Научная статья на тему 'ЛИЗИНГ В РОССИИ: ФАКТЫ, ЦИФРЫ, КОММЕНТАРИИ'

ЛИЗИНГ В РОССИИ: ФАКТЫ, ЦИФРЫ, КОММЕНТАРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИЗИНГ В РОССИИ: ФАКТЫ, ЦИФРЫ, КОММЕНТАРИИ»

«Похоже, вы попали в точку. Из вас вышел бы настоящий психолог».

Везунчик. Обычно это люди, которым удалось добиться каких-то больших, быстрых и легких успехов, и которые стремятся всем и каждому рассказать удивительную историю своего взлета. Если «везунчик» добился чего-то, чем не можете похвастаться вы, то во время деловой встречи он будет энергично пытаться поделиться с вами секретами своего успеха. Не исключено, что из рассказа «везунчика» вы сможете почерпнуть что-то ценное для себя.

Нытик. Представитель этого психологического типа видит все только в черном цвете, говорит и думает только о неприятностях. Люди, которые выглядят очень бодрыми и довольными жизнью, раздражают «нытиков» Поэтому, если вы узнали, что вам предстоит деловая встреча с «нытиком», нежелательно иметь цветущий вид. Но выглядеть столь же несчастным, как ваш партнер, конечно, не требуется [3, с.259 - 260].

В заключении отметим, что если вы умеете быстро и правильно определить психологический тип вашего собеседника, то установить доверительные отношения и успешно взаимодействовать с ним для вас не составит большого труда. Зная особенности каждого психологического типа, вы сможете контролировать ход беседы, уменьшить риск возникновения конфликтной ситуации [4, с.311].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

2. Игебаева Ф.А. О психологическом потенциале делового человека. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ч.1, Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. - С. 92 - 93.

3. Зельдович, Б. З. Деловое общение. - М.: Альфа-Пресс, 2011. - 456 с.

4. Лавриенко, В.Н. Психология и этика делового общения. - 4-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 415 с.

Казанкина О.А., к. э.н.

доцент кафедра финансов Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Плеханова Российская Федерация, г. Саратов

ЛИЗИНГ В РОССИИ: ФАКТЫ, ЦИФРЫ, КОММЕНТАРИИ.

Рынок лизинга по темпам роста опережает практически все основные финансовые секторы экономики. Поэтому растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике России. Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Россия становится одной из ведущих лизинговых стран.[1]

Сейчас торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и европейскими странами находится в самой активной фазе. Лизинг все больше интересует российских и иностранных инвесторов. Потенциал российского рынка лизинга очевиден - лизинг в России сейчас на подъеме. Согласно исследованию Ассоциации «Рослизинг», только за прошедший 2015 г. рынок лизинга вырос более чем в 2 раза , достигнув 35,4 млрд. дол. США, и, как отмечают специалисты, несмотря на уже достигнутые высокие показатели, остается значительный резерв роста По мнению ассоциации в 2015 году рынок ждет продолжение роста концентрации. Госкомпании будут наращивать свои доли, а дочерние компании частных банков, вынужденные сокращать издержки на поддержание аффилированных структур, станут проводить реорганизацию путем слияния связанных юридических лиц или продаж портфелей. В результате, по нашей оценке, доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга в 2015 году может превысить 50%.[3]

При этом следует отметить, что рост рынка лизинга не являлся случайным или разовым, а носил фундаментальный характер. Наблюдаемая в настоящее время тенденция развития отрасли имеет достаточно продолжительную историю. Становление лизинговой деятельности в России произошло в конце 90-х гг.

К середине нынешнего десятилетия уже имелся достаточный практический опыт, появилось значительное количество специалистов в области лизинга, произошло совершенствование правовой базы лизинга, накопилась арбитражная практика. [2]

В 2008 г. исполнилось 10 лет с момента принятия основного документа, определяющего лизинговую деятельность в России, - Закона о лизинге, принятого в 1998 г. по инициативе Ассоциации «Рослизинг». Этот закон определил тенденции развития отрасли, снял ряд спорных моментов в отношении лизинговой деятельности. В настоящее время ассоциация «Рослизинг», созданная в 1994 г., объединяет свыше 160 компаний (лизинговые, страховые, аудиторские), которые непосредственно связаны с лизинговой деятельностью. В состав Ассоциации входят не только российские, но и иностранные компании, работающие в России.

