Научная статья на тему 'Лизинг автотранспорта набирает обороты'

Лизинг автотранспорта набирает обороты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзина А.Н.

Сегодня лизинг автотранспорта это 3,5 млрд. долл., или четверть от общего объема лизинговых сделок за год и примерно 14% от общего объема продажи автотранспорта. При этом рынок автолизинга растет быстрее, чем темпы продаж автомобилей в целом 40-50% против 3,5%. Если темпы роста продаж за счет лизинга сохранятся, а суммарные продажи автотранспорта с учетом начала промышленной сборки основными производителями в России будут давать ожидаемые 12% в год, то через 5-6 лет в лизинг будет продаваться уже половина всех автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лизинг автотранспорта набирает обороты»

Лизинг автотранспорта набирает обороты

А.Н. МУРЗИНА, ведущий специалист, аналитическая группа КПМГ

Сегодня лизинг автотранспорта — это 3,5 млрд. долл., или четверть от общего объема лизинговых сделок за год и примерно 14% от общего объема продажи автотранспорта. При этом рынок автолизинга растет быстрее, чем темпы продаж автомобилей в целом — 40-50% против 3,5%. Если темпы роста продаж за счет лизинга сохранятся, а суммарные продажи автотранспорта с учетом начала промышленной сборки основными производителями в России будут давать ожидаемые 12% в год, то через 5-6 лет в лизинг будет продаваться уже половина всех автомобилей.

автодилерах. Одни несколько выигрывают за счет стоимости авто, другие — за счет себестоимости услуг страховщиков и сервисов, третьи — за счет более дешевых ресурсов. Причина отсутствия существенных различий в стоимости кроется в высоком уровне конкуренции на рынке автолизинга,

Секрет популярности автолизинга прост: эффективная процентная ставка. Даже без учета налоговых льгот она при покупке авто в среднем на 0,5-1,5% ниже, чем при кредите. Кроме того, покупка авто в лизинг дает экономию на налогах. Причем налоговая экономия вполне легальна — законодательно за сделками лизинга закреплена возможность использования коэффициента ускоренной амортизации. В результате применение коэффициента, равного 2, увеличивает эффективность сделки для лизингополучателя на 5-10%. Помимо этого лизинговые компании зачастую способны предложить своим клиентам авто дешевле, чем оно стоит у поставщика или дилера, — как постоянные клиенты и один из основных каналов сбыта для автопроизводителей лизинговые компании получают от поставщиков существенные скидки. В целом лизинговая схема оказывается дешевле кредитной на 12-25%, прямой покупки — на 5-15%, в зависимости от условий сделки (стоимости финансирования, сроков, периодичности платежей, величины аванса и выкупной стоимости).

Итоговая стоимость приобретения авто в лизинг варьируется от компании к компании. Многие лизингополучатели задаются вопросом, зависит ли стоимость лизинга от того, является ли компания специализированной или универсальной. Как показывают результаты сравнения, специализированные компании, такие как, например, «Европлан», «Каркаде», «Атлант-М Лизинг», Лизинговая компания «КАМАЗ», «Скания лизинг», в большинстве случаев предлагают примерно такие же условия, как и универсальные игроки. При этом специализированные компании, созданные при автопроизводителях, не дают особых преимуществ по сравнению с компаниями, созданными при

Топ-50 компаний, работающих на рынке лизинга автотранспорта (источник: Рослизинг, Эксперт РА)

Место Компания Объем нового бизнеса в 2006 г., млн. руб.

