ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ДПС ГИБДД
С УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
А.В. Гайнуллина,
старший преподаватель кафедры криминологии и психологии Уфимского юридического института МВД России Научная специальность 19.00.06. — юридическая психология Рецензент:кандидат психологических наук Линевич В.Л.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрывается понятие категории «взаимодействие», анализируются проблемы взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения и выделяются его виды: конструктивное, односторонне-результативное и деструктивное.
Ключевые слова: взаимодействие, сотрудники ДПС ГИБДД, участники дорожного движения.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INTERACTION OF TRAFFIC WARDENS OF STATE ROAD TRAFFIC SAFETY INSPECTION WITH TRAFFIC PARTICIPANTS
A.V. Gainullina,
a senior lecturer in Criminology and psychology of the UFA Institute
of law of the Russian Interior Ministry
Annotation. The concept of the category "interaction" is being revealed, the problems of interaction of traffic wardens of State Road Traffic Safety Inspection with traffic participants are analyzed. There are following types of interaction : constructive, unilateral and destructive.
Keywords: interaction, traffic wardens of State Road Traffic Safety Inspection, traffic participants.
Происходящее в реформирование системы МВД России затрагивает различные вопросы: совершенствование социально-правовой защищенности, повышение качества отбора кадров, улучшение материально-технического оснащения и т.д. Особое внимание отводится совершенствованию профессиональной деятельности сотрудников полиции1, в том числе повышению их профессиональной психологической подготовленности к общению с гражданами2. В этой связи достаточно актуальными являются проблемы взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения.
Над вопросами совершенствования взаимодействия работали Н.Н. Обозов, В.Н. Панферов, Л.А. Петровская, В.Н. Куницына, А.И. Шипилов, В.А. Горянина, Е.В. Залюбовская, Ю.Л. Ханин и др.
Проблемами общения сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения занимались Я.Я. Белик, Т.М. Дубровина, В.Ф. Ипатов, А.Ф. Калашников, Е.А. Козловская, М.И. Логанов, И.Б. Пономарев, И.К. Шахриманьян, О.П. Кондаурова, Л.Н. Костина, С.Е. Борисова и др.
Категория «взаимодействие» является достаточно сложной категорией в психологической науке,
соотносимой с такими категориями, как «общение», «совместна деятельность», «взаимоотношение».
Традиционно взаимодействие определяется как одна из сторон общения наряду с перцептивной и коммуникативной стороной3. Однако взаимодействие можно рассматривать в более широком смысле, а общение как его высшую форму4. Это соответственно подразумевает, что взаимодействие не всегда может быть опосредовано общением, а лишь в тех случаях, когда наряду с установлением контакта, выбором тактик поведенческих стратегий, обменом действиями происходит значимый друг для друга обмен на эмоциональном и когнитивном уровнях.
Взаимодействие является существенным признаком совместной деятельности, и в юридической литературе, зачастую, эти понятия употребляются как синонимы. С точки зрения психологической науки взаимодействие характеризуется как «процесс непосредственного и опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимообусловленность и связь»5. Таким образом, взаимодействие понимается как процесс взаимовлияния, и не всегда может быть обусловлено совместной деятельностью, являясь одной из ее форм6.
Содержательную сторону общения субъектов друг с другом во многом характеризуют взаимоотношения, которые одновременно могут выступать как результатом, так и условием данного взаимодействия.
Таким образом, под взаимодействием можно понимать личностный контакт, обусловленный взаимозависимостью субъектов на пути достижения целей, как правило, опосредованный общением и совместной деятельностью, на основе которого происходит воздействие субъектов друг на друга, и складываются определенные взаимоотношения.
Несмотря на кажущуюся антагонистичность целей сотрудника ДПС ГИБДД и участника дорожного движения, оба субъекта, в конечном итоге, заинтересованы в одной цели — в минимизации дорожно-транспортного травматизма. И если они осознают это, то можно говорить о конструктивном характере данного взаимодействия.
Взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения имеет деловой характер, вместе с тем, субъекты данного взаимодействия ждут проявления друг от друга позитивных личностных особенностей. Именно активизация
личностного потенциала способствует совершенствованию формального характера взаимодействия.
Конструктивное взаимодействие сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения — процесс, основанный на действующем законодательстве, должностных инструкциях, гражданской позиции и включающий установление социально-психологического контакта между сотрудниками ДПС ГИБДД, водителями и пешеходами, в результате которого, содействуя друг другу, они становятся активными субъектами достижения общесоциальных целей, связанных с безопасностью на дорогах.