Расширение рынка лизинга за прошедшие годы во многом было обусловлено активным участием государства в развитии лизинга во многих сферах экономики. Федеральным бюджетом, а также бюджетами субъектов Российской Федерации в совокупности ежегодно инвестируется до 700 млн дол. на развитие различных лизинговых программ в стратегически важных отраслях экономики, остро нуждающихся в инвестициях, таких, как сельское хозяйство и авиация. Все это способствовало усилению интереса к лизинговому рынку и со стороны частных инвесторов.[5]

Еще одним показателем результативности развития рынка лизинга является увеличение числа лизинговых компаний, что, безусловно, привело к росту конкуренции на этом рынке и стало позитивным и стимулирующим

фактором для развития отрасли в целом.

Более того, рост производства, стабильная ситуация в стране и низкие кредитные риски способствовали повышению интереса к российскому рынку лизинга со стороны иностранных лизинговых компаний и появлению их на внутреннем рынке России. Этот интерес сохраняется и сегодня, тем более что на фоне мирового кризиса ликвидности Россия демонстрирует стабильность и устойчивость, что привлекает западные финансовые институты, стремящиеся к диверсификации своих рисков. Согласно исследованию, по итогам 2015 года сумма новых договоров лизинга сократилась на 23% и составила 1 трлн рублей, объем нового бизнеса снизился на 13% и составил 680 млрд рублей. Рынок достиг минимального объема с 2011 года, в первую очередь, из-за сокращения крупнейших сегментов - ж/д техники и авиатранспорта - на 40,2% и 44,3% соответственно. Кроме того, давление на динамику рынка оказали снижение доступности и рост стоимости заемных средств, а также устойчивый рост проблемной задолженности. Аналитики [6] «Эксперт РА» также отмечают, что доля проблемных активов с учетом вынужденных реструктуризаций на рынке составляет не менее 10%. За 2014 год доля проблемных активов выросла с 6% до 10% в портфеле компаний, в 2015 году она может достигнуть 14%, по оценке «Эксперт РА». На 01.01.2015 доля реструктурированных сделок в совокупном портфеле лизингодателей в среднем по рынку составляет не менее 15%, а доля реструктуризации по крупным сделкам (прежде всего ж/д техника) - порядка 40%. Не менее трети реструктуризации сделок агентство считает вынужденными и относит к проблемным активам. [7]

В соответствии с практикой, которая сложилась на лизинговом рынке России, основная доля договоров приходится на финансовый лизинг, удельный вес которого превышает 98% от общего портфеля. При этом необходимо отметить определенную тенденцию роста объемов и увеличение доли других видов лизинга (пока еще незначительных в процентном отношении). Так, например, почти в 4 раза увеличилось количество сделок возвратного лизинга. Самыми быстрорастущими сегментами лизинга стали железнодорожный транспорт (287%), автотранспорт (около 100%), нефтегазовое оборудование (900%) и металлургическое оборудование (763%), а также лизинг в агропромышленном комплексе, доля которого увеличилась не менее чем на 100% на протяжении последних 4 лет. Однако надо отметить, что нефтегазовая (5,9%) и металлургическая отрасль (1,9%) при столь впечатляющих темпах роста все еще занимает достаточно небольшую долю рынка (Рис. 3 и 4).За счет сделок с железнодорожным транспортом в 3,6 раза повысилась суммарная величина сделок оперативного лизинга. Увеличению лизинга железнодорожного транспорта способствовала программа модернизации РЖД, согласно которой планируется списать около 30% подвижного состава. В 2014г. уже были проведены два крупных тендера на поставку подвижного состава, что

привело к значительному росту данного сегмента рынка. Рост лизинговых сделок по автотранспорту отражает общую картину увеличения объемов продаж автомобильной техники. Основной причиной стало то, что иностранные производители автомобилей, открывшие свое производство в России или активно освоившие российский рынок сбыта, создали в России собственные финансовые подразделения с достаточными финансовыми ресурсами и низкими ставками по лизингу для проведения широкомасштабной экспансии на рынке России. [8]

