СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
УДК 316.6
Алборова Алена Валериевна
аспирант, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-2251-9930 e-mail: [email protected]
Дреева Светлана Владимировна
канд. психол. наук, ГБОУ ВО «СевероОсетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-7892-8429 e-mail: [email protected]
Alena V. Alborova
Postgraduate Student, North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russia ORCID: 0000-0003-2251-9930 e-mail: [email protected]
Svetlana V. Dreeva
Cand. Sci. (Psychol.), North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russia ORCID: 0000-0002-7892-8429 e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2021-2-175-180
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О ДОВЕРИИ В МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Аннотация. Рассмотрены подходы к пониманию феномена доверия в отношениях. Отмечено, что различные авторы рассматривают доверие как основной принцип формирования конструктивных отношений в современном обществе. Приведены данные исследования представлений студенческой молодежи Республики Северная Осетия -Алания (осетин и русских, в возрасте от 15 до 22 лет) о доверии в межэтнических отношениях. Согласно результатам исследования, студенты - представители осетинской национальности чаще всего доверие в межэтнических отношениях определяют как «принятие «чужих» национальных ценностей, обычаев и культуры». Студенты - представители русской национальности понимают доверие в межэтнических отношениях как «уверенность в помощи и поддержке в сложной ситуации со стороны представителя другого этноса». Обе группы опрашиваемых студентов считают важным в доверительных межэтнических отношениях готовность к сотрудничеству представителей разных этнических групп.
Ключевые слова: доверие, психология доверия, доверие в отношениях, доверие к себе, доверие к другим, межэтнические отношения, принятие других, студенческая молодежь
Для цитирования: Алборова А.В., Дреева С.В. Представления студенческой молодежи о доверии в межэтнических отношениях//Вестник университета. 2021. № 2. С. 175-180.
STUDENTS' IDEAS ABOUT TRUST IN INTERETHNIC RELATIONS
Abstract. The article reviews approaches to understanding the phenomenon of trust in relationships. It is noted that various authors consider trust as the main principle of forming constructive relations in modern society. The paper gives data on the research of the ideas of students of the Republic of North Ossetia - Alania (Ossetians and Russians, aged 15 to 22 years) about trust in interethnic relations. According to the results of the study, students who are representatives of Ossetian nationality most often define trust in interethnic relations as "Acceptance of "foreign " national values, customs and culture ". Russian students understand trust in interethnic relations as "Confidence in assistance and support in a difficult situation from a representative of another ethnic group". Both groups of students surveyed believe that the willingness of representatives of different ethnic groups to cooperate is important in trusting inter-ethnic relations.
Keywords: trust, psychology of trust, trust in relationships, self-confidence, trust in others, interethnic relations, acceptance of others, student youth
For citation: Alborova A.V., Dreeva S.V. (2021) Students' ideas about trust in interethnic relations. Vestnik universiteta, no. 2, pp. 175-180. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-2-175-180
© Алборова А.В., Дреева С.В., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Alborova A.V., Dreeva S.V., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Введение
Межэтнические отношения являются важной сферой взаимодействия для любого государства, а для нашей многонациональной страны, и региона в частности, данная проблема является особенно актуальной. Межэтнические конфликты, терроризм, массовые миграции, приводят к конфликтам различных групп населения. В этом аспекте вопрос межэтнических отношений и достижения доверия в них приобретает особую значимость.
Одним из важнейших периодов в формировании доверия в отношениях является студенческий возраст, так как этот возрастной период значимый этап в становлении мировоззрения личности в целом.
С позиции психологии доверие - это явление, которое одновременно проявляется в доверии к себе (ин-траперсональных) и доверии к другим (интерперсональных) отношениях. Доверие - это механизм, интегрирующий внешнее (ориентация на окружающий мир и его влияние) и внутреннее (субъектность личности, ее ценности) поведение личности. Доверие к себе - это рефлексивный феномен личности, являющийся проявлением ее субъектности и позволяющий занять определенную ценностную позицию личности по отношению к самому себе, исходя из которой выбирается ее жизненный путь. Доверие к другим - это условие взаимодействия человека с другими людьми; субъективное отношение личности к другому человеку, способствующее установлению с ним взаимоотношений [1].
