Научная статья на тему 'Гендерные аспекты индивидуальной религиозности'

Гендерные аспекты индивидуальной религиозности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1035
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / RELIGIOSITY / INDIVIDUAL RELIGIOSITY / GENDER PECULIARITIES / PERSONALITY TRAITS / AGE PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусева Евгения Сергеевна

Статья посвящена проблеме взаимосвязи религиозности и психологическихособенностей личности, содержит результаты исследования, позволяющие описать специфику мужской и женской религиозности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER ASPECTS OF INDIVIDUAL RELIGIOSITY

The article is devoted to the problem of correlation between religiosity and psychological characteristics of a personality, it contains the results of research which allows to describe the specificity of male and female religiosity.

Текст научной работы на тему «Гендерные аспекты индивидуальной религиозности»

УДК 159.99

ПСИХОЛОГИЯ

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ

© 2014 Е.С.Гусева

Самарский государственный университет

Статья поступила в редакцию 29.04.2014

Статья посвящена проблеме взаимосвязи религиозности и психологическихособенностей личности, содержит результаты исследования, позволяющие описать специфику мужской и женской религиозности.

Ключевые слова: религиозность, индивидуальная религиозность, гендерные особенности, личностные качества, возрастные особенности.

Не смотря на то, что религиозность сегодня находится в сфереактивного интереса социальных наук, до сих пор ни в одной из них нет единого определенияэтого феномена. Психологи, с одной стороны, исследуют религиозность как социально-психологическую (групповую) характеристику, с другой - как характеристику индивидуального сознания (личная или индивидуальная религиозность). Поскольку групповая религиозность во многом связана с религией как социальным институтом, именно индивидуальная религиозность, на наш взгляд, прежде всего, попадает в фокус непосредственно психологической проблемы. Психологическое раскрытие понятия «индивидуальная религиозность» невозможно вне рассмотрения ее в связи с индивидуальными особенностями личности.

На сегодняшний день уже существуют научные данные о взаимосвязи личностных качеств и религиозности. Так, в исследовании И.Ф.Мягкова, Ю.В.Щербатых и М.С.Кравцовой выявлено, что нет корреляции между общим уровнем религиозности личности и отдельными факторами по опроснику Р.Б.Кеттелла - 16-FPQ-187-A. Вместе с тем, этими авторами была выявлена относительная корреляция между степенью религиозности и уровнем фрустрации личности.1 Результаты эмпирического исследования Н.В.Груздева и Д.Л.Спи-вака указывают на склонность религиозных респондентов в экстремальной ситуации осуществлять переход в измененное состояние сознание (ИСС)2. Возможно, именно такой склонностью можно объяснить относительное снижение фрустрации у лиц

Гусева Евгения Сергеевна, ассистент кафедры социальной психологии. E-mail: guseva-es@mail. ru

1 Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности// Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. -№6. С.120 - 122.

2 Груздев Н.В., Спивак Д.Л. Религиозно-психологические

ориентации современных россиян и американцев: новые данные // Точки/Puncta. - 2004. - Т. 4. - №3—4. - С.

274 — 284.

с высоким уровнем общей религиозности. Однако наше пилотное исследование, проведенное на базе Самарского государственного университета (n=30), показало, что нет взаимосвязи между внутренней религиозностьюи личностной тревожностью по Ч.Спилбергеру. Под религиозностью в данном случае понималось убеждение в существовании Бога и эмоциональное переживание связи с Богом, чему отвечала выбранная нами методика Дж. Касса «Уровень базовых духовных переживаний». Еще больше противоречий вносят данные исследования Л.Н.Грошевой, в котором было установлено, что православные христиане и мусульмане в большей степени подвержены таким социальным страхам, как страхи подавления, неудач, поражений и страхи самостоятельности3. В.Г.Кирсанова эмпирическим путем показала отсутствие психологических особенностей, измеренных при помощи личностного опросника Кеттелла - 16-FPQ-187-A, у членов нетрадиционных для России религиозных организаций: МОСК (Московское общество сознания Кришны), «Свидетели Иеговы», «Церковь Сайентологии». Опросник MMPI показал, что лица с психическими заболеваниями с одинаковой частотой встречаются в нетрадиционной религиозной и светской среде. Кирсановой выявлены особенности ценностно-смыс-ловой сферы членов нетрадиционных религиозных культов, которые заключались в сочетании возвышенных ценностей с примитивными способами их достижения4.

