М. : Генезис, 2000. - 112 с.
9. Чубарова Ю. Е. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения студентов в условиях диалога культур // Гуманитарное знание : особенности, исторические и современные проблемы : сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. - Нижний Новгород : Профессиональная наука, 2016. - С. 36 - 45.
10. Чубарова Ю. Е., Шикина Т. С. Диалог в контексте современных тенденций системы образования // Перевод в меняющемся мире : материалы междунар. науч.-практ. конф. - М. : Азбуковник, 2015. - С. 572-576.
References
1. Asmolov A. G. Tolerantnost kak kultura XXI veka (Tolerance as a Culture of the XXI century) // Tolerantnost : obyedinyayem usiliya : materialy mezhdunarodnoy konferentsii (Tolerance: United Energies: Materials of the International Conference), Moskva, 2002. P. 84-85. (In Russian)
2. Balyayev S. I. Formirovaniye etnotolerantnykh ustanovok studentov (na primere erzyan i mokshan) (The Formation of Students' Ethnotolerant Attitudes (Using the Example of Erzyan and Mokshan), Aktualnyye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovatsii : materialy nauchno-prakt. konf. (zaochn.) s mezhdunar. uchastiyem. Ulyanovsk, 2015. P. 368-370. (In Russian)
3. Balyayev S. I. Prichiny transformatsii etnicheskogo samosoznaniya (The Reasons for the Transformation of Ethnic Identity). Sotsiosfera. 2012. No. 1. P. 46-48. (In Russian)
4. Dmitriyev G. D. Mnogokulturnoye obrazovaniye (Multicultural Education). Moskva, 1999. 208 p.
5. Ionova M. S. Sozdaniye polietnicheskoy obrazovatel'noy sredy vuza kak usloviye uspeshnoy adaptatsii studentov iz natsional'nykh diaspor (Creation of the Polyethnic Educational Environment of the University as a Condition for the Successful Adaptation of Students from National Diasporas, Etnopedagogika : psikhologo-pedagogicheskiye osobennosti vospitaniya i obucheniya u finno-ugorskikh narodov : materialy Respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 27 aprelya 2011 g. Saransk, 2011, pp. 35-38. (In Russian)
6. IonovaM. S. Sravnitel'naya kharakteristika povedeniya v konflikte studentov - russkikh i mordvy ( Comparative Characteristics of the Behaviour in the conflict of Russian and Mordovian Students, Aktual'nyye problemy i perspektivy razvitiya sovremennoy psikhologii : sbornik nauchnykh trudov po materialam VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii «Aktualnyye problemy i perspektivy razvitiya sovremennoy psikhologii» s elementami nauchnoy shkoly dlya molodykh uchenykh, 9 noyabrya 2016 g. Saransk, 2016. No. 1. P. 71-79. (In Russian)
7. Rezepova N. V. Natsionalnyy kharakter: mif ili realnost? (v kontekste trilogii K. Abramova «Syn erzyanskiy») (National character: myth or reality? (In the context of K. Abramov's trilogy «Son of the Erzyan»), Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. No. 12. P. 107-111. (In Russian)
8. Soldatova G. U., Shaygerova L. A., Sharova O. D. Zhit v mire s soboy i drugimi : trening dlya podrostkov (To Live in Peace with Yourself and Others: Training for Teenagers). Moskva, 2000. 112 p. (In Russian)
9. Chubarova Yu. Ye. Formirovaniye sotsiokulturnoy kompetentsii kak osnovy mezhkulturnogo obshcheniya studentov v usloviyakh dialoga kultur (Formation of Sociocultural Competence as the Basis of Intercultural Communication of Students in the Context of the Dialogue of Cultures,Gumanitarnoye znaniye : osobennosti, istoricheskiye i sovremennyye problemy : sbornik nauchnykh trudov po materialam I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Nizhniy Novgorod, 2016. P. 36-45. (In Russian)
10. Chubarova Yu. Ye. Dialog v kontekste sovremennykh tendentsiy sistemy obrazovaniya (Dialogue in the Context of Current Educational System Trends), Perevod v menyayushchemsya mire. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Moskva, 2015. P. 572-576. (In Russian)
Поступила в редакцию 1 июня 2017г.
Сведения об авторах
Баляев Сергей Иванович - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: этнопсихология, политическая психология. Автор более 90 научных и учебно-методических работ. ORCID http://orcid.org/0000-0003-3655-3312.
Tel.: (8342)27-07-12
E-mail: [email protected]
Ионова Мария Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный универси-
тет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: возрастная психология, этнопсихология. Автор более 90 научных и учебно-методических работ. ORCID http://orcid.org/0000-0002-4982-9691.
Tel.: (8342)27-07-12
E-mail: [email protected]
About the authors
Balyaev Sergey Ivanovich - candidate of psychological sciences, assistant of professor of the department of psychology of Ogarev Mordovia State University, Saransk. Research interests: ethnopsychology, political psychology. The author has more than 90 scientific and educational publications. ORCID http://orcid.org/0000-0003-3655-3312.
Tel.: (8342)27-07-12
E-mail: [email protected]
Ionova Maria Sergeevna - candidate of psychological sciences, assistant of professor of the department of psychology of Ogarev Mordovia State University, Saransk. Research interests: age-related psychology, ethnopsychology. The author has more than 90 scientific and educational publications. ORCID http://orcid.org/0000-0002-4982-9691.
Tel.: (8342)27-07-12
E-mail: [email protected].