экономические науки
Кара Анна Николаевна, Минина Анна Петровна АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ ...
УДК 339.137.2
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ "КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ"
© 2016
Кара Анна Николаевна, доктор экономических наук, доцент, директор института экономики, профессор кафедры «Экономика и управление» Минина Анна Петровна, аспирант Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)
Аннотация. Последние несколько лет правительство России устанавливает приоритетные задачи повышения конкурентоспособности своих национальных производителей. Увеличение масштабов внешнеторговой деятельности как частных, так и государственных предприятий невозможно без конкурентоспособности субъектов хозяйствования. В следствии высокой актуальности этого вопроса в данной статье рассматривается проблема, связанная с конкурентоспособностью различных субъектов хозяйствования. Основное содержание исследования составляет анализ различных подходов российских и зарубежных ученых-экономистов к определению сущности понятия «конкурентоспособность», в котором раскрываются его теоретическая и практическая составляющие. Авторами выявлено отсутствие единства трактовки термина «конкурентоспособность» среди исследователей-экономистов, что обусловливается разнообразием смыслов, вкладываемых в данный термин, и его интерпретаций, применяемых к различным субъектам и условиям хозяйствования. На основе проведенного анализа, в соответствие с целью данной статьи, авторы формулируют собственное определение термина «конкурентоспособность». Авторами обращено внимание на неразрывную связь современной внутринациональной конкуренции с международной, а также на современные процессы глобализации, которые обусловливают факт, что международная конкуренция не только усиливает выражение национальной конкуренции, но часто влияет на характер ее проявлений. Отмечается значение освоения теоретических основ экономической категории "конкурентоспособность" различных объектов, что выражается в значительном повышении точности и эффективности стратегических технико-организационных и социально-экономических решений.
Ключевые слова: конкурентоспособность, уровни конкурентоспособности, конкурентоспособность предприятия, отраслевая конкурентоспособность, конкурентоспособность страны.
ANALYSIS OF APPROACHES TO THE ESSENCE OF CONCEPT «COMPETITIVENESS»
© 2016
Kara Anna Nikolaevna, doctor of economical science, associate professor, director of the institute of economics, professor of "Economics and management" Minina Anna Petrovna, post-graduate student Volga State University of Service, Togliatti (Russia)
Abstract. The past few years, the Russian government sets priorities for improving the competitiveness of their domestic producers. Scaling up of foreign trade activities of both private and state-owned enterprises is impossible without the competitiveness of business entities. In consequence of the high relevance of this question in this paper deals with the problem related to the competitiveness of various business entities. The main content of the study is an analysis of different approaches of Russian and foreign scientists and economists to the definition of the concept of "competitiveness", which reveals its theoretical and practical components. The authors found a lack of unity interpretations of the term "competitiveness" among researchers, economists, which is due to the variety of the meaning given to the term, and his interpretations applicable to different subjects and economic conditions. Based on the analysis, according to the purpose of this article, the authors formulate their own definition of the term "competitiveness". The authors have drawn attention to the inextricable link of modern intra-national competition with international as well as on contemporary processes of globalization, which are responsible for the fact that international competition not only enhances the expression of the national competition, but often affects the character of its manifestations. Notes the importance of the development of the theoretical foundations of economic category "competitiveness" of various objects, resulting in a significant increase in the accuracy and effectiveness of strategic technical and institutional and socio-economic decisions.
Keywords: competitiveness, levels of competitiveness, competitiveness of the enterprise, industry competitiveness, the country's competitiveness.
Проблемы обеспечения конкурентоспособности различных субъектов экономики приобретают все большую актуальность в контексте особенностей современной российской экономики в соответствии с общемировыми тенденциями: интенсивное развитие рынка по всем направлениям приводит к динамичности и нестабильности конкурентной среды [1]. В данных условиях предприятия различных сфер вынуждены осуществлять постоянный мониторинг своей конкурентоспособности, отражающей эффективность их функционирования на рынке. Именно конкуренция (особенно способность новых фирм завоевывать свою нишу в той или иной отрасли) одновременно вызывает расширение производства или оказания услуг и понижение цены продукта (работ, услуг) до уровня, соответствующего издержкам производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать передовую экономическую технологию производства в конечном счете означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства.
В рамках этой проблемы проводятся многочисленные исследования по отдельным регионам и субъектам
хозяйствования с целью выявления стандарта, именуемого конкурентоспособностью [2]. Так как в настоящее время конкуренция превратилась в универсальную характеристику экономики, требуется глубокое ее научное осмысление как экономической категории [3].