В конструктивном взаимодействии, носящем субъект-субъектную обусловленность, оппоненты относятся друг к другу как равноправные партнеры, и здесь превосходство сотрудников ДПС ГИБДД должно быть скорее не за счет властных полномочий, а за счет умения презентовать себя как высококвалифицированного специалиста.
В отличие от конструктивного взаимодействия в формальном функционально-ролевом взаимодействии сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения, носящем субъект-объектную обусловленность, возможно достижение целей только одним субъектом, обладающим определенным преимуществом, например: должностным превосходством, связями в правоохранительных органах, а также уровнем развитости соответствующих психологических умений и навыков. В процессе формального функционально-ролевого взаимодействия возможно также не достижение целей ни одним из субъектов, когда в ситуации взаимной конфронтации происходит борьба целей и мотивов сотрудников ДПС ГИБДД и участников дорожного движения. Исходя из анализа, в формальном функционально-ролевом взаимодействии выделяются односторонне-результативное и деструктивное взаимодействие.
В односторонне-результативном взаимодействии сотрудник ДПС ГИБДД либо участник дорожного движения, относятся к другому (объекту) лишь как средству достижения собственных целей; при этом, обладая определенным преимуществом, используют методы принуждения, либо манипулирования, не придавая значения адекватной интерпретации поведения оппонента.
Деструктивное взаимодействие определяется обоюдными отрицательными эмоциональными со-
266
Вестник Московского университета МВД России
№ 7 / 2014
стояниями, открытой конфронтацией друг с другом, ведущими к значительным искажениям во взаимном познании, отсутствию позитивного результата.
Только в конструктивном взаимодействии сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения взаимопознание происходит за счет механизма обратной связи, когда они, ориентируясь на образ, сложившийся в результате восприятия личностных и поведенческих особенностей друг друга, корректируют соответственно этому собственные действия.
В напряженных ситуациях взаимодействия с участниками дорожного движения улучшение характера взаимодействия невозможно без умения сотрудника ДПС ГИБДД позиционировать себя в глазах водителя либо пешехода, поставить себя на его место, подвергать самоанализу тактику своих действий в отношении граждан, идти на компромисс, а при необходимости, извинившись, осознать свои ошибки.
Взаимодействие сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения предполагает обращение инспектора ДПС ГИБДД к формам тактического поведения, отраженным в нормативно-правовых документах7. Однако, право не может полностью регулировать данные отношения. Именно в трудных ситуациях взаимодействия, особенно когда необходимо содействие со стороны граждан, сотрудники ДПС ГИБДД вынуждены активизировать свои личностные ресурсы.
Сотруднику ДПС ГИБДД необходимо: владение методами экспресс диагностики индивидуально-личностных и поведенческих особенностей участников дорожного движения; умение презентовать за ограниченное время образ о себе как о квалифицированном, принципиальном и отзывчивом сотруднике; умение распознавать барьеры в общении и устанавливать психологический контакт; проводить убедительную профилактическую беседу, предвидеть возможную агрессию и противоправное поведение и принять в отношении участников дорожного движения самостоятельное объективное решение, соблюдая его законные права и обязанности.
Исходя из изложенного, взаимодействие сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения может быть конструктивным, односторонне-результативным и деструктивным. Именно конструктивное взаимодействие способствует формированию у граждан позитивных установок зако-
нопослушного поведения на дорогах за счет осознания ими крайней необходимости неукоснительного соблюдения правил дорожного движения. И здесь, многое принадлежит профессионально-психологической подготовленности сотрудников ДПС ГИБДД, владению ими арсеналом средств коммуникативного индивидуально-профилактического воздействия на правосознание и поведение граждан.
1 Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 663 от 03.07.2012 г.
2 Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России № 777 от 10.08.2012 г.
3 Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2008. С. 100-115.
4 См.: Обозов Н.Н. Психология межличностного взаимодействия: дис. ...д-ра психол. наук: 19.00.05. Л., 1979. 380 с.; Ши-пилов А.И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях: дис. .д-ра психол. наук: 19.00.05. М., 2000. 370 с
5 Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / авт. — сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. Ростов н /Д: Феникс, 2004. С. 60.
6 Сафонов В.С. Особенности доверительного общения: авто-реф. дис. .канд. психол. наук, М., 1977. С. 8.
7 Наставление по организации деятельности дорожно-патруль-ной службы ГИБДД МВД РФ: приказ МВД России от 02 марта 2009 г. № 186; Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 02 марта 2009 г. № 185.