Научная статья на тему 'Конкурентоспособность предприятия:подходы к ее пониманию и факторы ее повышения'

Конкурентоспособность предприятия:подходы к ее пониманию и факторы ее повышения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1686
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ENTERPRISECOMPETITIVENESS / PRODUCT COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселица Е. П., Слюсарева А. И.

Изучены основные подходы к понятию «конкурентоспособность предприятия», проведен их анализ и выявлены недостатки. Рассмотрены внешние и внутренние факторы конкурентоспособности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERPRISE COMPETITIVENESS:APPROACH TO UNDERSTANDING, IMPROVING FACTORS

The basic approaches to the concept of enterprise competitiveness have been studied, analyzed andshortcomings have been identified.External and internal factors of competitiveness of the organizationhave been taken into consideration.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность предприятия:подходы к ее пониманию и факторы ее повышения»

Экономика, организация и управление организациями, отраслями, комплексами

$1

УДК 338.49

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОДХОДЫ К ЕЕ ПОНИМАНИЮ И ФАКТОРЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

© 2019 Е.П. Киселица, А.И. Слюсарева*

Изучены основные подходы к понятию «конкурентоспособность предприятия», проведен их анализ и выявлены недостатки. Рассмотрены внешние и внутренние факторы конкурентоспособности организации.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность продукции, факторы конкурентоспособности.

Конкуренция является одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие экономики страны, регионов, городов, отрасли и отдельных организаций. Термин конкуренция в общепринятом значении понимается как соперничество.Конкурентоспособностью можно назвать способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам. Выделяют основные виды конкурентоспособности: конкурентоспособность страны и национальной экономики; конкурентоспособность отрасли; региона; организации (предприятия, фирмы, компании) и продукции, товаров, услуг [6].

Конкуренция на внешних и внутренних рынках постоянно усиливается, поэтому предприятиям очень важно обеспечивать высокий уровень конкурентоспособности. В данном исследовании остановим внимание на конкурентоспособности предприятия. Данный термин является сложным и обобщающим понятием, которое по-разному трактуется учеными.

Можно выделить три основных подхода к определению конкурентоспособности, которые чаще всего встречаются в научных трудах.

Первый подход определяет конкурентоспособность предприятия как конкурентоспособность продукции, основные исследователи М. Портер, Т.Ю. Адаева, И.И. Пи-чурин и другие. Другой подход рассматри-

вает конкурентоспособность организации как эффективность хозяйственной деятельности, способность предприятия эффективно работать. Представителями данного направления являются П. Друкер, П.С. Завьялов, Е.В. Попова и другие. Третий подход трактует конкурентоспособность предприятия как конкурентоспособность бизнес-модели, эффективную стратегию развития предприятия. Изучением конкурентоспособности с такой точки зрения занимались Д. Коллис, Г. Хамел, Д.Тис и другие. Далее рассмотрим каждый подход подробнее [5].

Первый подход отождествляет конкурентоспособность предприятия с конкурентоспособностью его продукции.

Изучив представленные определения (см. таблицу), можно сделать вывод, что даже в рамках одного подхода существует разное понимание термина конкурентоспособность-:как качество продукции [1], как отличительные характеристики товара от товаров конкурентов; как способность удовлетворения потребностей потребителей и другое.

Второй подход определяет конкурентоспособность предприятия как эффективность хозяйственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия это способность предприятия производить пользующуюся спросом продукцию при эффективном использовании производственного, кадрового и финансового потенциала (И.В. Ершова);

* Киселица Елена Петровна ([email protected]), доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов; Слюсарёва Анастасия Игоревна ([email protected]), магистрант; обе Тюменский государственный университет, 625003 Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, дом 6.

© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2019 21

ф

ЭКСПЕРТ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2019. № 1 (1)

EXPERT: THEORY AND PRACTICE

Трактовки понятия «конкурентоспособность предприятия» авторами первого подхода

Автор Определение

М. Портер Свойство товара выступать наравне с другими аналогичными товарами и услугами, присутствующими на рынке

Т.Ю. Адаева Способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию

Г.Л. Азоев, А.П. Челенков, М.Г. Долинская, И.Н. Соловьев Тождественность конкурентоспособности предприятия качеству выпускаемой продукции

Р.А. Фатхутдинов, Г.Н. Игольников, Е.А. Патрушев Свойство объекта, обуславливающее реальное или потенциальное удовлетворение потребности потребителя по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке; способность товара удовлетворять требованиям потребителями

И.И. Пичурин, А.А. Рудычев Способность предприятия проектировать, изготавливать, продвигать и распределять те товары и услуги, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары и услуги конкурентов

обобщающая характеристика деятельности предприятия, отражающая уровень эффективности использования экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами (Д.С. Воронов); эффективная хозяйственная деятельность и ее практическая реализация в условиях конкурентного рынка (П.С. Завьялов); более эффективное использование предприятием ограниченных экономических ресурсов в сравнении с конкурентами (В.В. Криворотов).

Сторонники третьего подхода придерживаются понимания конкурентоспособности предприятия как конкурентоспособность его бизнес моделей, управленческое соответствие между ресурсами фирмы и ее способностями, видением ее будущего образа и бизнес-моделью функционирования в конкретной отрасли в конкретный период [3].

