Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП СОБЕСЕДНИКА / КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОТИПОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мигранова А.М.

В статье рассмотрены психологические типы деловых партнеров. Зная особенности каждого психологического типа, можно контролировать ход беседы, уменьшить риск возникновения конфликтной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ»

9. Игебаева Ф.А. Практикум по социологии: /Ф.А. Игебаева. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2012. - 128с.

10. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера - в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». 2016.- С. 55-57.

11. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VII международной научно-практической конференции. 2015. С.14-15.

12. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в системе экономического и управленческого образования. В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 75-77.

Мигранова А.М. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ

Аннотация: В статье рассмотрены психологические типы деловых партнеров. Зная особенности каждого психологического типа, можно контролировать ход беседы, уменьшить риск возникновения конфликтной ситуации.

Ключевые слова: общение, психологический тип собеседника, классификация психотипов.

Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. Овладение искусством общения, знание различных психотипов личности, умелое использование методов диагностики и приемов влияния на собеседников, позволит будущему специалисту, взаимодействовать с деловыми партнерами, создавая благоприятный социально-психологический климат делового сотрудничества, доверия, взаимопонимания и уважения [1; 4; 9].

Одной из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, добиться признания своей неповторимости, значимости в обществе выступает его профессиональная деятельность. И хотя каждый деловой человек уникален, но для достижения успехов в своей деятельности и продвижения по служебной лестнице, он должен обладать рядом необходимых психологических качеств [2; 3].

Чтобы не совершать поведенческих ошибок, необходимо знать,

основные психологические типы собеседников и наиболее целесообразную тактику общения с каждым из них. Из всего многообразия классификаций психологических типов в данной статье мы рассмотрим наиболее распространенную классификацию Дж. Ягер [5].

Ломака. Это человек, которому прежде, чем принять какое-либо решение, нужно, чтобы его долго уговаривали. Поэтому не рекомендуется требовать от «ломаки» однозначного ответа при первой встрече. Смиритесь с тем, что придется встречаться с ним несколько раз. Предоставляйте «ломакам» побольше вариантов для выбора, и они предпочтут иметь дело именно с вами, а не с кем-то другим.

Любитель все решать с ходу. В отличие от «ломаки», такой партнер, наоборот, стремится решить все вопросы и принять решение уже в ходе первой встречи. Если вы хотите, чтобы ваши деловые контакты продолжались в будущем, но какой-то вопрос решить при первой встрече не можете, подберите как можно более благовидный предлог, чтобы попросить его перенести принятие окончательного решения на другое время. При этом твердо пообещайте, что сделаете все возможное, чтобы ускорить решение вопроса.

Разведчик. Такой собеседник демонстрирует внимание к вам и заботу о ваших интересах. Однако все это — лишь своего рода дымовая завеса для того, чтобы выудить из вас конкретную информацию, не сообщив ничего взамен, либо сообщить лишь незначительные, не имеющие прямого отношения к делу, сведения. Если ваш собеседник задает слишком много вопросов, будьте начеку. Или, в свою очередь, засыпьте вопросами его.

Наставник. В своей заботе об интересах ближнего такой человек, в отличие от «разведчика», совершенно искренен. Иногда он готов помочь другим даже в ущерб себе. Кроме того, «наставник» может свести вас с другими людьми, которые сумеют оказать вам необходимую помощь. Так что «наставник» — это чрезвычайно полезный партнер.

Хвастун. Заниженная самооценка заставляет людей этого психологического типа без конца говорить о своих достижениях на профессиональном поприще и в личной жизни. Разговаривая с «хвастуном», не подчеркивайте ваши успехи и не прерывайте рассказ собеседника о его победах. Более того, подчеркивайте его заслуги (но ненавязчиво). Прежде, чем приступать к обсуждению важных коммерческих вопросов, дайте такому собеседнику нахвастаться вволю.

Рассказчик. Представители этого психологического типа стремятся сообщить все мельчайшие подробности, даже не имеющие никакого отношения к предмету обсуждения. Прерывать «рассказчика» не следует. Лучше наберитесь терпения, усядьтесь поудобнее и постарайтесь получить удовольствие от его рассказа. Но если при деловой встрече присутствует еще кто-то, будьте бдительны.