Таким образом, можно говорить о том, что общие показатели уровня религиозности почти не связаны с характерологическими особенностями личности. Однако существуют исследования, показывающие взаимосвязь некоторых характерологических особенностей с формами и типами рели-

3 Грошева Л.Н. Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов: Автореф. Дисс. ...канд. психол. н. - М.: 2004.

4 Кирсанова В.Г. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций: Дисс.канд. психол. н. - М.: 2005. - С 80 - 84.

гиозности. Например, внутренняя религиозность (по Г.Олпорту)5 положительно связана с внутренним локусом контроля, альтруизмом и эмпатией. Внешняя же религиозность (религиозность как средство), наоборот, с внешним локусом контроля, депрессией и, в большей степени, чем внутренняя, связана со страхом смерти. Обнаружилась умеренная положительная связь внутренней религиозности сошкалой лжи, что по некоторым предположениям свидетельствует о стремлении лиц с внутренней религиозной ориентациейк социальному одобрению6. И.Ф.Мягкову, Ю.В.Щербатых и М.С.Кравцовой удалось обнаружить взаимосвязь некоторых факторов личности по методике Кет-телла с отдельными составляющими (шкалами) общей религиозности, которые были выделены Ю.В.Щербатых в процессе создания теста для определения структуры индивидуальной религиозности. Выяснилось, что конформные субъекты склонны искать в религии поддержку и утешение. Субъекты, умеющие владеть собой, видимо, проецируют эту свою особенность на религиозные представления и видят в Боге прежде всего творца, созидателя и контролера. Шкала «потребность в религии» положительнокоррелирует со значимостью социальныхнорм и отрицательно коррелирует с уровнем фрустрации. Как моральную систему религию, прежде всего, рассматривают расчетливые субъекты, а также субъекты с высоким уровнем гипотимии (кающиеся) и дисциплинированности. Интересно, что вера в магию связана с конформностью, а также с пониженным уровнем фру-стрированности7.

Есть исследованиярелигиозности с учетом психологических особенностей в разные возрастные периоды. Так, Н.Усовой и А.Кашаповой выявлено, что у представителей среднего возраста (от 30 до 40 лет) в отличие от респондентов более юного возраста (до 18 лет) сильнее выражена вера в Бога и его могущество, в большей степени выражен морально-нравственный религиозный компонент, внешняя религиозная активность (ритуалы) и религиозная самоидентификация. В целом по уровню общей религиозности средний возраст опережает юношеский. По всем этим показателям пожилой возраст (старше 60 лет) находится где-то посередине: между зрелым и юношеским. Н.Усова и А.Кашапова связывают это в том числе и с разной степенью включенности личности в тот или

иной возрастной период в социальные процессы8. Таким образом, качественные показатели религиозности намного больше связаны с характерологическими особенностями личности, чем количественные.

