Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ'

АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

2894
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / АНАЛИЗ / НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курская Е. О., Решетов Константин Юрьевич

В данной статье авторами рассматриваются различного рода подходы на понятие «конкурентоспособность». Особое внимание было уделено раскрытию сущности понятия конкурентоспособности предприятия. Выделены три основных подхода к пониманию сути этой категории, раскрыты ее свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»

В целях снижения задолженности рекомендовано в ООО «Ситнау Видео» использование следующих методов:

- реструктуризация задолженности, одним из направлений которой является проведение взаимозачетов;

- сокращение до минимальных размеров сроков проведения инвентаризаций расчетов;

- исследование рынка и поиск новых поставщиков с более низкими ценами и оптимальными условиями договоров поставок.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что организация бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Ситнау Видео» осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом особенностей деятельности исследуемой организации. Рекомендованные мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями окажут положительное влияние не только на организацию системы расчетов с контрагентами, но и будут способствовать снижению объемов сомнительной дебиторской задолженности.

Курская Екатерина Олеговна, магистрант 2-го курса факультета экономики, управления и права АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

(направление «Экономика»), Научный руководитель - Решетов Константин Юрьевич, д.э.н., профессор кафедры экономики и управления на предприятии

АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ПОНЯТИЕ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются различного рода подходы на понятие «конкурентоспособность». Особое внимание было уделено раскрытию сущности понятия конкурентоспособности предприятия. Выделены три основных подхода к пониманию сути этой категории, раскрыты ее свойства.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, предприятие, конкурентоспособность предприятия, конкурентные преимущества, рыночная экономика, анализ, научный взгляд, экономическая категория.

С развитием конкуренции во всех сферах жизнедеятельности человека растет интерес к вопросам управления конкурентоспособностью предприятия. Теоретические проблемы определения конкурентоспособности всегда занимали видное место в системе научных исследований.

Предприятие является главным звеном рыночной экономики, поэтому высокий уровень конкурентоспособности предприятия позволяет сформировать конкурентную экономику региона, отрасли и страны в целом. В современной научной литературе существует множество определений понятия «конкурентоспособность предприятия», которые различаются уровнем детализации и конкретизации понятия, целью и задачами, которые ставит перед собой исследователь.

Основой понимания сущности конкурентоспособности предприятия является исследование М. Портера, в котором была обнародована теория конкурентного преимущества. Согласно ей конкурентоспособность предприятия может быть оценена в пределах групп предприятий, которые относятся к одной отрасли [1].

Впоследствии исследователи продолжили мысль М. Портера, утверждая, что конкурентоспособность является многосторонней экономической категорией, которая может рассматриваться на уровне товара, товаропроизводителя, отрасли, страны. Ученые обосновывали это тем, что конкурентоспособность обусловлена экономическими, социальными и политическими факторами, позицией страны или товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках. В условиях глобальной экономики конкурентоспособность может определяться также как способность страны или предприятия противостоять международной конкуренции на собственном рынке и рынках других стран.

Профессор В. Андрианов считает, что показатель конкурентоспособности страны объединяет в себе конкурентоспособность товара, конкурентоспособность производителя и конкурентоспособность отрасли. В общем виде ее можно определить как способность страны в условиях свободной торговли производить товары и услуги, которые соответствуют мировым требованиям [2].

Исходя из данных утверждений, можем отметить, что есть возможность выделить следующие три основных уровня, на которых осуществляется управление конкурентоспособностью:

- микроуровень, на котором осуществляется управление конкурентоспособностью товаров и предприятий;

- мезоуровень, на котором осуществляется управление конкурентоспособностью отраслей, кластеров;

- макроуровень, на котором осуществляется управление конкурентоспособностью территорий, регионов, стран.

Конкурентоспособность страны, прежде всего, зависит от конкурентоспособности регионов, на которые в свою очередь влияет состояние предприятий определенных отраслей данного региона и конкурентоспособность отрасли данного региона, которой можно считать агрегированную конкурентоспособность его предприятий, таким образом, в качестве отправной точки данного исследования авторы считают определение конкурентоспособности именно на уровне предприятия.

Так, М. Портер считал, что конкурентоспособностью предприятия является сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам, способность субъекта рыночных отношений быть на рынке на одном уровне с имеющимися там аналогичными конкурирующими субъектами. По нашему мнению, это определение является недостаточно полным, поскольку целью каждого предприятия является получение максимальной прибыли, большей, чем у конкурента.

М.О. Ермолов конкурентоспособность предприятий видит в качестве «относительной характеристики, отражающей отличие процесса развития одного производителя от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности» [4]. По нашему мнению, это определение было бы более точным, если его дополнить характеристикой влияния внешних факторов на деятельность предприятия.

