УДК 159.99
ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
© 2015 Е.С.Гусева
Самарский государственный университет
Статья поступила в редакцию 06.05.2015
Статья посвящена исследованию религиозной личности с точки зрения модели эго-состояний. Выявлена взаимосвязь внутренней религиозности и эго-состояний Заботливый Родитель и Естественный Ребенок. Эмпирическим путем доказана социально-терапевтическая функция внутренней религиозности. Ключевые слова: религиозная личность, религиозность, внутренняя религиозность, транзактный анализ, эго-состояния, эгограмма.
Как ни парадоксально, но в век высоких технологий растет число верующих, воцерковлен-ных, а также просто интересующихся духовными практиками людей. Все чаще в религиозную сферу вторгается политический компонент -разноплановые политические силы пытаются манипулировать адептами как традиционных так и нетрадиционных религий и сект. С одной стороны, государство на сегодняшний день способствует расширению влияния Русской Православной Церкви: быть православным стало, в некоторой степени, модным, с другой, как это показало исследование Н.Ю.Самыкиной и Е.Ю.Строгановой, популяризация Православия может восприниматься как давление на личный выбор и вызывать протест1. По этой причине многие сегодня отдают предпочтение, так называемой, не институциональной религиозности, а значит личным, непосредственным взаимоотношениям с Богом. Другие устремляются на поиски истины в эзотерических, оккультных учениях, вступая в ряды нетрадиционных для нашей страны религиозных движений.
В связи с большой распространенностью религиозных организаций различного толка, обилием верующих во всех слоях населения, а также в связи со сложившимся в атеистической среде стереотипным к ним отношением - встает необходимость создания типологии религиозной личности, имеющей прикладное значение. Возникает проблема выбора подходов и методов к
° Гусева Евгения Сергеевна, ассистент кафедры социальной психологии, риивеуа-ев@тай. ги
1 Самыкина, Н.Ю. Представление о вере и религии у подростков и студентов / Н.Ю.Самыкина, Е.Ю.Строганова // Современные уроки педагогической классики. II Самарские педагогические чтения (27 - 28 марта 2014 г.): сб. тез. в 2 ч. - Ч.1 / под ред. И.А.Чупахиной. -Самара: Центр развития образов., 2014. - С. 66 - 70.
исследованию психологических особенностей религиозной личности.
Приоритет транзактного подхода для нас состоит в том, что он позволяет выстроить наиболее подробный портрет личности, включающий особенности как эмоциональной, когнитивной, так и, коррелирующей с ними, поведенческой сферы. Эмоциональная сфера религиозной личности, прежде всего, представлена чувствами, адресованными Богу, когнитивная — субъективным осмыслением религиозной идеологии, поведенческая — участием в ритуалах и взаимодействием с членами религиозной общины. Важным моментом, с нашей точки зрения, является перспектива выявления тех транзакций, посредством которых верующий выстраивает отношения с Богом. Последний, несомненно, является центром сознания верующего. Таким образом, исследовав каждый из компонентов индивидуальной религиозности через призму транзактного анализа, можно описать наиболее целостную ее картину. В связи с этим, именно транзактная модель, на наш взгляд, даст возможность глубже понять специфику «здоровой» религиозности, не связанной с патологической зависимостью от религиозной группы, а также объяснить внутриличностные процессы, сопровождающие явление религиозного обращения.
Каждое из эго-состояний представляет собой «определенный паттерн чувств и переживаний, непосредственно связанный с определенным паттерном поведения»2. Важно отметить, что с возрастными особенностями эго-состояния не связаны3. Когда человек ведет себя, мыслит и чувствует по принципу «здесь и теперь» и реаги-
2 Стюарт, Я. Современный транзактный анализ / Я.Стюарт, В.Джойнс. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - С. 9.
3 Шейнов, В.П. Психологическое влияние / В.П.Шейнов. - Минск: Харвест, 2007. - С. 124.
рует на то, что происходит вокруг него, используя весь потенциал взрослой личности, то он находится в эго-состоянии Взрослого. Когда он ведет себя, мыслит и чувствует, копируя одного из своих родителей, или учителей - в эго-состо-янии Родителя. В том случае, если происходит психологическая регрессия к поведению, мышлению и чувствам из собственного детства - актуализируется эго-состояние Ребенок4. Каждое из эго-состояний включает в себя свои специфические запреты, суждения и эмоциональные импульсы, однако в рамках «сверхупрощенной» модели, Взрослый принимает решение, опираясь на мыслительные процессы, Ребенок делает выводы, опираясь на чувства, тогда как Родитель действует согласно уже имеющимся у него оценочным суждениям5.
