Научная статья на тему 'Методологическая аргументация определения конкурентоспособности предприятия'

Методологическая аргументация определения конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1848
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES / PRODUCT COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукманова Патимат Магомедовна

На основе проведенного анализа работ, посвященных конкурентоспособности предприятий, определены методологические подходы к формулированию определения «конкурентоспособность предприятия» и дано авторское определение понятия «конкурентоспособность предприятия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological definitions argumentation competitiveness of enterprises

Based on the analysis of works devoted to the competitiveness of enterprises, defined the methodological approaches to the formulation of determining "the competitiveness of enterprises” and given to the author's definition of "competitiveness of the enterprise."

Текст научной работы на тему «Методологическая аргументация определения конкурентоспособности предприятия»

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

ЛУКМАНОВА П.Б.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

На основе проведенного анализа работ, посвященных конкурентоспособности предприятий, определены методологические подходы к формулированию определения «конкурентоспособность предприятия» и дано авторское определение понятия «конкурентоспособность предприятия».

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятий, конкурентоспособность продукции, конкурентные преимущества.

LUKMANOVA P.B.

METHODOLOGICAL DEFINITIONS ARGUMENTATION COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

Based on the analysis of works devoted to the competitiveness of enterprises, defined the methodological approaches to the formulation of determining "the competitiveness of enterprises" and given to the author's definition of "competitiveness of the enterprise."

Keywords: competitiveness, competitiveness of enterprises, product competitiveness, competitive advantage.

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим актуальность конкурентоспособности предприятия очевидна [2].

Конкурентоспособность предприятий — это проблема не только отечественной, но и мировой экономики. Как считает авторитетный американский ученый, член Комиссии по конкурентоспособности в промышленности при президенте США М. Портер, пока «не существует общепринятого определения конкурентоспособности». Он же утверждает: «Для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность означала низкие производственные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу» [10].

Если говорить о степени изученности данной проблемы отечественными учеными, то исторически первым этапом непосредственной подготовки «появления на свет» определения конкурентоспособности предприятия в СССР стали труды Ю. Ф. Шамрая и Г. В. Габунии:

В СССР довольно сдержано относились к проблеме конкурентоспособности, поскольку эту категорию связывали в основном с экспортными товарами. Это соответствовало характеру советской хозяйственной системы, поэтому и основой конкурентоспособности стала сравнительная прибыльность экспорта поставщиков. Ярким примером такого отношения к понятию конкурентоспособности является определение, данное Ю.Ф. Шамраем и Г.В. Габунией: «Конкурентоспособность может быть определена как сравнительная прибыльность экспорта поставщиков (фирм или стран), т.е. как разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции» [3].

В отличие от отечественной, зарубежная экономическая наука уделяла больше внимания пониманию конкурентоспособности и определяла это понятие более широко. Например, по определению гарвардского словаря «Field Guide to Business Terms», основой конкурентоспособности являются товары и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках. Российские экономисты обратили более пристальное внимание на проблему конкуренте-

способности в кризисный 1998 год. Так, М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова в 1998 году сформулировали следующие определение конкурентоспособности: «Конкурентоспособность - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования» [4].

В настоящее время в экономической литературе, в научной прессе, в публицистических изданиях, а также на всевозможных национальных и международных конференциях активно обсуждается представленное многообразие трактовок понятия термина «конкурентоспособности предприятий». Теоретическая база исследования основана на научных концепциях таких ученых, как М. Портер, И. Ансофф, Д. Нортон и Р. Каплан, Л. Грейнер, А. А. Томпсон, Л. М. Калашников, А. Н. Захаров, М. В. Маракулин, Т. Конно, Т. Куприянов, Б.Ф. Фомин, Р. А. Фатхудинов и многие другие.

Ежегодно в отечественной и зарубежной литературе публикуется множество научных монографий и статей в данной области, которые отличаются друг от друга разносторонним подходом. Некоторые авторы даже утверждают, что универсального определения конкурентоспособности не существует и достаточно сложно его трактовать, так как все зависит от того, к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится. Такое положение затрудняет разработку эффективных подходов к оценке и анализу конкурентоспособности предприятия. Плюрализм мнений обусловлен не только тем, что предмет обсуждения недостаточно определен, поскольку ясно, что, какую дефиницию ни зафиксировать, многие авторы все равно будут трактовать определение «по-своему». Важнее определить методологический подход к определению конкурентоспособности предприятия и уточнить понятийный аппарат.

Разнообразие методологических подходов к определению конкурентоспособности предприятия не позволяет установить сущность этого понятия, состав его смыслообразующих элементов, отсутствует единый подход к понятийному аппарату. Поэтому развитие теоретических представлений и уточнение понятийного аппарата конкурентоспособности предприятия является важной научной задачей.

