Научная статья на тему 'Эволюция научных взглядов на сущность конкурентоспособности в экономике'

Эволюция научных взглядов на сущность конкурентоспособности в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3603
809
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ПОДХОД / ТЕОРИЯ / ПРЕВОСХОДСТВО / ПОКУПАТЕЛЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / УРОВЕНЬ / МАРКЕТИНГ / ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ / COMPETITION / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGE / APPROACH / THEORY / EXCELLENCE / CUSTOMER / VENDOR / LEVEL / MARKETING / RELATIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калиева Ольга Михайловна

В статье исследуется эволюция взглядов экономистов на сущность понятия конкурентоспособности. Для определения экономического содержания понятия «конкуренция» в статье на основе анализа научной литературы рассматриваются четыре подхода. Автор критически подходит к различным точкам зрения и делает осмысленную попытку их объединить для выявления сущности исследуемых категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF SCIENTIFIC VIEWS ON THE ESSENCE COMPETITIVENESS IN ECONOMICS

The article studies the evolution of the views of economists on the essence of the concept of competitiveness. To determine the economic content of the concept of "competition" in an article based on an analysis of the scientific literature examines four approaches. Author critical approach to different points of view and make a meaningful attempt to unite them to identify the nature of the studied categories.

Текст научной работы на тему «Эволюция научных взглядов на сущность конкурентоспособности в экономике»

УДК: 339.137.2 ББК: 65.5

Калиева О.М.

ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ

Kalieva O.M.

EVOLUTION OF SCIENTIFIC VIEWS ON THE ESSENCE COMPETITIVENESS IN ECONOMICS

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, подход, теория, превосходство, покупатель, производитель, уровень, маркетинг, относительность.

Keywords: competition, competitiveness, competitive advantage, approach, theory, excellence, customer, vendor, level, marketing, relativity.

Аннотация: в статье исследуется эволюция взглядов экономистов на сущность понятия конкурентоспособности. Для определения экономического содержания понятия «конкуренция.» в статье на основе анализа научной литературы рассматриваются четыре подхода. Автор критически подходит к различным точкам зрения и делает осмысленную попытку их объединить для выявления сущности исследуемых категорий.

Abstract: the article studies the evolution of the views of economists on the essence of the concept of competitiveness. To determine the economic content of the concept of "competition" in an article based on an analysis of the scientific literature examines four approaches. Author critical approach to different points of view and make a meaningful attempt to unite them to identify the nature of the studied categories.

Активизировавшиеся на рубеже веков процессы глобализации требуют развития надлежащего уровня конкурентоспособности экономики. Присутствие конкурирующих фирм зарождает такое явление в экономике, как конкуренция.

Представителями классической политической экономии сформулированы в XVIII в. теоретические положения о конкурентной борьбе. Это подтверждается высказываниями английского экономиста Дж. С. Милля. Он утверждал, что синтез конкуренции, монополии и их антагонизмов является движением, а не формулой в практической жизни.

Его единомышленник Ф. Энгельс определял конкуренцию как «наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. Рабочие конкурируют между собой и буржуа конкурируют между собой».

А. Маршалл закладывал основу монополистической конкуренции, развитой позже. Американский экономист Ф. Найт был приверженцем концепции совершенной конкуренции.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. произошел пересмотр устоявшихся взглядов на конкуренцию.

Американский экономист Й. Шумпе-тер подмечал, что процесс конкуренции происходит в уже существующей системе государственного устройства. В случае допущения возможности существования модели совершенной конкуренции в реальном государстве, во всех сферах деятельности отсутствовали бы ограничения. Также отмечено, что ограничения со стороны государства жизненно необходимы, поэтому фактически существование такой модели конкуренции невозможно.

В Россию идеи конкуренции проникли в XVIII в. Большая заслуга в этом принадлежит С.Е. Десницкому и И.А. Третьякову -ученикам А. Смита. В 1761 г. они были посланы в Глазговский университет в Шотландии и впоследствии стали первыми русскими профессорами общественных наук. Десницкий и Третьяков могут считаться «первыми русскими экономистами европейского академического масштаба».

В начале ХХ века в ходе кризиса ка-

питализма выявлены несостоятельность подходов невмешательства в процесс установления рыночного баланса и необходимость выработки новых научных подходов.

Особую актуальность проблема конкурентоспособности стала приобретать в последние 25 - 30 лет. В результате исследований, проводимых в течение нескольких лет, собрана статистическая информация за 1970 - 1987 годы. М. Портер, обобщив ее, разработал концепцию конкурентоспособности и конкурентных преимуществ.