На сегодняшний день уже есть транзактное описание феномена религиозной зависимости, однако оно выполнено в контексте американской культуры: по мнению Ron Burks, зависимость от лидера культа является результатом постоянного общения с ним посредством пересекающихся транзакций, снижающих самоуважение и уверенность в себе, подавляющих Взрослую часть личности, а также ее Заботливого Родителя и Естественного Ребенка. Ron Burks считает, что вместе с податливостью и зависимостью, постоянным переживанием чувства вины и страха у адепта культа начинают доминировать такие эго-состояния как Критикующий Родитель и Послушный ребенок, а хорошо заметная стороннему наблюдателю зомбиподоб-ность культиста является результатом подавления Естественного ребенка, приводящего к диссоциации от своих собственных чувств6.
Опираясь на высказывания Эриха Берна, мы предположили, что у личности с выраженной религиозностью будут доминировать такие эго-состояния как Родитель и Ребенок. По мнению Берна, религиозные ритуалы, такие как католическая литургия, определяются Родительской традицией. Некоторые религиозные ритуалы имеют две фазы: «1) Трансакции происходят при строгой Родительской цензуре; 2) Родитель отступает в сторону и Ребенок получает более или менее полную свободу трансакций, приводящую порой к оргии»7. Также, исходя из того, что ду-
4 Стюарт, Я. Современный транзактный анализ....- С. 3.
5 Стюарт, Я. Современный транзактный анализ..- С.11.
6 Инго, М. Культовая травма и реабилитация / М.Инго // Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / под ред. Волкова Е.Н. -СПб.: Речь, 2008. - С 124 - 125.
7 Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э.Берн - М.:
ЭКСМО, 2008. - 576 с.
ховные переживания связаны с бездоказательным принятием на веру существования высшей силы, мы предположили обратную взаимосвязь религиозности и показателей эго-состояния Взрослый.
В качестве методики исследования был выбран тест «Инспирит» Дж. Касса, диагностирующий выраженность базовых духовных переживаний. А также две методики для построения эгограммы: методика М.С.Барановской и методика Д.Дюссея.
Важно отметить, что тест «Инспирит», в отличие от многих других методик, показывает степень внутренних духовных переживаний личности и подходит как для членов любой конфессии, так и для представителей не институциональной религиозности - выстраивающих отношения с высшей силой по собственным правилам. Согласно данной методике, под базовым духовным переживанием понимается как определенное событие, получившее когнитивную оценку, приведшую к убеждению о существовании Бога, так и переживание глубокой внутренней связи с Богом. Таким образом, данная методика измеряет уровень внутренней религиозности, а не внешней. В связи с этим, в дальнейшем встает задача транзактного описания личности с внешней религиозной ориентацией, а также личности, страдающей религиозной аддикцией.
Внутренняя религиозность, согласно Г.Ол-порту, выступает в системе мотивации личности как цель, тогда как внешняя - как средство. Именно внутренняя, так называемая, зрелая религиозность, связана с принятием своих духовных переживаний всерьез. Но, важно отметить, что лица с внутренней религиозной ориентацией могут посещать храм чаще, чем лица с внешней религиозной ориентацией. Также, внутренняя религиозность не исключает внешнюю: исследования показали, что есть люди, которые и внешне и внутренне религиозны8.
Исследование проводилось на выборке из 78 человек, большинство из которых - студенты разных факультетов очного и заочного отделения Самарского государственного университета в возрасте от 18 до 35 лет. Большая часть респондентов идентифицировали себя как православных, но в целом сообщали, что ведут светский образ жизни. Представители других конфессий составили минимальный процент от всей выборки.
8 Титов, Р.С. Концепция индивидуальной религиозности Г.Олпорта: понятие религиозных ориентаций / Р.С.Титов // Культурно-историческая психология. -2013. - № 1. - С 2 - 12.
Анализ первичных данных показал: В эго-грамме, построенной по Дюссею, у группы лиц с самыми высокими показателями религиозности ( > 3) наиболее выраженными оказались такие эго-состояния как Заботливый Родитель (39), Критикующий Родитель (39), Естественный Ребенок (38) и Взрослый (37), у группы лиц с самыми низкими показателями религиозности ( < 1) -Взрослый (41), Заботливый Родитель (38), Критикующий Родитель (37). При этом, у нерелигиозных эго-состояние Естественный Ребенок выражено слабо (33).