Цель данной статьи провести анализ известных определений конкурентоспособности предприятия, каждое из которых охватывает ту или иную его сторону, в зависимости от целей, задач исследования и изучаемых объектов, а также сформулировать авторское определение.

При проведенном анализе публикаций в области конкурентоспособности предприятий выявляется, что каждый автор в зависимости от методов исследования, целей и задач исследования, научных взглядов исследуемых аспектов конкретных объектов, дает свое определение конкурентоспособности предприятия.

Так, в результате изучения работ по данной тематике было обнаружено немало определений, отдельные из которых приведены автором.

Таблица 1

Определения категории «конкурентоспособность предприятия»

Автор Определение

Р. А. Фатхутдинов Конкурентоспособность «...свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом» [12].

Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина «Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей» [6].

Х. А. Фасхиев Под конкурентоспособностью предприятия подразумевается, как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то есть товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей [11].

М. О. Ермолов Конкурентоспособность предприятия - это «относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития данного производителя от производителя конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности» [8].

Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонов, С. В. Барсукова Конкурентоспособность - это «возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка» [7].

Проанализировав рассмотренные определения, можно сделать вывод, что разные определения конкурентоспособности базируются на разных основаниях: внутренняя и внешняя деятельность, товарная составляющая конкурентоспособности, внутренняя и внешняя деятельность предприятий.

Многие авторы объединяют понятия конкурентоспособности предприятия с конкурентоспособностью продукции. Но это утверждение является неточным, так как покупатель, приобретая продукцию, не всегда берет именно тот товар, торговая марка которого ему известна. Но даже если возникает ситуация целенаправленного приобретения товара известной марки, то название не всегда дает конкурентные преимущества товару. Здесь можно сделать вывод, что товарный знак фирмы дают конкурентные преимущества фирме, но это не играет решающей роли. Также встречаются ситуации на рынке, когда неконкурентоспособное предприятие производит товар, ставший «лидером» на рынке и составляющий конкуренцию многим конкурентоспособным предприятиям. Следовательно, «конкурентоспособность предприятия» не тождественна понятию «конкурентоспособности продукции».

Рассмотрев понятие «конкурентоспособности предприятия», предложенное А. О. Блиновым и В. Я. Захаровым, Т. Куприяновой, Н. И. Перцовским, И. А. Спиридоновым, С. В. Барсуковой, мы пришли к выводу, что при определении конкурентоспособности, необходимо брать во внимание потенциал предприятия, так как процесс завоевания доли рынка - процесс длительный, требующий учета и оценки имеющегося в распоряжении предприятия потенциала.

Экономист М. О. Ермолов в своих работах термин «конкурентоспособность предприятия» трактует как относительную характеристику, отражающая отличие процесса развития данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

На наш взгляд, такая трактовка уравнивает понятие «конкурентоспособности предприятия» с понятием «конкурентоспособности продукции», в то время как конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции соотносимы между собой как целое и часть, т. е. конкурентоспособность предприятия проявляется через конкурентоспособность продукции, так как сообщает ей определенные потребительские свойства. В связи с этим возникает необходимость привести доводы, указывающие на отличие понятия конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности товара.

В первую очередь, следует учесть, что предприятия могут существовать на различных рынках и при этом производить различные виды продукции.

В рамках стратегии диверсификации, на каждый момент времени уровень конкурентоспособности продукции и уровень конкурентоспособности предприятия не совпадают. При сравнении уровня конкурентоспособности предприятия за базу сравнения берутся данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимой ими продукции. Следует также учесть, что существуют различные категории конкурентов, которые могут относится к различным отраслям. Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого предприятия зависит от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию в качестве базы для сравнения либо различных видов товаров (базовый товар; товар-заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим способом); либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений.

В результате проведенного анализа современных концепций конкурентоспособности производителя выявляется, что применительно к предприятию существует, по крайней мере, два отличия.

Так, В. Т. Денисов и Т. А. Сергиенко считают, что первое отличие в том, что конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день). Это важное отличие связано с тем, что предприятие, как правило, занято выпуском разнообразных и обновляющихся изделий, поэтому для изменения существенных отличий от фирм-конкурентов на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции, т. е. выпуска на рынок новых товаров.

Второе принципиальное отличие заключается в том, что оценку деятельности предприятия дает не только потребитель, но и сам предприниматель. Предприниматель решает, выгодно ли для него в масштабах и условиях данной экономики заниматься производством определенного товара. Если в случае определения конкурентоспособности товара мы можем сказать, что потребителя совершенно не интересует, при каких издержках выпущен товар, то в случае определения конкурентоспособности предприятия этого сказать уже нельзя.