Манипулятор стремится, во что бы то ни стало, контролировать ситуацию, навязывать свою волю даже по самым незначительным вопросам.

Внутренне он не уверен в себе и поэтому постоянно пытается использовать любую фразу, любую ситуацию, возникшую в ходе деловой встречи. Если вы сумели распознать в собеседнике «манипулятора», он уже не столь опасен. Сохраняйте спокойствие и уверенный тон.

Ударник. Наиболее ярко выраженных представителей этого психологического типа называют трудоголиками. Во время деловых встреч «ударники» все время напоминают партнерам о своей занятости, о том, что они в данный момент очень спешат. Если ваш собеседник — «ударник», — принимайте любой предложенный им вариант: лучшего не будет. Если он начнет рассказывать о своей работе, терпеливо выслушайте и не стремитесь поведать о собственной профессиональной деятельности: «ударников» интересует только их работа.

Собеседник, вынашивающий скрытые планы, тщательно маскирует свои истинные намерения. Представитель этого психологического типа может, например, пригласить вас обсудить какую-нибудь пустяковую рутинную проблему. И только в разгаре встречи вы вдруг понимаете, что на самом деле этот хитрец хочет что-то выведать у вас. Распознав «собеседника, вынашивающего скрытые планы», постарайтесь переключиться с подспудной темы на ту, которая послужила предлогом для встречи; до конца беседы следите, чтобы разговор не выходил за «заявленные» рамки.

Доморощенный психолог постоянно анализирует слова и поступки других людей, ищет в них скрытый смысл и считает себя знатоком человеческой психологии. Подыграйте ему, скажите что-нибудь вроде: «Вы необычайно проницательны. А ведь я об этом даже не подумал» или «Похоже, вы попали в точку. Из вас вышел бы настоящий психолог».

Везунчик. Обычно это люди, которым удалось добиться каких-то больших, быстрых и легких успехов, и которые стремятся всем и каждому рассказать удивительную историю своего взлета. Если «везунчик» добился чего-то, чем не можете похвастаться вы, то во время деловой встречи он будет энергично пытаться поделиться с вами секретами своего успеха. Не исключено, что из рассказа «везунчика» вы сможете почерпнуть что-то ценное для себя.

Нытик. Представитель этого психологического типа видит все только в черном цвете, говорит и думает только о неприятностях. Люди, которые выглядят очень бодрыми и довольными жизнью, раздражают «нытиков» Поэтому, если вы узнали, что вам предстоит деловая встреча с «нытиком», нежелательно иметь цветущий вид. Но выглядеть столь же несчастным, как ваш партнер, конечно, не требуется [6: 10].

В заключении отметим, что если вы умеете быстро и правильно определить психологический тип вашего собеседника, то установить доверительные отношения и успешно взаимодействовать с ним для вас не составит большого труда. Зная особенности каждого психологического типа, вы сможете контролировать ход беседы, уменьшить риск возникновения

конфликтной ситуации [7; 8].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

2. Игебаева Ф.А. О психологическом потенциале делового человека. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ч1, Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. - С. 92 - 93.

3. Игебаева Ф.А. Психологические качества преуспевающего человека. В сборнике: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013. - С. 47 - 49.

4. Игебаева Ф.А. Об этическом кодексе современного предпринимателя. В сборнике Предпринимательство в России. Взаимодействие государства и бизнеса. Материалы международной научно-практической конференции: в частях. 2014. - С.50 - 51.

5. Зельдович, Б. З. Деловое общение. - М.: Альфа-Пресс, 2011. - 456 с.

6. Лавриенко, В.Н. Психология и этика делового общения. - 4-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 415 с.

7. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ- 2014. Materialy X mi$dzymшdowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014. - С. 88 - 90.

8. Игебаева Ф.А. Значение нравственного фактора в управлении и бизнесе.

В сборник: Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. Пенза, Приволжский дом знаний. 2010.- С. 34-36.

9. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера - в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо».2016. - С.55 -57.

10. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VII международной научно-практической конференции. 2015. С.14-15.

Митрофанова К.В. студент 2 курса факультет «Экономико-математический»

УлГТУ Россия, г. Ульяновск ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ МОЛОДЕЖИ Аннотация: В России в условиях мирового кризиса особенно ярко проявилась неконкурентоспособность молодежи на рынке труда. В данной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.