1 ВТБ-Лизинг 7617

2 Европлан 6126

3 ЛК «КАМАЗ» 5780

4 Каркаде 4577

5 Элемент Лизинг 4255

6 ЛК УРАЛСИБ 3728

7 Свое дело-Лизинг 3724

8 Скания лизинг 3682

9 Компания Розничного Кредитования. Лизинг 2334

10 Группа компаний Интерлизинг 2025

11 Глобус-Лизинг 2015

12 Приволжская лизинговая компания 1981

13 ЛизингПромХолд 1967

14 НОМОС-лизинг 1919

15 Русско-германская лизинговая компания 1774

16 Стоун-ХХ1 1659

17 РТК-ЛИЗИНГ 1545

18 Райффайзен-Лизинг 1377

19 Медведь 1320

20 Лизинг-Максимум 1173

21 Атлант-М Лизинг 1127

22 ЗЕСТ 1109

23 Сибэнерголизинг 1036

24 Локат Лизинг Руссия 933

25 Транспортная лизинговая компания 852

26 Премьер-Лизинг 773

27 Парекс Лизинг 766

28 Петролизинг-Менеджмент 766

29 Авангард-Лизинг 765

30 ФинСтройЛизинг 707

31 РЕСОТРАСТ 697

32 ФБ-Лизинг 688

33 «АльянсРегионЛизинг» Группа лизинговых компаний 638

34 АК «ГРУЗОМОБИЛЬ» (ООО «АВТОЛИЗИНГ») 561

35 Сибирская Лизинговая Компания 558

36 Балтинвест 552

37 Югорская лизинговая компания 540

38 Муниципальная инвестиционная компания 533

39 МОСКОВСКАЯ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ (группа компаний) 529

40 Независимость Авто-Лизинг 489

41 Ипотечная компания Сбербанка 483

42 ДельтаЛизинг 452

43 РМБ-ЛИЗИНГ 447

44 ЛК ММБ 409

45 Волжанин 398

46 Сибирьгазлизинг 393

47 Транслизинг 391

48 Росдорлизинг 374

49 Прогресс-Нева Лизинг 331

50 Лизинг-М 297

который будет только повышаться в ближайшие 5-6 лет за счет прихода в отечественный автопром иностранных автопроизводителей и обслуживающих их финансовых структур.

Фактически автолизинг сегодня — единственный сегмент на рынке лизинга, в котором присутствует полноценная конкуренция. Это приводит к тому, что здесь быстрее, чем в других «розничных» видах лизинга, происходит падение ставок и улучшение условий для лизингополучателя — уменьшение аванса (в ряде случаев до 0%), ставки удорожания, увеличения сроков лизинга. При этом ценовых войн по автолизингу ожидать, видимо, не приходится — лизинговые компании уже сейчас предлагают услуги с достаточно невысокой маржой. Дальнейшее развитие рынка будет идти по классической схеме: от продукта — к сервису и маркетингу. Что же касается чересчур заманчивых условий на данном рынке, то к ним чем дальше, тем больше нужно относиться с осторожностью. Например, размер аванса — не прихоть лизинговой компании, а объективно обусловленное обеспечение надежности сделки. И дело не в том, доверяет вам лизинговая компания или нет — аванс она рассчитывает, исходя из тех потерь, которые понесет в случае вашей неспособности выплачивать лизинговые платежи. «Размер аванса определяется, прежде всего, уровнем дисконта при продаже оборудования на вторичном рынке в случае прерывания лизинговой сделки. По автомобилям он реально может опускаться до 10-15%», — делится опытом генеральный директор «Авангард-лизинга» Александр Кожевников. Впрочем, со временем, по мере дальнейшего разви-

тия вторичного рынка, размер аванса может снижаться. Стоимость тоже незначительно, но снизится с расширением западного финансирования и удешевлением стоимости авто за счет роста объемов сборки в России.