И. П. Данилов считает, что конкуренция обязывает товар быть конкурентоспособным, а конкурентоспособность товара обусловливает саму конкуренцию. Конкурентоспособность является базой для возникновения конкуренции. Сама конкуренция, только возникнув, сразу ставит границы и предъявляет свои требования к конкурентоспособности товара. [5]

М. О. Ермолов приводит отличие конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности продукции, которое он сформулировал как различие в периоде действия: конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции - краткосрочный. Кроме этого, по его мнению, конкурентоспособность продукции может быть охарактеризована и оценена только через систему показателей, которые отражают сравнительные преимущества и недостатки потребительских, функциональных и стоимостных характеристик изделия, включая условия их доставки и эксплуатации. Сравнительные характеристики продукции определяются по отношению к таким же показателям аналогичной продукции другого предприятия с учетом их динамики до момента выхода продукции на рынок.

Мы придерживаемся точки зрения Н. С. Яшина, что конкурентоспособность предприятия (фирмы) — это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции. А так как конкуренция предприятий на мировом рынке принимает характер конкуренции самой продукции, то конкурентоспособность товара — это относительная характеристика конкретного проявления степени реализации потенциала самого предприятия и условий его функционирования. Соотношение этих понятий, по мнению Н. С. Яшина, сродни айсбергу в океане. Верхушка его (внешнее проявление) — конкурентоспособность товара, внутренняя суть — конкурентоспособность предприятия, а океан — конкурентоспособность страны.

Осуществление предприятиями промышленности своей основной деятельности в рамках отраслевой принадлежности обусловливает наличие взаимосвязи между конкурентоспособностью предприятия и конкурентоспособностью отрасли промышленности.

Следовательно, можно сделать вывод, что конкурентоспособность отрасли зависит от конкурентоспособности предприятий, входящих в данную отрасль, и общей стратегии развития этих предприятий.

Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия соотносятся как часть и целое. Возможности предприятия конкурировать на определенном рынке непосредственно зависят от конкурентоспособности товара и совокупности социально-экономических и организационных факторов, и методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Уровень же качественных свойств продукции зависит от уровня и степени использования составляющих потенциала предприятия на всех стадиях жизненного цикла товара [9].

Анализ определений конкурентоспособности, данных разными авторами, позволил выделить ее наиболее яркие особенности:

- конкурентоспособность предприятия отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем предъявляемые требования зависят от вида продукции;

- конкурентоспособность - это относительная величина, которую мы получаем при сопоставлении с аналогичной продукцией конкурентов, соответствующая по техническим, экономическим и иным характеристикам в определенный промежуток времени;

- конкурентоспособность - это привлекательность продукции для потребителя.

Также, в результате проведенного анализа известных определений конкурентоспособности можно сделать следующие выводы:

1. Ни в одном известном определении не указывается, кто оценивает конкурентоспособность предприятия, хотя это является немало важным фактором. Однозначно, что для внешнего пользования она должна оцениваться субъектами внешней среды и регулироваться мировыми стандартами в сравнении с другими предприятиями-конкурентами, а также непосредственно с потребителями.

Конкурентоспособность предприятия оценивается субъектами внешней среды с точки зрения положения предприятия на рынке, давности его функционирования на рынке, занимаемой доли рынка, предоставляемых гарантий, степени потребительского доверия к предприятию, отзывов о качестве продукции.

2. В вышеперечисленных определениях не указывается временной фактор конкурентоспособности. А ведь конкуренция на рынке является процессом непрерывным, поэтому, анализируя конкурентоспособность, необходимо учитывать временной интервал, т.е. конкретный момент времени. Конкурентоспособность имеет динамичный и конкретно временной характер, проявляющийся как быстро меняющееся свойство экономического субъекта в рамках определенного конкурентного поля в определенное время.

Конкуренция на рынке - процесс непрерывный, поэтому «победитель» в конкурентной борьбе определяется из расчета на конкретный период времени.

Конкурентоспособность предприятия следует рассматривать как систему из факторов, непрерывно взаимодействующих и характеризующих степень реализации потенциальных возможностей предприятия по приобретению и удержанию в течение достаточно длительного периода времени конкурентного преимущества.

3. Ни в одном из приведенных определении не упоминается о том, что конкурентоспособность должна быть достигнута без ущерба окружающим. Предприятие может повысить свою конкурентоспособность, например, путем уклонения от налогов, экономя средства на приро-

доохранные мероприятия, загрязняя экологию, сбывая опасные отходы в окружающую среду, снижая заработную плату работникам, ухудшая условия их труда и т.д.