Литературный обзор
Согласно С. Д. Гуриевой и М. М. Борисовой, «доверие - это важное условие познания окружающего и внутреннего мира» [2, с. 22]. В организации продуктивного взаимодействия, результативной работы, в формальных отношениях, доверие играет функцию объединения, управления поведением, предугадывания оппонента. А в неформальных отношениях доверие является неотъемлемой частью для развития и достижения большей близости во взаимоотношениях.
Л. Г. Почебут отмечает, что понятие «доверие» достаточно сложное и изучать его необходимо через связь с различными психологическими функциями и явлениями, что требует комплексного подхода и понимания [6].
Доверие в отношениях Т. П. Скрипкина рассматривает как «доверие и недоверие, которые имеют функцию защиты субъекта от угрожающей информации, действий, так как участвуют в процессе формирования представлений о «мы» и «они» [7, с. 70].
А. Ю. Алексеева определяет межличностное доверие как «доверие конкретному индивиду». Также Э. Уль-ман-Маргалит пишет, что доверие формируется только в отношении кого-то [5].
Дж. Роттер утверждал, что степень выраженности межличностного доверия как личностной характеристики значима для предугадывания поведения. Им также отмечалось, что общество может нормально выполнять свои функции, только если люди имеют минимальную степень доверия друг к другу [8].
Однако необходимо отметить, что феномен доверия в межэтнических отношениях остается на сегодняшний день малоизученным, несмотря на очевидную актуальность. Понятие «межэтнические отношения» рассматривается как совокупность осознаваемых, эмоционально окрашенных представлений и оценок, объектами которых выступают этнокультурные группы и представители этих групп [4]. Понятие доверия в межэтнических отношениях включает в себя несколько факторов: исторические, политические, социально-культурные, социально-психологические и ситуативные.
В отечественной этнопсихологии доверие в межэтнических отношениях исследовали такие ученые, как С. Д. Гуриева, А. Д. Карнышев, Н. М. Лебедева, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, А. Н. Татарко.
А. Н. Татарко, изучая феномен социального капитала личности, отмечал, что его необходимо понимать как систему доверительных отношений личности, которые возникают в процессе социализации и интеграции личности, а доверие к социальным институтам составляет позитивность гражданской идентичности. Также он говорит о том, что в поликультурном обществе в процессе глобализации большую роль в интеграции личности играет доверие к представителям другой национальности [4].
Н. М. Лебедева и А. Н. Татарко акцентируют внимание на том, что многочисленные народы, проживающие на территории России, имеют значительные этнокультурные различия и, как следствие, проблема формирования доверительных межэтнических отношений имеет особую значимость для нашей страны [4].
Теория и методы
В своем исследовании мы придерживаемся подхода к пониманию доверия Т. П. Скрипкиной, которая говорит о том, что доверие проявляется в двух позициях личности: личностной и социальной, и, согласно этому положению, доверие рассматривается как социально-психологическое явление [7].
В целом, анализируя работы по проблеме доверия в отношениях, можно отметить, что продолжающаяся трансформация современного российского общества, а также политические и социально-экономические события сказываются на доверии разных его слоев и групп. При этом имеется недостаточно исследований, направленных на изучение социально-психологических характеристик людей, проявляющих различный уровень доверия/недоверия в отношениях [3].
В исследовании применялась модифицированная методика Сакса Леви незаконченные предложения, с открытыми вопросами. Вопросы, которые мы использовали в своем исследовании: «Доверие - это ...», «Доверие в межэтнических отношениях - это ...». Респондентам была дана следующая инструкция: «Перед Вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое одним или несколькими словами, вложив в ответ близкое Вам содержание. Заполняйте по возможности быстро, не раздумывая, первым ответом, который приходит в голову».
Анализ результатов
Нами было проведено исследование представлений студенческой молодежи о доверии в межэтнических отношениях, в ходе которого мы выявляли, как молодежь понимает понятие «доверие», и что понимает под доверием в межэтнических отношениях.
Выборку исследования составили студенты двух образовательных учреждений среднего профессионального образования Республики Северная Осетия - Алания, в количестве 145 человек, в возрасте от 15 до 22 лет, из которых 53,79 % - представители осетинской национальности и 46,21 % - представители русской национальности. Характеристика выборки представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика выборки исследования
Национальность Пол Всего
юноши девушки
Осетины 32 46 78
Русские 25 42 67
Итого 57 88 145
Составлена авторами по материалам исследования
В исследовании применялась анкета с открытыми вопросами. На открытый вопрос «Что Вы понимаете под термином «доверие»?» опрашиваемыми было дано 24 различных варианта ответов, из которых чаще всего встречались следующие:
- возможность быть самим собой / вести себя открыто в отношениях;
- честность в отношениях;
- уверенность в человеке;
- достаточная и обоснованная степень веры в отношениях;
- то, что определяется поступками;
- добросовестность в отношениях;
- отсутствие мыслей о предательстве;
- вера в слова и поступки;
- возможность делиться сокровенным.