Основная конкурентная борьба развернется прежде всего в области сервиса. Уже сегодня лизингодатель-комиль-фо берет на себя не только приобретение и доставку транспортного средства клиенту, но и уплату всех налогов, регистрацию ТС, страхование, техническое обслуживание и замену резины, текущий и капитальный ремонт автомобиля, а также возможность смены автомобиля в случае выхода его из строя. Кроме этого, за последние несколько лет заметно уменьшилось время рассмотрения заявок от лизингополучателей. Сегодня вместо стандартной ранее недели решение выносится за 1-3 дня. Для того чтобы привлечь корпоративных клиентов, ведущие лизингодатели начинают предлагать возможность планирования структуры и порядка обновления автопарка. При этом уже сегодня корпоративные автопарки примерно на треть состоят из автомобилей, взятых в лизинг. Помимо этого лизинговые компании в поисках новых возможностей увеличения своей доли

г

Доля автолизинга в общем объеме нового бизнеса в 2006 г. в регионе

Л

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

■ др. веды лизинга □ автолизинг

^ / / / # о*?-

* / / </ ✓ ./• #

Я

V.

г

/ ^

сЯ*

Рис. 1

У

Распределение сделок автолизинга по регионам в 2006 г.

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

ч.

о

(0 о. 1-

о

I-00 со

о ш о

со &

>5 О Ш О

О

с

■ Южный

□ Центральный

■ Уральский

□ Сибирский

□ Северо-Западный

■ Дальневосточный

□ Приволжский

о о л

Рис. 2

на авторынке предлагают оперативный лизинг и даже лизинг для физических лиц. А по мере расширения деятельности «дочек» иностранных игроков, условия российского лизинга и набор возможностей (прежде всего для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса) будут все менее отличаться от предлагаемых в странах Европы и ЮВА.

Чем дальше, тем больше автолизинг будет развиваться в регионах. Существенная роль автотранспортного лизинга в целом характерна для всех регионов России (рис. 1, 2). Лидирующие позиции еще некоторое время будут сохраняться за Центральной частью и Югом. Неизменной популярностью будет пользоваться лизинг автотранспорта и в транзитном Северо-Западном округе, а также на Юге и в Поволжье. Причем в Сибири, на Урале и Северо-Западе будут наблюдаться наиболее заметные колебания от года к году. Однако обусловлены они преимущественно колебаниями спроса на грузовой автотранспорт — здесь уже традиционно после нескольких лет активности наблюдается одно- или двухгодичный спад, вызываемый временным насыщением местных автопарков. Так, если в 2005 г. активнее рос лизинг легкового и пассажирского автотранспорта, то в 2006 г. сегмент грузового автотранспорта вновь, как и несколько лет назад, рос в 1,5 раза быстрее. Доли легкового и пассажирского (с одной стороны) и грузового автотранспорта в общем объеме автолизинга соотносятся примерно как 3:5, поэтому колебания спроса на грузовой автотранспорт оказывают существенное влияние как на темпы роста рынка в целом, так и в отдельных регионах, где на его долю может приходиться до 70-90%.

Благоприятный прогноз развития рынка подтверждает и всплеск роста рынка лизинга в целом. Так, в 2006 г. объем нового бизнеса составил 13-15 млрд. долл. (при 8-10 млрд. в 2005 г.), суммарный портфель лизинговых компаний — 17-19,5 млрд. долл. Доля лизинга в ВВП составила 1,3-1,5% (в 2005 г. 0,99%), а в инвестициях в основные средства 7-9% (в 2005 г. 5-6%). Темпы роста рынка составили около 60-70% в год, вернувшись на уровень начала первой волны роста рынка в 2002-2003 гг. При том что в Европе, по данным федерации лизинговых компаний Leaseurope, доля лизинга автотранспорта в среднем составляет в последние годы от 40 до 50%, рост российского автолизинга может превышать 40% в год в течение следующих пяти лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Топ-30 компаний по объему сделок с легковым и пассажирским автотранспортом в 2006 г. (источник: Рослизинг)

Место Компания Место расположения головного офиса Объем нового бизнеса, Темпы прироста нового