Подводя итоги, можно сказать, что понятие «конкурентоспособность предприятия», в отличие от конкурентоспособности товара, является более емким. Конкурентоспособность товара нельзя назвать синонимом конкурентоспособности предприятия, так как конкурентоспособность товара необходимое, но не единственное условие конкурентоспособности предприятия в целом, даже в том случае, если компания выпускает один вид продукции. Оценка конкурентоспособности товара применяется к

каждому конкретному виду, а анализ конкурентоспособности предприятия охватывает весь ассортимент и хозяйственную деятельность организации, иными словами конкурентоспособность организации зависитотуровня конкурентоспособности всего ассортимента продукции и эффективности каждого вида деятельности. Также нужно учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен, в отличие от товара.Приведенные определения в полной мере не раскрывает полное значение понятия «конкурентоспособность», поэтому конкурентоспособность товара следует рассматривать как один из пунктов оценки конкурентоспособности предприятия, помимо этого нужно учитывать внутреннюю хозяйственную деятельность организации и внешнюю среду, деятельность конкурентов, то есть необходимо аккумулировать все подходы.

Факторы, определяющие конкурентоспособность организации, принято разделять на внешние и внутренние. Внешние факторы практически не зависят от предприятия, внутренние факторы полностью зависят от деятельности руководства организации.

Внешние факторы зачастую зависят от деятельности государства, например, государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика, импортные и экспортные пошлины; система государственного

Экономика, организация и управление организациями, отраслями, комплексами

$1

страхования; амортизационная, финансово-кредитная и налоговая политика; участие в международном разделении труда; разработка и финансирование национальных программ по обеспечению конкурентоспособности организаций; разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений и конкуренции; демонополизация экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания, государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем. Также к внешним факторам относят уровень экономического развития страны, уровень развития инфраструктуры в стране, развитие научно-технического потенциала, наличие и уровень квалификации трудовых ресурсов, правовая защита интересов потребителя, тип и емкость рынка, наличие и возможности конкурентов, деятельность общественных и негосударственных институтов, политических партий и движений, которая влияет на социально-политическую обстановку в стране и другое [2].

Внутренние факторы конкурентоспособности организации это потенциальные возможности самой организации по обеспечению собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам относят: качество менеджмента и уровень квалификации персонала, производственная и организационная структура предприятия, уровень конструкторско-технологической подготовки и разработки производственных процессов, применения современных информационных технологий, функционирование системы менеджмента качества и мотивация персона на повышение качества товара, наличие и размеры сформированной постоянной и лояльной клиентской базы, состояние оборудования, масштабы использования достижений научно-технического прогресса, регулярность привлечения инвестиций в развитие производства, развитость базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них, уровень стратегического управления и эффективная конкурентная стратегия, развитость сбытовой сети, степень защищенно-

сти конфиденциальной информации, потенциал маркетинговых служб, действенность рекламы и системы связей с общественностью и другие [4].

Возможности воздействия предприятия на факторы внешней среды достаточно ограничены, но с разной степенью эффективности для обеспечения конкурентоспособности предприятие может воздействовать на факторы внутренней среды. Важную роль играет грамотное управление организацией, то есть качество менеджмента. Можно вывести на рынок товар с высокими потребительскими свойствами, но если на какой-либо стадии производства или реализации товара имеются проблемы, например, слаборазвитая сбытовая сеть или недостаточно активная рекламная компания, то уровень конкурентоспособности не будет увеличиваться. Необходим комплексный подход к определению конкурентоспособности, с анализом как внутренних процессов, так и внешних факторов.

Библиографический список

1. Александров, А.К. Конкурентоспособность предприятия (фирмы) / под общ. ред. В.М. Круглика. Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2013. 285 с.

2. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. М.: ИНФРА-М, 2019. 347 с.

3. Управление конкурентоспособностью / В.А. Быков, Е.И. Комаров. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. 242 с.

4. Конкурентоспособность организации / А.С. Головачев. Минск: Выш.шк., 2012. 319 с.

5. Киселица Е.П. Обеспечение конкурентоспособности предприятий за счет использования экономических технологий // Вестник Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского. Серия Экономика и финансы. 2005. Выпуск 1 (7).

6. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем / В.В. Криворотов,

A.В. Калина, С.Е. Ерыпалов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 351 с.

7. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология /

B.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 799 с.

Поступила в редакцию 23.09.2019 г.

© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2019 23

fl

ЖСПЕрТ: 20ig № ± (1) EXpERT:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ^ \±! THEORY AND PRACTICE

ENTERPRISE COMPETITIVENESS: APPROACH TO UNDERSTANDING, IMPROVING FACTORS

© 2019 E.P. Kiselitsa, A.I. Slyusareva*

The basic approaches to the concept of enterprise competitiveness have been studied, analyzed and shortcomings have been identified.External and internal factors of competitiveness of the organization have been taken into consideration.

Keywords: enterprisecompetitiveness, product competitiveness, competitiveness factors.

Received for publication on 23.09.2019

* Kiselitsa Elena Petrovna ([email protected]), Doctor of Economics, Professor jf the Departament Economics and Finanse; Slyusareva Anastasia Igorevna ([email protected]), Undergraduate; Tyumen State Universite, 625003 Tyumen, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.