Д.С. Воронов утверждает, что предприятия конкурентоспособны, если они могут более длительный период времени отстаивать собственные преимущества на рынке благодаря наличию эффективной стратегии или способности функционировать в долгосрочном периоде на рынке и получать при этом прибыль, после перераспределения которой останется возможность для дальнейшего совершенствования производства, поддержания качества продукции и стимулирования работников [6]. Автор четко не определяет, за счет каких факторов предприятия могут получать конкурентные преимущества на рынке.

Г.Л. Азоев считает, что конкурентоспособностью является способность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка. Производство и реализа-

ция конкурентоспособных товаров выступает обязательным условием конкурентоспособности фирмы, поскольку является результатом ее конкурентных преимуществ по всему спектру проблем управления компанией [8]. В этом случае автором на первый план выносится финансовая составляющая, а остальные являются производными от нее, в том числе и выпуск конкурентоспособной продукции. Считаем, что такое утверждение не в полной мере отражает сущность конкурентоспособности предприятия.

Л. Калашниковой [9] конкурентоспособность предприятия рассматривается как комплексное понятие, характеризующееся такими параметрами: система и качество управления, качество продукции, широта и глубина ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильное финансовое состояние, способность к инновациям, эффективное использование ресурсов, целенаправленная работа с персоналом, уровень системы товародвижения и сервис компании. Из этого определения не ясно, это перманентный процесс или это планомерная целенаправленная работа, основанная на стратегическом подходе.

По мнению Ю.Н. Лапыгина, конкурентоспособность предприятия - это возможность осуществления предприятием эффективной хозяйственной деятельности и ее практическая прибыльная реализация в условиях конкурентного рынка. Она является обобщающим показателем жизненной устойчивости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы [11]. Считаем, что перечень потенциалов предприятия в указанном определении является определенным образом суженным.

По мнению П.С. Завьялова, конкурентоспособность - это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством возможностей обеспечить более высокое качество, доступные цены, создать удобные условия для покупателей, потребителей [13]. В этом определении, в отличие от предыдущих, без внимания остались факторы внутренней среды предприятия.

Р.А. Фатхутдиновым рассматривается конкурентоспособность как свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, которые представлены на данном

рынке [16]. Он отмечает, что конкурентоспособность предприятия -это его способность производить конкурентоспособную продукцию.

З.А. Васильева под конкурентоспособностью предприятий понимает способность удовлетворять потребности потребителей на основе производства товаров и услуг, которые превосходят конкурентов по необходимому набору параметров [18].

Проведение сравнительного анализа теоретических определений и выявления глубины раскрытия понятия «конкурентоспособность предприятия» показал, что его можно разделить по следующим направлениям:

1) способность предприятия:

- успешно развиваться в условиях конкурентной борьбы;

- адаптироваться к изменениям внешней среды;

- обеспечивать определенный уровень конкурентных преимуществ;

- противостоять конкурентам (по степени удовлетворения общественной потребности и эффективности производственной деятельности для достижения собственных целей);

- проектировать, изготавливать, сбывать привлекательные для потребителя товары (продукцию) или услуги в конкурентных условиях;

2) возможность (способность) предприятия:

- производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию;

- осуществлять эффективную хозяйственную деятельность и ее практическую реализацию в условиях конкурентного рынка;

- эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях рынка;

3) характеристика эффективности работы предприятия:

- отображает уровень эффективности использования ресурсов по сравнению с конкурентами;

- эффективность удовлетворения потребностей клиентов в сравнении с конкурентами;

4) преимущество над конкурентами - относительно других предприятий данной отрасли в стране и за ее пределами.

Сложность конкретизации понятия «конкурентоспособность предприятия» выходит из его особенностей, которые были выделены в современной экономической литературе различными учеными.

Кроме того, в экономической литературе обычно различают четыре основных уровня конкурентоспособности предприятия:

1 уровень - усилия направлены лишь на выпуск продукции, потребности потребителя не учитываются;

2 уровень - стремление к соответствию продукции предприятия стандартам, которые были установлены конкурентами;

3 уровень - игнорирование стандартов конкурентов и постепенное получение преимуществ в отрасли;

4 уровень - успех в конкурентной борьбе обеспечивает не производство, а управление, при этом предприятие полностью становится «законодателем моды» на данном рынке.

Исходя из вышеприведенного, можно отметить, что конкурентоспособность:

1. Как адаптивность не является имманентным качеством предприятия.

2. Взаимосвязана с конкурентоспособностью товара.

3. Требует повышения производительности использования его ресурсов.

4. Может возникать и быть оцененной только при наличии конкурентов.

