19. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 2.
20. Решетов К.Ю. Учет и анализ. - М., 2013.
21. Мысаченко В.И. Формирование и развитие механизма структурных преобразований в промышленности России // автореферат диссертации. - М., 2009. - С. 15.
22. Решетов К.Ю. Современные российские предпринимательские структуры и влияние их масштаба на характер конкурентной борьбы // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2012. № 3. С. 75-78.
23. Безвезюк К.В., Решетов К.Ю. Сравнение зарубежных методов оценки финансовой несостоятельности (банкротства) организации // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 564-571.
24. Решетов К.Ю. Зарубежный опыт обеспечения конкурентоспособности инновационного предпринимательства // В сборнике: Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы III Международная научно-практическая конференция: Материалы и доклады. НОУ "ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА". 2012. С. 14-20.
25. Мысаченко В.И. Альтернативы промышленной политики и приоритеты структурных преобразований // Российское предпринимательство. 2008. Т. 6. №2. С. 28-32.
Лебедева Диана Алексеевна1 АНО ВО «Национальный институт бизнеса» Научный руководитель - к.п.н., доцент Дивненко Ольга Владимировна
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Аннотация: Анализируется важность коммуникативной компетентности в сфере делового общения. Рассматриваются подходы ряда исследователей к типам коммуникабельности деловых людей.
Ключевые слова: деловое общение, коммуникабельность, коммуникативные типы.
Как считают М. Бубер, Э. Левинас, М. Бахтин, Ф. Розенцвейг, Ф. Эбнер, О. Розеншток-Хюси, М. Библер, коммуникабельность - это способность человека налаживать деловые контакты, умение слушать и «слышать» собеседника, при этом соблюдая свои интересы [6].
Лебедева Диана Алексеевна. Студентка 2 курса очного отделения факультета экономики, управления и права АНО ВО «Национальный институт бизнеса», направление "Менеджмент"
Быть коммуникабельным - важное свойство для всех специалистов, которое может сыграть важную роль в трудный момент. Расположить к себе работодателя, договориться об изменении трудового договора, быстро «влиться» в сложный коллектив - все это легко сде-Знание типов общения расширит наше понимание того, как действуют окружающие, и помогут пролить свет на их поведение. Кроме того, это поможет избежать самых серьезных ошибок и заблуждений. В качестве примера можно привести классификации, предлагаемые различными специалистами.
В.П. Шейнов разделяет собеседников на позитивных, вздорных, всезнаек, болтунов, трусишек, хладнокровных и неприступных, незаинтересованных, «важных птиц» и «почемучек» [10].
Дж. Ягер выделяет следующие управленческие типы собеседников: ломака, решающий с ходу, разведчик, наставник, хвастун, рассказчик, манипулятор, ударник, скрытный, доморощенный психолог, везунчик, нытик [12].
А.П. Панфилова предлагает следующую классификацию деловых партнеров: мыслитель (когнитивный тип), собеседник (эмоционально-коммуникативный тип) и практик (практический тип) [7].
В соционике на основании четырех параметров - логика, этика, сенсорика и интуиция - все люди поделены на 16 типов: «Дон Кихот», «Дюма», «Гюго», «Робеспьер/Декарт», «Гамлет», «Максим», «Жуков/Македонский», «Есенин/Тутанхамон», «Наполеон/Цезарь», «Бальзак», «Джек Лондон», «Драйзер», «Штирлиц/Холмс», «Досто-евский/Ватсон», «Гексли», «Габен». Существуют классификации, разработанные другими авторами, но все они, как и перечисленные, требуют отдельной углубленной подготовки к практическому использованию. Для успешной речевой коммуникации, особенно в сфере сервиса и туризма, предлагается упрощенная, удобная в использовании и проверенная опытом структура коммуникабельности.
Основные коммуникативные типы различаются на основе преобладания следующих речевых характеристик: доминантность; мобильность; ригидность; интровертность (К.Г. Юнг [11] и А. Аугустина-вичюте [1]).
Доминантный собеседник стремится завладеть инициативой в речевой коммуникации, не любит, чтобы его перебивали. Он нередко резок, насмешлив, говорит чуть громче, чем другие. Чтобы добиться цели общения, особенно в деловой сфере, не рекомендуется перехватывать у доминантного партнера инициативу, перебивать, а также
использовать выражения речевого давления («Хватит!», «Замолчи!», «Надоел!»).
Мобильный собеседник не испытывает никаких трудностей в речевой коммуникации. Он легко входит в разговор, говорит много, охотно, нередко интересно, часто перескакивает с темы на тему, не теряется в незнакомой компании. Это один из лучших типов для бытового общения. Однако в деловой сфере постоянное желание мобильного собеседника менять тему снижает эффективность речевой коммуникации. Поэтому следует через резюме, вопросы, выводы возвращать его к теме. Иначе можно с удовольствием проговорить весь день (особенно если оба партнера мобильные) и разойтись, так и не уяснив даже основные моменты темы.
Ригидный собеседник испытывает трудности обычно при вступлении в речевую коммуникацию. Когда же этап вступления позади, ригидный собеседник четко формулирует свою позицию, логичен, рассудителен. Этот тип наиболее хорош для конструктивного делового общения.