Далее опрашиваемые отвечали на открытый вопрос о доверии в межэтнических отношениях. Результаты подсчитывались от числа ответов в процентном соотношении. Общее количество ответов респондентов
считалось за 100 %. При выявлении представлений о доверии в межэтнических отношениях студентами были даны варианты ответов, представленные в таблице 2.
Таблица 2
«Доверие в межэтнических отношениях - это...»
Варианты ответов Процент от общего числа от-
ветов
Готовность к сотрудничеству 9,52
Убежденность в честности и порядочности в отношении своего этноса 7,62
Положительные/доброжелательные отношения между людьми различных нацио- 6,67
нальностей/этносов
Толерантное и уважительное отношение к представителям другой культуры 6,67
Принятие «чужих» национальных ценностей, обычаев и культуры 6,67
Доверия как такового нет 6,67
Сближение народов 5,71
Соблюдать личные границы, уважать человека и себя 4,76
Межэтническое/межнациональное сотрудничество 4,76
Изучение традиций другого этноса 4,76
Вера в искренность представителя другой этнической группы 4,76
Уверенность в помощи и поддержке в сложной ситуации со стороны представите- 4,76
ля другого этноса
Уверенность в выполнении условий договоренности 4,76
Стремление принимать различия, связанные с особым происхождением отдельно 3,81
взятой национальности
Укрепление взаимоотношений между представителями различных этнических групп 3,81
Поддержка представителей другой национальности 3,81
Уважение интересов другой нации 3,81
Уважение к вероисповеданию 3,81
Хорошие взаимоотношения между людьми разных национальностей 3,81
Способность вести честный диалог с представителями других национальностей 3,81
Отсутствие социального и религиозного конфликта 3,81
Крепкие дружеские межэтнические взаимоотношения 3,81
Попытка различных этнических групп наладить контакт в достижении общей цели 2,86
Это когда национальность вообще не имеет значения 2,86
Взаимопомощь/поддержка в трудную минуту, в сложной ситуации 2,86
Убежденность в искренности и добросовестности вне зависимости от националь- 2,86
ного аспекта
Стремление к самореализации через политические и экономические взаимодейст- 2,86
вие с различными этническими группами
В общении не имеет значение какой национальности твой друг 2,86
Надежные дружеские межэтнические взаимоотношения 2,86
Не делить по национальному признаку на какие-либо группы 2,86
В межэтнических отношениях не может быть доверия, так как разная вера, люди
по натуре разные, возможна сильная дискриминация по поводу внешности, цвету 2,86
кожи и пр.
Приход к единому мнению/компромиссу в религиозных вопросах (и даже в бизнесе) 2,86
Компромисс во всех сферах жизнедеятельности
Окончание табл. 2
Варианты ответов Процент от общего числа ответов
Быть уверенным, спокойным, без враждебных ярлыков, толерантным в общении 2,86
Это когда нации, населяющие нашу планету, относятся с уважением ко всем наци- 1,90
ям и расам
Способность пойти на риск во имя другого этноса 1,90
Формирование между представителями различных национальностей общих интересов 1,90
Доверие одной нации к другой - это уважение и достижение общих целей 1,90
Доверие - это процесс, формирующийся на основе определенных норм и правил, 1,90
благодаря чему образуются длительные и стабильные взаимоотношения
Понимание того, что мир людей не оставит тебя в полном одиночестве в затрудни- 1,90
тельной ситуации
Составлено авторами по материалам исследования
Соблюдать личные границы, уважать человека и себя
Уверенность в выполнении условий договоренности
Уверенность в помощи и поддержке в сложной ситуации со стороны представителя другого этноса
Вера в искренность представителя другой этнической группы Изучение традиций другого этноса Межэтническое/межнациональное сотрудничество
Сближение народов
Любого доверия как такового нет
Принятие «чужих» национальных ценностей, обычаев
и культуры
Положительные/доброжелательные отношения между людьми различных национальностей/этносов
Принятие «чужих» национальных ценностей, обычаев
и культуры
Толерантное и уважительное отношение к представителям другой культуры
Убежденность в честности и порядочности в отношении
своего этноса
Готовность к сотрудничеству
5
Количество ответов, % □ русские ■ осетины
10
15
Составлено авторами по материалам исследования Рис. 1. Распределение наиболее частых ответов на вопрос «Доверие в межэтнических отношениях - это ...»
