Научная статья на тему 'БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
687
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР / УМЕНИЕ СЛУШАТЬ / ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тимербаева Р.М.

В статье рассматриваются самые распространенные барьеры общения. Коммуникативные барьеры - это препятствия на пути к пониманию собеседника. Автор считает, что для преодоления барьеров необходимо проявлять больше внимания к собеседнику и искренний интерес к тому, что вам рассказывают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

6. Игебаева Ф.А., Сафина Р.Р. Влияние перцептивной стороны делового общения на её эффективность. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VI международной научно-практической конференции. 2014. С.81 - 82.

7. http://psyera.ru (подраздел Психология активности, статья Вербальные и невербальные средства общения).

8. Скаженик Е.Н. Деловое Общение: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 190 с.

9. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.

10. Игебаева Ф.А. К вопросу о взаимовлиянии демографических процессов на уровне города. Экономика, социология и право. 2015. № 12-2. с. 53-54.

11. Степанова А.Е., Игебаева Ф.А. Трансформация ценностей семьи в обществе. В сборнике: наука и образование: актуальные вопросы модернизации материалы международной научно-практической internet-конференции. 2013. с. 129-131.

12. Igebaeva F.A. Discipline «Interpersonal companionship and communications» in the context of professional éducation. В сборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives 6th International symposium. 2015. С. 69-72.

Тимербаева Р.М. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются самые распространенные барьеры общения. Коммуникативные барьеры - это препятствия на пути к пониманию собеседника. Автор считает, что для преодоления барьеров необходимо проявлять больше внимания к собеседнику и искренний интерес к тому, что вам рассказывают.

Ключевые слова: общение, коммуникативный барьер, умение слушать, восприятие.

В жизни очень много случаев, когда мы остаемся непонятными для окружающих нас людей. Возникает недопонимание, хотя люди в своем кругу общаются на одном языке. Путем общения каждый как передает информацию, так и получает. Огромную роль в общении играют не только слова, но и мимика, жесты, интонация. В деловом общении адекватность восприятия информации между партнерами во многом зависит от наличия или отсутствия специфических коммуникативных барьеров. Что же такое барьеры общения?

Коммуникативные барьеры - это психологические трудности,

возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов, или препятствующие взаимопониманию или взаимодействию [1; 11; 12].

Причем трудности, препятствия могут носить совсем разный характер, так как на неприятие информации в процессе общения влияют многие факторы. Классификация барьеров общения основывается на этих факторах. В данной статье мы рассмотрим самые распространенные барьеры общения. Это барьеры взаимодействия, барьеры восприятия и понимания и коммуникативные барьеры общения.

Мотивационный барьер, например, может возникнуть между собеседниками, если один заинтересован в предмете разговора, а другой -интересуется другой темой. Поэтому важно с самого начала понимать, что же волнует вашего собеседника, а не только вас. Известный психолог, Дэйл Карнеги, говорил, что если идешь на рыбалку, то следует прихватить червей, а не конфеты. Иными словами, постарайтесь вникнуть в проблему друга, а не только говорите о своей.

Многое в разговоре зависит и от психологических барьеров в общении. Например, у девочки никогда не было отца (родители развелись), поэтому она, в общении с противоположным полом, будет испытывать смущение, которое, в свою очередь, может быть принято за нежелание идти на контакт.

Или, к примеру, отец и сын выбирают, куда поехать отдохнуть. Сын хочет отдохнуть там, где можно приобрести новых знакомых, где он будет предоставлен сам себе. Отец хочет сделать отдых семейным и экзотическим. Каждый из них будет отстаивать свою точку зрения, и пытаться уговорить сделать по его мнению. Это неминуемо приведет к возникновению психологического барьера, устранить который можно только путем поиска компромиссного решения [2; 3; 4].

Психологические барьеры в общении слишком индивидуальны, чтобы их можно было определить с первого взгляда. Важно, если человек сам постарается понять, что же мешает именно ему стать свободной, открытой личностью. Преодоление барьеров в общении возможно в любом возрасте, главное, выяснить, что является препятствием между вами и вашим собеседником. Причинами возникновения барьеров общения могут быть как психологические травмы, так и воспитание, полученное в семье, кроме того, определяющим может стать даже характер человека, его отношение к людям.

Сказать, как избавиться от барьеров общения затруднительно. Человек может помочь себе сам, например, общаясь, можно проговаривать диалог про себя, постараться понять, что послужило тому, что вас не поняли. Или, может, что спровоцировало ссору, хотя вы даже и не думали ругаться [5; 6].

К сожалению, сейчас мало кто задумывается, что причиной конфликта бывает манера изъяснения, а не сама мысль, которую вы бы хотели донести. Трудности и барьеры общения - это почти синонимы, будьте готовы, что многое в себе придется менять. Барьером к эффективному общению может

стать даже ожидание от партнера определенной реакции. Однако не стоит мерить своей меркой человека, который во многом отличается от вас. Не надо «добавлять» другому как положительные, так и отрицательные качества, будьте объективны. Не думайте, что ваш собеседник догадывается о том, что вы на самом деле ощущаете. Будьте готовы и к тому, что партнер может что-то недоговаривать о своих настоящих чувствах [7; 8].

Есть еще один момент: если ваш оппонент ведет себя так, как вам не нравится, не надо думать, что он испытывает к вам неприязнь. Вполне может быть, что это либо его маска, либо это просто такое поведение, которое хоть и не заслуживает вашего одобрения, однако имеет полное право на существование.

На самом деле, барьеры общения - это препятствие только до того момента, пока вы не задумались, как их преодолеть. Больше практики, внимания к собеседнику, искреннего интереса к тому, что вам рассказывают, и половина проблемы будет решена [9; 10].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. -Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144 с.

2. Игебаева Ф.А. Культура делового общения и особенности ее проявления в деятельности менеджера // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2010. С. 92 - 95.

3. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. //Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.

4. Игебаева Ф.А. Овладение речевой культурой - залог успеха делового человека. // В сборнике: Психология и педагогика современного образования в России. II Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. 2007. - С.194 -196.

5. Поскочинова, О.Г. Культура речи и деловое общение [Текст]: учебное пособие / О.Г. Поскочинова, М.А. Гриднева. - Санкт-Петербург: С.-П.ГУ, 2011 г. - 62-64 с.

6. Кузнецов, И.Н. Деловое общение [Текст]: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - М.: Юнити-Дана, 2005 г. - 203 с.

7. Коноваленко, М.Ю. Деловые коммуникации [Текст]: учебник / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - М.: Юрайт, 2013 г. - 468 с.

8. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н. Ботавина. - М.: Финансы и статистика, 2006 г. - 208 с.

9. Игебаева Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления. В сборнике: социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский

и зарубежный опыт. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2004. С.116 - 119.

10. Игебаева Ф.А., Шакиров И.Р. Речь как средство формирования профессионально-ориентированной коммуникации. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 96 - 98.

11. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 -С.53 - 55.

12. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

Тимофеева М.Ю. студент 3 курса специальность «Экономическая безопасность»

Овчинникова И.В. научный руководитель, старший преподаватель кафедра управленческого учета и анализа ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический

университет им. Т.Ф. Горбачева» Россия, г. Кемерово ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация: В статье рассмотрена одна из важнейших проблем современной экономики России - проблема безработицы. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Также безработица неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве. Она как сложное и противоречивое макроэкономическое явление остается в центре внимания и населения, и научной общественности.

Ключевые слова: Безработное население, экономически активное население, коэффициент смертности, коэффициент рождаемости.

В данной статье дается анализ показателей безработицы и занятости Кемеровской области (Табл.1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.