Необходимо отметить, что категория "конкурентоспособность" широко применяется в современной экономике. Это обусловливает разнообразие смыслов, вкладываемых в данный термин, и его интерпретаций, применяемых к различным субъектам хозяйствования и условиям [4]. Данное обстоятельство объясняет отсутствие унифицированного понимания категории «конкурентоспособность»: семантическое и сущностное наполнение категории варьируется в зависимости от целей и объекта исследования. В ходе анализа научных публикаций по проблемам конкурентоспособности было выявлено, что каждый автор дает свое определение конкурентоспособности в зависимости от целей и задач своего исследования, аспектов конкретного объекта, а также основываясь на требованиях субъектов рыночных отношений. Приведем некоторые определения понятия «конкурентоспособность»:
Кара Анна Николаевна, Минина Анна Петровна экономические
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ ... науки
1. Определения, базирующиеся на внешней и внутренней деятельности предприятия:
a. Конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей [5].
b. Конкурентоспособность - это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику [6].
c. Конкурентоспособность - это состояние (в статике) или способность (в динамике) субъекта со своим объектом быть лидером, успешно конкурировать на конкретном рынке, в конкретное время, в достижении той же цели [7].
2. Определения, базирующиеся на товарной составляющей конкурентоспособности:
a. Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [8].
b. Конкурентоспособность - это способность предприятия прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише [9].
c. Интегральная конкурентоспособность предприятия по отношению к другим предприятиям - это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю [10].
3. Определения, сочетающие в себе товар и производственную деятельность субъекта:
a. Конкурентоспособность - это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей, а также возможности и динамику приспособления организации к условиям рыночной конкуренции [11].
b. Конкурентоспособность - реальная и потенциальная способность компании, а также имеющихся у нее для этого возможностей проектирования, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов [8].
c. Конкурентоспособность - способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуг) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности [6].
d. Конкурентоспособность - способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал [12].
e. Конкурентоспособность предприятия - система оценочных характеристик продукции или услуг, производственной и хозяйственной деятельности предприятия, влияющих на результаты соперничества с другими предприятиями на рынке сбыта [13].
Конкурентоспособность предприятия в широком смысле можно определить как способность к достижению рыночных целей в условиях противостояния конкурентов [14].
В научных трудах конкурентоспособность интерпретируется также в зависимости от характера объекта, к которому это понятие относится. Выделяют различные уровни конкурентоспособности, основными из которых являются [15]:
- конкурентоспособность страны,
- конкурентоспособность региона,
- конкурентоспособность отрасли,
- конкурентоспособность предприятия,
- конкурентоспособность услуг.
Следует отметить, что между данными уровнями существуют принципиальные различия. Например, понятия «конкурентоспособность страны» и «конкурентоспособность предприятия» различаются, во-первых, неодинаковыми целевыми функциями этих объектов. Во-вторых, сами целевые установки развития стран, в зависимости от исторически сложившихся традиций живущих в них людей, могут быть существенно различными. Во многих странах мира сформировались и развились (при всей их сложности) уникальные хозяйственные уклады со своей структурой и моделями развития. В-третьих, страны мира сильно различаются по масштабам, роли в мировой истории, экономическим и геополитическим потенциалам. Этим объясняется несходство национально-государственных интересов, экономических стратегий и внешнеэкономический сегментов этих стратегий.
В то же время между всеми вышеназванными уровнями конкурентоспособности существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимозависимость. С одной стороны, конкурентоспособность страны базируется в первую очередь на ее жизнеспособности, т.е. на прочности ее национальной производственной базы [16]. С другой - конкурентоспособность предприятия во многом зависит от того, как организована социально-экономическая среда, в которой ему приходится действовать. Его работу определяют не только собственные усилия, но и существующая в стране система взаимоотношений между предпринимателями и властью, между самими предпринимателями, между предпринимателями и нанимаемыми им работниками. Конкурентоспособность страны и отраслевая конкурентоспособность в конечном счете зависят от возможности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособную продукцию [17].
В данной ситуации необходимо отметить неразрывную связь современной внутринациональной конкуренции с международной, а современные процессы глобализации обуславливают тот факт, что международная конкуренция не только усиливает проявления национальной конкуренции, но часто влияет на характер ее проявлений [18].
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и мобилизации неиспользованных резервов [19]. Важная роль в реализации этой задачи отводится оценке эффективности деятельности и на ее основе - определению конкурентоспособности предприятия. Развивая идею о единстве эффективности и конкурентоспособности предприятия, некоторые авторы предполагают, что конкурентоспособность можно рассматривать с двух позиций: как потенциал предприятия и как преимущество предприятия по сравнению с другими.
Также очень часто конкурентоспособность соотносят с качеством продукции, что в значительной степени проистекает из определения, данного в ГОСТе 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» [20]. А высокое качество продукции можно обеспечить только путем разработки множества стратегий и программ.
Проведенное исследование различных литературных источников выявило, что:
- каждый автор определяет понятие «конкурентоспособность» в зависимости от его применения к тем или иным объектам и условиям, цели и типа конкуренции и некоторых специальных характеристик, которые указывают на его многомерность и иерархию. Это обуславливает разнообразие смыслов, вкладываемых в данный термин и его интерпретаций;_
экономические науки
Кара Анна Николаевна, Минина Анна Петровна АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ ...