0
На рисунке 1 представлены наиболее часто встречающиеся ответы в группах студентов осетин и русских (в процентном соотношении от общего числа ответов в выборках осетин и русских).
Заключение
Проведенное исследование показало, что среди осетинской молодежи придерживаются мнения, что доверительные межэтнические отношения это, в первую очередь, принятие «чужих» национальных ценностей, обычаев и культуры, а респонденты русской национальности считают, что доверие в межэтнических отношениях - это уверенность в помощи и поддержке в сложной ситуации со стороны представителя другого этноса. Обе группы опрашиваемых студентов акцентировали внимание на том, что готовность к сотрудничеству в межэтнических отношениях играет немаловажную роль.
Исследования доверительных отношений и факторов, влияющих на них, на наш взгляд, является важным направлением в обеспечении стабильности межэтнических отношений поликультурного региона, поэтому в перспективе мы планируем исследовать психологические факторы доверия в межэтнических отношениях.
Библиографический список
1. Вачков, И. В., Вачкова, С. Н. Доверие к себе и к другим у старших подростков // Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции / под ред. Л.М. Митиной. - М.: Перо, 2017. - С. 92-95.
2. Гуриева, С. Д., Борисова, М. М. Социальные представления о доверии современной молодежи: кросскультурный анализ // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - № 12 (68). - С. 138-150.
3. Ефремкина, И. Н. Исследования особенностей социально-психологических характеристик у лиц юношеского возраста с различным уровнем доверия в межличностных отношениях // Вестник университета. - 2019. - № 6. - С. 191-197.
4. Лебедева, Н. М., Татарко, А. Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 5. - С. 31-45.
5. Леонова, И. Ю. Доверие: понятие, виды и функции // Вестник Удмуртского университета. - 2015. - № 2. - С. 34-41.
6. Почебут, Л. Г., Чикер, В. А. Психология доверия в организациях // Психологический журнал. - 2017. - № 3. - С. 65-76.
7. Скрипкина, Т. П. Доверие и толерантность. Существуют ли границы? // Межкультурный диалог. Исследования и практика. - 2008. - № 4. - С. 64-73.
8. Фрейджер, Р., Фейдимен, Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. - 6-е изд., дополненное и расширенное. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 706 с.
References
1. Vachkov I. V., Vachkova S. N. Trust in themselves and others in older adolescents, Personal and professional development of children, youth, and adults: problems and solutions: Collection of articles of the XIII International Scientific and Practical Conference, Edited by L.M. Mitina, Moscow, Pero, 2017, pp. 92-95. (In Russian).
2. Gurieva S. D., Borisova M.M. Social representations of trust of modern youth: cross-cultural analysis, Modern Studies of Social Issues, 2016, no. 12 (68), pp. 138-150. (In Russian).
3. Efremkina I. N. Research of features of socio-psychological characteristics in young people with different levels of trust in interpersonal relationships, Vestnik universiteta, 2019, no. 6, pp. 191-197. (In Russian).
4. Lebedeva N. M., Tatarko A. N. Socio-psychological factors of ethnic tolerance and strategies of intergroup interaction in multicultural regions of Russia, Psikhologicheskii zhurnal, 2003, vol. 24, no. 5, pp. 31-45. (In Russian).
5. Leonova I. Yu. Trust: concept, types and functions, Bulletin of Udmurt University, 2015, no. 2, pp. 34-41. (In Russian).
6. Pochebut L. G., Chiker V A. Psychology of trust in organizations, Psikhologicheskii zhurnal, 2017, no. 3, pp. 65-76. (In Russian).
7. Skripkina T. P. Trust and tolerance. Are there boundaries?, Intercultural Dialogue. Research and Practice, Moscow, 2008, no. 3, pp. 64-73. (In Russian).
8. Freijer R., Feydimen D. Personality. Theories, exercises, experiments, 6th ed., expanded and expanded, St. Petersburg, Praim-Evroznak, 2006, 706 p. (In Russian).