В нашем исследовании мы задались целью проследить взаимосвязь индивидуальной религиозности с гендерно обусловленными психологическими особенностями. Также мы предположили, исходя из некоторых различий в проживании мужчиной и женщиной разных возрастных периодов, что внутри каждого возраста существует своя специфика женской и мужской религиозности. Выборку составила группа мужчин и женщин разного возраста: от 17 до 85 лет, численностью в 305 человек. В методы исследования вошли: тест для определения структуры индивидуальной религиозности Ю.В.Щербатых и тест «Инспирит» Дж.Касса, выявляющий уровень базовых духовных переживаний. Значимость полученных результатов проверялась при помощи статистического пакета данных SPSS с использованием непараметрического U-критерия Манна-Уитни, коэффициента ранговой корреляции Спирмена, критерия Хи-квадрат Пирсона и F-критерия Фишера. В ходе исследования обнаружилось, что в целом у женщин уровень выраженности базовых духовных переживаний (по тесту «Инспирит») статистически значимо выше, чем у мужчин (p = 0.021 < 0.05). Это означает, что для женщин в большей степени, чем для мужчин характерно убеждение в существовании Бога, а также ощущение связи с ним. Согласно ключу методики, выраженные духовные переживания наблюдаются у 70 % женщин и только у 30 % мужчин. Выявлено, что в каждом возрасте уровень базовых духовных переживаний выше у женщин, чем у мужчин, однако, статистической значимости эти различия достигают лишь в период ранней взрослости: от 20 до 40 лет (p =0.037 < 0.05) В данный возрастной период наблюдается максимальный расцвет физических сил человека, а также максимальная включененность личности в процесс социализации. В связи с этим логично предположить, что на этой стадии происходит максимальное освоение гендерных ролей, дающее наиболее выраженные психологические различия, связанные с социальными представ-лениями о том каким должен быть мужчина и какой должна быть женщина.

5 Титов Р.С. Концепция индивидуальной религиозности Г.Олпорта: понятие религиозных ориентаций // Культурно-историческая психология. - 2013. - №№ 1. - С 2 - 12.

6 Титов Р. С. Концепция индивидуальной религиозности.....- С. 2 - 12

7 Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С.

Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности.....- С.120 - 122.

8 Усова Н.В., Кашапова А.Ф. Возрастные особенности персональной религиозности и усвоение норм религии в процессе социализации // Психология, социология и педагогика. - Август 2013. - № 8 [Электронный ресурс] URL: http://psychology.snauka.ru/2013 / 08 /2376 (Дата обращения: 19.02.2014).

Психология

80 70 60 | 50

I 4°

30 20 10 0

невыраженный выраженный Уровень духовных переживаний

174 мужской

■ мужской Вменении

Рис 1. Уровень выраженности базовых духовных переживаний у мужчин и женщин

Н> » » 12S М 7 1» J р подростки средняя взрослость

ршюп ШрОСЯОСЛ IJOJUHIW »зросдость

возрастная группа

Рис 2. Возрастные различия в выраженности базовых духовных переживаний у мужчин и женщин

N = 174 131

мужской женский

Рис 3. Показатели общей религиозности по тесту Ю.В.Щербатых

11

1 Т1!!

j р

елигия как филосо'

философ.

I I Вера в м^аги^о

I I Религия как утетттение

"Внетттн яя религиозн. ^Зера в паранауку ^Зера в творца Религиозная потребн.

Религия как образец

Рис 4. Показатели шкал религиозности по тесту Ю.В.Щербатых

7

80

60

40

20

8

Точно такие же значимые различия были получены в показателях общей религиозности по тесту Ю.В.Щербатых: р = 0.013<0.05 (вся выборка) ир=0.007< 0.05(период ранней взрослости). Проанализировав содержательную сторону религиозности, представленную различными видами шкал методики Ю.В.Щербатых, мы получили следующие результаты. В целом, вера в магию (р = 0.007<0.05) и интерес к паранауке (р = 0.001<0.05) в большей степени характерны для женщин, чем для мужчин. Также женщины опережают мужчин по показателям внешней религи-

озности (p = 0.004< 0.05) и религиозной потреб-ности(р=0.035< 0.05).