- конкурентоспособность характеризуется величиной и эффективностью использования всех ресурсов объекта исследования;
- большинство авторов определяют конкурентоспособность динамичным показателем, изменения которого зависят и от внешних, и от внутренних факторов объекта;
- понятие «конкурентоспособность» является относительным показателем, выявляемым только в условиях сравнения показателей исследуемого объекта с аналогичными показателями конкурентоспособности конкурентов или идеальных (эталонных) объектов;
- целью большинства ученых-экономистов, определяющих понятие «конкурентоспособность», является развитие целостного, систематического понимания природы, функции и специфики конкурентоспособности различных субъектов хозяйствования, формирование теоретических знаний и практических навыков конкурентоспособности субъектов и разработка конкурентных преимуществ объектов;
- конкурентоспособность стран и регионов определяется как совокупность институтов, политики и факторов, определяющих уровень производительности в стране или регионе;
- суть понятия «конкурентоспособность» раскрывается в зависимости от объекта идентификации, цели и типа конкуренции и некоторых специальных характеристик, которые указывают на его многомерность и иерархию;
- конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.
Анализ приведенных определений экономической категории "конкурентоспособность" позволяет сформулировать авторское определение. В данной статье под конкурентоспособностью следует понимать способность предприятия функционировать в динамичной конкурентной среде, реализуя конкурентоспособные товары (услуги), привлекая и сохраняя потребителей своей продукции, повышая конкурентные преимущества и увеличивая свою долю на рынке.
Таким образом, можно сделать вывод, что теория конкурентоспособности только зарождается. Освоение теоретических основ экономической категории "конкурентоспособность" различных объектов позволит, на наш взгляд, значительно повысить точность и эффективность стратегических технико-организационных и социально-экономических решений.
Фатхутдинов. - М.: Маркет ДС, 2008. - с.19-22.
8. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами [Текст] : учеб. пособие / Б. А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 384 с.
9. Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность [Текст] / М.Г. Миронов. - М. : Альфа-Пресс, 2014. - 160 с.
10. Зулькарнаев, И.У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий [Текст] / И.У. Зулькарнаев, Л.Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. -2001. - № 4 (24). - С. 17-27.
11. Мазилкина, Е. И. Управление конкурентоспособностью [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. - Москва: Омега-Л, 2007. - с. 47-49.
12. Баринов, В. А. Стратегический менеджмент [Текст] : учеб. пособие / В. А. Баринов, В. Л. Харченко.
- М.: ИНФРА-М, 2011. - 285 с.
13. Качалина, Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент [Текст] / Л. Н. Качалина. - М.: Изд-во Эксмо, 2012. - с.10-11.
14. Кафиатулова, Э. М. Устойчивые конкурентные преимущества в торговле [Текст] / Э. М. Кафиатулова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы.
- 2010.
15. Брасс, А. А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции [Текст] : учеб. пособие для студ. экон. вузов / А. А. Брасс. - Минск: ООО «Мисанта» - 2012. -341 с.
16. Адаева, Т. Ю. Организационные факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] : Учебное пособие / Т. Ю. Адаева - Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2009. -27 с.
17. Акулич, М. Анализ конкурентоспособности продукции в аспекте взаимоотношений с потребителями [Текст] // Маркетинг. 2013. - №6 (73). - с. 33-42.
18. Чепурин, М. Н. Курс экономической теории [Текст] : учебник / М. Н. Чепурин. - Киров: АСА. - 2010. - 215 с.
19. Николаева, Т. И. Научно-методический подход к оценке конкурентоспособности торгового предприятия [Текст] / Т. И. Николаева, Е. Н. Ялунина // Прикладная экономика. - 2009. - №4 (16). - С.16-18.
20. ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Чахкиев, Г. Г. Об особенностях государственной региональной экономической политики на современном этапе // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - №3. - с. 62-66.
2. Горемыкин, В. А. Экономическая стратегия предприятия [Текст] : учебник для вузов. - М.: Филинъ, 2011
- 507 с.
3. Савельева, Н. А. Управление конкурентоспособностью фирмы [Текст] : учебник / Н. А. Савельева. -Ростов н/Д : Феникс, 2009 - 382 с.
4. Носова, Н. С. Конкурентная стратегия компании или маркетинговые методы конкурентной борьбы [Текст] / Н. С. Носова. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2009 - 256 с.
5. Блинов, А. О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности [Текст] / А. О. Блинов, В. Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. -№ 4. - С. 20-24.
6. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах [Текст] / П. С. Завьялов. - М. : ИНФРА-М, 2001.
- 496 с.
7. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации [Текст] : практикум / Р. А.