Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПОНИМАНИЯ ЭГО-СОСТОЯНИЙ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОНИМАНИЯ ЭГО-СОСТОЯНИЙ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

247
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловое общение / эго-состояния / трансакции / деловая коммуникация

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куракина Мария Андреевна

Даются характеристики основных эго-состояний (по Э.Берну). Рассматривается эффективность понимания данных состояний в рамках деловой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПОНИМАНИЯ ЭГО-СОСТОЯНИЙ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ»

17. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01») от 09 июня 2001г. № 44н // Российская газета. 2001. № 140.

18. Решетов К.Ю. Переход к МСФО как основное направление развития учетной деятельности в России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. № 2. С. 349-350.

19. http://www.audit-it.ru.

20. Кириков О.И., Емельянов С.Г., Копылов В.И. и др. Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение: монография / под общ. ред. О. И. Кирикова. - Воронеж, 2004. Том Книга 8.

Куракина Мария Андреевна1 АНО ВО «Национальный институт бизнеса» Научный руководитель - к.п.н., доцент Дивненко Ольга Владимировна

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОНИМАНИЯ ЭГО-СОСТОЯНИЙ

В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Аннотация: Даются характеристики основных эго-состояний (по Э.Берну). Рассматривается эффективность понимания данных состояний в рамках деловой коммуникации.

Ключевые слова: деловое общение, эго-состояния, трансакции, деловая коммуникация

В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую позицию, которая обеспечит конструктивное решение вопроса. Чтобы верно определить эго-состояние другого человека, надо учиться улавливать оттенки отношений, развивать эмпатию и ассертивность [7]. Полезно научиться различать собственные эго-состояния, а в конфликтной ситуации попробовать переключиться с одного состояния на другое.

В 60-х гг. ХХ в. американский психолог Э. Берн разработал модель эго-состояний. Согласно этой модели «человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я - Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью легкости могут переходить из одного состояния в другое» [2].

Прежде всего, это состояние Родителя. В этом состоянии человек

1 Куракина Мария Андреевна. Студентка 2 курса очного отделения факультета экономики, управления и права АНО ВО «Национальный институт бизнеса», направление "Менеджмент"

начинает думать, говорить, действовать, чувствовать, как это делали его родители или другие люди, пользовавшиеся у него авторитетом в детстве. Как считает Берн, «каждый носит в себе Родителя».

Как считает исследователь, состояние Родителя может проявляться двояким образом:

• Критическое состояние Родителя в общении реализуется через выражение заповедей, запретов, норм и правил. Человек в этом состоянии ведет себя оценивающе, иронично, порицающе. Часто использует такие выражения как «ты должен», «ты не должен», «я не позволю с собой так обращаться». Говорит громко или тихо, твердо, иронически, с нажимом. Выражение лица отчужденное, критический взгляд, сжатый рот. Наиболее яркий жест - поднятый вверх указательный палец.

• Кормяще-заботливое состояние Родителя в общении проявляется через выражение одобрения, готовности оказать помощь, навязчивой заботливости. В данном состоянии человек ведет себя сочувствующе, навязчиво. Часто говорит «не ломай себе голову», «не вешай нос», «выше голову!». Говорит успокаивающе. Выражение лица заботливое, ободряющее.

Второе состояние, которое описывает Э.Берн, это состояние Взрослого, при котором человек трезво и по-деловому взвешивает факты, учитывает реальное положение вещей, использует накопленный опыт. В данном состоянии человек ведет себя раскрепощенно, по-деловому, объективно. Наиболее часто употребляемые фразы «я думаю», «вероятно», «по моему опыту». Говорит уверенно, нейтрально, спокойно. Лицо обращено к партнеру, открытый и прямой взгляд. Жесты подкрепляют то, что говориться.

Состояние Взрослого полезно при решении различных проблем, выражении деловых отношений, участии в дискуссиях, когда необходимо анализировать различные точки зрения.

Состояние Ребенка, неэффективное в рамках делового общения, предполагает, что человек действует, говорит и чувствует, как он это делал в детстве.