Интровертный собеседник не стремится владеть инициативой и готов отдать ее без особых возражений. Он нередко застенчив, скромен, склонен принижать свои возможности, не любит разговоров на интимную тему. Резкие, грубые фразы могут выбить его из колеи, а присутствие при беседе посторонних (особенно незнакомых) лиц заметно сковывает его. Чтобы речевой контакт с интровертным партнером проходил нормально, следует постоянно вербально и невербально показывать, что вы уважаете его как интересного собеседника, цените его высказывания.
Специалисты в области управления [8,3,4] отмечают, что интроверты, являясь отличными исполнителями, редко бывают хорошими руководителями. А если человек решил сделать карьеру в управлении, будучи интровертом? Что ж, можно попробовать. Но следует сдвигать тип общения в сторону ригидности, при этом жестко контролируя свою речь. И конечно, готовиться к каждой беседе, переговорам в несколько раз основательнее, чем может позволить себе человек, относящийся к мобильному или доминантному типу.
Таким образом, коммуникабельность является одним из главных качеств современного преуспевающего человека. Нужно развивать в себе это качество, чтобы расположить к себе работодателя, договориться об изменении трудового договора, быстро «влиться» в сложный коллектив и просто находить общий язык с окружающими
людьми. Немаловажную роль играет и взаимосвязь управления и типов коммуникабельности людей. Ведь если руководителю не известны типы членов команды, то он не сможете точно определить, в чем команда будет испытывать недостаток.
Однако можно с уверенностью сказать, что решения команды будут эффективнее, если их принимают с учетом мнений всех типов. Кроме того, это поможет избежать самых серьезных заблуждений, так как руководитель окончательно убедится, что сделал все возможное. Каждый тип общения по-своему интересен, но незнание особенностей любого из них может привести к отрицательным последствиям. Естественно, далеко не всегда мы имеем дело с абсолютным проявлением в человеке того или иного типа коммуникабельности, но всегда какой-либо тип будет определяющим. На взгляд автора статьи, актуальность данной темы заключается в том, что для менеджеров очень важна работа с людьми. Вне зависимости от специфики компании человек всегда трудится в коллективе и под чьим-либо руководством, поэтому его стремление понимать сослуживцев играет важную роль в профессиональной жизни. Каждый руководитель должен знать особенности типов коммуникабельности, чтобы работа его компании была более эффективной и направлена только на положительный результат.
Коммуникабельных людей отличает гибкость при контактах с различными людьми, умение быстро сориентироваться и не растеряться в нестандартных ситуациях. Такие люди выглядят уверенными в себе, быстро адаптируются к меняющимся условиям. Они незаменимы при проведении деловых переговоров и разборе конфликтных ситуаций. Они быстро завоевывают авторитет в коллективе и занимают лидерские позиции. Поэтому проблема знаний типов коммуникабельности стала для руководителей очень важной, потому что без базовых знаний продуктивное взаимодействие невозможно.
Список использованных источников и литературы:
1. Аугустинавичюте А. Соционика. - М.: «Чёрная белка», 2008.
2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М.: ИНФА-М, 2006.
3. Дивненко О.В. Консалтинг в сфере управления и связей с общественностью. Учебное пособие. - М.: Национальный институт бизнеса, 2008.
4. Дивненко О. В. Основы делового общения. Часть 1. Учебное пособие. -М.: Национальный институт бизнеса, 2004.
5. Дивненко О. В. Культура речи и деловое общение. Методические рекомендации. - М.: Национальный институт бизнеса, 2013.
6. Карнеги Д. «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» -М.: 2006.
7. Панфилова А.П. «Делова коммуникация в профессиональной деятельности» - СПб.: Знание, 2004.
8. Филатова Е.С. «Личность в зеркале соционики» - М.: 2001, 2009
9. Что такое коммуникабельность? http://vse-temu.org/
10. Шейнов В.П. «Искусство убеждать» - М.: Приор, 2000.
11. Юнг К.Г. «Психологические типы» - Спб.: Азбука, 2001.
12. Ягер Дж. «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» -М., 1994.
Леонович Анастасия Игоревна, магистрант 2-го курса факультета экономики, управления и права АНО ВО «Национальный институт бизнеса»
(направление «Экономика»)
К ВОПРОСУ ОБ АУДИТЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ)
Аннотация: В данной статье рассмотрены основные особенности аудита учетной политики субъектов малого бизнеса. Акцент сделан на аудиторскую проверку малых предприятий сферы проектирования. Исследованы процедуры планирования и проведения аудита учетной политики проектной организации. Предложены варианты рабочей документации аудитора.
Ключевые слова: аудит, аудиторская проверка, учетная политика, бухгалтерский учет, проектная организация, малое предприятие, план аудита, программа аудита, рабочие документы аудитора, система внутреннего контроля, оценка, эффективность.
Цель аудиторской проверки учетной политики любого малого предприятия заключается в подтверждении факта наличия утвержденной учетной политики и отражение в ней способов ведения учета данной организацией и оценки правильности и эффективности выбранных методов и форм, регламентирующих организационные и методические основы бухгалтерского учета и налогообложения в этом малом предприятии.