Научная статья на тему 'Психологические проблемы правоприменительной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения'

Психологические проблемы правоприменительной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
692
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоприменительная деятельность / психологическое воздействие / конструктивное взаимодействие / психологический контакт / психологическое обеспечение / Правосознание / law-enforcement activity / psychological influence / constructive interaction / psychological contact / psychological maintenance / sense of justice

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайнуллина А. В., Васильченко А. В.

В статье раскрываются психологические проблемы и пути совершенствования правоприменительной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД с учетом влияющих на нее факторов и условий, затрагиваются вопросы формирования правосознания участников дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given article deals with psychological problems and ways of improving law enforcement activity of employees of traffic-patrol service of the State Inspectorate for Traffic Safety, taking into account factors and conditions that influence it. The article also touches upon some questions of forming the sense of justice among traffic participants.

Текст научной работы на тему «Психологические проблемы правоприменительной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения»

УДК 340.115.5

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

© А. В. Гайнуллина, А. В. Васильченко

Уфимский юридический институт МВД России.

Россия, Республика Башкортостан, 450091 г. Уфа, ул. Муксинова, 2.

Тел./факс: +7 (347) 254 82 62.

E-mail: lzwetok@yandex.ru

В статье раскрываются психологические проблемы и пути совершенствования правоприменительной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД с учетом влияющих на нее факторов и условий, затрагиваются вопросы формирования правосознания участников дорожного движения.

Ключевые слова: правоприменительная деятельность, психологическое воздействие, конструктивное взаимодействие, психологический контакт, психологическое обеспечение, правосознание.

В связи с процессом глобализации, дальнейшей автомобилизации страны, дорожно-транспортным травматизмом вопросы повышения эффективности правоприменительной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД являются, несомненно, актуальными [1-2]. В основе данной деятельности лежит контрольно-надзорная функция дорожнопатрульной службы, непосредственно направленная на защиту граждан от последствий дорожнотранспортных происшествий, вследствие чего она тесно взаимосвязана с профилактической функцией и функцией содействия.

На специфику правоприменительной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД оказывают существенное влияние организационные факторы (существующая система оценки деятельности сотрудников ДПС ГИБДД, уровень их социальноправовой защищенности, законодательство в области дорожного движения, особенности психологического обеспечения), психологические факторы (уровень развитости у сотрудников ДПС ГИБДД соответствующих профессионально важных умений и навыков), а также условия профессиональной деятельности (дефицит времени и информации, высокая интенсивность социальных контактов, возможность возникновения конфликтных, экстремальных и нестандартных ситуаций, дорожно-транспортная обстановка и условия дорожного движения).

Особенности взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с водителями и пешеходами при осуществлении правоприменительной деятельности изложены во вновь утвержденном Административном регламенте [3], где указывается, что «взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам».

Усиление административной ответственности по отношению к участникам дорожного движения, а также рост выявляемости совершаемых ими право-

нарушений (только за первое полугодие 2009 года было возбуждено более 29 млн. дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, что на 7.3% больше, чем за аналогичный период прошлого года), позволили снизить аварийность на 7.2% [4]. Однако по-прежнему существенная доля дорожно-транспортных происшествий (85.5%) происходит по вине водителей транспортных средств.

Полагаем, что это связано с недостаточной результативностью административно-наказательной политики без должного учета психологических факторов: возможностей психологического индивидуально-профилактического воздействия сотрудников ДПС ГИБДД на правосознание и поведение участников дорожного движения. Ведь сами по себе меры административного взыскания не несут профилактического воздействия на поведение водителей [5, с. 205; 6], не приводят их к твердому убеждению, что нарушение приносит вред всему обществу и им лично [7, с. 17], т.к. «между поведением и санкционированием нет механической связи типа «стимул - реакция» [8, с. 206], а оптимизация формальных административных взаимоотношений невозможна без активизации личностных ресурсов [9, с. 91]. Только осознание своей вины и необходимости соблюдения водителями правил дорожного движения уважительное отношение к правовым нормам в области дорожного движения могут привести к формированию у них правовых установок и ориентаций сознательного дисциплинированного поведения на дорогах.

Под эффективным психологическим воздействием сотрудников ДПС ГИБДД на участников дорожного движения мы понимаем целенаправленный процесс актуализации у водителей и пешеходов позитивных установок на соучастие в реализации общесоциальных целей, связанных с безопасностью на дорогах. Данное воздействие является результатом конструктивного взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, включающего: а) установление психологического контакта сотрудника ДПС ГИБДД с гражданами, разъяснение целей и причин остановки; б) выявление причин допущенного правонарушения для восстановления объективной картины

188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №1

243

происшедшего; в) разъяснение сути правонарушения и его общественной опасности; г) достижение в ходе диалога взаимопонимания и взаимодоверия.