Магию часто рассматривают как предшественницу религии, своего рода прарелигию. Паранаука в большей степени основывается на вере, чем на знании, поэтому также может считаться своеобразной формой религии. В ходе факторного анализа Н.В.Груздев и Д.Л.Спивак объединили шкалы «вера в магию» и «интерес к паранауке» в фактор нетрадиционной религиозной ориентации типа «New Age» (Новый век)9. Таким образом, женщины в большей степени склонны проявлять интерес

к оккультизму и таинственным явлениям, чем мужчины. Большинство различий в женской и мужской религиозности снова выпадает на зону ранней взрослости (20 - 40 лет). Религиозная потребность ^ = 0.004<0.05), вера в магию ^=0.014<0.05) и внешняя религиозность ^=0.031<0.05) у женщин этого возраста выше, чем у мужчин. Однако нам удалось обнаружить некоторую гендерную специфику и в подростковый период, и в период средней взрослости. Так, девушки подростки в большей степени чем юноши интересуются паранаукой (p=0.017<0.05). Могут ли быть связаны эти различия с большей познавательной активностью девушек-под-ростков - требует проверки. В период средней взрослости (от 40 до 60 лет) специфической чертой мужской религиозности является философская доминанта в восприятии религиозных верований ^=0.044<0.05). Интересно, что проведенный нами корреляционный анализпока-зал, что в этом возрасте только у мужчин философское осмысление религии значимо связано с религиозной потребностью (ге = 0,841; p = 0.000< 0.05) и силой базовых духовных переживаний (ге = 0,517; p = 0.000 < 0.05). Корреляционный анализ также показал, что и у мужчин, и у женщин возраст положительно связан с философским осмыслением религии и стремлением видеть в ней поддержку и утешение. Однако только у женщин с возрастом наблюдается увеличение религиозной потребности (ге = 0.247; p = 0.000<0.05) и уровня базовых духовных переживаний (ге=0.305^ =0.005<0.05).

Подводя итоги, нужно отметить, что степень религиозности почти не связана с характерологическими особенностями личности. Однако черты характера находят свое выражение в содержатель-

ных характеристиках религиозности, например, в том, является ли в восприятии личности религия философской концепцией или мистической практикой. Кроме этого, как показало наше эмпирическое исследование, и качественные, и количественные характеристики религиозности оказались значимо связанными с гендерными особенностями. Так, женщинам свойственна наиболее выраженная религиозная потребность и глубина духовных переживаний, которая только увеличивается с возрастом (чего нельзя сказать о соответствующих показателях у мужчин), но особого пика достигает в период ранней взрослости (20 - 40 лет). Если мужская религиозность, это религиозность, в основном, традиционная, то женская религиозность - в основном, нетрадиционная, соответствующая оккультным направлениям типа «NewAge» (Новый век). Уже в подростково-юношеском возрасте девочки проявляют большую склонность, чем мальчики, к так называемой, паранауке - таинственным и загадочным явлениям. Женщины в большей степени, чем мужчины акцентированы на внешней стороне религиозности: обрядах, ритуалах, религиозной атрибутике. Особый интерес представляет мужское философское осмысление религии периода средней взрослости (от 40 до 60 лет). Именно на этом жизненном этапев сознании мужчины доминирует отношение к религии как к философской концепции, находящееся в неразрывной связи с глубиной духовных переживаний. Таким образом, опираясь на полученные различия, можно говорить о существовании специфической женской и мужской религиозности.

9Груздев Н.В., Спивак Д.Л. Религиозно-психологические ориентации современных .... - С. 274 — 284.

GENDER ASPECTS OF INDIVIDUAL RELIGIOSITY

© 2014 E.S.Guseva Samara State University

The article is devoted to the problem of correlation between religiosity and psychological characteristics of a personality, it contains the results of research which allows to describe the specificity of male and female religiosity. Key words: religiosity, individual religiosity, gender peculiarities, personality traits, age peculiarities.

Evgeniya Sergeevna Guseva, Assistant professor of Department of social psychology. E-mail: guseva-es@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.