Это состояние может проявлять себя двумя способами:

• Приспосабливающийся Ребенок. Проявляется в повиновении, чувстве вины, замкнутости, «уходе в себя». Такое поведение ориентировано на то, чтобы поступить так, как ожидают другие. В данном состоянии человек чувствует вину, ведет себя осторожно и боязливо, требует одобрения. Часто используемые выражения: «я не смогу это сделать», «это моя вина». Говорит тихо, нерешительно, прерывающимся

голосом. Глаза опущены вниз. Пожимает плечами, ведет себя подчеркнуто дружелюбно.

• Естественный Ребенок. Проявление чувств человека в данном состоянии не зависит от желаний окружающих. Человек в этом состоянии ведет себя спонтанно, воодушевленно, своенравно. Часто употребляемые фразы: «я хочу», «великолепно», «прекрасно». Говорит преимущественно громко, быстро. Выражение лица воодушевленное, упрямое.

Состояния «Я» — это нормальные физиологические феномены. Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояний Я [2].

В каждое из этих состояний мы входим обычно не по своему желанию, а под воздействием ситуации, той социальной роли, которую исполняем.

Эго-состояния проявляются через трансакции - любое вербальное и невербальное общение как минимум двух людей.

Э. Берн различает три формы трансакции:

• Параллельная - это трансакция, при которой стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого.

• Перекрестная - направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов.

• Скрытая - трансакция имеет место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытая позиция раздражает больше, чем явная. Угадав ее, надо вести себя так, будто она явная, стараясь при этом не допустить конфликтной ситуации. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр.

Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется одним из трех состояний Я: Родителем, Взрослым, Ребенком или, в более общем смысле, обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями [2].

Коммуникация может быть особенно эффективной в том случае, если она ведется в рамках параллельной трансакции, т.е. когда Ребенок разговаривает с Ребенком, Родитель с Родителем, а Взрослый со Взрослым. В рамках деловой коммуникации наиболее актуальны взаимодействия «Взрослый - Взрослый».

Однако, конфликт может возникнуть из-за того, что кто-то ведет

психологическую игру, которая состоит из последовательности скрытых трансактов. Например, ведется игра: «А что я говорил?» [3,4,5].

Начальник советуется со специалистом по поводу начинания. Специалист его не одобряет. Начальник настаивает. И тогда специалист заявляет: «Ну, хорошо, сделаем так, как вы хотите», и начинает действовать, как того хочет начальник. Через некоторое время выясняется, что предложение начальника было неверным. Потрачены зря деньги и время. Начальник вызывает специалиста. А тот заявляет: «Я сделал все так, как вы хотели. А я предупреждал...» (психологическая позиция Ребенка).

Существует множество психологических игр, основанных на навязывании партнеру психологической позиции Родителя или Ребенка. По сути дела, эти игры представляют собой манипуляции, цель которых — получение той или иной выгоды в отношениях с партнером по общению.

Следует отметить, что не бывает ни плохих, ни хороших эго-состояний. Каждое из них имеет свои преимущества и недостатки. Для успешной коммуникации в рамках делового общения необходимо стремиться свободно владеть всеми состояниями, однако не забывать, что наиболее оптимальным является состояние Взрослого, при котором могут быть достигнуты наибольшие успехи в решении вопросов и получении выгодных результатов.

Список использованных источников и литературы:

1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М.: ИНФА-М, 2006.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. - Спб.: АСТ, 1998.

3. Дивненко О. В. Основы делового общения. Часть 1. Учебное пособие. -М.: Национальный институт бизнеса, 2004.

4. Дивненко О. В. Культура речи и деловое общение. Методические рекомендации. - М.: Национальный институт бизнеса, 2013.

5. Дивненко О. В. Основы коммуникативного взаимодействия. Учебное пособие. - М.: Национальный институт бизнеса, 2004.

6. Дивненко О. В. Консалтинг в сфере управления и связей с общественностью. Учебное пособие. - М.: Национальный институт бизнеса, 2008.

7. Селезнев В.Н., Дивненко О. В. Психология. Методические рекомендации. - М.: Национальный институт бизнеса, 2013.

8. Эго-состояния в общении \\ http://www.elitarium.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.