В работах отечественных экономистов советского периода термин «конкурентоспособность» применяли лишь для характеристики экономических отношений, возникавших в ходе осуществления экспортно-импортных операций. Это отражало специфику советской хозяйственной системы, когда понятие товарных отношений в условиях социализма ставилось под сомнение. Хотя в то время вопросы конкуренции и конкурентоспособности не рассматривались отечественной наукой, некоторые аспекты были разобраны в отдельных работах Г.Г. Азгальдова, Д.С. Львова, Л.Я. Шухгал-тера, но носили они скорее прикладной, а не теоретический характер.

Первые основательные отечественные исследования в области конкурентоспособности появились в 90-е годы. В ряду наиболее значимых работ того периода стоит выделить труды П.С. Завьялова, А.Ю. Юдано-ва, Р.А. Фатхутдинова, Г.Л. Азоева, Н.С. Яшина и других.

Представления о конкурентоспособности вытекают из теории конкуренции, в которой конкурентоспособность рассматривается как свойство субъекта или объекта конкуренции.

Для определения экономического содержания понятия «конкуренция» в научной литературе используются четыре подхода: поведенческий, структурный, функциональный и институциональный.

Исторически первым возник поведенческий подход. Для него характерно отождествление конкуренции с борьбой за деньги покупателей путем удовлетворения их потребностей. Среди отечественных экономистов представителями поведенческого подхода можно считать И.А. Спиридонова, Г.Л. Азоева,

A.Ю. Юданова, Р.А. Фатхутдинова.

Согласно структурному подходу, содержание конкуренции определяется путем анализа структуры рынка для определения типа рынка и условий, господствующих на нем. Конкуренция, по представлению сторонников этого подхода, подразумевает свободу принятия решения выступать или покидать те или иные рынки как для покупателей, так и для продавцов. К сторонникам данного подхода относятся: Ф. Эджуорт, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, К.Р. Макконелл, С.Л. Брю.

Функциональный подход изучает и определяет роль конкуренции в экономическом развитии. По мнению Р. Колза и Д. Улла, конкуренция представляет собой механизм, позволяющий направлять деятельность фирм, которые стремятся к прибыли, в интересах общества. Представители данного подхода -И. Шумпетер, М. Портер.

В соответствии с институциональным подходом конкуренция представляет собой условие успешной эффективности функционирования института частной собственности и реагирования на рыночные сигналы субъекта конкуренции. Специфика конкуренции как института состоит в том, что ей присущи неспособность к самоорганизации и нестабильность, что обуславливает необходимость ее регулирования со стороны государства и сетевых корпоративных структур. Подобный подход просматривается в работах В. Ойкена, Ф.А. Хайека,

B.М. Бусыгина и других.

Ключевым понятием в системе конкурентных отношений является категория «конкурентное преимущество», то есть превосходство над соперниками в конкуренции. Ю.Ю. Александрова на высшем уровне иерархии конкурентных отношений ставит конкуренцию, затем конкурентные стратегии, конкурентные преимущества и конкурентоспособность.

С точки зрения источника возникновения конкурентные преимущества можно разбить на две группы: преимущества высокого уровня и преимущества низкого уровня. Преимущества низкого уровня связаны с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья и в современных условиях являются нестабильными, могут очень быстро исчезнуть.

Преимущества высокого уровня связаны с наличием квалифицированных кадров, инновациями, высокими технологиями.

Этой точки зрения придерживаются многие исследователи, утверждающие, что «конкурентные преимущества нельзя отождествлять с потенциальными возможностями субъекта конкуренции. В отличие от возможностей, это факт, который фиксируется в результате реальных и очевидных предпочтений покупателей».

Представляется, что недостатком данных определений является акцент на статичном характере конкурентных преимуществ: превосходство над конкурентами является конкурентным преимуществом только в том случае, если находит отражение в уже достигнутых более высоких объемах продаж, прибыли и рыночной доли. Возможность изменения ситуации в будущем и превращение потенциальных преимуществ в реальные не учтена. Исключение потенциальных преимуществ из категории конкурентных не позволяет учесть перспективы развития объекта или субъекта конкурентных отношений.

Потребитель будет выбирать товар той фирмы, которая, при прочих равных условиях, имеет возможность сократить затраты за счет использования лучших технологий или экономии на масштабах производства.

Второй подход основан на предложении покупателям уникального по своим потребительским свойствам продукта, не имеющего аналогов, либо совершенно нового для данного рынка продукта. При этом возникает необходимость в снижении цен.

