УДК 343
Юрпалова Диана Николаевна
СПЕЦИФИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГИБДД ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ЖЕНЩИНАМИ
Yurpalova Diana Nikolayevna
SPECIFICS OF MEASURES IMPLEMENTED BY THE NATIONAL ROAD TRAFFIC SAFETY INSPECTORATE FOR PREVENTION OF THE ROAD TRAFFIC CRIMES COMMITTED BY WOMEN
Аннотация:
Статья посвящена анализу предупредительной деятельности подразделений ГИБДД в сфере безопасности дорожного движения с участием женщин-водителей. В результате проведенного исследования автором сформулированы предложения, направленные на предупреждение совершения женщинами-водителями дорожно-транспортных преступлений.
Ключевые слова:
дорожно-транспортное преступление, женщина-водитель, предупреждение, профилактические меры, подразделения ГИБДД, психологическая подготовленность сотрудников.
Summary:
The article is concerned with the preventive activities of the National Road Traffic Safety Inspectorate in the sphere of traffic safety with participation of driving women. As a consequence of the undertaken research the author makes suggestions, the implementation of which can help to prevent the road traffic crimes committed by women.
Keywords:
road traffic crime, driving woman, prevention, preventive measures, departments of the National Road Traffic Safety Inspectorate, psychological competence of police officers.
Борьба с дорожно-транспортными преступлениями во всех странах мира уже давно рассматривается как национальная проблема, требующая к себе постоянного внимания и принятия мер к уменьшению ущерба, причиненного при их совершении. Данные преступления создают реальную угрозу жизни людей, экономике государств, экологической безопасности. Несмотря на то что в среднем доля дорожно-транспортных происшествий, совершенных женщинами, составляет 8 %, темпы прироста количества серьезных «женских» аварий уже выше, чем прироста аварий по вине водителей-мужчин. Подобные факты свидетельствуют о необходимости углубленной разработки мер, направленных на предупреждение данной категории преступлений.
Наиболее важная роль в предупреждении дорожно-транспортных преступлений, совершаемых женщинами, отводится Главному управлению по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ, которое вырабатывает предложения по формированию основных направлений государственной политики в этой сфере.
Управление осуществляет руководство деятельностью Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России (далее - НИЦ), который в свою очередь организует, проводит и координирует научные исследования по актуальным проблемам деятельности ГИБДД в области обеспечения безопасности дорожного движения и борьбы с данным видом преступности. На основе комплексного исследования закономерностей и структуры аварийности НИЦ готовит научно обоснованные предложения по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, проблемам профессиональной подготовки сотрудников Госавтоинспек-ции, совершенствованию правового регулирования отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения. Центр дает рекомендации по применению специальных технических средств в практической деятельности ГИБДД. Он принимает участие в разработке всех видов продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также выполняет функции Технического комитета по стандартизации и Органа по сертификации в сфере безопасности дорожного движения.
Среди других направлений деятельности НИЦ следует назвать подготовку к изданию сборников научных трудов, монографий, методической и справочной литературы по проблемам безопасности дорожного движения, участие в организации и проведении выставок, совещаний, семинаров, изучение передового опыта работы подразделений ГИБДД и дорожной полиции зарубежных стран.
Помимо этого создана система функционально самостоятельных подразделений, в частности, регистрационно-экзаменационной работы, организации дорожного движения, информационного обеспечения, пропаганды и др.
Сложность и разнохарактерность обстоятельств, способствующих совершению дорожнотранспортных преступлений, вызывает необходимость разработки комплексных мероприятий по их профилактике всеми подразделениями ГИБДД МВД России, оценку криминологической обстановки в целом.
Большая роль в предупреждении дорожно-транспортных преступлений, совершаемых женщинами, принадлежит дорожно-патрульной службе. В состав ДПС ГИБДД МВД России входят строевые подразделения (в том числе специализированные): полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств. Именно они первыми оказываются на месте совершения женщинами-водителями дорожно-транспортных происшествий.
Ежегодно подразделениями ДПС ГИБДД МВД России проводятся тысячи мероприятий по профилактике дорожно-транспортной аварийности: «месячники безопасности на дорогах», «контроль трезвости», «пешеходный переход» и т. д. Например, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий на федеральной автомобильной дороге «Краснодар - Новороссийск» в летний период по пятницам, субботам и воскресеньям сотрудниками ДПС ГИБДД проводятся оперативно-профилактические мероприятия под условным наименованием «Трасса».