В каждом блоке факторов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур присутствует экологический аспект. На уровне мировой хозяйственной системы -это международные стандарты в области экологического менеджмента и высокие природоохранные требования ряда развитых государств. На уровне государства - это требования национального природоохранного законодательства и санкции за его нарушение. На уровне города и региона - это существующая экологическая обстановка и политика властей по охране окружающей среды. На микроуровне - это выдвигаемые потребителями требования по соответствию предпринимательской структуры и производимой продукции определенным экологическим стандартам. Возможно также влияние со стороны различных контактных аудиторий: средств массовой информации и природоохранных организаций. Экологическая составляющая имеет место и во внутренних факторах обеспечения конкурентоспособности: формирование системы экологического менеджмента как составной части общей системы управления фирмой, оптимизация производственных процессов, снижение экологических рисков и расходов, вызванных нерациональным использованием ресурсов. Такое положение вещей определяет важность учета влияния экологического фактора при обеспечении конкурентоспособности современных предпринимательских структур.

Следует отметить, что мероприятия, проводимые предприятиями в рамках снижения воздействия на окружающую среду, могут стать серьезным инструментом конкурентной борьбы.

Влияние экологического фактора часто воспринимается предпринимателями как досадная необходимость, избыточные требования, навязанные обществом, и неоправданные расходы. Весьма распространенной является точка зрения, что предпринимателям приходится выбирать между экономикой и экологией, а получаемые социальные преимущества от соблюдения требований природоохранного законодательства не могут компенсировать издержки предприятий, вызванные предотвращением или устранением последствий загрязнения окружающей среды.

М. Портер в своей работе «Конкуренция» указывает на ошибочность данной точки зрения. По мнению ученого, стандарты по защите окружающей среды способствуют внедрению инноваций, позволяющих снизить суммарные расходы на производство продукции или повышающих ее ценность.

Для российских предпринимательских структур важность экологического фактора в обеспечении конкурентоспособности приобретает еще большее значение в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Результаты проведенных исследований Всемирного экономического форума относительно уровня конкурентоспособности национальных экономик в 2010 году показали, что рейтинг Российской Федерации на мировом рынке остается на стабильно невысоком уровне - в соответствии с индексом глобальной конкурентоспособности ^С1) страна занимает лишь 63-е место [13].

Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур на основе экологического фактора способствует формированию устойчивых конкурентных преимуществ, облегчающих доступ компаний на различные рынки, обеспечивающих высокую экономическую эффективность и инновационность их деятельности путем систематического сокращения производственных затрат, внедрения передовых технологий и снижения экологических рисков, стимулирует развитие социально ответственного и экологичного бизнеса, а также создает предпосылки для комплексного решения экологической проблемы экономически целесообразными способами.

Сегодня экологический фактор превратился в эффективный инструмент конкурентной борьбы западных стран, помогающий им сохранять доминирующее положение на многих мировых рынках. В таких условиях учет российскими предпринимательскими структурами в процессе производственно-хозяйственной деятельности влияния экологического фактора позволит им обеспечить высокий уровень конкурентоспособности на мировом рынке [1].

Таким образом, в результате проведенного анализа известных определений конкурентоспособности можно сформулировать авторское определение: «конкурентоспособность предприятия» - это относительный показатель предприятия, отражающий реальную и потенциальную способность производить конкурентоспособный товар или услугу, используя свои сильные стороны для борьбы с конкурентами и завоевание как внутреннего, так и внешнего рынка путем создания продукции, отвечающей требованиям потребителей и мировым стандартам в конкретных сегментах рынка в определенный период, достигнутое без ущерба окружающим, оцениваемое субъектами внешней среды и регулируемое мировыми стандартами в сравнении с другими предприятиями-конкурентами.

Литература

1. Александров А. В. Факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур //

http://www. uecs. ru/uecs-29-292011/item/454-2011-05-26-10-40-01

2. Андронов Д. А. Управление стратегической конкурентоспособностью компании // Экономика, предпринимательство и право. - 2011, № 5 - с. 16-21.

3. Бекетов Н. В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Экономический анализ: теория и практика. - 2008, № 11.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М., 1999. - С. 65.

5. Ли Янь Конкурентоспособность предприятия: некоторые вопросы теории // http://www.ibl.ru/ konf/130510/58. html

6. Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью. М., 2008. - С. 32.

7. Международный маркетинг: учеб. пособие / под ред. Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонов, С. В. Барсукова. - М., 2001. - 462 с.

8. Миронов М. Г. Ваша конкурентоспособность. - М., 2004. - 160 с.

9. Миронов М. Г. Управление качеством: Учеб. Пособие. - М., 2006. - 288 с.

10. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ.; под. ред. В. Д. Щетинина. — М., 1993. — С. 13.

11. Фасхиев X. А. Анализ методов оценки качества и конкурентоспособности грузовых автомобилей // Методы менеджмента качества. - 2001.- № 3 - с. 19.

12. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М., 2000. - 312 с.

13. The Global Competitiveness Report 2010-2011: World Economic Forum. - Geneva, 2010. - с.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.