5. Является относительным понятием и имеет разный уровень по отношению к различным конкурентам.

6. Зависит от уровня конкурентоспособности отрасли, страны.

7. Зависит от уровня конкурентных преимуществ и путей их получения.

8. Является результатом человеческого капитала.

Итак, конкурентоспособность является важной составляющей развития общества и именно поэтому постоянно привлекает внимание ученых.

Очевидно, что большинство авторов приходят к мысли, что под конкурентоспособностью предприятия следует понимать именно способность предприятия, так как она предоставляет характеристику внешней составляющей понятия, что помогает более точно понять изменения на рынке и адаптироваться к ним.

В рамках предыдущих утверждений нужно дополнительно подчеркнуть, что действительно предприятие не может быть конкурентоспособным, если его продукция не пользуется спросом. Однако не все зависит от продукции, поскольку иногда конкурентоспособность собственной продукции предприятия может обеспечиваться или за счет

доступа к более дешевому сырью, либо за счет ее продажи по демпинговым ценам.

Существенные различия между понятиями конкурентоспособности товара и предприятия объясняются тем, что:

- результаты оценки конкурентоспособности продукции действительны только в краткосрочном периоде времени, в то время как конкурентоспособность предприятия необходимо рассматривать в долгосрочной перспективе;

- конкурентоспособность продукции является единичным показателем по отношению к комплексному показателю конкурентоспособности предприятия, то есть конкурентоспособность продукции рассматривается по отдельным ее видам, а конкурентоспособность предприятий охватывает всю номенклатуру их продукции;

- оценка конкурентоспособности предприятий осуществляется или самими предприятиями или их доверенными лицами, в то время как конкурентоспособность продукции на рынке определяется товаром, который оценивается покупателями в момент ее реализации.

Таким образом, по нашему мнению, категория «конкурентоспособность предприятия» должна обеспечиваться такими показателями как высокая производственная эффективность, которая реализуется благодаря современному оборудованию, технологиям, квалифицированному персоналу и способностью завоевать и длительное время удерживать собственную рыночную нишу, которая реализуется благодаря эффективному использованию принципов маркетингового управления.

Результаты проведенных исследований позволяют утверждать, что категория «конкурентоспособность предприятия» характеризуется перечнем свойств, которые представлены на рис. 1.

Далее рассмотрим значение приведенных свойств категории «конкурентоспособность предприятия».

Сопоставимость означает, что конкурентоспособность предприятия определяется и исследуется по сравнению с реальными конкурентами, производящими аналогичную продукцию или товары -заменители, функционирующими на этом самом рынке, или сравнение происходит с идеальным предприятием (как правило, при условии приобретения исследуемым предприятием монопольного положения на рынке).

Пространственность отмечает, что конкурентоспособность предприятия определяется в пределах определенного конкретного рынка,

поскольку при равных условиях предприятие может идентифицироваться как конкурентоспособное на одном рынке и неконкурентоспособное - на другом.

Рис. 1. Свойства категории «конкурентоспособность предприятия»

Динамичность вмещает в себе то, что понятие конкурентоспособности ограничено во времени, ведь предприятие может быть конкурентоспособным в одном периоде, и потерять эти позиции в другом; то есть конкурентоспособность предприятия не является постоянной величиной. Это свойство указывает также и на то, что исследования в области конкурентоспособности нужно осуществлять непрерывно.

Предметность предусматривает выделение перечня и совокупности параметров, формирующих конкурентоспособность предприятия, а именно: высокое качество и низкие цены на продукцию, современную технику и технологию, высокую квалификацию кадров, положительный имидж продукции и бренд предприятия, развитые маркетинговые коммуникации и каналы продвижения, наличие финансовых возможностей для развития, наличие собственных площадей, зданий, сооружений и других основных фондов, наличие патентов на уникальные изобретения, использование прогрессивных управленческих технологий.

Атрибутивность указывает на то, что важно выделение уникальной характеристики, которая, прежде всего, формирует конкурентное

122

преимущество предприятия (уникальная продукция, дополнительный спектр услуг, оригинальная технология производства, ресурсоэко-номность продукции и т.д.).

Системность предполагает учет всей совокупности или максимально возможного количества параметров и условий, которые формируют конкурентоспособность, а также взаимосвязи между ними и взаимного влияния. Учет внутренних и внешних условий функционирования отмечает, что при оценке, прогнозировании и управлении конкурентоспособностью предприятия необходимо учитывать всю совокупность факторов, которые повлияли или могут повлиять на ее формирование.

Понятно, что приведенный состав свойств не является исчерпывающим, но достаточным, по нашему мнению, для раскрытия теоретических основ конкурентоспособности предприятий.