Вместе с тем, в некоторых регионах России данная служба действует недостаточно эффективно, подвергается критике со стороны населения, средств массовой информации. Зачастую непрофессиональные действия сотрудников раздражают водителей и пешеходов, вызывают у них негативную реакцию [1, с. 128].
А.В. Гайнуллина в своем диссертационном исследовании отмечает, что в результате опроса 100 руководителей ГИБДД МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ негативная оценка деятельности сотрудников ДПС ГИБДД связана с их: формальным подходом к участникам дорожного движения (31 %), профессиональной деформацией, низким уровнем правосознания (45 %), неэффективной пропагандой безопасности дорожного движения среди граждан (20 %), недостаточным уровнем профессионально-психологической подготовки (51 %), отсутствием должного внимания к вопросам подготовки водительских кадров (11 %) [2, с. 3].
По мнению автора, оптимизация взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД и участников дорожного движения возможна при смене негативных стереотипов восприятия друг друга на позитивные. Для этого необходим высокий уровень интерактивной подготовленности сотрудников ДПС, который достигается путем обучения их по программе, нацеленной на приобретение знаний, формирование умений и навыков осуществления отдельных коммуникативных действий, корректирующего воздействия на правосознание и поведение участников дорожного движения; владение психотехниками анализа субъективных и объективных факторов поведения водителей; способность своевременно разрешать конфликтные ситуации с участниками дорожного движения посредством диалога, управлять напряженными конфликтами и т. д. [3, с. 9].
Заслуживают внимания предложения отразить проблемы формирования профессионально-психологической подготовленности сотрудников ДПС ГИБДД в учебных планах и программах центров профессиональной подготовки, образовательных учреждений системы высшего и дополнительного профессионального образования МВД России, а также в процессе служебной подготовки, консультирования сотрудников по психологическим аспектам оперативнослужебной деятельности и проведения инструктажей перед заступлением нарядов на службу (психологами, занимающимися психологическим обеспечением профессиональной деятельности ДПС ГИБДД) [4, с. 10, 11].
Результаты анкетирования сотрудников ДПС ГИБДД показывают, что большая часть опрошенных (62 %) полагает, что требуется особая психологическая подготовка с целью взаимодействия с женщинами-водителями. При этом 63 % относят к среднему уровень своей профессионально-психологической подготовленности к конструктивному взаимодействию с женщинами-во-дителями как участниками дорожного движения, 24 % - к высокому, остальные 13 % - к низкому. Опрос также показал, что сложностей психологического характера при общении с женщинами-водителями сотрудники ДПС ГИБДД в основном не испытывают. Вместе с тем, подавляющее большинство (76 %) опрошенных считают, что психологический контакт с женщинами-водите-лями является непременным условием конструктивного взаимодействия с ними.
- 1BG -
В связи с этим полагаем, что в учебных планах и программах центров профессиональной подготовки сотрудников ДПС ГИБДД, образовательных учреждений системы высшего и дополнительного профессионального образования МВД России, а также в процессе служебной подготовки данных сотрудников необходимо отразить вопросы психологической подготовленности к взаимодействию с женщинами-водителями.
Существенное значение в профилактике дорожно-транспортных происшествий имеет взаимодействие подразделений ГИБДД и других служб органов внутренних дел, например со службой участковых уполномоченных.
В соответствии с п. 5.5 Приказа МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» [5] участковый уполномоченный полиции при несении службы на административном участке принимает участие в безопасности дорожного движения.
К профилактике дорожно-транспортных преступлений целесообразно привлекать органы общественности. В этом случае уместно вспомнить опыт нашей страны. Наиболее массовыми общественными объединениями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которые действовали наряду с государственными, были специализированные добровольные народные дружины по обеспечению безопасности дорожного движения.