Росту лизинга в нефтегазовой и металлургической отраслях способствовало общее экономическое развитие нефтегазового комплекса страны по итогам прошлого года. За последнее время во всем мире наблюдается положительная тенденция роста продовольственного рынка. Такая же картина характерна и для России. Рост лизинга в агропромышленном комплексе был обусловлен значительными инвестиционными ресурсами государства, направленными на развитие сельского хозяйства для восстановления материальной базы сельскохозяйственного товарного производства. Как уже отмечалось выше, с каждым годом растет конкуренция среди лизинговых компаний, что побуждает их осваивать новые сегменты рынка. [5]

В 2015 г, больше всего конкуренция наблюдалась в таких динамично растущих секторах лизингового рынка, как транспорт, строительная и дорожностроительная техника. В наименьшей степени конкуренция выросла в сегменте оборудования для пищевой и деревообрабатывающей промышленности, а также поставок компьютерного и офисного оборудования. В числе устойчивых тенденций последних лет можно назвать региональное направление развития лизинга путем создания филиальной сети крупных лизинговых компаний. Этому способствовало общее экономическое развитие страны, ряд федеральных программ и мероприятий, обеспечивших развитие регионального бизнеса, а также увеличение конкуренции в таких сложившихся финансовых центрах, как Москва и Санкт-Петербург. Согласно данным рейтингового агенства в 2015 году объем нового бизнеса сократится даже при оптимистичном сценарии. В случае его реализации сокращение может составить 10%, а объем нового бизнеса снизится до 610 млрд рублей. Оптимистичный прогноз предполагает сокращение ж/д- и авиасегментов на 30% и 20% соответственно. Рост автолизинга составит не менее 5%, а падение прочих сегментов - около 8%. Согласно пессимистичному (базовому) сценарию, объем нового бизнеса сократится до 540 млрд рублей (-20%). В этом случае падение сегментов ж/д- и авиатехники составит не менее 40%, а сегмент-лидер прошлого года -автолизинг - на фоне удорожания автомобилей и спада автопродаж продемонстрирует нулевые темпы прироста.

Использованные источники: 1. Горемыкин В.А. Лизинг: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012 - 994 с

2. Горемыкин В.А. Лизинг: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012 - 994 с

3. Лещенко М. М. Основы лизинга: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2011.

4. Лизинг: экономические, правовые и организационные основы / под ред. проф. A.M. Тавасиева, проф. Н.М. Коршунова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

5. Макеева В.Г. Лизинг: Учеб. пособие / В.Г. Макеева - М., 2011.

6. Симонова М.Н. Аренда. Лизинг. Прокат / М.Н. Симонова - М.: Издат.-консультац. компания "Статус-Кво", 2012

7. Казанкина О.А. Лизинговые операции на российском рынке финансовых услуг. Саратов. Сборник научных статей, 2014.

8. Казанкина О.А. Анализ инвестиционных возможностей лизинга .Саратов. Монография. 2012.

9. Казанкина О.А. Финансовый лизинг в системе рыночных отношений. Саратов. Сборник научных статей.2013.

Казанская И.В. магистрант 2-го курса направление «Финансовая экономика» «Владивостокский государственный Университет экономики и сервиса» Россия, г. Владивосток РОЛЬ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРИ АНАЛИЗЕ

ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ Аннотация. В статье рассмотрена роль оценки финансовой устойчивости при общем анализе финансового состояния предприятия. Автор определяет насколько важна данная часть анализа, выделяет основные подходы к определению типа финансовой устойчивости, рассматривает каждый из них в реальных условиях рыночной экономики.

Ключевые слова: финансовый анализ, финансовая устойчивость, источники финансирования, платежеспособность, собственные оборотные средства.

Неотъемлемой частью анализа финансового состояния предприятия является оценка финансовой устойчивости. Для ее определения используются определенные показатели и коэффициенты. Чтобы оценить её роль, следует рассмотреть основную суть этого понятия. Финансовая устойчивость - это стабильность финансового положения предприятия, которая обеспечена за счет достаточной доли собственного капитала в составе источников финансирования. Это означает, что предприятия использует внешние источники финансирования в том объеме, в котором способно обеспечить их своевременный и полный возврат. С этой точки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.