Таким образом, в результате проведенного исследования выделены основные подходы к пониманию сущности понятия конкурентоспособность предприятия, что позволило сформировать собственное видение понятия «конкурентоспособность предприятия» - это реальная и потенциальная способность предприятия вести активную конкурентную борьбу, противостоять воздействию факторов внешней среды, изготавливать и сбывать конкурентоспособные товары и / или услуги, осуществляя эффективную деятельность в условиях рыночных отношений.

Из вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что для эффективного функционирования на рынке недостаточно только оценивать конкурентоспособность предприятия и на этой основе принимать определенные решения. Нужно быть готовым к различным ситуациям на рынке. Именно управление конкурентоспособностью поможет предприятию постоянно совершенствоваться и управлять всеми процессами на предприятии, которые обеспечивают его конкурентными преимуществами со всеми вытекающими для успешной деятельности предприятия последствиями.

Список использованных источников и литературы:

1. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. - М.: Альпина Паблишер, 2015.

2. Андрианов В.Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции: монография. - М.: Экономика, 2008.

3. Решетов К.Ю. Сущность конкурентоспособности инновационных предпринимательских структур // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2013. № 1. С. 64-69.

4. Ермолов М.О. Конкурентоспособность предприятий: учебник. - СПб.: Бизнес-пресса, 2007.

5. Решетов К.Ю. Предпринимательские структуры и конкуренция: к постановке проблемы // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 3. С. 183-187.

6. Воронов Д.С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции // Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 1 (49). С. 39-53.

7. Решетов К.Ю. Конкурентоспособность малых и средних инновационных предпринимательских структур в России и зарубежный опыт стимулирования инновационного предпринимательства // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 6. С. 206-209.

8. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: Новости, 2010.

9. Калашникова Л.М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции // Машиностроитель. 2003. № 11. С. 15-18.

10. Решетов К.Ю., Мысаченко В.И. Конкурентоспособность в среде инновационного предпринимательства // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 3-1 (23). С. 95-102.

11. Стратегический менеджмент / Под ред. Ю.Н. Лапыгина. - М.: Высшее образование, 2009.

12. Решетов К.Ю. Совершенствование методологии обеспечения конкурентоспособности российских инновационных предпринимательских структур: Монография. - М.: Агентство печати «Наука и образование», 2014.

13. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Решетов К.Ю. Развитие методологии обеспечения конкурентоспособности инновационного предпринимательства: Монография. - М.: Агентство печати «Наука и образование», 2015.

15. Решетов К.Ю. Бухгалтерский учет и анализ. - М., 2013.

16. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью предприятия. - М.: Маркет-ДС, 2008.

17. Решетов К.Ю. Учет и анализ банкротств. - М., 2013.

18. Решетов К.Ю. Конкурентоспособность российских инновационных предпринимательских структур: Теоретико-методологические аспекты. - М., 2013.

19. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 2.

20. Решетов К.Ю. Учет и анализ. - М., 2013.

21. Мысаченко В.И. Формирование и развитие механизма структурных преобразований в промышленности России // автореферат диссертации. - М., 2009. - С. 15.

22. Решетов К.Ю. Современные российские предпринимательские структуры и влияние их масштаба на характер конкурентной борьбы // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2012. № 3. С. 75-78.

23. Безвезюк К.В., Решетов К.Ю. Сравнение зарубежных методов оценки финансовой несостоятельности (банкротства) организации // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 564-571.

24. Решетов К.Ю. Зарубежный опыт обеспечения конкурентоспособности инновационного предпринимательства // В сборнике: Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы III Международная научно-практическая конференция: Материалы и доклады. НОУ "ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА". 2012. С. 14-20.

25. Мысаченко В.И. Альтернативы промышленной политики и приоритеты структурных преобразований // Российское предпринимательство. 2008. Т. 6. №2. С. 28-32.

Лебедева Диана Алексеевна1 АНО ВО «Национальный институт бизнеса» Научный руководитель - к.п.н., доцент Дивненко Ольга Владимировна

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация: Анализируется важность коммуникативной компетентности в сфере делового общения. Рассматриваются подходы ряда исследователей к типам коммуникабельности деловых людей.

Ключевые слова: деловое общение, коммуникабельность, коммуникативные типы.

Как считают М. Бубер, Э. Левинас, М. Бахтин, Ф. Розенцвейг, Ф. Эбнер, О. Розеншток-Хюси, М. Библер, коммуникабельность - это способность человека налаживать деловые контакты, умение слушать и «слышать» собеседника, при этом соблюдая свои интересы [6].

Лебедева Диана Алексеевна. Студентка 2 курса очного отделения факультета экономики, управления и права АНО ВО «Национальный институт бизнеса», направление "Менеджмент"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.