Одним из направлений профилактической работы является качественная подготовка водителей транспортных средств. Определенная часть «крутых» водителей личного автотранспорта, значительная часть так называемых «чайников», не усвоивших азы управления, как правило, плохо знают Правила дорожного движения, хотя имеют водительские права, выданные соответствующими службами ГИБДД. Это в полной мере относится и к женщинам-водителям. Одной из причин подобного явления может служить коммерциализация системы подготовки водительских кадров в системе профессиональных образовательных учреждений, недостатки и злоупотребления в системе «сдача - прием экзаменов» в ГИБДД на водительские права. Необходимо повысить контроль и усилить требовательность к подготовке кадров водителей, в том числе с участием медиков, психологов. В процессе анкетирования женщин-водителей выяснилось, что большинство опрошенных испытали определенный комплекс неполноценности после обучения в автошколе из-за пренебрежительного, непрофессионального поведения инструктора. Учитывая постоянное увеличение количества женщин, управляющих транспортным средством, вполне уместно предусмотреть наличие в штате каждой автошколы на должности инструктора женщины. В такой ситуации любая обучающаяся в автошколе женщина получит возможность (по желанию) отрабатывать навыки практического вождения с женщиной-инструктором.
Важнейшей мерой контроля за деятельностью ГИБДД в сфере предупреждения автотранспортных преступлений является выявление фактов укрытия ДТП и привлечения к соответствующей ответственности виновных в этом должностных лиц. Возможны факты злоупотребления сотрудниками соответствующих специальных подразделений МВД своим служебным положением, ослабления деятельности прокуратуры и службы собственной безопасности МВД в данной сфере предупреждения автотранспортных преступлений.
Актуальным представляется и совершенствование мер воздействия на неосторожные проступки и развертывание в этой связи комплекса мер деликтологического воздействия на неосторожное отклоняющееся поведение женщин-водителей автотранспортных средств, активизация административных и дисциплинарных мер взыскания к лицам, учиняющим различные нарушения ПДД, которые способны в перспективе трансформироваться в ДТП. Как показывает следственная практика, во многих случаях дорожно-транспортным преступлениям предшествовали различного рода административные правонарушения: управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, превышение предусмотренной скорости движения. Целесообразно в данном случае применение мер, в соответствии с которыми при неоднократном нарушении правил дорожного движения отправлять водителя на пересдачу экзамена на право управления транспортным средством. В этом случае следует вспомнить забытую организационно-практическую меру, которую можно считать эффективным инструментом пресечения и предупреждения совершения правонарушений на автомобильном транспорте - введение специальных талонов для водителей, которые были разделены на три зоны (по одной на каждое нарушение). После третьего нарушения водитель направлялся на пересдачу экзаменов на право управления транспортным средством [6, с. 12-13].
В завершение исследования можно сделать ряд обобщающих выводов:
1. Представляется целесообразным создание специальной группы психологов в органах ГИБДД с целью включения их в комиссию по приему экзаменов на получение водительского удостоверения, а также проведения различных тренингов с водителями-женщинами, которые оказываются в трудной жизненной ситуации, состоянии стресса, с целью оказания им психологической помощи.
- 1B1 -
При этом подобные занятия с психологами должны стать обязательными для лиц, совершивших дорожно-транспортное преступление. Правила о возможности возложения судом на данное лицо обязанности посещения психолога целесообразно закрепить в примечании к ст. 264 УК РФ.
2. Сложность и разнохарактерность обстоятельств, способствующих совершению дорожнотранспортных преступлений женщинами, вызывает необходимость в осуществлении комплексных действий различных подразделений ГИБДД МВД России, а также данных подразделений с иными службами органов внутренних дел, например, участковых уполномоченных полиции, направленных на разработку профилактических мер, с учетом оценки криминологической обстановки.
3. Эффективное предупреждение дорожно-транспортных преступлений, совершаемых женщинами, зависит от профессиональной психологической подготовленности сотрудников ГИБДД. Представляется целесообразным в учебные планы и программы центров профессиональной подготовки сотрудников ДПС ГИБДД, образовательных учреждений системы высшего и дополнительного профессионального образования МВД России включить раздел по психологической подготовленности сотрудников к взаимодействию с женщинами-водителями.
Ссылки:
1. Кузьменко Д.О. Криминологический анализ дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов : дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009. С. 128.
2. Гайнуллина А.В. Психология взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. С. 3, 9-11.
3. Там же.
4. Там же.
5. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166 // Российская газета. 2013. № 6041. 27 марта.
6. Войтенков Е.А. Исторические закономерности и организационно-правовые особенности обеспечения безопасности дорожного движения в СССР в середине XX в. // История государства и права. 2011. № 9. С. 12-13.