Нами был проведен опрос 470 сотрудников ДПС ГИБДД из различных субъектов России, который позволил выявить некоторые особенности правоприменительной практики в отношении участников дорожного движения. Из них со стажем работы в ГИБДД до 5 лет - 53.6%, от 5 до 10 лет - 29.4, от 10 до 15 лет - 10.2 и от 15 до 25 лет - 6.8%.

Выявив грубое правонарушение, совершенное водителями, и столкнувшись при этом с их непониманием серьезности правонарушения, 12.4% опрошенных сотрудников ДПС ГИБДД, минимизируя свое общение с ними, ссылаясь на соответствующий пункт нарушений правил дорожного движения, составляют административный протокол. 39.1% опрошенных респондентов, опираясь на свои властные полномочия, демонстрируя уверенное и невозмутимое поведение, ограничивают контакт с водителями разъяснением сути и серьезности правонарушения, после чего принимают решение о мерах административного воздействия. Менее половины опрошенных сотрудников ДПС ГИБДД (48.5%) устанавливают психологический контакт с водителями, проводят профилактическую беседу, приводят при этом статистические данные по дорожно-транспортному травматизму и только после этого собирают административный материал.

При принятии мер административного воздействия к участникам дорожного движения около трети опрошенных сотрудников ДПС ГИБДД (28.9%), действуя по факту нарушений правил дорожного движения, не считают нужным учитывать доводы водителей, а также их личностные качества. 46.8% перед сбором административного материала проводят монологическую профилактическую беседу с гражданами, используя при этом методы внушения уверенным поведением, демонстрацией должностных полномочий, обращая внимание на реакцию водителей. Всего лишь 24.3% опрошенных респондентов, прежде чем принимать решение о мерах административного воздействия, выслушивают доводы правонарушителей, анализируют мотивы, причины поведения, а также их личностные качества, устанавливают с ними психологический контакт.

Несмотря на то, что только конструктивный диалог несет в себе воспитательные функции [10, с. 20], коммуникативное взаимодействие сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения носит, как правило, характер однонаправленных монологов: со стороны сотрудников ДПС ГИБДД - императивного содержания, со стороны участников дорожного движения -объяснительного содержания, игнорирования доводов граждан. Опираясь на властные юрисдикционные полномочия, большинство сотрудников ДПС ГИБДД не считают необходимым

анализировать мотивы и причины поведения водителей транспортных средств.

Более трети опрошенных сотрудников ДПС ГИБДД (32.8%) в ответ на психологическое давление со стороны правонарушителей, демонстрирующих визитки высокопоставленных лиц, угрожающих неприятностями по службе, игнорируют их реплики, не проявляя никакой реакции, и, ссылаясь на конкретный пункт нарушений правил дорожного движения, приступают к исполнению административных процедур.

14.7% опрошенных сотрудников ДПС ГИБДД считают целесообразным сначала оказание психологического воздействия на водителей своим уверенным поведением, демонстрацией должностных полномочий, использованием диктофона, а затем принимают в отношении их меры административного воздействия.

Всего лишь 52.5% сотрудников ДПС ГИБДД в напряженных ситуациях взаимодействия с участниками дорожного движения в целях достижения взаимопонимания, оптимизации эмоционального состояния гражданина применяют конструктивную стратегию диалога: предоставляют возможность водителям высказаться, стараются убедить их в том, что они совершили грубое правонарушение, и, например, значительно превысив скорость на опасном участке дороги, подвергали опасности себя и других участников дорожного движения и только после этого собирают административный материал. Данные сотрудники ДПС ГИБДД наряду с демонстрацией неотвратимости наказания максимально реализуют воспитательную функцию общения в целях предупреждения в дальнейшем опасного поведения граждан на дорогах.

Проведенный анализ 204 заявлений и жалоб граждан на действия сотрудников ДПС ГИБДД показал, что основными причинами напряженного характера правоприменительной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД являются: корыстная мотивация служебной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД, низкая культура их речи, нетактичное и некорректное обращение, нежелание разъяснять водителям причину остановки транспортного средства, суть допущенного ими правонарушения, равнодушие к проблемам граждан, неумение сотрудников ДПС ГИБДД подбирать оптимальные стратегии в целях конструктивного разрешения конфликтных ситуаций с нарушителями правил дорожного движения, стремление сотрудников ДПС ГИБДД любой ценой достичь ежедневные количественные показатели по выявляемости административных правонарушений.

Также было опрошено 455 водителей транспортных средств различных субъектов России. Из них 51.7% - юридических и 48.3% - физических лиц. Только 14.5% опрошенных нами респондентов отметили, что, остановив транспортное средство по тому или иному поводу, инспекторы ДПС ГИБДД,

244

ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

как правило, проявляли к ним внимание как к личностям, а также к их самочувствию и безопасному передвижению, тогда как в деле эффективного предупреждения дорожно-транспортного травматизма именно создание климата озабоченности в отношении безопасности на дорогах со стороны государства [11, с. 35], а в лице его представителей - сотрудников ДПС ГИБДД, имеет первостепенное значение.