Третий подход заключается в специализации компании либо на обслуживании широкого круга потребителей (например, всего целевого рынка), либо только избранных целевых сегментах.

Конкурентные преимущества носят относительный характер: они могут проявляться только в сопоставлении с аналогами. Кроме того, конкурентные преимущества определяются конкретными условиями, в которых они проявляются в данный момент времени. Данные рассуждения можно целиком отнести к понятию «конкурентоспособность».

Введение термина «конкурентные преимущества» и разработанная М. Порте-

ром теория конкурентных преимуществ дают методологическую основу для определения категории «конкурентоспособность». По мнению М. Портера, конкурентоспособность экономики определяется производительностью, с которой страна, регион или кластер использует свои трудовые и природные ресурсы и капитал.

Современные исследователи термин «конкурентоспособность» используют для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона, страны, группы стран.

Общим недостатком приведенных выше определений является объединение на микроуровне субъекта конкурентоспособности (предприятия) и объекта конкурентоспособности (товара), которые выступают категориями разного уровня и, следовательно, должны анализироваться и оцениваться разными методами.

Т.Г. Философова, В.А. Быков выделяют пять уровней, образующих пирамиду конкурентоспособности:

- конкурентоспособность товара;

- конкурентоспособность фирмы;

- конкурентоспособность отрасли;

- конкурентоспособность экономики;

- конкурентоспособность страны.

Недостатком данного перечня уровней

конкурентоспособности является отсутствие четкой границы между верхними уровнями пирамиды. Не корректно поставлен уровень конкурентоспособности страны выше уровня конкурентоспособности экономики.

Н.И. Комков, А.В. Лазарев выделяют три уровня конкурентоспособности: макро-, мезо- и микроуровень.

И.А. Спиридонов предлагает выделять четыре уровня конкурентоспособности: товарный, на котором представлены товары и услуги; микроуровень, на котором субъектом конкурентоспособности является товаропроизводитель (организация или фирма); мезоуровень, представленный объединениями предприятий и отраслями; макроуровень, на котором находятся народное хозяйство, в целом, страновая конкурентоспособность и конкурентоспособность региона.

Некоторые ученые, а именно: В. Андрианов, М.И. Гельвановский, Ю.Я. Елене-ва, Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина,

И.А. Спиридонов, Т.Г. Философа, считают нецелесообразным выделение региона в качестве отдельного субъекта мезоуровневой конкурентоспособности. Регион является элементом внешней среды для отрасли, он определяет важнейшие условия ее функционирования: отрасль базируется на территории региона, использует его природные и трудовые ресурсы, объекты инфраструктуры. Отрасль вне региона - абстрактное понятие. Со своей стороны, именно отрасль создает условия для социально-экономического развития региона, является важ-

нейшим источником налоговых поступлений в региональный бюджет, обеспечивает население рабочими местами.

Все исследователи сходятся во мнении, что термин «конкурентоспособность» может применяться по отношению к товару. Использование данного понятия по отношению к экономическим системам более высокого уровня остается предметом дискуссий.

Рассмотрим основные подходы к определению понятия конкурентоспособность, данные различными исследователями (таблица 1).

Таблица 1 собность»

Основные подходы различных авторов к определению понятия «конкурентоспо-

№ п/п Авторы Содержание Свойства конкурентоспособности

1 2 3 4

1 М.Ю. Носова Экономические отношения между хозяйствующими субъектами рыночного пространства по поводу достижения преимуществ во внешней среде, а также устойчивого внутреннего развития и обеспечения на этой основе высокой эффективности деятельности в условиях трансформируемой экономики. Основывается на конкурентных преимуществах; эффективность

2 А.А. Мигра-нян Это результат воздействия совокупности факторов конкурентного механизма, выражающийся через степень востребованности и экономической эффективности производимого продукта, либо любого хозяйствующего субъекта (предприятия, отрасли или экономической системы в целом), производящего блага. Эффективность; многоуровневость

3 П.С. Завьялов Конкурентоспособность есть концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, которые реализуются в товарах и услугах, успешно противостоят конкурирующим аналогам, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Относительность; многофакторность

4 Н.И. Комков, А.В. Лазарев Конкурентоспособность объекта - это обладание набором (вектором) свойств создающих преимущества в экономическом соревновании на конкурентных рынках. Поэтому для завоевания большей доли рынка необходим и более высокий уровень конкурентоспособности объекта, вследствие чего конкурентоспособность - это категория, характеризующая положение объекта относительно других объектов относительно других объектов-конкурентов на рынке, выраженная совокупностью показателей. Базируется на конкурентных преимуществах; относительность; многофакторность