2006, млн. руб. бизнеса, 2006/2005

1 Европлан Москва 3434 147,5%

2 Каркаде Москва 3104 69,1%

3 ЛК УРАЛСИБ Москва 1613 -35,1%

4 Приволжье-лизинг Саров 1543 831,2%

5 РГ-Лизинг Москва 1308 н/д

6 КРКЛизинг Москва 1174 156,1%

7 Глобус-Лизинг Санкт-Петербург 1163 32,1%

8 Элемент Лизинг Москва 1141 65,5%

9 ЛК «КАМАЗ» Набережные Челны 1079 48,1%

10 РТК-ЛИЗИНГ Москва 841 128,1%

11 Медведь Москва 796 2609,4%

12 СТОУН-ХХ1 Москва 788 32,1%

13 Транспортная Лизинговая Компания Ярославль 614 41,6%

14 ГК НОМОС-лизинг (Балтийский лизинг) Санкт-Петербург 550 45,7%

15 ФБ-Лизинг Москва 539 н/д

16 Райффайзен-Лизинг Москва 522 4,2%

17 ГК Интерлизинг Санкт-Петербург 425 41,8%

18 ЛОКАТ ЛИЗИНГ РУССИЯ Москва 410 268,5%

19 Скания Лизинг Москва 375 174,3%

20 ЛизингПромХолд Москва 350 131,7%

21 Волжанин Волжский 323 364,01%

22 Атлант-М Лизинг Москва 252 295,88%

23 Премьер-Лизинг Москва 227 63,54%

24 РМБ-ЛИЗИНГ Москва 214 -17,72%

25 Балтинвест Санкт-Петербург 213 199,22%

26 Прогресс-Нева Лизинг Санкт-Петербург 200 34,94%

27 Авангард-Лизинг Москва 195 47,27%

28 МОСКОВСКАЯ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ Москва 191 179,37%

29 ЦЕНТР-КАПИТАЛ Москва 154 -33,45%

30 Росдорлизинг Санкт-Петербург 147 н/д

Топ-30 компаний по объему сделок с грузовым автотранспортом в 2006 г. (источник: Рослизинг)

Место Компания Место расположения головного офиса Объем нового бизнеса, 2006, млн. руб. Темпы прироста нового бизнеса, 2006/2005

1 ЛК «КАМАЗ» Набережные Челны 4542 54,9%

2 Скания Лизинг Москва 3306 12,5%

3 Свое дело-Лизинг Москва 3066 19,4%

4 Элемент Лизинг Москва 2337 224,4%

5 6 Европлан ЛК УРАЛСИБ Москва Москва 1758 1547 142,5% 165,1%

7 ЛизингПромХолд Москва 1317 949,6%

8 ГК Интерлизинг Санкт-Петербург 1291 130,8%

9 КРК.Лизинг Москва 1086 98,0%

10 ГК НОМОС-лизинг (Балтийский лизинг) Санкт-Петербург 1073 309,6%

11 Лизинг-Максимум Москва 910 н/д

12 Райффайзен-Лизинг Москва 855 111,9%

13 Сибэнерголизинг Новосибирск 854 1945,0%

14 Петролизинг-Менеджмент Москва 743 219,4%

15 Каркаде Москва 720 252,8%

16 Атлант-М Лизинг Москва 707 178,0%

17 СТОУН-ХХ1 Москва 618 386,6%

18 РЕСОТРАСТ Москва 588 144,0%

19 Росдорлизинг Санкт-Петербург 582 н/д

20 Глобус-Лизинг Санкт-Петербург 549 37,5%

21 ФинСтройЛизинг Москва 529 н/д

22 Парекс Лизинг Москва 506 180,0%

23 ГРУЗОМОБИЛЬ Санкт-Петербург 497 148,6%

24 ЦРТК-ЛИЗИНГ Москва 469 87,1%

25 Авангард-Лизинг Москва 453 126,4%

26 ЛОКАТ ЛИЗИНГ РУССИЯ Москва 380 -2,4%

27 Югорская лизинговая компания Ханты-Мансийск 376 350,9%

28 |Балтинвест Санкт-Петербург 347 278,8%

29 Медведь Москва 323 105,2%

30 ЛК «Сибирьгазлизинг» Тюмень 273 95,0%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.