Более того, соучаствующее отношение к безопасности граждан на дорогах, проявление к ним внимания способствуют улучшению взаимоотношений сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения. Опрошенными респондентами были положительно отмечены следующие профессиональные действия сотрудников ДПС ГИБДД: инспекторы ДПС ГИБДД были внимательны, предоставляли возможность участнику дорожного движения полностью изложить причину правонарушения - 13.0%; сотрудниками ДПС ГИБДД приводились статистические данные по дорожно-транспортному травматизму - 12.3%; инспекторы ДПС ГИБДД были вежливы, терпеливы, не допускали резких выражений - 16.7%; инспекторы ДПС ГИБДД разъясняли, что безопасность дорожного движения зависит от каждого водителя и пешехода, предостерегали от опасного поведения на дорогах - 11.2%; инспекторы ДПС ГИБДД предлагали гражданину самому проанализировать свое поведение - 2.9%; инспекторы ДПС ГИБДД были объективны при принятии мер административного воздействия, за что гражданин был им благодарен -5.1%.

Мы считаем, что данные тенденции вызваны экономией временного ресурса, вынужденным формальным подходом к участникам дорожного движения, несмотря на то, что большинство опрошенных сотрудников ДПС ГИБДД (84.3%) считают возможным установление психологического контакта с водителями. Выявление и пресечение административных правонарушений как профилактика дорожно-транспортных происшествий не должны превращаться в самоцель профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД. Это подрывает доверие к сотрудникам Госав-тоинспекции [12, с. 276], способствует их профессиональной деформации и нарушениям законности.

Полагаем, что, применяя те или иные меры административного взыскания к правонарушителям, сотрудники ДПС ГИБДД должны при этом оказывать на них корректирующее индивидуально-воспитательное воздействие, ориентируясь на личностные особенности, уровень правосознания, а не формировать стереотипы формального подхода.

Существенную роль на специфику правоприменительной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД оказывает влияние непридания значения возможностям психологического обеспечения как руководителями строевых подразделений ГИБДД, так и практическими психологами. Опрошенными респондентами была отмечена крайне незначительная роль психологов

в совершенствовании профессиональной психологической подготовленности к конструктивному взаимодействию с участниками дорожного движения в рамках проводимых занятий по служебной подготовке - 9.6%, участии в проведении инструктажей - 4.9% и консультировании по психологическим аспектам оперативнослужебной деятельности - 4.9%.

Таким образом, совершенствование правоприменительной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД невозможно без должного учета влияющих на него факторов и условий, для чего следует:

- включить в Административный регламент [3] вопросы о необходимости установления психологического контакта с гражданами, ориентирования на их личностные особенности, обратную реакцию, в т. ч. при разъяснении причин, целей остановки, сути совершенного правонарушения; проведения профилактической беседы с целью коррекции правосознания и поведения водителей и пешеходов, достижения взаимопонимания в деле обеспечения безопасности дорожного движения;

- обратить внимание на совершенствование системы оценки деятельности сотрудников ДПС ГИБДД;

- придать существенное значение психологическому сопровождению правоприменительной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД (консультированию по психологическим аспектам оперативно-служебной деятельности, проведению инструктажей перед заступлением нарядов на службу), а также их профессиональной психологической подготовке к конструктивному взаимодействию с участниками дорожного движения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обращение министра внутренних дел Р. Нургалиева к участникам дорожного движения от 29.07.2009 г. иЯЬ: http://www.gibdd.ru.

2. Нургалиев Р. Г. // Российская газета. 2009. №178(5002).

3. Приказ МВД России от 02.03.2009 г. №185 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения».

4. Официальный сайт ГИБДД МВД России. иЯЬ: http://www.gibdd.ru.

5. Жулев В. И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М.: Юрид. литература, 1989. 224 с.

6. Головко В. В. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. Т. 27. №3. С. 5-6.

7. Крылов Б. С. Основные вопросы деятельности дорожной полиции буржуазных стран. М.: Академия управления МВД СССР, 1984. 24 с.

8. Ратинов А. Р. // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. 246 с.

9. Ионова А. Д. Социально-психологические особенности административных отношений: дисс. ... канд. психол. наук. М, 2004. 158 с.

10. Ковалев Г. А. // Мир психологии. 1996. №3. С. 20-28.

11. Всемирный доклад о предупреждении дорожнотранспортного травматизма. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2004. 54 с.

12. Дмитриев С. Н. Проблемы организации дорожнопатрульной службы. М.: Спарк, 2002. 304 с.

Поступила в редакцию 06.10.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.