Согласно эгограмме Барановской, в группе с максимальной религиозностью доминирует эго-состояние Заботливый Родитель (13,9); далее идет - Послушный Ребенок (12,5), все остальные показатели находятся на одном уровне (12). В нерелигиозной группе наиболее выражен Послушный Ребенок (13,4), наименее - Естественный Ребенок (11,7).
Математическая обработка первичных данных производилась при помощи критерия ранговой корреляции Спирмена. Была выявлена значимая корреляция между уровнем базовых духовных переживаний и эго-состоянием Естественный ребенок, показатели которого были измерены по методике Д.Дюссея: ге=0.22; p=0,0267, p < 0,05. Дополнительно была обнаружена тенденция достоверной взаимосвязи уровня базовых духовных переживаний и эго-состояния Заботливый Родитель, также измеренного по методике Д. Дюссея: ге = 0.147; p=0,0988, p > 0,05.
Математическая обработка результатов, полученных по методике М.С.Барановской, также показала взаимосвязь внутренней религиозности и эго-состояния Естественный ребенок, но на уровне тенденции: ге =0,107; р=0,175, р > 0,05. Значимая же корреляция была выявлена между внутренней религиозностью и эго-состоянием Заботливый Родитель: ге = 0,25; p=0,0139, p < 0,05.
Таким образом, наше исследование показало, что религиозность, понимая, как уровень базовых духовных переживаний, положительно связана с такими эго - состояниями как Заботливый Родитель и Естественный Ребенок. При этом, показатели эго-состояния Взрослый, что изначально не предполагалось, с возрастанием внутренней религиозности значимо не падают (Дюс-сей: ге=-0, 0686, p > 0, 05; Барановская: ге = -0,0893, р > 0, 05). Полагаем, это объясняется тем, что в данном конкретном исследовании проводилась диагностика здоровой религиозности, не связанной с потерей способности тестировать реальность и эффективно взаимодействовать в социуме.
Транзактная модель религиозной личности, полученная в ходе нашего исследования отвечает транзактной модели здоровой, развивающейся личности. Так как считается, что внутренний диалог между Заботящимся Родителем и Свободным Дитя, который обеспечивается и контролируется Взрослым - является неотъемлемым условием личностного роста (развития)9. То, что здоровая религиозность, являющаяся важнейшем аспектом самоактуализации, берет начало изнутри, подтверждается в концепциях таких авторов как В.Франкл, А.Маслоу, Э.Фромм и др.10. Именно внутренняя религиозность, согласно Э.Фромму, выполняет социально-терапевтическую функцию, помогает преодолеть чувство одиночества и ограниченность личности11.
Наше исследование показало, что для людей с высоким уровнем внутренней религиозности в большей степени чем для людей с низким уровнем внутренней религиозности характерен процесс личностного роста, связанный с такими эго-состояниями как Естественный Ребенок, Заботливый Родитель и Взрослый. Если показатели эго-состояний Естественный Ребенок и Заботливый Родитель при выраженных духовных переживаниях выше чем при не выраженных, то показатели эго-состояния Взрослый с увеличением религиозности значимо не меняются, оставаясь высокими. Это говорит о том, что способность тестировать реальность и осуществлять социальную коммуникацию у личности с развитой внутренней религиозностью не нарушается. Закономерно предположить, что здоровая религиозная личность выстраивает отношения с Богом, находясь в эго-состоянии Естественный Ребенок. Бог ею воспринимается при этом в качестве Заботливого Родителя.
Таким образом, эмпирическим путем доказано, что такая форма религиозности как внутренняя религиозность выполняет терапевтическую функцию и способствует личностному росту. Результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы в системе реабилитации лиц, страдающих религиозной аддикцией.
9 Инго, М. Культовая травма и реабилитация .... - С 124 -125.
10 Гусева Е.С. Краткий анализ психологических теорий религиозности / Е.С.Гусева, С.В.Сидоренко // Актуальные вопросы психологии. Материалы Межд. научно-практич. конф. - Краснодар: Научно-издательский центр Априори, 2012. - С.218 - 219
11 Гусева Е.С. Краткий анализ психологических теорий религиозности.. - С. 219.
TRANSACTIONAL APPROACH TO DESCRIBING A RELIGIOUS PERSONALITY
© 2015 E.S.Guseva° Samara State University
The article is devoted to the study of a religious personality from the point of view of the Ego-State model. The interdependence of internal religiosity and the Nurturing Parent and Free Child ego states is revealed. The socio-therapeutic function of internal religiosity is empirically proved.
Key words: religious personality, religiosity, internal religiosity, transactional analysis, ego states, egogram.
Evgeniya Sergeevna Guseva, Assistant, Department of Social Psychology. E-mail: guseva-es@mail. ru