Продолжение таблицы 1

5 В.Г. Белкин, Ю.Д. Шмидт, И.М. Романова Способность страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей - укрепления или завоевания позиций на конкурентном рынке. Относительность; способность побеждать в конкурентной борьбе

6 Р.А. Фатхут-динов Свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения потребности по сравнению с лучшими объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном (внутреннем или внешнем) рынке. Относительность; способность выдерживать конкуренцию

7 Ю.Ю. Александрова Агрегированная характеристика конкурентных преимуществ, т.е. тех активов и параметров субъекта рыночных отношений, которые формируют его позитивные отличия перед соперниками в конкуренции. Относительность; базируется на конкурентных преимуществах

8 А.В. Корот-ков Конкурентоспособность - сравнительная характеристика конкретных продуктов, стратегических коммерческих (хозяйственных) подразделений, предприятий по принципу «лучше - хуже» с позиций потребителей. Относительность; оценивается потребителями

На основе приведенных определений конкурентоспособности, можно выделить ее ключевые свойства:

- это сравнительная характеристика, получаемая в результате сопоставления с аналогами, предлагаемыми конкурентами;

- носит динамический характер, т.е. может достигаться или исчезать с течением времени;

- находит выражение в конкурентных преимуществах, т.е. в предпочтении одного объекта другому по одному либо нескольким параметрам;

- может быть оценена с помощью системы показателей;

- это способность выдерживать конкурентную борьбу.

Под конкуренцией следует понимать процесс взаимоотношения производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, а также соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гельвановский, М. Конкурентоспособность: микро-, мезо- и макроуровни. Вопросы методологии / М. Гельвановский // Высшее образование в России. - 2006. - № 10. - С. 32-40. -Библиогр.: с. 40 (1 назв.).

2. Десницкий, С.Е. Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи [Электронный ресурс] / Десницкий С.Е. - Типография Императорской Академии Наук, 1905.

3. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг [Текст]: сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Междунар. отношения, 1991. - 416 с.

4. Комков, Н.И. Многоуровневая структура и подходы к оценке экономической категории "конкурентоспособность" / Н.И. Комков, А.В. Лазарева // Проблемы прогнозирования. -2007. - № 4. - С. 3-20.

5. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: Учебное пособие [Электронный ре-

сурс] / Коротков А.В. - М.: Юнити-Дана, 2012.

6. Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. - 3-е изд., стер. - М.: Омега - Л, 2009. - 326 с.: ил. - (Высша школа менеджмента). - Слов. терминов: с. 321-325. - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-37001233-4.

7. Маршалл, А. Принципы экономической науки [Текст] / А. Маршалл. - Т. 1. - М.: Прогресс, 1993. - 415 с. - (Экономическая мысль Запада) - ISBN 5-01-004200-2.

8. Мигранян, А. Особенности развития конкурентоспособности страны на этапе перехода к рыночной экономике / А. Мигранян // Общество и экономика. - 2004. - № 10. - С. 174179.

9. Милль, Д.С. Основы политической экономии [Текст] / Д.С. Милль; под общ. ред. А.Г. Милейковского. - М.: Прогресс - (Экономическая мысль запада). Т. 1. - 1980. - 496 с.

10. Найт, Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль [Текст]: пер. с англ. / Ф.Х. Найт. -М.: Дело, 2003. - 360 с. - (Современная институциально-экономическая теория) - ISBN 57749-0306-0.

11. Портер, М. Международная конкуренция [Текст]: Конкурентные преимущества стран / М. Портер; пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

12. Спиридонов, И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Спиридонов И.А. -ИНФРА-М, 1997.

13. Третьяков, И.А. Слово о происшествии и учреждении университетов в Европе на государственных иждивениях... Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государств как у древних, так и у нынешних народов... [Электронный ресурс] / Третьяков И.А. - Директ-Медиа, 2008.

14. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг [Текст]: учеб. для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с. - (Учебник для вузов). - Прил.: с. 333-366. - Библиогр.: с. 367-368. - ISBN 978-5-91180-915-7.

15. Шумпетер, И. Теория экономического развития [Текст]: пер. с нем. / И. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982. - 456 с. - (Экономическая мысль Запада)

16. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства [Текст]: в связи с исслед. Льюиса Г. Моргана / Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 1975. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.